|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С. В. Петров
Министерство образования РФ
Ухтинский государственный технический университет
Кафедра ПЭМГ
Лабораторная работа №4 ВЫБОР ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Выполнил ст. гр. ПЭМГ-1-06 М. Н. Кузьмичев
Проверил С. В. Петров
Ухта 2010 По проектной пропускной способности Q = 8179 м3/ч (из лабораторной работы №2) подбираем марку насоса. Выбираем насос НМ 7000-210; n=50 c-1 (3000 об/мин). Строим характеристику Q-H для данного насоса.
Характеристики насосов построены на воду, ее необходимо пересчитать на нефть. Для этого определяем эквивалентный диаметр рабочего колеса по формуле: , (1) где Dэкв – эквивалентный диаметр рабочего колеса, см; D2, В2 – соответственно диаметр и ширина рабочего колеса, см; D2 =46, 5 см, В2 = 6, 1 см (табл. 20 ); Кл – коэффициент сужения выходного сечения рабочего колеса лопатки; Кл= 0, 9. см. Найдём число Рейнольдса Re на выходе из колеса по формуле , (2) где Qн - номинальная подача насоса, м3/ч; Qн = 7000 м3/ч. – кинематическая вязкость при t = –8 °С, м2/с; =61, 7·10-6. . По табл. 21 определяем поправочные коэффициенты к подаче и напору. Так как Re> 80000, то KQ = 1, KH = 1. Следовательно, характеристика Q-H насоса, построенная на воду, соответствует характеристике насоса, построенной на нефть. Число насосных станций рассчитывается по формуле: , (3) где Нст - напор на выходе из насосной станции, м; Нст=600, 24 м [из лабораторной работы №1]; Dh - дополнительный напор, м, Dh=60м [таблица 14]; H - полная потеря в трубопроводе; . Число станций принимаем равным 5 с учетом лупинга длиной 64, 8 км (из л/р №3). Определив развиваемый напор насоса Н* (из характеристики насоса при проектной пропускной способности), м, создаваемый для требуемой подачи, можно определить число насосов, установленных на одной насосной станции. , (4) где n – число насосов на одной насосной станции; Hcт – напор, развиваемый одной насосной станцией, м; Нст=600, 24 м (из лабораторной работы №1); Н* – напор, развиваемый насосом для данной подачи, м; Н*=223 м. Округляя до ближайшего целого, принимаем число насосов n=3. Кроме того, устанавливаем один резервный насос. Общее число насосов на всём трубопроводе определяем, умножая количество насосов на одной станции на число насосных станций на трубопроводе. n0=ncт·n, (5) где n0 – общее число насосов на трубопроводе; ncт – число насосных станций на трубопроводе; ncт=5. n0=5*3=15. Подбираем электродвигатели для насосов исходя из потребляемой мощности насосов, которая расчитывается по формуле: , (6) где Nн – мощность электродвигателя, кВт; ρ t – плотность нефти при расчетной температуре, кг/м3; ρ t=889, 15 кг/м3; η н – КПД насоса, доли единиц; η н=0, 89 (табл. 19). кВт. Подбираем для насосов электродвигатели марки СТД-5000-2 (табл. 19 ), с мощностью 5000 кВт и частотой вращения 3000 об/мин. Для обеспечения кавитационного запаса устанавливаем параллельно два подпорных агрегата НПВ 5000-120 (n=1500 об/мин).
По графику определяем подпорный напор Н**=265 м, развиваемый насосами для подачи Q=8179 м3/ч. Строим совмещённую напорную характеристику всех рабочих насосов и характеристику трубопровода в одной координатной плоскости. Выбираем 5 соседних значения Q, близкие к проектному, определяем потерю напора и по полученным данным строим напорную характеристику трубопровода. Q=8179 м3/ч=2, 272 м3/с , (7) где Dвн – внутренний диаметр трубопровода, м; Dвн=1, 0 м. . Для определения режима потока найдем число Рейнольдса в первой переходной зоне, Re1пер: , (8) где k – эквивалентная шероховатость, мм; k=0, 2 мм [табл. 12]. . Так как 2300< Re < Re1пер, то режим потока турбулентный в зоне гидравлически гладких труб. , (9) iл=i*0, 296 где - гидравлический уклон, м/м; l – коэффициент гидравлического сопротивления. Коэффициент гидравлического сопротивления для турбулентного режима в зоне гидравлически гладких труб определяется по формуле: ; . Подставив найденное значение в формулу (9) определим значение гидравлического уклона: м/м. iл=3, 85·10-3 ·0, 296=1, 14·10-3 м/м. Полная потеря напора в трубопроводе H, м, определяется по формуле: , (10) где 1, 01 - коэффициент, учитывающий местное сопротивление в трубопроводе; Хл – длина лупинга, м, Хл=64, 8·103 м. Lр – расчетная длина трубопровода, м; Lр=700·103 м; Dz – разность отметок начала и конца трубопровода, м; Dz=130-100=30 м. м. Остальные значения Н, м, рассчитываются аналогично и сводятся в таблицу 1. Таблица 1
Исходя из совмещенной напорной характеристики определили координаты рабочей точки: Qр=9400 м3/ч; Нр=3350 м. Параметры расчетной точки: Qрасч=8179 м3/ч; Нрасч=2573 м. Так как рабочая точка при пересечении характеристик находится выше, чем расчетная, поэтому производим обточку рабочего колеса основного насоса. Диаметр рабочего колеса после обточки определяется по формуле: , где D2’ – диаметр рабочего колеса после обточки, см; D2 – диаметр рабочего колеса до обточки, см; D2=48, 5 см; Н’ – расчетный напор, м; Нр – напор из совмещенной характеристики, м. см. Подача насоса после обточки рабочего колеса: , где Q’ – подача насоса после обточки рабочего колеса, м3/ч; Qр – подача насоса из совмещенной характеристики, м3/ч. м3/ч. После обточки рабочего колеса насоса на совмещенной характеристике находим координаты новой рабочей точки: м3/ч; м.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|