|
|||
Лекция 11Тема: Стресс и его особенности. 1. Особенности стресса. 2. Стресс как объект научного анализа.
1. Особенности стресса. Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться, восприниматься в практике во взаимосвязи с его последствиями и, главным образом, в связи со стрессами. Более того, только выявление стрессогенных характеристик педагогических конфликтов способно вывести данную проблему в область гуманизации профессиональной деятельности учителя и его взаимодействий с учащимися, коллегами, руководителями школ и органов образования. Без знания физиологических основ возникновения нервных переживаний представления о стрессах в педагогической деятельности будут оставаться поверхностными. Только физиологическая наука в состоянии дать ответ на вопросы о механизмах функционирования человеческого организма и всех его составляющих. Публикации физиологов дают основание рассматривать стресс как объект научного анализа при изучении природы человека. Автором фундаментальных работ по физиологии, биологии, психологии стресса, основоположником учения о стрессе является Г. Селье (1907—1982). Медик по образованию, биологе мировым именем, директор Института экспериментальной медицины и хирургии в Монреале (в 1976 г. преобразован в международный институт стресса), он на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно учение отражено в концепции стресса, изложенной в наиболее известном труде Г. Селье «Стресс без дистресса». Стресс представляет собой способ достижения устойчивости организма при воздействии на него повреждающего фактора раздражителя. Первобытный человек был вынужден реагировать на такие стрессоры, как голод, холод, жажда, жара, боль, раны, схватки с дикими зверями. Эти стрессоры требовали от человека физической активности, приложения всех сил, которыми он обладал. В общем виде реакция организма на подобного рода воздействия означала мобилизацию энергетических резервов, дающих возможность сохраниться, выжить. По мнению Г. Селье, биологические основы реагирования человека на внешние раздражители, на сложные, экстремальные условия в основном остались те же. Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилуют такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесия нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических. Страх учащегося, не готового к уроку, перед опросом, предэкзаменационные волнения студента, переживание учителем процессов служебной аттестации, нервное напряжение соискателя диссертации на ее защите и т. д. не могут преодолеваться физическими реакциями организма. Конечно, существуют психомоторные средства уравновешивания психики, но и они не в состоянии снижать нервное напряжение до состояния равновесия. Продолжительные конфликты в педагогической деятельности, порой длящиеся годами, неизбежно приводят учителя к заболеваниям. Вместе с тем не только избыток раздражителей, но и их нехватка может стать негативным стрессором. Однообразие в работе, изоляция, ограниченность общения, скука, одиночество и другие подобные условия жизнедеятельности учителя могут стать источником нервного срыва. При стрессах в организме выделяются гормоны стресса. Биологические реакции организма есть не что иное, как природная защитная база организма. Организм обладает адаптационными способностями, ресурсами приспособления и уравновешивания со средой, в том числе враждебной. Однако приспособительные функции и возможности имеют свой предел. Говорят о «двуликости» стресса, поскольку это и жизненно необходимая приспособительная реакция, и причина страданий человека, его болезней и переживаний.
2. Стресс как объект научного анализа Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. В повседневной деятельности стрессы возникают по разным причинам: на спортивных соревнованиях, при встрече с любимым человеком, публичном признании коллегами вашего успеха и т. д. В стрессологии используют два термина: «аустресс» и «дистресс». Первый термин означает желательный эффект, второй — негативный. Дистресс — это неприятные переживания, вызываемые вредоносным стрессором. Природные механизмы стресса, как установлено, обладают гибкостью. Их можно усовершенствовать, развить, усилить. Это обстоятельство для педагогов имеет особое значение, поскольку в содержа- пне воспитания можно включать и такую сложную задачу, как планомерное влияние на психику ребенка в целях укрепления его стрессо - устойчивости. В будущем, очевидно, в числе вузовских дисциплин появится и такой предмет, как управление развитием защитных психических механизмов школьника. Г. Селье утверждает, что в принципе возможно усовершенствование гормональных механизмов, ответственных за выработку гормонов, способствующих «мирному сосуществованию» психики с болезнетворными раздражителями. Г. Селье выдвигает три тактики противодействия агрессивным стрессологическим факторам: 1) игнорирование, т. е. попытка сосуществования с ним; 2) вступление в бой; 3) бегство от врага без попытки вступить в бой. Биологи подметили еще одну особенность: один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявление стрессового состояния: генетическая предрасположенность человека, иол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных людей по-разному. Для педагога важно иметь в виду биологическую трактовку последствий стрессовых состояний: встречаются позитивные и негативные стрессовые состояния и их следы в психике и физиологических процессах жизнедеятельности человека. В числе позитивных воздействий агрессоров на человека — функционирование, тренировка, закалка, развитие защитных механизмов, т. е. физических и психических способностей противостоять враждебным факторам и выживать в неблагоприятных условиях жизнедеятельности. Чем шире диапазон вредоносных раздражителей, в борьбу против которых вступает организм человека, тем выносливее становятся его физиологические механизмы (в пределах нормального понимания условия взаимодействия человека и среды). Гораздо шире перечень негативных последствий. К ним биологи относят: ■ угрозу нормальному течению жизни; ■ физическое нездоровье; ■ психическое нездоровье; ■ пограничные состояния организма (между нормой и патологией); ■ стрессогенные заболевания (ишемическая болезнь сердца, инфаркт, гипертония, диабет, язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, аллергические и иммунные нарушения). Для формирования гумaнизированного профессионального педагогического мышления существенную роль, как представляется, играет осведомленность будущего учителя о современных стрессологических данных науки в интерпретации специалистов психиатров. Значительную по содержанию информацию студент может найти в монографии Р. А. Тиграняна «Стресс и его значение для организма». Из современных теорий стресса к педагогической деятельности ближе всего находятся теории физиолога Г. Н. Кассиля, исследователей биохимиков В. Н. Васильева, B. C. Чугунова, эндокринолога М. Вигаша. Их утверждения могут служить ориентирами для подходов к рассмотрению проблематики педагогических стрессов. Стартовым химическим звеном развития стрессориой реакции является возрастание уровня адреналина и иорадреиалина в крови человека. Не останавливаясь на подробностях секреторных и гуморальных процессов движения их по мозговым и нервным образованиям, обратимся к последствиям длительных и угрожающих жизни стрессорных воздействий. Они ведут к расстройству регуляции самозащитиых функций нервной системы. В результате нарушений саморегуляции может наступить стадия истощения и необратимого подавления защитных механизмов, что ведет человека к гибели. Г. Н. Кассиль утверждает, что психологические стрессы, связанные с внешними проявлениями страха, тревоги, депрессии зависят от секреции адреналина. Стрессы же с выраженным внешним проявлением агрессивности, гнева, ярости и т. н. зависят от секреции иорадреиалина. Это значит, что при химическом анализе крови человека, находящегося в стрессовом состоянии, можно получить объективные показатели и критерии свидетельства уровней нервного напряжения. Введением же указанных препаратов в кровь можно искусственно вызвать указанные реакции организма. Впрочем, практика использования допингов, психоделиков и других медикаментозных препаратов для взрыва физических и психических запредельных возможностей человека общеизвестна. Стрессорная реакция, но мнению М. Вигаша, включает в себя ряд легко распознаваемых поведенческих, гомодииамических и биохимических процессов. Анализ стрессорной реакции требует комплексного подхода. Это объясняется запутанностью и непредсказуемостью естественного течения жизни человека. Опасность, вызывающая у человека нервное состояние, может быть реальной, ожидаемой и символической. Определение стресса в работах этого автора формулируется иначе, чем у Г. Селье. Он считает, что стресс не что иное, как ответ организма, развивающегося в онтогенезе, на факторы, угрожающие фактически или символически его целостности. При этом фактор становится стрессорным, если он количественно является чрезмерным и качественно стрессогенным. Ответ организма на стресс заложен в наследственном генотипе и отражает опыт, приобретенный в ходе эволюции человека и животного. Он направлен на приспособление к выживаемости. Стрессор может исходить из внутренней и внешней среды. Стресс как бы готовит организм к столкновению с повышенными требованиями. Происходит мобилизация источников энергии, чтобы во всеоружии встретить опасность, угрожающую нормальному функционированию организма. Стресс сопровождается реакциями, которыми отвечает на него организм: нервными, эндокринными, метаболическими (обменными). М. Вигаш дает следующую схему направления ответа на раздражитель: извне или изнутри поступает сигнал, который достигает центральной нервной системы, от которой далее идет серия команд, определяющих поведенческие реакции человека. Стрессогенным является то воздействие, которое нарушает целостность организма. Следует заметить, что такое утверждение вряд ли можно считать справедливым с точки зрения системного взгляда на организм. Дело в том, что отсутствие или исчезновение того или иного компонента организма, вызванное его естественными эволюционными изменениями, включает компенсаторные механизмы. А степень болезненности изменений может быть незначительной или вовсе отсутствовать. Еще одно замечание касается утверждения М. Вигаша о том, что определить факты стрессогенности того или иного внешнего или внутреннего раздражителя можно только ретроспективно (именно этот тезис будет положен в основу анализа конфликтов учителей с учащимися, которые выявляются посредством ретроанализа биографических фактов школьной жизни уже повзрослевших людей). Определенные дополнительные сведения о природе стрессов можно найти в работах физиолога К. В. Судакова, посвященных раскрытию механизмов эмоциональных стрессов. Опираясь на теорию функциональных систем П. К. Анохина, он выдвигает ряд принципиальных положений о природе эмоциональных стрессов и путей их учета и преодоления воздействий эмоционально враждебных человеку раздражителей. По утверждению К. В. Судакова, возникновение эмоциональных стрессов и их формирование предопределяется конфликтными ситуациями из-за невозможности в течение длительного времени удовлетворить биологические или социальные потребности. Эмоциональные стрессы оказывают мобилизующее воздействие на концентрацию жизненных сил человека, чтобы выйти из конфликтной ситуации. При возникновении безнадежной конфликтной ситуации эмоциональные стрессы приобретают весьма болезненный характер.
Вопросы для контроля знаний:
1. Назовите особенности стресса. 2. Дайте характеристику стресса. 3. Какие негативные последствия стрессов Вы знаете? 4. В чем заключается теорияК. В. Судакова о возникновении стрессов? 5. Назовите ученых характеризующих стресс как объект научного анализа. 6. Назовите современные теории стресса к педагогической деятельности.
|
|||
|