Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.Классификация конфликтов и их характеристика.



 

Лекция 10. 3

Тема: Типы конфликтов

1. Классификация конфликтов и их характеристика.

2. Межличностные конфликты.

3. Педагогические конфликты.

 

1. Классификация конфликтов и их характеристика.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-пси­хологическое явление, весьма многообразны, а следовательно, их мож­но классифицировать по различным признакам (табл. 1. ). С практи­ческой точки зрения классификация конфликтов важна, поскольку позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и оце­нить возможные пути их разрешения.

Таблица 1

Классификация конфликтов

 

№п/п Признак классификации Типы конфликтов Общая характеристика
Сфера проявления конфликта 1. Экономические В основе лежат экономические противоречия
    2. Идеалогические В основе лежат противоречия во взглядах
    3. Социально-бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
    4. Семейно-бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
2. Степень длительности и напряженности конфликта 2. 1. Бурные и быстро-текущие Возникают на основе индивидуальных особенностей личности, отличаются агрессивностью
    2. 2. Острые и длительные Возникают при наличии глубоких противоречий
    2. 3Слабовыраженные и вялотекущие Связаны с пассивностью одной из сторон
    2. 4. Слабовыраженные и быстротекущие Связаны с поверхностными причинами

3.

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные. Межличностные Субъектом конфликта являются две личности
Конфликты «личность-группа» Субъектом являются личность-группа
Межгупповые  Субъектом –социальные группы  

 

Впутриличностпый конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, происходящих во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Вместе с тем деструктивные внутриличностные кон­фликты несут серьезную опасность для личности — от тяжелых пере­живаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения (суицида). Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направ­ленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особен­ности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

■  необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия — отдельных личностей или групп людей;

■  специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специ­фическими состояниями (страхом, депрессией, стрессом), часто при­водит к неврозу;

■  латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам ие осознает, что он находится в состоя­нии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

2. Межличностные конфликты

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практиче­ски все сферы человеческих отношений (табл. 2). Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и спо­собов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Четкое определение межличностного конфликта дать практически невозможно. Но когда заходит речь о таком конфликте, сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столк­новения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;

2)  проявляется весь спектр известных причин (общих и частных, объективных и субъективных);

3)  для субъектов конфликтного взаимодействия является своеобразным «полигоном» проверка характеров, темпераментов, прояв­ления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

4)  высокая эмоциональность и охват практически всех сторон от ношений между конфликтующим и субъектами;

5)  затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Таблица 2

Сферы межличностных конфликтов

 

№п\п  

Сфера

 

Тип конфликта  

Причина

 

1.

Коллектив, организация

Руководитель-подчиненный

Между сотрудниками одного ранга, служебные, неслужебные

Психологические, неудовлетворительные коммуникации

2.

Семья

Супружеские конфликты.

Родители-дети-родственники

 

Ограничение свободы, уровень культуры и т. д.

3.

Общество, государственные учреждения, улица, общественный транс­порт и т. д.

Гражданин - общество

Гражданин-чиновник

Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфе­ре обслуживания; низ­кая правовая и психо­лого-педагогическая культура  
           

 

3. Педагогические конфликты.

Эти конфликты возникают в резуль­тате профессионального и межличностного взаимодействия участни­ков учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострив­шихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конст­руктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересован­ное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педа­гогического конфликта как разновидности конфликтов вообще внимание обращается прежде всего на сферу его протекания (учебно- воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует подчеркнуть, что педа­гогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, что весьма существенно для опре­деления способов его предупреждения и преодоления.

Все педагогические конфликты можно распределить по трем группам. Первая группа — мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации учащихся, а проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы имеют тенденцию разрастаться, и в конечном итоге между учи­телями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние и даже борьба.

Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап своей жизни. В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности — игровой на учебную, меняется социальная позиция (он становится школьни­ком), появляются новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация к школе длится от трех месяцев до полутора лег.

Только ученик привыкает к своей новой роли и учителю в школе, как наступает новый, второй конфликтный период — переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителейпредметников. Если учитель начальных классов обычно опекает своих подопечных, помогает им, заботится о них, то учителя средних клас­сов в основном относятся более строго и требовательно, приспособить­ся к этому сразу нелегко. Кроме того, значительно увеличивается коли­чество школьных предметов.

В третий конфликтный период — в начале девятого класса — нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в школе. Поступа­ющие в техникумы и училища часто испытывают своего рода комплекс неполноценности, поскольку переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в десятый класс, но ему в этом отказывают. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.

И наконец, четвертый конфликтный период — окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работ­ника, студента, мужа (жены), отца (матери). Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным, полным неудач, срывов, проблем.

Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Они проис­ходят не столько по объективным, сколько но субъективным причи­нам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых уста­новок и ценностных ориентаций.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и груп­па девочек. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подро­стков с классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Конфликты «учитель — ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер. Школьные психологи часто отмечают, что учителя не придают должного значения нравственности отношений с ребятами: нарушают данное слово, открывают детские секреты и т. д. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителям. Так, только 3—5% школьников вступают в доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам — от проблем школьного расписания до столкновений интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, типичен конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учите­лей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учи­теля-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из начальной школы, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учителей-предметников упрекают в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По видимому, дан­ный конфликт обусловлен объективной причиной — отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях «учитель — администрация школы» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. Появляются также конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств в школу).

Сложную и обстоятельную типологию педагогических конфликтов предложила М. О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факторам возникновения (объективные и субъективные), типу структуры взаимоотношений (вертикальные и горизонтальные), типу разреше­ния, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивный и деструктивный), форме выражения (скрытый, открытый).

Похожая типология конфликтов в педагогических коллекти­вах представлена в работе А. Ф. Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должностной статус, причины конфликтов, их результаты, количественный состав про­тивоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и недело­вые; деловые, в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные, неделовые — на нравствен но коммуникативные и психологические. Данная классификация представ­ляется нам не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах. Непонятно, например, деление конфликтов на педагогические (деловые) и психологические (недело­вые), ведь особенностью любого педагогического конфликта (т. е. про­исходящего в школьном социуме) является его многоплановость, отра­жающая его социально-психологическую природу.

Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Г. Л. Верониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — родители, ученик — администратор, учи­тель — учитель, учитель — родители, учитель — администратор, роди­тели — родители, родители — администратор, администратор — адми­нистратор.

Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодейст­вия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следу­ющая типология: «учитель — ученик»; «учитель — администратор»; «учитель — родитель»; «учитель — учитель»; «ученик — ученик».

Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено тем, что она:

■  исходит из понимания школьного конфликта как формы про­явления обострившихся обьект-субъектных и субъект-субъектных противоречий;

■  включает четыре основных специфических субъекта деятельности;

■  отображает наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации;

■  доступна и является наиболее практически востребованной для использования в профессиональной деятельности педагогов.

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить банк данных школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей реальным способам предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Исходя из особенностей взаимоотношений субъектов школьных конфликтов можно разрабо­тать практические рекомендации по снижению уровня конфликтно­сти, предупреждению и преодолению данных конфликтов в школе.

Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт:

■  служит источником развития личности, ее духовного и морального закаливания;

■  способствует адаптации личности к новым условиям;

■  объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения;

■  помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации;

■  способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет неформальные отношения в школе;

■  «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности членов школьного социума.

Ряд конкретных функций педагогического конфликта проявляется в:

■  разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в школьном социуме;

■  воспроизводстве психологического дискомфорта в общении;

■  усилении интровертированного личностного состояния субъ­ектов общения.

Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различение внутренней и внешней позиций участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным внутреннее, существенное.

Конфликтные взаимоотношения с подростком можно изменить в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведе­ние, а на внутреннюю позицию, т. е. постараться понять его цели, инте­ресы и мотивы.

У большинства учащихся в возрасте 10—13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится быть взрослым и тре­бует равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Чтобы ему помочь, нужно найти такую деятельность, в которой подросток сможет добиться успеха. Как только он сумеет проявить себя и получить признание, он станет увереннее и спокойнее.

Определить объект конфликта бывает непросто. Улаживание конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания хорошей дисциплины в классе, учитель поручает подростку интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:

1)  нарастания;

2)  реализации;

3)  затухания.

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно- деятельностную. Например, при нарастании напряженности меж­ду двумя учениками им обоим надо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия учеников будет израсходована в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.