|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Классификация конфликтов и их характеристика.
Лекция 10. 3 Тема: Типы конфликтов 1. Классификация конфликтов и их характеристика. 2. Межличностные конфликты. 3. Педагогические конфликты.
1. Классификация конфликтов и их характеристика. Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны, а следовательно, их можно классифицировать по различным признакам (табл. 1. ). С практической точки зрения классификация конфликтов важна, поскольку позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и оценить возможные пути их разрешения. Таблица 1 Классификация конфликтов
Впутриличностпый конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, происходящих во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Вместе с тем деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности — от тяжелых переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения (суицида). Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения. Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются: ■ необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия — отдельных личностей или групп людей; ■ специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями (страхом, депрессией, стрессом), часто приводит к неврозу; ■ латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам ие осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние под эйфорическим настроением или за активной деятельностью. 2. Межличностные конфликты К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений (табл. 2). Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Четкое определение межличностного конфликта дать практически невозможно. Но когда заходит речь о таком конфликте, сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему: 1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу; 2) проявляется весь спектр известных причин (общих и частных, объективных и субъективных); 3) для субъектов конфликтного взаимодействия является своеобразным «полигоном» проверка характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей; 4) высокая эмоциональность и охват практически всех сторон от ношений между конфликтующим и субъектами; 5) затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Таблица 2 Сферы межличностных конфликтов
3. Педагогические конфликты. Эти конфликты возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще внимание обращается прежде всего на сферу его протекания (учебно- воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует подчеркнуть, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления. Все педагогические конфликты можно распределить по трем группам. Первая группа — мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации учащихся, а проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы имеют тенденцию разрастаться, и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние и даже борьба. Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап своей жизни. В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности — игровой на учебную, меняется социальная позиция (он становится школьником), появляются новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация к школе длится от трех месяцев до полутора лег. Только ученик привыкает к своей новой роли и учителю в школе, как наступает новый, второй конфликтный период — переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителейпредметников. Если учитель начальных классов обычно опекает своих подопечных, помогает им, заботится о них, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно, приспособиться к этому сразу нелегко. Кроме того, значительно увеличивается количество школьных предметов. В третий конфликтный период — в начале девятого класса — нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в школе. Поступающие в техникумы и училища часто испытывают своего рода комплекс неполноценности, поскольку переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в десятый класс, но ему в этом отказывают. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами. И наконец, четвертый конфликтный период — окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа (жены), отца (матери). Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным, полным неудач, срывов, проблем. Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Они происходят не столько по объективным, сколько но субъективным причинам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты «учитель — ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер. Школьные психологи часто отмечают, что учителя не придают должного значения нравственности отношений с ребятами: нарушают данное слово, открывают детские секреты и т. д. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителям. Так, только 3—5% школьников вступают в доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам — от проблем школьного расписания до столкновений интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, типичен конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учителей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из начальной школы, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учителей-предметников упрекают в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По видимому, данный конфликт обусловлен объективной причиной — отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе. Во взаимодействиях «учитель — администрация школы» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. Появляются также конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств в школу). Сложную и обстоятельную типологию педагогических конфликтов предложила М. О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факторам возникновения (объективные и субъективные), типу структуры взаимоотношений (вертикальные и горизонтальные), типу разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивный и деструктивный), форме выражения (скрытый, открытый). Похожая типология конфликтов в педагогических коллективах представлена в работе А. Ф. Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должностной статус, причины конфликтов, их результаты, количественный состав противоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и неделовые; деловые, в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные, неделовые — на нравствен но коммуникативные и психологические. Данная классификация представляется нам не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах. Непонятно, например, деление конфликтов на педагогические (деловые) и психологические (неделовые), ведь особенностью любого педагогического конфликта (т. е. происходящего в школьном социуме) является его многоплановость, отражающая его социально-психологическую природу. Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Г. Л. Верониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — родители, ученик — администратор, учитель — учитель, учитель — родители, учитель — администратор, родители — родители, родители — администратор, администратор — администратор. Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следующая типология: «учитель — ученик»; «учитель — администратор»; «учитель — родитель»; «учитель — учитель»; «ученик — ученик». Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено тем, что она: ■ исходит из понимания школьного конфликта как формы проявления обострившихся обьект-субъектных и субъект-субъектных противоречий; ■ включает четыре основных специфических субъекта деятельности; ■ отображает наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации; ■ доступна и является наиболее практически востребованной для использования в профессиональной деятельности педагогов. С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить банк данных школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей реальным способам предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Исходя из особенностей взаимоотношений субъектов школьных конфликтов можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в школе. Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт: ■ служит источником развития личности, ее духовного и морального закаливания; ■ способствует адаптации личности к новым условиям; ■ объективизирует источник разногласия, суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения; ■ помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации; ■ способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет неформальные отношения в школе; ■ «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности членов школьного социума. Ряд конкретных функций педагогического конфликта проявляется в: ■ разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в школьном социуме; ■ воспроизводстве психологического дискомфорта в общении; ■ усилении интровертированного личностного состояния субъектов общения. Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Различение внутренней и внешней позиций участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным внутреннее, существенное. Конфликтные взаимоотношения с подростком можно изменить в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т. е. постараться понять его цели, интересы и мотивы. У большинства учащихся в возрасте 10—13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится быть взрослым и требует равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Чтобы ему помочь, нужно найти такую деятельность, в которой подросток сможет добиться успеха. Как только он сумеет проявить себя и получить признание, он станет увереннее и спокойнее. Определить объект конфликта бывает непросто. Улаживание конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания хорошей дисциплины в классе, учитель поручает подростку интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: 1) нарастания; 2) реализации; 3) затухания. Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно- деятельностную. Например, при нарастании напряженности между двумя учениками им обоим надо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия учеников будет израсходована в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|