|
|||
СИЛЕНЫ. СИРЕНЫ. СФИНКС. ТАНТАЛ. ТАРТАР. ТЕЛАМОН. ТЕЛЕГОН. ТЕРПСИХОРАСИЛЕНЫ Демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Составляют вместе с сатирами (от которых их часто трудно отличить) свиту Диониса. С. уродливы, курносы, толстогубы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов изображаются мудрые С.: мудрый С. у Вергилия в полусонном и полупьяном виде излагает в песне историю древней космогонии, рождение мира, царство Сатурна, подвиг Прометея, историю гелиад и др. Часто отождествляются с сатирами. СИРЕНЫ Демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой, Терпсихорой или дочерью Стеропа. Это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру. Мимо острова С. проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова С., Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее. С. сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках. В классической античности они превращаются в сладкоголосых мудрых С., каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. СИЗИФ, Сисиф Сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). По одной из версий мифа, власть в Коринфе С. передала Медея. Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному С. храму и городу. Разгневанный Зевс послал за С. богиню смерти Танатос, но С. не только не пошел за ней, но, обманув, сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала С. Но и в аиде С. сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю. Уходя с Танатос в аид, С. запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить богам жертвы. В аиде С. умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили С., но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса. Одна из послегомеровских версий мифа считает С. (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров С., но был уличен, так как С. тайно пометил своих животных под копытами особым знаком. Чтобы отомстить, С. принял образ жениха дочери Автолика Антиклеи и овладел ею. От этого союза родился Одиссей. Ненавидя своего брата Салмонея, С. замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от С. Тогда С. стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей. Кроме того, С. совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления С. сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала. Это наказание символизирует тщетность попыток С. одержать верх над богами. С. считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил. В Коринфе существовали культ и святилище С. СКИЛЛА, Сцилла 1) Морское чудовище, подстерегавшее мореходов в пещере, на крутой скале узкого пролива (по другую сторону которого жило другое чудовище — Харибда). У С. шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь морского божества Форкия и Кратеиды (варианты: Гекаты, Эхидны и т. д. ). Мимо С. и Харибды сумел проплыть Одиссей. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюбленного в нее морского бога Главка, который испросил помощи у волшебницы Кирки. Но влюбленная в Главка Кирка из мести ему превратила С. в чудовище. 2) Дочь царя Мегары Ниса, влюбленная в царя Миноса, осадившего их город. Она вырвала у отца пурпурный волос, делавший его бессмертным, чтобы предать город Миносу, обещавшему жениться на С. Минос захватил Мегару, но потом утопил С, опасаясь ее. По другой версии, С. бросилась в море вслед за отплывающим кораблем Миноса, и, когда превращенный в орла Нис стал преследовать дочь, ее тело обросло перьями и она стала птицей. СТИКС Божество одноименной реки в царстве мертвых. С. — одна из старших дочерей Океана и Тефиды, по другой версии, она — дочь Ночи и Эреба. Во время раздоров богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой С., принесенной Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на десятый год возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой С. — самая страшная. От брака с Паллантом С. родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь. Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохранила свой исконный почет и удел, получила от него щедрые дары, а имя ее стало великой клятвой. Существует миф о том, что Персефона — дочь Зевса и С. С. фигурирует в числе других нимф и богинь, игравших с Персефоной на лугу, когда ее похитил Аид. СФИНКС Чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, С. расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? »). Не сумевшего дать разгадку С. убивала и таким образом погубила многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, С. в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (ее родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. ТАЛИЯ, Фалия 1) Муза, одна из дочерей Зевса и Мнемосины; покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюша на голове. От Т. и Аполлона родились корибаиты. Зевс, превратившись в коршуна, взял в жены Т. Из страха перед ревностью Геры Т. скрылась в недрах земли, где от нее родились демонические существа — палики (в этом мифе Т. именуется нимфой Этны). 2) Одна из харит. 3) Одна из нереид; участвовала в плаче нереид вместе с Ахиллом по погибшему Патроклу. ТАЛОС, Тал 1) Герой критских легенд, медный великан, сын владыки острова Крит Креса. В некоторых мифах сделанный Гефестом Т. называется медным человеком, в других — медным быком. Т. был подарен Зевсом Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил остров и, когда приближались корабли чужестранцев, бросал в них огромные камни. У Т. была только одна жила, наполненная ихором (кровью богов), она тянулась от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было единственное уязвимое место Т. Когда аргонавты приплыли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке которого великан задел ногой острый камень — кровь вытекла и он умер. Вариант: Т. поверил в обещание Медеи сделать его бессмертным и позволил ей вытащить гвоздь. По еще одной версии, Т. был убит аргонавтом Пеантом, отцом Филоктета, выстрелившим в него из лука Геракла и попавшим в лодыжку. 2) Племянник Дедала (у Гигина имя племянника — Пердикс) и его ученик. Т. превзошел в мастерстве своего учителя. Т. — изобретатель гончарного круга и других орудий. Из зависти Дедал сбросил Т. с акрополя. ТАНТАЛ Герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью: по различным вариантам мифа, он разгласил среди людей услышанные им тайны олимпийцев или раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амброзию. Чтобы испытать всеведение богов, Т. пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. Среди преступлений Т. против богов называют также похищение (или укрывательство похищенной) золотой собаки из храма Зевса на Крите и клятвопреступное отпирательство в содеянном. За свои преступления Т. был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев свисают отягощенные плодами ветви, которые вздымаются вверх, как только Т. протягивает к ним руку («Танталовы муки»). Над его головой нависает скала, ежеминутно грозящая падением. ТАРТАР Пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В Т. — жилище Никты (Ночи). Великой бездны Т. страшатся даже боги. В Т. были низринуты титаны, побежденные Зевсом. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут гекатонхейры. Т. — это нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу). В дальнейшем Т. был переосмыслен как самое отдаленное место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои — Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сисиф, Титий, Тантал. Гея порождает от Т. чудовищного Тифона. Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна. ТЕВКР 1) Сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы, воспитанный отцом на острове Саламин. Участвует вместе с братом Аяксом Теламонидом в Троянской войне, прославившись в стрельбе из лука. Репутацию лучшего стрелка он подтверждает в погребальных состязаниях в честь Ахилла. Т. во время спора о доспехах Ахилла находится вне лагеря ахейцев и не успевает спасти Аякса от самоубийства. С тем большей энергией он добивается от Атридов должного погребения брата. Вместе с другими греческими воинами Т. проникает в деревянном коне в Трою. По возвращении Т. после окончания войны на остров Саламин Теламон изгоняет его из дома, обвиняя Т. в том, что он не уберег от гибели Аякса и не отомстил за него. В конце своих скитаний (разные версии называют различные места — от Иберии до Киликии в Малой Азии) Т. попадает на остров Кипр, где основывает город Саламин. 2) Сын речного бога Скамандра. Дочь Т. Батия стала женой Дардана, и таким образом Т. стал родоначальником троянского царского рода. ТЕЛАМОН Саламинский герой, отец Аякса. По древней версии, сын Актея и Главки, дочери саламинского царя Кихрея. Согласно более поздней мифологической традиции, Т. — сын Эака; он появился на острове Саламин, будучи изгнан отцом с острова Эгина после убийства единокровного брата Фока (по одним вариантам, совершенного им, по другим — его братом Пелеем). Впоследствии пытался оправдаться перед Эаком, но тот запретил ему ступать на землю Эгины. Т. построил в море близ берега дамбу, с которой произнес речь в свою защиту; однако его доводы не были приняты Эаком, и он велел Т. возвращаться на Саламин (дамбу около Эгины показывали еще во времена Павсания). Т. участвовал в калидонской охоте, в походе аргонавтов. Прославился как сподвижник Геракла в походе против троянского царя Лаомедонта. Т. первым ворвался в осажденную Трою, но остроумным ответом смягчил гнев Геракла, усмотревшего в успехе Т. угрозу своей репутации победителя и храбрейшего героя. В награду за доблесть Геракл отдал Т. в жены дочь Лаомедонта Гесиону. От нее Т. имел сына Тевкра, а от Перибеи, дочери Алкафоя, — сына Аякса; оба сына участвовали в Троянской войне. Вернувшегося с войны Тевкра Т. изгнал из дома за то, что тот не уберег от гибели Аякса. Т. и Аякс почитались как покровители Саламина. ТЕЛЕГОН Сын Одиссея и Кирки. Возмужав, Т. отправляется по указанию матери на розыски отца, достигает острова Итака и (возможно, не зная, куда прибило его корабль) нападает на пасущиеся здесь стада. Одиссей выходит во главе вооруженного отряда на защиту своего имущества. Т. смертельно ранит неузнанного им Одиссея копьем, заканчивающимся вместо медного наконечника шипом от ската (по другой версии — от аканфа). Оплакав нечаянное убийство отца, Т. увозит тело Одиссея на остров Кирки; его сопровождает Пенелопа, которую он берет в жены. Кирка дарует им бессмертие и переносит обоих на острова блаженных. ТЕЛЕМАХ, Телемак Сын Одиссея и Пенелопы. Когда Одиссей отплывает под Трою, Т. в младенческом возрасте остается на попечении матери и Ментора, старого друга отца. В «Одиссее» Т. — уже двадцатилетний юноша, хозяин дома, которому подчиняется мать. Когда многочисленные знатные мужи с Итаки и окрестных островов, считая Одиссея погибшим, домогаются руки Пенелопы, бесчинствуют в доме Одиссея, истребляют наследственное имущество Т., он тщетно пытается их обуздать. Т. отправляется за сведениями об отце к его соратникам по Троянской войне — Нестору и Менелаю. Ему удается узнать только, что несколькими годами ранее Одиссей находился в плену у нимфы Калипсо. В путешествии Т. оказывает постоянную помощь Афина, то сопровождающая его в облике Ментора, то дающая ему во сне совет возвращаться домой кружным путем, чтобы избежать засады, устроенной женихами. Вернувшись на Итаку, в доме свинопаса Эвмея Т. встречает нищего странника, под видом которого скрывается Одиссей, вскоре позволяющий сыну узнать себя. Вместе с Т. Одиссей составляет план мести женихам; Т. поручается забрать из пиршественного зала и спрятать все оружие, которым могли бы воспользоваться женихи. Т. участвует в подготовке расправы и избиении женихов. В послегомеровской традиции содержатся различные версии о дальнейшей судьбе Т. По одной из них, во время пребывания Т. у Нестора в Пилосе он соединяется с его дочерью Поликастой, которая рождает ему сына, названного Персеполисом. По другой версии, после гибели Одиссея Т. попадает к Кирке и женится на ней. От этого брака родится Латин. ТЕЛЕФ Сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожденного Авгой. Поэтому Алей обрек дочь на безбрачие, сделав ее жрицей Афины. Прибывший в Алею Геракл соблазнил Авгу, и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины. Разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и там нашел младенца. Согласно Еврипиду, царь приказал своему другу Навплию заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, царь которой Тевфрант женился на Авге и усыновил ребенка (вариант: удочерил Авгу). По другой версии, Авга была разлучена с сыном и продана Навплием в Мисию, где на ней женился Тевфрант. Отобранный у нее младенец был брошен в лесу на горе Парфении, вскормлен ланью, а затем найден пастухами, назвавшими его Т. Когда Т. вырос, в одном из сражений он убил сыновей Алея (Алеадов), исполнив тем самым предсказание оракула. Следуя указанию оракула, Т. отправился на поиски матери в Мисию. Был усыновлен Тевфрантом и после его смерти стал царем Мисии. По другому варианту, прибывший в Мисию Т. оказал Тевфранту помощь в борьбе против теснивших его страну врагов; и тот в благодарность обещал выдать за Т. свою приемную дочь Авгу и сделать его своим наследником. Но Авга после Геракла не желала принадлежать никому из смертных и попыталась убить Т. Боги предотвратили убийство и помогли Авге и Т. узнать, что он — ее сын. Т. унаследовал от Тевфранта царский престол. Дальнейшая судьба Т. связывается с Троянской войной: не зная пути в Трою, греки по ошибке приплыли в Мисию и стали опустошать страну. Т. отразил нападение, но был ранен копьем Ахилла. Рана Т. не заживала. Получив от Аполлона указание, что исцелить его может только тот, кто нанес рану, Т. под видом нищего отправился в Аргос и умолил Ахилла излечить его рану ржавчиной своего копья. За это Т. указал грекам морской путь в Трою. Сам Т. участия в Троянской войне не принимал. Позднее, однако, на стороне троянцев выступал его сын Эврипид, павший от руки Неоптолема. Культ Т. был распространен в Аркадии и в Пергаме, где его считали родоначальником местных царей Атталидов. ТЕРПСИХОРА Муза танца; изображалась с лирой и плектром в руках. Она — наслаждающаяся хороводами. По одному из мифов, Т. родила от бога реки Ахелоя сирен (вариант: сирены — дети Мельпомены). Существует миф, согласно которому Т. — мать певца Лина (по другой версии, его мать — Урания). Т. связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ. ТЕЗЕЙ, Тесей Сын афинского царя Эгея и Эфры. Т. принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Рождение Т. необычно. Со стороны отца Т. имел среди предков Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Т. — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т. — одновременно сын человека и бога (Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии с тем, чтобы, возмужав, Т. в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Т., и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Т. вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу. Еще до ухода из Трезена Т., став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Т. отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки чудовищ. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон). В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что ее сын от Эгея Мед получит право на престол. Т. явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Т. вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. По другой версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Т. одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнес ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею. К этому походу Т. относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. установил празднества — гекалесии. Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семью юношами и семью девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем. Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Т. повез с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Т. доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т. убил Минотавра. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Т. Ночью Т. с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом (по одной из версий, оставлена Т. ). Огорченный Т. отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына. Также Т. сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Т. — амазонки. Она родила Т. сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Т., сестра Ариадны — Федра, родившая Т. двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Т. участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Т. Т. — участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Т. переступил меру возможного, установленную богами для героев. Он бы так и остался в аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Т. и отправил его в Афины. Столь же дерзким поступком Т. было похищение им Елены. Однако в отсутствие Т., отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру — мать Т. и передав власть в Афинах его родичу Менесфею, изгнанному Т. Вернувшись из своего похода в царство аида, он нашел престол занятым Менесфеем. Т. вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, прокляв афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Т. когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Т., столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Т. сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона). Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям. Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Т. оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. В 476 до н. э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Т. считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установлены празднество восьмого Пианепсиона (то есть в день освобождения афинской молодежи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Т. как сыну Посейдона — бога, которому приносят жертвы именно в это время. ТЕФИДА, Тефия, Тетия, Тифия Одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, супруга своего брата Океана, с которым породила все реки и три тысячи океанид. Т. и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.
|
|||
|