Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НЕРЕИДЫ. НЕСТОР. ОДИССЕЙ. ОМФАЛА. ПАЛАМЕД. ПАНДОРА. ПАРНАС. ПАСИФАЯ. ПАТРОКЛ. ПЕНЕЛОПА. ПЕРГАМ. ПЕРИФЕТ. ПЕРСЕЙ. ПЕРСЕФОНА



НЕРЕИДЫ

Морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды. Их пятьдесят, имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Н. благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Н. выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влю­бился Полифем; Немертея (греч. «истина»).

HECC

Один из кентавров, известный сво­им коварством. После битвы Геракла с кентаврами жил у реки Эвен, перево­зил за плату путников. Когда пере­правлялся через реку Геракл, Н., пере­возивший молодую жену Геракла Деяниру, покусился на ее честь. Она закричала, и Геракл, переплывший ре­ку вплавь, пронзил Н. стрелой. Умира­ющий кентавр, желая отомстить Ге­раклу, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла (впоследствии Деянира использовала это средство, что привело к гибели Геракла).

НЕСТОР

Царь Пилоса, сын Лелея. Един­ственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом. В источниках это объясня­ется большей частью тем, что Н. на­ходился в это время вдали от родины, в Герении (поселение на северо-восточ­ном побережье Мессенского залива). В «Илиаде» Н. изобража­ется старцем, славящимся мудростью и житейским опытом, в трудные момен­ты к нему обращаются за советом са­мые храбрые вожди. В прошлом Н. и сам отличался мужеством: он неодно­кратно возглавлял своих соплеменни­ков в сражениях с соседями-эпейцами, одолел в единоборстве могучего аркад­ского героя Эревфалиона, принимал участие в сражении лапифов с кентав­рами, в калидонской охоте и (по более поздним источникам) в походе арго­навтов. Он сыграл огромную роль в сборе ахейского войска для похода под Трою и сам явился во главе 90 боевых кораблей в сопровождении сыновей Антилоха и Фрасимеда. В меру своих сил он вступал в бои и во время оса­ды Трои; здесь он подвергся атаке со стороны Мемнона и уцелел только бла­годаря вмешательству Антилоха. После войны Н. в числе немногих ахейских героев вернулся не­вредимым на родину.

НИКЕ, Ника

«Победа», в греческой мифологии персонификация победы. Н. — дочь океаниды Стикс и Палланта — сына титана Крия. Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют побе­де. Крылатая Н. — непременный атри­бут Зевса и Афины, которые изобража­лись с фигуркой Н. в руках. Н. — один из эпитетов Афины как богини победы. На афинском акрополе был храм Афины Н.

НИМФЫ

«Девы», в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревь­ев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня).

Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Глав­ными Н. считались водные. H. — очень древние божества. Самые древние Н. — мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Океаниды — дочери Океа­на и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена во­дяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они облада­тельницы древней мудрости, тайн жиз­ни и смерти (Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и ис­целяют, предсказы­вают будущее. Н. насылают бе­зумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображались в виде прекрасных обна­женных или полуобнаженных девушек.

НИОБА, Ниобея

Дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей, Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также был вариант, что в живых остался младший сын.

Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень. По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фи­гуру на вершину горы Сипил в Ли­дии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слезы.

НИС

1) Царь Мегары, сын Пандиона. Ему приписывается постройка Нисеи — гавани Мегары. На голове Н. рос пурпурный (вариант: золотой) волос, от которого зависела его жизнь. Влюбившаяся в критско­го царя Миноса, осадившего Мегару, дочь Н. Скилла погубила отца, выр­вав у спящего волос бессмертия. 2) Сын Гиртака, спутник Энея, известный своей дружбой с Эвриалом, с которым погиб во вре­мя ночного нападения на лагерь рутулов.

HOT

Божество южного ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с со­бой влажный туман и именуется «быстрым».

ОДИССЕЙ

Царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. По некото­рым вариантам мифа, О. — сын Сизифа, который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэр­том. Более то­го, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, лов­кость О.

О. проявляет себя еще до того, как началась Троянская война. Нахо­дясь среди многочисленных женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — пле­мянницу Тиндарея и берет ее в жены. Однако после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что родив­шегося сына Телемаха, О. притворяет­ся безумным, но его изобличает в при­творстве Паламед (за это впоследст­вии погубленный О. ), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. Он по­могает грекам установить местонахож­дение Ахилла, спрятанного Фетидой на острове Скирос, и обнаружить его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. За­тем О. поручается доставить в Авлиду обреченную на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставляют на острове Лемнос раненого Филоктета (которого впоследствии на десятом году войны он привозит вместе с луком под Трою).

До начала военных действий О. вместе с Менелаем направляется в Трою, безуспешно пытаясь уладить де­ло миром. После смерти Ахилла ему при­суждаются доспехи погибшего героя, на которые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троянского прорицателя Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы является обладание статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в ее храме в Трое. Под видом нищего О. проникает в осажден­ный город и похищает палладий. О. поручается доставить с острова Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке деревян­ного коня.

Десятилетнее возвращение О. и его спутников на родину начинается после падения Трои и содержит множество приключений и опасностей, от которых погибают почти все спутники О.

Добравшись до Итаки, преображенный Афиной в старого нищего, О. находит сначала при­ют у верного слуги — пастуха Эвмея. Он дает опознать себя Теле­маху, а затем приходит в свой дом и, никем больше не узнанный, становится свидетелем бесчинств женихов, вынуждающих Пенелопу вы­брать себе нового мужа. О. прихо­дится вступить в борьбу с нищим Иром и испытать на себе всяческие издевательства со стороны женихов. Выдав себя в беседе с Пенелопой за критянина, встречавшего некогда О., он старается внушить ей уверенность в возвращении супруга. Между тем старая нянька Эвриклея, которой Пе­нелопа поручает вымыть ноги стран­нику, узнает О. по шраму на ноге, но под страхом наказания хранит тайну. В день, когда Пенелопа по внушению Афины устраивает для женихов состязание в стрельбе из лука, принад­лежавшего О., и никто из них даже не в состоянии натянуть тетиву, О. завла­девает луком и стрелами и вместе с Телемахом с помощью Афины убивает всех своих оскорбителей. Пенелопе и Лаэрту, потерявшим всякую надежду на возвращение, О. дает себя узнать по только им одним известным приме­там. С согласия Зевса Афина устанав­ливает мир между О. и родственни­ками убитых женихов, и О. остается мирно царствовать на Итаке.

Во время одной из отлучек О. на Итаку прибывает Телегон (сын О. и Кирки), посланный матерью на розы­ски отца. Между пришельцем и вер­нувшимся О. происходит сражение. Прежде чем противники успевают на­звать друг друга, Телегон смертельно ранит не узнанного им отца. После запоздалого опознания Телегон заби­рает тело О. для погребения на остров к Кирке. По другим версиям, О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как ге­рой, наделенный даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь из­давна существовал местный культ О., распространившийся затем в Италии.

ОКЕАН

Божество одноименной ре­ки, омывающей Землю. Титан, сын Уpaнa и Геи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. О. не участвовал в битве титанов против Зевса и сохра­нил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды — муд­рой супруги Зевса. Известен своим миролюбием и добро­той ( О. пытался безуспешно прими­рить Прометея с Зевсом). Он омывает на край­нем западе границы между миром жиз­ни и смерти.

ОЛИМП

Гора в Фессалии, на кото­рой обитают боги. Название О. догреческого происхождения и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На О. находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота О. открывают и закрывают горы, когда боги выез­жают на золотых колесницах. О. мыс­лится символом верховной власти но­вого поколения богов-олимпийцев, по­бедивших титанов.

ОМФАЛА

Царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к которой по приказанию дельфийского оракула в на­казание за убийство Ифита был отдан в рабство Геракл на год (вариант: на три года). По прихоти О. Геракла наряжали в жен­ские одежды, и он вместе со служан­ками прял шерсть и выполнял домаш­ние работы, сама же О. облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. О. считалась также женой Геракла и матерью его сына Лама (вариант: Агелая). В Малой Азии О. считалась богиней — покровительни­цей женщин.

ОРИОН

Великан, сын Посейдона и Эвриалы или одной Геи (земли). Сла­вился как охотник. Был наделен По­сейдоном способностью ходить по мо­рю. Потерял зрение, так как его ослепил, напоив пьяным, Ойнопион, к дочери которого сватался О. По­садив себе на плечи одного из уче­ников Гефеста, он приказал тому под­сказывать ему путь к восходу солн­ца. Придя туда, он подставил глаза лучам восходящего солнца и прозрел. О. мыслился прекрасным, он был по­хищен богиней Эос, влюбившейся в него. Погиб от стрел Артемиды, то ли из-за своей дерзости (вызвал бо­гиню на состязание), то ли от того, что совершил насилие над гипербо­рейской девой Опис.

ОРФЕЙ

Сын фракийского речного бо­га Эагра (вариант: Аполлона) и музы Кал­лиопы. О. славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам. Его музыка успо­каивает гнев мощного Идаса. О. женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Пес аида Кербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой О. Аид обещает О. вернуть Эвридику па землю, если он испол­нит его просьбу — не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый О. возвращается с женой, но нарушает запрет, обер­нувшись к жене, которая тут же ис­чезает в царстве смерти.

О. не почитал Диониса, считая ве­личайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дио­нис наслал на О. менад. Они рас­терзали О., разбросав повсюду части его тела, собранные и погребенные затем музами. Смерть О., погибшего от дикого не­истовства вакханок, оплакивали пти­цы, звери, леса, камни, деревья, оча­рованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень О. пускается в аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова О. пророчествовала и творила чудеса. По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали О. и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

ПАЛАМЕД

Сын Навплия и Климены (варианты: Гесионы или Филиры). Ему приписывается изобретение (или упорядочение) алфавита, введение чисел, мер длины и веса, также счета времени по годам, месяцам и дням. Он научил людей наблюдать за движением небесных светил и определять по ним курс ко­раблей, а также распределять ежедневный прием пищи на три раза. П. ввел трехступенчатое деление войска; чтобы скрасить воинам однообразие лагерной жизни, изобрел игру в шашки и кости. Во время похода против Трои П. оказывает грекам важные услуги, несколько раз спасая их от голода, однако это не помешало им поверить Одиссею, оклеветавшему его (некогда П. разоблачил Одиссея, который, чтобы не участвовать в войне, прикинулся сумасшедшим). По приказу Одиссея в палатке П. было зарыто золото, а за­тем с помощью пленного троянца под­брошено подложное письмо, якобы адресованное Приамом П., из текста которого выясняется, что П. готов за большую сумму предать греков. Когда в палатке П. обнаруживают золото, его обвиняют в измене и побивают камнями. По другим вариантам мифа, Одиссей вместе с Диомедом убивают П., за­манив его хитростью в ловушку.

ПАН

Божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (ва­риант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Арка­дии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Од­нако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младен­ца Пан (т. е. «понравившийся всем», греч «все»). Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодонос­ных сил земли входит в свиту Диониса. П. он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, известен сво­им пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и пре­следует нимф. Нимфа Сиринга (греч. «сви­рель») в стра­хе перед П. превратилась в тростник, из которого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастуше­ских состязаний в игре на свирели. П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им по­бежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Апол­лона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего пол­дня, когда замирают леса и поля. П. — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохра­нилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой и при Саламине. П. особенно почитал­ся в Аркадии, где была священная го­ра П.. Известны также знаменитые святилища П. в пе­щере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов.

Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда так называемый заячий посох (ба­гор для охоты на зайцев).

ПАНАКЕЯ, Панацея

Персонифика­ция исцеления. Дочь Асклепия, ее бра­тья — знаменитые врачи, исцеляющие героев Троянской войны — Махаон и Подалирий, ее сестры — Гигиея («здоровье») и Иасо («лечение»). В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей которого была посвящена П., Иасо, Гигиее и Афине Пеонии («целительнице»).

ПАНДОРА

«Всем одарен­ная». Первая женщина, созданная Афиной и Гефе­стом. Зевс, разгневанный тем, что Прометей похитил для людей огонь у богов, решил отомстить людям и при­казал создать женщину. Гефест сле­пил ее, смешав землю с водой, Афина одела ее в серебряное платье и увенча­ла золотым венцом. П. должна была по замыслу Зевса принести людям соблазны и не­счастья. По другой версии, ее одаривают хариты, Пейто («убежде­ние»), горы; Гермес вкладывает ей в грудь лживую и хитрую душу. Жен­щину назвали П., так как все боги оде­лили ее дарами. П. соблазнила неда­лекого Эпиметея — брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Когда П. открыла сосуд, врученный ей богами, в который были заключены все люд­ские пороки и несчастья, по земле рас­ползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как П. захлопнула крышку; так люди были лишены даже надежды на луч­шую жизнь.

Дочь П. и Эпиметея — Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами и по воле богов пережили потоп.

ПАРИС

Троянский царевич, сын Приа­ма и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребенком, ей при­снился страшный сон, будто она ро­дила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них называют Эсака) объ­яснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Од­нако ребенок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя П. Позд­нее, когда юноша П. храбро отразил нападение на стадо шайки разбойни­ков, он получил прозвище Александр («отражающий мужей»). Ко времени пребывания П. на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд П. над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить П. на свою сторону, Гера обещала сде­лать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. П. признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание П. родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое (в которых П. решился принять участие, несмотря на свое (мнимо) низкое происхождение) он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой — пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить П., чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом. Затем П. отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, похитил его жену — красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок П. послужил причиной Троянской войны, в которой сам П., согласно «Илиаде», не принимал активного участия: в единоборстве с Менелаем он был побежден, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты, и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гектор. Впоследствии от его стрелы, направляемой Аполлоном, погибнет Ахилл, в то время как и сам П. не может избежать отравленной стрелы Филоктета, приносящей ему смерть.

ПАРНАС

1) Место оби­тания Аполлона и муз. Идентифицируется с горным массивом в Фокиде У подножия П. находились фокидские города Криса и Дельфы со знаме­нитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ — источ­ник поэтического вдохновения. Пеще­ры горы считались местом обитания нимф. Спасшийся от потопа Девкалион высадился на П. 2) Сын По­сейдона (вариант: смертного Клеопомпа) и нимфы Клеодоры. Считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону, а также изобретателем гадания по полету птиц.

ПАСИФАЯ

Дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону велико­лепного быка, посланного на Крит самим Посейдоном, тот внушил П. противоестественное влечение к жи­вотному. По другой версии, любовь к быку возник­ла у П. под влиянием Афродиты, ко­торая таким образом отомстила П. и ее отцу Гелиосу за то, что он открыл Гефесту измену Афродиты с Аресом. В результате этой связи родился Минотавр (чудовище с головой бы­ка), заключенный Миносом в лаби­ринт.

ПАТРОКЛ

Сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троян­ской войне. По происхождению П. — местный фессалийский герой, чем и объясняется его дружба с Ахиллом, который был сыном царя Фтии Пелея в Фессалии. Был прославлен искусством в управлении колесницами и заботился об уп­ряжке Ахилла. Генеалогия деда П. Актора была в мифологической тра­диции не очень устойчивой, связывая Актора то с Фтией (Фессалия), то с Опунтом (Локрида), и сложилась версия, по которой Менетий сначала переселился из Фессалии в Локриду, но со временем должен был спасать отсюда своего сына (во время игр П. нечаянно убил одного из своих сверст­ников, и ему угрожала месть родных убитого). Тогда отец отвез П. во Фтию и отдал Пелею; здесь П. вырос вмес­те с Ахиллом. Что­бы еще больше сблизить двух знаме­нитых героев, был использован вариант мифа, согласно которому нимфа Эгина, родив от Зевса Эака — отца Пелея, стала затем женой Актора. В этом случае Эгина, подобно Алкмене, дает начало одному роду божественного происхождения (к нему принадлежит Ахилл) и другому — смертного (к нему относится П. ), а оба героя оказываются близкими родственниками. Хотя источники называют П. среди женихов Елены, его присутствие под Троей объясняется главным образом дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, П., убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облаченный в доспехи своего друга, на его колеснице, запряженной бессмертными конями, П. обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе зна­менитого героя Сарпедона. Увлечен­ный боем, П. забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснен от ахейского лагеря. П. преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому по­мог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым П. Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же П. ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил П. торжественные по­хороны над погребальным костром, в жертву герою было принесено 12 плен­ных троянских юношей. Затем нача­лись погребальные игры, в которых участвовали все наиболее выдающие­ся ахейские вожди. По одному из вариантов мифа, П. было даровано бес­смертие, и он был перенесен на ост­ров Левка, где после смерти обитал и Ахилл.

ПЕГАС

Крылатый конь. П. как плод связи горгоны Медузы с Посейдоном появился из капель крови Медузы, когда ее убил Персей. Имя П. получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Он воз­несся на Олимп и доставляет там гро­мы и молнии Зевсу. По другому мифу, боги подарили П. Беллерофонту, и тот, взлетев на нем, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну. Ударом копыта П. выбил на Ге­ликоне источник Гиппокрену («лоша­диный источник»), вода которого дарует вдохновение по­этам.

ПЕЛЕЙ

Сын Эака, отец Ахилла. Убив нечаянно своего сводного брата Фо­ка, П. должен был бежать с острова Эгина и нашел приют во Фтии у царя Эвритиона, который совершил над ним обряд очищения и выдал за П. свою дочь Антигону. Во время калидонской охоты П. неумышленно поразил на­смерть копьем своего тестя и снова должен был искать очищения. На этот раз он нашел его в Иолке у ца­ря Акаста. Жена Акаста воспылала страстью к П., но была им отвергну­та и оклеветала П. перед его женой и своим супругом. Антигона в отчая­нии повесилась, а Акает, не решаясь поднять руку на гостя, пригласил его принять участие в охоте на горе Пелион; здесь он похитил у уснувше­го П. охотничий нож, и П. был бы убит населявшими гору кентаврами, если бы его не спас подоспевший Хирон. Впоследствии П. (по одному из вариантов, с по­мощью Диоскуров и Ясона) отомстил Акасту, завоевав его город и под­вергнув жену Акаста мучительной каз­ни; самому же П. в награду за целомудрие Зевс дал в жены морскую нимфу Фетиду. Согласно другим вариантам мифа, Фетида была отда­на П. либо потому, что отказалась уступить настояниям домогавшегося ее любви Зевса, либо потому, что от нее должен был родиться сын сильнее своего отца (в случае брака Фетиды с Зевсом это угрожало бы его власти). Наиболее древней версией является рассказ о насильственном для Фетиды браке с П.: охваченный страстью к прекрасной нереиде, П. настиг ее на морском берегу и после длительной борьбы, во время которой Фетида превращалась в змею, льва, огонь, воду, овладел ею. Позднее бракосочетание П. и Фетиды было пе­ренесено в пещеру Хирона на Пелио­не; его почтили своим присутствием все боги и богини Олимпа, и Аполлон пел свадебный гимн. Покинутый вскоре после рождения Ахилла Фетидой, П. от­дает сына на воспитание Хирону. В конце жизни, уже после окончания Троянской войны, П. был изгнан из Фтии Акастом или его сыновьями и умер во время морского странствия, не дождавшись встречи со своим вну­ком Неоптолемом. Иначе эта версия изложена в «Андромахе» Еврипида, где П. приходит на помощь Андромахе и ее маленькому сыну от Неоптолема, которым угрожает ги­белью Гермиона.

ПЕЛИЙ

Фессалийский герой, сын По­сейдона и Тиро (дочери Салмонея, жены царя Иолка Кретея). Когда Тиро полюбила речного бога Энипея, По­сейдон принял его облик, и от него она родила близнецов П. и Нелея. Желая сохранить свой союз с Посейдоном в тайне, Ти­ро бросила детей. Пастухи в это время гнали табун, и кобылица на­ткнулась на близнецов, задев одного из них копытом, отчего на лице его осталось темное пятно (греч. «темный»), поэтому мальчика назвали П. Детей воспитали пастухи. Когда братья выросли, то пришли на помощь своей матери, которую притесняла ненавидевшая ее мачеха Сидеро. П. заколол Сидеро в храме Геры у самого алтаря богини, чем навлек на себя ее гнев. Впоследствии между братьями начались раздоры, и Нелей отправился в Мессению, где стал ос­нователем Пилоса и родоначальни­ком пилосских царей. П. захватил власть в Иолке, устра­нив своего брата (сына Тиро от царя Кретея) Эсона. П. женился на Анаксибии, дочери Бианта (вариант: Филомахе, дочери Амфиона) и стал отцом Акаста и четырех дочерей: Алкестиды, Пейсидики, Педопии и Гиппотои.

Опасаясь сына Эсона Ясона и его претензий на престол царя Иолка, П. отправил его за золотым руном, по­обещав вернуть власть в Иолке, если он добудет руно. За время отсутствия Ясона П. погубил его семью. Когда же Ясон вернулся с золотым руном, П. отказался выполнить обещание. Же­на Ясона волшебница Медея решила покарать П. По ее наущению дочери П. (Пелиады) зарезали отца и сва­рили его в котле, поверив Медее, что П. после этого воскреснет омоложен­ным. Когда П. погиб, Медея и Ясон были изгна­ны, а в Иолке воцарился сын П. Акаст.

С П. связан миф о замужестве его дочери Алкестиды. П. препятствовал Алкестиде выйти замуж, требуя, что­бы тот, кто захочет стать ее мужем, запряг в колесницу диких зверей — львов и вепрей. С помощью Аполлона это сделал Адмет.

ПЕЛОП, Пелопс

Герой, сын Танта­ла. Убив П., Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приго­товленное из тела П. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую тра­пезу, приказали Гермесу вернуть П. к жизни. Гермес выполнил волю бо­гов, погрузив разрозненные члены П. в котел с кипящей водой; юноша вы­шел из него наделенным необычайной красотой. Только одно его плечо (которое в задум­чивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков П. на левом плече сохранялось белое пятно. П. унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троян­ским царем Илом, решил переправить­ся в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. Для этой це­ли его покровитель Посейдон подарил ему золотую колесницу, запряженную крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко, что оси колесницы не касались волн. В Греции П. стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавше­го в Писе (Элида). Эномай, испыты­вавший страсть к собственной дочери (вариант: ему была предсказана смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамии состязаться с ним в беге на колесни­цах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К моменту появления П. в Писе Эномаем было убито 12 или 13 человек. Согласно одной версии мифа, П. легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым ко­ням. Более распространен другой ва­риант мифа, по которому П. восполь­зовался помощью Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюб­ленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эно­маем, половину царства Эномая и об­ладание Гипподамией в течение од­ной ночи. Гипподамия, покоренная красотой П., уговорила Миртила ока­зать П. содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эно­мая восковой, вследствие чего колес­ница разбилась и Эномай погиб. П., который хотел избавиться от свидетеля его коварной по­беды (вариант: когда Миртил пытал­ся овладеть Гипподамией), столк­нул его в море; Миртил, падая, прок­лял П. и его род. Это «проклятие Пе­лопидов» считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей П. — Атрея и Фиеста и их потомков. Очищенный Гефестом от крови Миртила, П. унаследовал власть в Элиде и распростра­нил ее на всю южную Грецию, которая вместо прежнего названия «Апия» стала называться Пелопоннесом («остров П. »). Среди его сыновей традиция называла: Трезена — героя одноименного города в северном Пелопоннесе, Алкафоя — деда Аякса, Питфея — деда Тесея. С именем П. в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок П. и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию П. с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр.

ПЕНЕЛОПА

Дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одис­сея. Явившись в Спарту в числе пре­тендентов на руку Елены, Одиссей предпочел взять в жены ее двоюрод­ную сестру — П. (по одной версии, получил П. в жены в качестве награды за победу в беге; по другой, отец Елены Тиндарей убедил Икария вы­дать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены). В «Одиссее» П. — верная жена, преданно ожидающая возвра­щения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия мно­гочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна сот­кать погребальный саван для свекра Лаэрта и, работая днем, ночью рас­пускает готовую ткань. Так П. обма­нывает женихов в течение трех лет. Затем она долго отказывается сде­лать выбор несмотря на то, что пи­рующие женихи истребляют ее сос­тояние. По внушению Афины П. обе­щает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрель­бе из лука Одиссея. Однако с по­мощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успе­вает проникнуться симпатией к незна­комцу, похожему на Одиссея, она при­знает в нем своего мужа только пос­ле того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тай­ной. Сог­ласно послегомеровской традиции, Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жены; Кирка дарует им обоим бессмертие и пе­реносит их на острова блаженных. В поздних источниках появляется версия, обвиняющая П. в невер­ности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана.

ПЕНФЕСИЛЕЯ, Пентесилея

Царица амазонок, дочь бога Ареса и Отреры. Во вре­мя Троянской войны П. с амазонками пришла на помощь троянцам и пала в поединке с Ахиллом. Ахилл был очарован красотой мертвой П., что вызвало насмешки Терсита, тут же на месте убитого Ахиллом.

ПЕРГАМ

Младший сын Неоптолема и Андромахи. После смерти Неоптолема П. и Андромаха переселились в Малую Азию, где П. основал город, названный им Пергамом (версия: переименовал в Пергам мисийский город Тевфраний после того, как убил в поединке царя Арея). П. также называлась цита­дель Трои (Илиона).

ПЕРИФЕТ

Сын Гефеста, известный своим разбойничьим нравом; убивал путников, просивших у него в Эпидавре приюта, железной дубиной (от­сюда его прозвище «дубинщик»). Убит Тесеем.

ПЕРСЕЙ

Предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с П. были в ящике брошены в море разгне­ванным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф. П. был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на ро­зыски горгоны Медузы. П. помогли Афина и Гермес. По совету богов П. достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вер­нул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крыла­тыми сандалиями, шапкой-невидим­кой и заплечной сумкой. П. получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гер­меса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, П. отрубил го­лову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Ме­дузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон П. скрыл­ся с помощью шапки-невидимки, спря­тав голову Медузы в заплечную сум­ку. В Эфиопии П. спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андроме­ду в жены, раскрыв заговор ее ро­дича, отвергнутого жениха, превра­щенного вместе со своими сообщни­ками в камень. Вернувшись на остров Сериф, П. спас свою мать от притя­заний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи и сделав Диктиса правителем острова. П. с Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спа­саясь в Лариссе. Тут, участвуя в сос­тязаниях, П. нечаянно диском убил своего деда, после чего, не желая править в Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых П. совершил свои подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина.

ПЕРСЕФОНА

Богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, суп­руга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Го­ревавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказа­нием Аиду вывести П. на свет. Аид отправил П. к матери, но дал вку­сить ей насильно зернышко граната, чтобы П. не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет нахо­диться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие. П. мудро правит царством мертвых, куда вре­мя от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить П. За это он был прикован к скале, а Гераклу П. разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе П. Геракл оставил в жи­вых пастуха коров Аида. П. была растрогана музы­кой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых). По просьбе Афродиты П. спря­тала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мерт­вых. От Зевса, обернув­шегося змеем, П. рождает Загрея, впослед­ствии растерзанного титанами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.