|
|||
НЕРЕИДЫ. НЕСТОР. ОДИССЕЙ. ОМФАЛА. ПАЛАМЕД. ПАНДОРА. ПАРНАС. ПАСИФАЯ. ПАТРОКЛ. ПЕНЕЛОПА. ПЕРГАМ. ПЕРИФЕТ. ПЕРСЕЙ. ПЕРСЕФОНАНЕРЕИДЫ Морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды. Их пятьдесят, имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Н. благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Н. выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. «истина»). HECC Один из кентавров, известный своим коварством. После битвы Геракла с кентаврами жил у реки Эвен, перевозил за плату путников. Когда переправлялся через реку Геракл, Н., перевозивший молодую жену Геракла Деяниру, покусился на ее честь. Она закричала, и Геракл, переплывший реку вплавь, пронзил Н. стрелой. Умирающий кентавр, желая отомстить Гераклу, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла (впоследствии Деянира использовала это средство, что привело к гибели Геракла). НЕСТОР Царь Пилоса, сын Лелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом. В источниках это объясняется большей частью тем, что Н. находился в это время вдали от родины, в Герении (поселение на северо-восточном побережье Мессенского залива). В «Илиаде» Н. изображается старцем, славящимся мудростью и житейским опытом, в трудные моменты к нему обращаются за советом самые храбрые вожди. В прошлом Н. и сам отличался мужеством: он неоднократно возглавлял своих соплеменников в сражениях с соседями-эпейцами, одолел в единоборстве могучего аркадского героя Эревфалиона, принимал участие в сражении лапифов с кентаврами, в калидонской охоте и (по более поздним источникам) в походе аргонавтов. Он сыграл огромную роль в сборе ахейского войска для похода под Трою и сам явился во главе 90 боевых кораблей в сопровождении сыновей Антилоха и Фрасимеда. В меру своих сил он вступал в бои и во время осады Трои; здесь он подвергся атаке со стороны Мемнона и уцелел только благодаря вмешательству Антилоха. После войны Н. в числе немногих ахейских героев вернулся невредимым на родину. НИКЕ, Ника «Победа», в греческой мифологии персонификация победы. Н. — дочь океаниды Стикс и Палланта — сына титана Крия. Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют победе. Крылатая Н. — непременный атрибут Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Н. в руках. Н. — один из эпитетов Афины как богини победы. На афинском акрополе был храм Афины Н. НИМФЫ «Девы», в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня). Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные. H. — очень древние божества. Самые древние Н. — мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек. НИОБА, Ниобея Дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей, Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также был вариант, что в живых остался младший сын. Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень. По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слезы. НИС 1) Царь Мегары, сын Пандиона. Ему приписывается постройка Нисеи — гавани Мегары. На голове Н. рос пурпурный (вариант: золотой) волос, от которого зависела его жизнь. Влюбившаяся в критского царя Миноса, осадившего Мегару, дочь Н. Скилла погубила отца, вырвав у спящего волос бессмертия. 2) Сын Гиртака, спутник Энея, известный своей дружбой с Эвриалом, с которым погиб во время ночного нападения на лагерь рутулов. HOT Божество южного ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется «быстрым». ОДИССЕЙ Царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. По некоторым вариантам мифа, О. — сын Сизифа, который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость О. О. проявляет себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисленных женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — племянницу Тиндарея и берет ее в жены. Однако после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что родившегося сына Телемаха, О. притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впоследствии погубленный О. ), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. Он помогает грекам установить местонахождение Ахилла, спрятанного Фетидой на острове Скирос, и обнаружить его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. Затем О. поручается доставить в Авлиду обреченную на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставляют на острове Лемнос раненого Филоктета (которого впоследствии на десятом году войны он привозит вместе с луком под Трою). До начала военных действий О. вместе с Менелаем направляется в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром. После смерти Ахилла ему присуждаются доспехи погибшего героя, на которые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троянского прорицателя Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы является обладание статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в ее храме в Трое. Под видом нищего О. проникает в осажденный город и похищает палладий. О. поручается доставить с острова Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке деревянного коня. Десятилетнее возвращение О. и его спутников на родину начинается после падения Трои и содержит множество приключений и опасностей, от которых погибают почти все спутники О. Добравшись до Итаки, преображенный Афиной в старого нищего, О. находит сначала приют у верного слуги — пастуха Эвмея. Он дает опознать себя Телемаху, а затем приходит в свой дом и, никем больше не узнанный, становится свидетелем бесчинств женихов, вынуждающих Пенелопу выбрать себе нового мужа. О. приходится вступить в борьбу с нищим Иром и испытать на себе всяческие издевательства со стороны женихов. Выдав себя в беседе с Пенелопой за критянина, встречавшего некогда О., он старается внушить ей уверенность в возвращении супруга. Между тем старая нянька Эвриклея, которой Пенелопа поручает вымыть ноги страннику, узнает О. по шраму на ноге, но под страхом наказания хранит тайну. В день, когда Пенелопа по внушению Афины устраивает для женихов состязание в стрельбе из лука, принадлежавшего О., и никто из них даже не в состоянии натянуть тетиву, О. завладевает луком и стрелами и вместе с Телемахом с помощью Афины убивает всех своих оскорбителей. Пенелопе и Лаэрту, потерявшим всякую надежду на возвращение, О. дает себя узнать по только им одним известным приметам. С согласия Зевса Афина устанавливает мир между О. и родственниками убитых женихов, и О. остается мирно царствовать на Итаке. Во время одной из отлучек О. на Итаку прибывает Телегон (сын О. и Кирки), посланный матерью на розыски отца. Между пришельцем и вернувшимся О. происходит сражение. Прежде чем противники успевают назвать друг друга, Телегон смертельно ранит не узнанного им отца. После запоздалого опознания Телегон забирает тело О. для погребения на остров к Кирке. По другим версиям, О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделенный даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь издавна существовал местный культ О., распространившийся затем в Италии. ОКЕАН Божество одноименной реки, омывающей Землю. Титан, сын Уpaнa и Геи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. О. не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды — мудрой супруги Зевса. Известен своим миролюбием и добротой ( О. пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти. ОЛИМП Гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название О. догреческого происхождения и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На О. находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота О. открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах. О. мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов. ОМФАЛА Царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к которой по приказанию дельфийского оракула в наказание за убийство Ифита был отдан в рабство Геракл на год (вариант: на три года). По прихоти О. Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же О. облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. О. считалась также женой Геракла и матерью его сына Лама (вариант: Агелая). В Малой Азии О. считалась богиней — покровительницей женщин. ОРИОН Великан, сын Посейдона и Эвриалы или одной Геи (земли). Славился как охотник. Был наделен Посейдоном способностью ходить по морю. Потерял зрение, так как его ослепил, напоив пьяным, Ойнопион, к дочери которого сватался О. Посадив себе на плечи одного из учеников Гефеста, он приказал тому подсказывать ему путь к восходу солнца. Придя туда, он подставил глаза лучам восходящего солнца и прозрел. О. мыслился прекрасным, он был похищен богиней Эос, влюбившейся в него. Погиб от стрел Артемиды, то ли из-за своей дерзости (вызвал богиню на состязание), то ли от того, что совершил насилие над гиперборейской девой Опис. ОРФЕЙ Сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам. Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. О. женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Пес аида Кербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой О. Аид обещает О. вернуть Эвридику па землю, если он исполнит его просьбу — не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый О. возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти. О. не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на О. менад. Они растерзали О., разбросав повсюду части его тела, собранные и погребенные затем музами. Смерть О., погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень О. пускается в аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова О. пророчествовала и творила чудеса. По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали О. и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья. ПАЛАМЕД Сын Навплия и Климены (варианты: Гесионы или Филиры). Ему приписывается изобретение (или упорядочение) алфавита, введение чисел, мер длины и веса, также счета времени по годам, месяцам и дням. Он научил людей наблюдать за движением небесных светил и определять по ним курс кораблей, а также распределять ежедневный прием пищи на три раза. П. ввел трехступенчатое деление войска; чтобы скрасить воинам однообразие лагерной жизни, изобрел игру в шашки и кости. Во время похода против Трои П. оказывает грекам важные услуги, несколько раз спасая их от голода, однако это не помешало им поверить Одиссею, оклеветавшему его (некогда П. разоблачил Одиссея, который, чтобы не участвовать в войне, прикинулся сумасшедшим). По приказу Одиссея в палатке П. было зарыто золото, а затем с помощью пленного троянца подброшено подложное письмо, якобы адресованное Приамом П., из текста которого выясняется, что П. готов за большую сумму предать греков. Когда в палатке П. обнаруживают золото, его обвиняют в измене и побивают камнями. По другим вариантам мифа, Одиссей вместе с Диомедом убивают П., заманив его хитростью в ловушку. ПАН Божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (т. е. «понравившийся всем», греч «все»). Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. П. он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга (греч. «свирель») в страхе перед П. превратилась в тростник, из которого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели. П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой и при Саламине. П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П.. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов. Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда так называемый заячий посох (багор для охоты на зайцев). ПАНАКЕЯ, Панацея Персонификация исцеления. Дочь Асклепия, ее братья — знаменитые врачи, исцеляющие героев Троянской войны — Махаон и Подалирий, ее сестры — Гигиея («здоровье») и Иасо («лечение»). В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей которого была посвящена П., Иасо, Гигиее и Афине Пеонии («целительнице»). ПАНДОРА «Всем одаренная». Первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. Зевс, разгневанный тем, что Прометей похитил для людей огонь у богов, решил отомстить людям и приказал создать женщину. Гефест слепил ее, смешав землю с водой, Афина одела ее в серебряное платье и увенчала золотым венцом. П. должна была по замыслу Зевса принести людям соблазны и несчастья. По другой версии, ее одаривают хариты, Пейто («убеждение»), горы; Гермес вкладывает ей в грудь лживую и хитрую душу. Женщину назвали П., так как все боги оделили ее дарами. П. соблазнила недалекого Эпиметея — брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Когда П. открыла сосуд, врученный ей богами, в который были заключены все людские пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как П. захлопнула крышку; так люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь. Дочь П. и Эпиметея — Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами и по воле богов пережили потоп. ПАРИС Троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребенком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них называют Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребенок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя П. Позднее, когда юноша П. храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр («отражающий мужей»). Ко времени пребывания П. на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд П. над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить П. на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. П. признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание П. родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое (в которых П. решился принять участие, несмотря на свое (мнимо) низкое происхождение) он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой — пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить П., чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом. Затем П. отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, похитил его жену — красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок П. послужил причиной Троянской войны, в которой сам П., согласно «Илиаде», не принимал активного участия: в единоборстве с Менелаем он был побежден, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты, и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гектор. Впоследствии от его стрелы, направляемой Аполлоном, погибнет Ахилл, в то время как и сам П. не может избежать отравленной стрелы Филоктета, приносящей ему смерть. ПАРНАС 1) Место обитания Аполлона и муз. Идентифицируется с горным массивом в Фокиде У подножия П. находились фокидские города Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ — источник поэтического вдохновения. Пещеры горы считались местом обитания нимф. Спасшийся от потопа Девкалион высадился на П. 2) Сын Посейдона (вариант: смертного Клеопомпа) и нимфы Клеодоры. Считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону, а также изобретателем гадания по полету птиц. ПАСИФАЯ Дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолепного быка, посланного на Крит самим Посейдоном, тот внушил П. противоестественное влечение к животному. По другой версии, любовь к быку возникла у П. под влиянием Афродиты, которая таким образом отомстила П. и ее отцу Гелиосу за то, что он открыл Гефесту измену Афродиты с Аресом. В результате этой связи родился Минотавр (чудовище с головой быка), заключенный Миносом в лабиринт. ПАТРОКЛ Сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троянской войне. По происхождению П. — местный фессалийский герой, чем и объясняется его дружба с Ахиллом, который был сыном царя Фтии Пелея в Фессалии. Был прославлен искусством в управлении колесницами и заботился об упряжке Ахилла. Генеалогия деда П. Актора была в мифологической традиции не очень устойчивой, связывая Актора то с Фтией (Фессалия), то с Опунтом (Локрида), и сложилась версия, по которой Менетий сначала переселился из Фессалии в Локриду, но со временем должен был спасать отсюда своего сына (во время игр П. нечаянно убил одного из своих сверстников, и ему угрожала месть родных убитого). Тогда отец отвез П. во Фтию и отдал Пелею; здесь П. вырос вместе с Ахиллом. Чтобы еще больше сблизить двух знаменитых героев, был использован вариант мифа, согласно которому нимфа Эгина, родив от Зевса Эака — отца Пелея, стала затем женой Актора. В этом случае Эгина, подобно Алкмене, дает начало одному роду божественного происхождения (к нему принадлежит Ахилл) и другому — смертного (к нему относится П. ), а оба героя оказываются близкими родственниками. Хотя источники называют П. среди женихов Елены, его присутствие под Троей объясняется главным образом дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, П., убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облаченный в доспехи своего друга, на его колеснице, запряженной бессмертными конями, П. обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе знаменитого героя Сарпедона. Увлеченный боем, П. забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснен от ахейского лагеря. П. преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым П. Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же П. ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил П. торжественные похороны над погребальным костром, в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей. Затем начались погребальные игры, в которых участвовали все наиболее выдающиеся ахейские вожди. По одному из вариантов мифа, П. было даровано бессмертие, и он был перенесен на остров Левка, где после смерти обитал и Ахилл. ПЕГАС Крылатый конь. П. как плод связи горгоны Медузы с Посейдоном появился из капель крови Медузы, когда ее убил Персей. Имя П. получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Он вознесся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу. По другому мифу, боги подарили П. Беллерофонту, и тот, взлетев на нем, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну. Ударом копыта П. выбил на Геликоне источник Гиппокрену («лошадиный источник»), вода которого дарует вдохновение поэтам. ПЕЛЕЙ Сын Эака, отец Ахилла. Убив нечаянно своего сводного брата Фока, П. должен был бежать с острова Эгина и нашел приют во Фтии у царя Эвритиона, который совершил над ним обряд очищения и выдал за П. свою дочь Антигону. Во время калидонской охоты П. неумышленно поразил насмерть копьем своего тестя и снова должен был искать очищения. На этот раз он нашел его в Иолке у царя Акаста. Жена Акаста воспылала страстью к П., но была им отвергнута и оклеветала П. перед его женой и своим супругом. Антигона в отчаянии повесилась, а Акает, не решаясь поднять руку на гостя, пригласил его принять участие в охоте на горе Пелион; здесь он похитил у уснувшего П. охотничий нож, и П. был бы убит населявшими гору кентаврами, если бы его не спас подоспевший Хирон. Впоследствии П. (по одному из вариантов, с помощью Диоскуров и Ясона) отомстил Акасту, завоевав его город и подвергнув жену Акаста мучительной казни; самому же П. в награду за целомудрие Зевс дал в жены морскую нимфу Фетиду. Согласно другим вариантам мифа, Фетида была отдана П. либо потому, что отказалась уступить настояниям домогавшегося ее любви Зевса, либо потому, что от нее должен был родиться сын сильнее своего отца (в случае брака Фетиды с Зевсом это угрожало бы его власти). Наиболее древней версией является рассказ о насильственном для Фетиды браке с П.: охваченный страстью к прекрасной нереиде, П. настиг ее на морском берегу и после длительной борьбы, во время которой Фетида превращалась в змею, льва, огонь, воду, овладел ею. Позднее бракосочетание П. и Фетиды было перенесено в пещеру Хирона на Пелионе; его почтили своим присутствием все боги и богини Олимпа, и Аполлон пел свадебный гимн. Покинутый вскоре после рождения Ахилла Фетидой, П. отдает сына на воспитание Хирону. В конце жизни, уже после окончания Троянской войны, П. был изгнан из Фтии Акастом или его сыновьями и умер во время морского странствия, не дождавшись встречи со своим внуком Неоптолемом. Иначе эта версия изложена в «Андромахе» Еврипида, где П. приходит на помощь Андромахе и ее маленькому сыну от Неоптолема, которым угрожает гибелью Гермиона. ПЕЛИЙ Фессалийский герой, сын Посейдона и Тиро (дочери Салмонея, жены царя Иолка Кретея). Когда Тиро полюбила речного бога Энипея, Посейдон принял его облик, и от него она родила близнецов П. и Нелея. Желая сохранить свой союз с Посейдоном в тайне, Тиро бросила детей. Пастухи в это время гнали табун, и кобылица наткнулась на близнецов, задев одного из них копытом, отчего на лице его осталось темное пятно (греч. «темный»), поэтому мальчика назвали П. Детей воспитали пастухи. Когда братья выросли, то пришли на помощь своей матери, которую притесняла ненавидевшая ее мачеха Сидеро. П. заколол Сидеро в храме Геры у самого алтаря богини, чем навлек на себя ее гнев. Впоследствии между братьями начались раздоры, и Нелей отправился в Мессению, где стал основателем Пилоса и родоначальником пилосских царей. П. захватил власть в Иолке, устранив своего брата (сына Тиро от царя Кретея) Эсона. П. женился на Анаксибии, дочери Бианта (вариант: Филомахе, дочери Амфиона) и стал отцом Акаста и четырех дочерей: Алкестиды, Пейсидики, Педопии и Гиппотои. Опасаясь сына Эсона Ясона и его претензий на престол царя Иолка, П. отправил его за золотым руном, пообещав вернуть власть в Иолке, если он добудет руно. За время отсутствия Ясона П. погубил его семью. Когда же Ясон вернулся с золотым руном, П. отказался выполнить обещание. Жена Ясона волшебница Медея решила покарать П. По ее наущению дочери П. (Пелиады) зарезали отца и сварили его в котле, поверив Медее, что П. после этого воскреснет омоложенным. Когда П. погиб, Медея и Ясон были изгнаны, а в Иолке воцарился сын П. Акаст. С П. связан миф о замужестве его дочери Алкестиды. П. препятствовал Алкестиде выйти замуж, требуя, чтобы тот, кто захочет стать ее мужем, запряг в колесницу диких зверей — львов и вепрей. С помощью Аполлона это сделал Адмет. ПЕЛОП, Пелопс Герой, сын Тантала. Убив П., Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное из тела П. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть П. к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены П. в котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой. Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков П. на левом плече сохранялось белое пятно. П. унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. Для этой цели его покровитель Посейдон подарил ему золотую колесницу, запряженную крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко, что оси колесницы не касались волн. В Греции П. стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавшего в Писе (Элида). Эномай, испытывавший страсть к собственной дочери (вариант: ему была предсказана смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К моменту появления П. в Писе Эномаем было убито 12 или 13 человек. Согласно одной версии мифа, П. легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространен другой вариант мифа, по которому П. воспользовался помощью Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой П., уговорила Миртила оказать П. содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб. П., который хотел избавиться от свидетеля его коварной победы (вариант: когда Миртил пытался овладеть Гипподамией), столкнул его в море; Миртил, падая, проклял П. и его род. Это «проклятие Пелопидов» считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей П. — Атрея и Фиеста и их потомков. Очищенный Гефестом от крови Миртила, П. унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю южную Грецию, которая вместо прежнего названия «Апия» стала называться Пелопоннесом («остров П. »). Среди его сыновей традиция называла: Трезена — героя одноименного города в северном Пелопоннесе, Алкафоя — деда Аякса, Питфея — деда Тесея. С именем П. в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок П. и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию П. с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. ПЕНЕЛОПА Дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочел взять в жены ее двоюродную сестру — П. (по одной версии, получил П. в жены в качестве награды за победу в беге; по другой, отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены). В «Одиссее» П. — верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свекра Лаэрта и, работая днем, ночью распускает готовую ткань. Так П. обманывает женихов в течение трех лет. Затем она долго отказывается сделать выбор несмотря на то, что пирующие женихи истребляют ее состояние. По внушению Афины П. обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признает в нем своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной. Согласно послегомеровской традиции, Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жены; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. В поздних источниках появляется версия, обвиняющая П. в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана. ПЕНФЕСИЛЕЯ, Пентесилея Царица амазонок, дочь бога Ареса и Отреры. Во время Троянской войны П. с амазонками пришла на помощь троянцам и пала в поединке с Ахиллом. Ахилл был очарован красотой мертвой П., что вызвало насмешки Терсита, тут же на месте убитого Ахиллом. ПЕРГАМ Младший сын Неоптолема и Андромахи. После смерти Неоптолема П. и Андромаха переселились в Малую Азию, где П. основал город, названный им Пергамом (версия: переименовал в Пергам мисийский город Тевфраний после того, как убил в поединке царя Арея). П. также называлась цитадель Трои (Илиона). ПЕРИФЕТ Сын Гефеста, известный своим разбойничьим нравом; убивал путников, просивших у него в Эпидавре приюта, железной дубиной (отсюда его прозвище «дубинщик»). Убит Тесеем. ПЕРСЕЙ Предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с П. были в ящике брошены в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф. П. был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы. П. помогли Афина и Гермес. По совету богов П. достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. П. получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, П. отрубил голову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон П. скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку. В Эфиопии П. спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жены, раскрыв заговор ее родича, отвергнутого жениха, превращенного вместе со своими сообщниками в камень. Вернувшись на остров Сериф, П. спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи и сделав Диктиса правителем острова. П. с Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спасаясь в Лариссе. Тут, участвуя в состязаниях, П. нечаянно диском убил своего деда, после чего, не желая править в Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых П. совершил свои подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина. ПЕРСЕФОНА Богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести П. на свет. Аид отправил П. к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы П. не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие. П. мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить П. За это он был прикован к скале, а Гераклу П. разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе П. Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. П. была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых). По просьбе Афродиты П. спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых. От Зевса, обернувшегося змеем, П. рождает Загрея, впоследствии растерзанного титанами.
|
|||
|