Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕНЕКЕЙ. МЕНЕЛАЙ. МЕРИОН. МЕРОПА. МИHOТАВР. МИРТИЛ. НАВПЛИЙ. НЕОПТОЛЕМ



МЕНЕКЕЙ

Сын фиванского царя Креонта. В войне семерых против Фив во время осады города войском семи вождей М. узнал от прорицателя Тиресия, что, принеся себя в жертву, он спасет город от разорения. Обманув бдительность отца, М. закололся перед входом в пещеру, посвященную богу войны Аресу. Имя М. носил также отец Креонта и Иокасты.

МЕНЕЛАЙ

Сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгисфом М. и Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть царский трон в Микенах М., избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс). Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Безмятежная жизнь М. с Еленой продолжалась около десяти лет, их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис. М. в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, М. призвал на помощь всех ее бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь ее супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях. До начала военных действий М. вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путем, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной. В единоборстве с Парисом М. явно берет верх, и только вмешательство богини Афродиты спасло соперника М. Вскоре М. был ранен Пандаром стрелой из лука. Еще раз М. проявляет доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла. М. входил в чисто греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса. Тотчас после победы над Троей М. вместе с возвращенной ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний М. попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища. С островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий М.: от морского старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи М. получает предсказание о своем будущем и о способах возвраще­ния на родину. С Египтом М. связы­вает и другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Еле­ны, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях Протея своего супруга. Последний этап возвращения М. в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, со­гласно эпической традиции, протекал без осложнений. Предупрежденный Протеем об убийстве Эгисфом Агамем­нона, М. торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест, убивший Эгисфа и Клитеместру, М. поспевает только к их похоро­нам. После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвра­щении в Спарту М. как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция поме­щала легендарных героев прошлого. Поздние авторы назы­вают имена нескольких сыновей М., рожденных ему в отсутствие Елены наложницами; с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как М. был пе­ренесен в обитель блаженных.

По преданию, в Аркадии находил­ся старый платан, посаженный М., когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, со­гласно гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей). В Спарте показывали дом, в ко­тором некогда жили М. с Еленой; видимо, близ него в ис­торическое время девичий хор испол­нял обрядовый эпиталамий Елены.

МЕРИОН

 Племянник Идоменея, приплывший вместе с ним под Трою. Некоторые источники называют его в числе женихов Елены. В «Илиаде» М. выступает как вер­ный соратник Идоменея в битве за ко­рабли, а также помогает Менелаю отстоять те­ло Патрокла и затем принимает уча­стие в погребальных играх памяти убитого, причем особенно отличается в стрельбе из лука. Согласно поздней версии, после войны М. попадает в Сицилию и поселяется у выходцев с Крита в Гераклее Минойской, где в историческое время сущест­вовал культ М.

МЕРОПА

1) Супруга Гераклида Кресфонта, царя Мессении. Когда родст­венник Кресфонта Полифонт убил ца­ря и двух его сыновей, захватил пре­стол и принудил М. выйти за него замуж, ей удалось укрыть младшего сына, тоже Кресфонта (источники иногда называют его Эпитом), у дру­зей в Этолии (по другой версии — у отца М. Кипсела в Аркадии). М. поддерживала связь с сыном через старо­го слугу. Полифонт, зная о том, что сын М. жив, назначил большую награ­ду за его голову. Однажды в Мессении появился незнакомец, сообщивший, что он убил Кресфонта-младшего. В это же время слуга, отправленный М. к сыну, вернулся с известием, что юноша бесследно исчез. М., поверив, что незнакомец, гостящий у Полифон­та, является убийцей ее сына, решает отомстить ему. Ночью она проникает в спальню чужеземца и уже заносит над ним топор, когда сопровождаю­щий ее старый слуга по приметам уз­нает в спящем Кресфонта. Вместе с сыном М. составляет план убийства Полифонта, который удается осущест­вить тем легче, что население Мессе­нии оставалось верным памяти старого царя. 2) Одна из Плеяд, единственная из них, вышедшая замуж за смертного, коринфского царя Сисифа; поэтому в созвездии Плеяд М. светит более сла­бым светом, чем сестры.

МЕТИДА, Метис

Ее имя означает «мысль». Океанида, дочь Океана и Тефиды, мудрая богиня, первая супруга Зевса. Она приготовила волшебное зелье, вы­пив которое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей — братьев и сестер Зев­са. Зевс, узнав от Геи и Урана, что его сын от М. лишит его власти, про­глотил свою беременную супругу (пос­ле чего из головы Зевса родилась мудрая Афина).

МИДАС

Сын Гордия, царь Фригии, славив­шийся своим богатством. Еще ребенку М. муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство. Когда к М. привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Диони­су. Вариант: М. сам пой­мал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил М. исполнить любое его по­желание. М. пожелал, чтобы все, к че­му он прикоснется, превращалось в зо­лото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смер­тью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источнике Пактол, отчего ис­точник стал золотоносным, а М. изба­вился от своего дара.

М. был судьей на музыкальном сос­тязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием) и признал Аполлона побежденным. Ва­риант: судьей был Тмол, который при­судил первенство Аполлону, а М. пред­почел Пана. За это Аполлон наделил М. ослиными ушами, которые царю при­ходилось прятать под фригийской ша­почкой. Цирюльник М., увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши! » — и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который проше­лестел о тайне всему свету.

МИНОС

Один из трех сыновей (наряду с Сарпедоном и Радаманфом) Зевса и Европы, рожденных ею на Крите и усыновленных критским царем Астерием. М. царствовал на Крите после смерти Астерия. Женой М. была Пасифая (дочь бога Гелиоса), которая на­влекла на Крит бедствия, породив чу­довищного Минотавра. М. заключил его в лабиринт. Когда сын М. и Пасифаи Андрогей был после победы на состязаниях в Афи­нах убит марафонским быком, М. по­требовал от афинян постоянной дани: присылать на съедение Минотавру раз в девять лет семерых юношей и деву­шек. Однако Минотавра убил с по­мощью Ариадны (дочери М. ) Тесей. Другая дочь М., Федра, впоследствии стала женой Тесея. Владея ог­ромным флотом, М. стал господство­вать на море. Он захватил Мегару, где царствовал Нис, которого предала дочь, влюбившаяся в М.; взяв город, М. утопил ее.

М. хотел наказать Дедала за его помощь Пасифае и Ариадне, но Дедал бежал в Сицилию, где М. был обманным путем умерщвлен дочерьми царя Кокала. М. дал критянам за­коны. Раз в девять лет в Идейской пещере он беседует с Зевсом. В аиде он вмес­те с Радаманфом и Эаком судит умер­ших, держа в руках золотой скипетр.

МИHOТАВР

Чудовище-человекобык по имени Астерий («звездный»), жив­шее на Крите. Рожден Пасифаей (до­черью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдо­ном, или самого Посейдона. Был поме­щен в подземный лабиринт, построен­ный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в девять лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский ца­ревич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение М., убил чудовище и с по­мощью нити влюбленной в него цар­ской дочери Ариадны выбрался из ла­биринта.

МИРМИДОНЯНЕ, мирмидоны

Ахейское племя в Фессалии, возглав­лявшееся в походе под Трою Ахиллом. После ссоры Ахилла с Агамемноном М. не принимали участия в сражениях и вступили в бой только вместе с Патроклом. Мифологическая традиция, по которой Ахилл был внуком Эака, возводила название « М. » к тем муравь­ям («муравьи»), из которых Зевс по просьбе Эака создал население острова Эгина. В некоторых вариантах мифа название « М. » — от предка, фессалийского героя Мирмидона, сына Зевса и прадеда Патрокла.

МИРТИЛ

Сын Гермеса, возничий царя Эномая. Помог Пелопу победить Эномая в состязании на колесницах, что являлось непременным условием брака с Гипподамаей. Наиболее распространенная версия мифа гласила, что Пелоп после победы сбросил М. в море у Герейского мыса (южная оконечность острова Эвбея), и связывала с этим названием Миртойского моря (простиравшегося от вос­точного побережья Пелопоннеса до островов Андрос, Тенос и Парос). На­ряду с этим жители Феней в Аркадии показывали в своем городе могилу М. позади храма Гермеса, где М. приносили ежегодную жертву как местному аркадскому ге­рою. После смерти М. был превращен Гермесом в созвездие Возничего.

МНЕМОСИНА, Мнемозина

Богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Родила от Зевса муз — девять дочерей. Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вбли­зи пещеры Трофония, находились два источника: Леты — забвения и М. — памяти.

МОЙРЫ

 Богини судьбы. С развитием олимпийской ми­фологии бытовали представ­ления об одной, или двух, или трех М. Наиболее распространенный миф — о трех сестрах- М. Архаические М. — дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис («дающая жре­бий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назна­чает жребий еще до рождения че­ловека, Клото прядет нить его жиз­ни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М. — дочери богини Ананке («не­обходимости»), вращающей мировое веретено. Существует вариант мифа, согласно которому олимпий­ский Зевс был отцом М., рожденных Фемидой.

М. сопричастны Зевсу, он именуется Морием. Зевс и Аполлон называ­ются также Мойрагетами («водителя­ми М. »). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

MOM

Божество злословия. Сын Никты, брат Танатоса, Гипноса, Гесперид, мойр, Немезиды и Эриды, то есть свя­зан с мрачными и вредоносными кос­мическими силами. По совету М. Зевс вызвал Троянскую войну, с тем чтобы, истребив человеческий род, облег­чить бремя земли. М. порицал Зевса и Афину, Гефес­та и Посейдона за их дары людям. В конце концов Зевс изгнал М. с Олимпа за его пос­тоянное злословие против богов (Зев­са, Афины, Прометея).

МОПС

Два прорицателя: 1) лапиф из Фессалии, сын Ампика и нимфы Хлориды, получивший пророческий дар от Аполлона (ва­риант: Аполлон — отец М. ). При­нимал участие в калидонской охоте, в борьбе лапифов с кентаврами, как прорицатель соп­ровождал аргонавтов. М. умер от укуса змеи в Ли­вии, где почитался как герой и имел свой оракул. 2) Сын Манто, отцом М. считался критянин Ракий (ва­риант: Аполлон). М. почитали как героя, и он имел свой оракул в окрестностях Ко­лофона и в городе Малл (Киликия), основанном им вместе с Амфилохом Младшим; они сражались друг с дру­гом за обладание этим городом и оба погибли. По одному из вариантов мифа, М. состязался с прорицателем Калхантом, который, потерпев пора­жение, умер от огорчения.

МУЗЫ, мусы

Их имя означает «мыслящие». Аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М. ), в греческой мифо­логии дочери Зевса и Мнемозины. М. — богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Ура­ния; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая сла­ву»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М. — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса.

М., будучи дочерьми земли Геи, рождали детей и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы, по другой версии — от Талии и Аполлона родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены, своим пением привлекающие путников и пожирающие их. Архаические М. жестоки и сурово нака­зывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и ли­шили дара пения и игры на кифаре Фамирида.

Олимпийские М. классической мифо­логии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потом­ство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, на­стоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов.

Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств. Эрато стала М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Кал­лиопа — М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибу­тами, Мельпомена — М. трагедии с трагической маской и венком из плю­ща, Полигимния — М. серьезной гим­нической поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комической маской, Ура­ния — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога ис­кусств Аполлона, получившего имя Мусагет («водитель муз»).

НАВПЛИЙ

1) Сын Посейдона и Амимоны. 2) Царь Эвбеи, отец Паламеда. Узнав о казни сына, кле­ветнически обвиненного Одиссеем в измене, Н. отправляется в лагерь ахей­цев под Трою, чтобы снять с Паламеда ложное обвинение и получить удов­летворение за его гибель, но не доби­вается ни того, ни другого. Тогда он посещает поочередно жен ушедших в поход героев, побуждая их к измене мужьям. При возвращении флота из-под Трои Н. зажигает ложные огни маяка на Каферейском мысе (южная оконечность острова Эвбея), в результате чего многие корабли разбиваются о прибрежные скалы.

 

НАВСИКАЯ, Навзикая

Дочь царя феаков Алкиноя и Ареты. Афина является Н. во сне под видом ее подруги и побуждает девушку отправиться со служанками на берег моря, чтобы заняться стиркой белья. Пока выстиранное белье сохнет на берегу, девушки затевают игру в мяч, который напоследок не без вмешательства Афины попадает в воду. Девичий крик пробуждает Одиссея, выброшенного накануне бурей на остров феаков и спавшего в прибрежных кустах Подруги Н., увидев появившегося Одиссея, покрытого тиной и грязью, в страхе разбегаются, сама же она выслушивает его просьбу о помощи, велит дать ему чистые одежды, накормить и напоить, а затем объясняет, как достигнуть дворца Алкиноя и добиться от феаков помощи в возвращении домой. Существовал также вариант мифа, по которому Телемаху после смерти Одиссея удалось попасть на остров феаков, где он женился на Н. и имел от нее сына, названного в память о деде Персептолис («разрушитель городов», частое определение Одиссея у Гомера).

НАРЦИСС, Наркисс

Прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (вариант: Лириоэссы). По наиболее распространенной версии мифа, роди­тели Н. вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка и получили от­вет, что Н. проживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Н. вы­рос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщи­ны, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Н. отверг ее страсть. От горя Эхо высохла так, что от нее остался только голос. Отвергнутые Н. женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немезида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Н. заглянул в незамутнен­ный источник и, увидев в воде свое от­ражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.

НАЯДЫ

Нимфы источников, ручьев и род­ников. Видимо, они относятся к потом­кам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч. Н. — древние божества, в одном ряду с сатирами, куретами, корибантами, тельхинами и др. Они хранитель­ницы вод и обладают благодетельными функциями. Есть Н. -целительницы и врачующие, ку­пание в их воде дает исцеление от бо­лезней. Одна из Н. — Мента (или Минта, Мята) носила имя Кокитиды, была связана с водой цар­ства мертвых и являлась возлюблен­ной Аида. Воды источни­ков, где обитали Н., имели очиститель­ные и прорицательные функции и даже обладали способностью да­ровать бессмертие.

НЕМЕСИДА, Немезида

Богиня, дочь Никты (ночи), именуемая также Адрастеей («неотвратимой») и близкая по своим функциям богине Дике. Н. наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (греч. Nemo — «разделяю») и обрушивает свой гнев (греч. Nemesao — «справедливо негодую») на тех, кто преступает закон; Н. — богиня мести. Любимые богами гипербореи никогда не испытывают гнев Н. Она немедленно за­поминает любую человеческую несправедливость. По одному из мифов, Н. — мать Елены от Зевса. Спасаясь от преследований бо­га, она превратилась в гусыню, тогда как он стал лебедем. Снесенное Н. яйцо было найдено пастухом, принесено Леде, спрятавшей его в ларец. Из это­го яйца и вылупилась Елена, воплощение мести богов человеческому роду. Наиболее изве­стен храм Н. в Рамнунте, близ Мара­фона, где находилась Н., изваянная Фидием.

НЕОПТОЛЕМ

Сын Ахилла, рожденный ему Деидамией (дочерью Ликомеда, царя острова Скирос). Когда ахейцам стало известно от троянского прорицателя Елена, что одним из условий их победы над троянцами является участие Н. в воине на стороне ахейцев, Одиссей и Феникс отиравились на остров Скирос и привезли Н. под Трою. Одиссей уступил Н. доспехи Ахилла. Н. принимал активное участие в боях и убил много троянцев. От его руки пал также Эврипил, сын Телефа, прибывший на помощь Приаму с большим ополчением мисийцев. Н. входил в число отборных ахейских воинов, спрятавшихся в деревянном коне. В ночь взятия Трои он отличался особой жестокостью: убил старого Приама, искавшего спасения в священной ограде у алтаря Зевса. Когда греки получили предсказание, что для благополучного возвращения на родину необходимо умилостивить тень Ахилла кровью Поликсены, Н. совершил это жертвоприношение. Вместе с Еленом и вдовой Гектора Андромахой, полученными в добычу после захвата Трои, Н. направился в Эпир, покорил здесь местных жите­лей молоссов и стал царствовать над ними. Вскоре после этого он совершил путешествие в Дельфы, во время которого был убит. О причине гибели Н. существуют раз­ные версии. По одной, убийство Н. бы­ло подстроено Орестом, возненавидевшим Н. за то, что Менелай выдал за него замуж Гермиону, некогда обе­щанную в жены Оресту. По другой, Н. вызвал негодование дельфийских жрецов своими упреками Аполлону, который под Троей помог Парису сра­зить Ахилла. По третьей, Н. допус­тил по незнанию ошибку во время жертвоприношения, вступил из-за этого в спор с местными жителями и был ими убит. По-видимому, первоначальным именем Н. было Пирр — мужской вариант женского имени Пирра («рыжеволосая»), под которым скрывался на Скиросе переодетый девушкой Ахилл.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.