|
|||
МЕЛЬПОМЕНА. МЕМНОНМЕЛЬПОМЕНА Муза трагедии, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной и палицей или мечом в другой руке. От бога реки Ахелоя родила сирен, прославившихся своим пением. МЕМНОН Царь Эфиопии, союзник троянцев в Троянской войне. Сын Эос и брата Приама Тифона. После гибели Гектора М. в доспехах, изготовленных Гефестом, приходит на помощь троянцам. Поединок М. с Аяксом Теламонидом не дает перевеса ни одному из сражающихся; в другом бою М. видит Нестора, замешкавшегося на своей колеснице, и пытается его убить, но на защиту Нестора приходит Антилох, он сражается с М. и гибнет от его руки. Разгневанный Ахилл вступает в единоборство с М., причем матери обоих героев Фетида и Эос молят Зевса заступиться за их сыновей, и весы судьбы указывают Зевсу, что наступил смертный час М. Эос получает от Зевса разрешение похоронить тело сына на его родине, в Эфиопии. Поскольку греки, видевшие в Эфиопии сказочную страну, локализовали ее достаточно неопределенно — где-то на юге, то родиной М. называли весьма отдаленные друг от друга районы Сирии, Сусианы и даже Египта: в Абидосе показывали дворец М.; в египетских Фивах М. был выстроен храм, по названию которого вся западная часть города получила название Мемнония; одна из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III, считалась изображением М. Поврежденная во время землетрясения статуя издавала на рассвете звук, который воспринимался как приветствие М. своей матери Эос. Жители северной Фригии показывали могилу М. у устья реки Эсеп; по их рассказам, чтобы оплакать гибель М., сюда ежегодно прилетают птицы-мемнониды, сотворенные Зевсом из праха М. (по другой версии, в птиц были превращены спутники М. под Троей); они устраивают над могилой кровавый бой, пока половина из них не погибнет. МЕНАДЫ («безумствующие»), вакханки, бассарйды Спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, М., украшенные виноградными листьями и плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, увитыми тоже плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию («Шумному») или к Дионису Плющевому, восклицая «Вакх, Эвое». Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами М. выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.
|
|||
|