Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Феномен избегания и предотвращения



 

Неприятные события могут также использоваться при научении новым реакциям. Организм может научиться реагировать так, чтобы прекратить неприятное событие, как например, когда ребенок научается закрывать кран, чтобы горячая вода не лилась в его ванну. Это называется научением избеганию событий (escape learning). Организм может реагировать и так, чтобы предотвратить неприятное событие до его начала, как например, когда мы научаемся останавливаться на красный свет, чтобы предотвратить несчастные случаи (и получение штрафных квитанций). Это называется научением предотвращению событий (avoidance learning).

Научение избеганию часто предшествует научению предотвращать события. Это иллюстрирует следующий эксперимент. Крысу помещают в ящик, состоящий из двух отделений, разделенных барьером. В каждой пробе животное помещают в одно из отделений. В некоторый момент звучит предупреждающий тон, а пять секунд спустя к полу этого отделения подается ток; чтобы уйти от удара током, животное должно перепрыгнуть через барьер в другое отделение. Первоначально животное делает это, когда ток уже включен — здесь имеет место научение избеганию. Но по мере тренировки животное научается прыгать, услышав предупредительный звук, и тем самым целиком избегает удара током — это научение предотвращению.

Научение предотвращению вызвало широкий интерес, отчасти потому, что в нем есть что–то весьма загадочное. Что представляет собой подкрепление реакции предотвращения? В вышеизложенном исследовании, — что подкрепляет прыжок крысы через барьер? Интуитивно кажется, это — отсутствие раздражения током, но отсутствие чего–то можно рассматривать как не–событие. Как может не–событие служить подкреплением? В одном из решений этой загадки предполагается, что в таком научении есть две стадии. На первой стадии происходит классическое обуславливание: при неоднократном сочетании предупреждения и наказующего события, или удара токомживотное заучивает реакцию страха на предупреждение. На второй стадии происходит оперантное обуславливание: животное научается, что определенная реакция (перепрыгивание барьера) устраняет неприятное событие, то есть страх. Короче, то, что поначалу кажется не–событием, на самом деле — страх, и предотвращение можно представлять как прекращение страха (Rescorla & Solomon, 1967; Mowrer, 1947).

Помимо теории двух стадий есть другая, где акцент ставится на когнитивных факторах (Seligman & Johnston, 1973). Согласно когнитивной теории, тренировка на предотвращение приводит животное к определенным ожиданиям, а именно: (а) если оно реагирует (прыгает через барьер, например), удара током не будет, и (б) если оно не реагирует, будет удар. Эти ожидания укрепляются каждый раз, когда они подтверждаются. Причина, по которой крыса в предыдущем исследовании продолжает прыгать через барьер, услышав предостерегающий звук, заключается в том, что этот звук включает у нее ожидание “реагирую—нет удара”, и при каждом прыжке это ожидание укрепляется (удара на самом деле нет).

Кроме того, когнитивная теория объясняет еще один важный факт, связаный с реакцией предотвращения: эта реакция с трудом угасает. Так, если в упомянутом исследовании электричество отключить, крыса все равно будет прыгать через барьер. Почему? Потому что отключение электрического удара ничего не меняет в ожидании “реагирую—нет удара”, и значит это ожидание продолжает управлять поведением. Сходным образом, если мы научились избегать однажды опасной ситуации (лифта с дефектом, например), мы будем продолжать избегать этой ситуации даже после того, как опасность устранена (лифт починили), поскольку не случилось ничего, что опровергло бы наши ожидания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.