|
|||
ГЕСТИЯ. ГЕФЕСТ. ГИГАНТЫ. ГИМЕНЕЙ. ГИПЕРБОРЕИГЕСТИЯ Богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, олимпийское божество. Она покровительница неугасимого огня — начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная безбрачная Г. пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыблемый космос. ГЕФЕСТ Бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру. Г. хром на обе ноги и безобразен. Но вместе с тем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту. На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром. Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды. Г. он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г. ». Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит. Медные быки царя Ээта, опочивальня Геры, венец Пандоры тоже сделаны Г. Он приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Г. связан через мать Геру Самосскую, так как именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На материк культ Г. был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом он стал одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. ГИАДЫ Нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. Число их колеблется от двух до семи. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Г. умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца, видимые в Греции в дождливое время (имя Г. указывает на «дождь»). По другой версии, Г. воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды. По еще одному варианту мифа, Медея превратила старух Г. — кормилиц Диониса в юных дев. ГИАКИНФ, Гиацинт Сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители — муза Клио и Пиер. Г. был любимцем Аполлона, который нечаянно убил его, попав в него во время метания диском. Из крови Г. выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание «ай, ай» — предсмертный стон прекрасного юноши. ГИГАНТЫ Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в тартар. Г. внушали ужас своим видом — густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они родились на Флегрейских полях («пожарища») на полуострове Паллена (в Халкидике, северная Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Г. — гигантомахия. Г., в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Г. жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Г. Вообще Г. насчитывают до 150. Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс — Порфириона, Аполлон — Эфиальта, Дионис — Эврита, Геката — Клития, Гефест — Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, мойры — Агрия и Тоона. Остальных поразил молниями Зевс. Геракл добивал Г. своими стрелами. ГИЛАС Сын царя дриопов Тейодаманта (вариант: Тейомена) и нимфы Менодики. Геракл, победив и убив царя дриопов, захватил отличавшегося красотой Г., который стал его оруженосцем и спутником в походе аргонавтов. Во время стоянки корабля «Арго» в Мисии у острова Кеос Г. отправился за водой, но нимфы источника, плененные его красотой, похитили юношу (вариант: Г. утонул); Геракл тщетно искал Г. На Кеосе существовал культ Г. Раз в год у источника, носившего его имя, приносились жертвы и участники празднества бродили по окрестным горам, выкликая имя Г., как бы повторяя вопли и жалобы Геракла, искавшего своего любимца. Вероятно, Г. первоначально был местным богом растительности, которого скорбными воплями вызывали почитавшие его. ГИЛЛ Сын Геракла и Деяниры (варианты: лидийской царевны Омфалы или нимфы Мелиссы). Умирая, Геракл обручил Г. с дочерью эхалийского царя Иолой. Г. стал предводителем Гераклидов (многочисленных потомков Геракла), когда они вторглись на Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время нового похода Гераклидов в Пелопоннес Г. погиб в поединке с аркадским царем. ГИМЕНЕЙ Божество брака, сын Диониса и Афродиты (вариант: Аполлона и одной из муз). По одному из мифов, Г. — прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Диониса с одной из его возлюбленных внезапно скончался, по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Г. возглашали на свадьбах, и торжественная песнь в честь новобрачных называлась гименей. Существует орфическое предание о том, что Асклепий воскресил Г. ГИПЕРБОРЕИ Народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», и особенно любимый Аполлоном. В некую идеальную страну Г. время от времени отправляется Аполлон на колеснице, запряженной лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Вместе с эфиопами, феаками, лотофагами Г. относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как Аполлон, Г. художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у Г. песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона. Согласно Диодору Сицилийскому, Г. в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к Г. как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море. Ряд легенд связан с приношением Г. первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), Г. стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны Г.
|
|||
|