Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АДМЕТ. АДОНИС. АДРАСТ. АДРАСТЕЯ. АКАДЕМ. АКОНТИЙ. АКРИСИЙ. АЛКЕСТИДА



АДМЕТ

Царь города Фер в Фесса­лии, сын Ферета. В юности участвовал в калидонской охоте и походе арго­навтов. Когда Аполлон за убийство киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного, он был отдан в пастухи А., который относился к нему с величайшим почтением. За это Аполлон выговорил у богинь судьбы (мойр) для А. право отсрочить его смерть, если кто-либо захочет заменить А. в подземном царстве. Аполлон также помог А. получить в жены Алкестиду. Отец Алкестиды царь Пелий соглашался отдать дочь в жены А. если он приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем, Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня наполнила спальню новобрачных змеями, что предвещало скорую смерть А. Смерть стала для А. реальной угрозой через несколько лет его счастливой супружеской жизни, и так как никто другой (даже родители) не соглашался сойти в Аид ради спасения А., эту жертву хотела принести мужу Алкестида, которую спас от смерти и возвратил Геракл.

АДОНИС

Божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А. ), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с соб­ственной дочерью, и после этого про­клинает ее. Боги превращают несчастную в мир­ровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удиви­тельной красоты — А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелав­шей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предна­значив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и воз­любленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насы­лает на юношу дикого кабана, ко­торый смертельно его ранит. По другой версии, A. — жертва гнева Аполлона (его месть Аф­родите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супру­га богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афро­дита горько оплакивает А. и превра­щает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Аф­родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной про­ституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресшему А. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом зда­нии. В Афинах во вре­мя праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выстав­лялись изображения умерших. Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распростра­нились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распу­скающейся и так же быстро увядаю­щей зеленью, т. н. «садики А. » — сим­вол мимолетности жизни. В Александ­рии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на сле­дующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

АДРАСТ

Царь Аргоса. Изгнанный своим родичем Амфиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за Полиника и Тидея — изгнанников, нашедших у не­го приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он воз­главил поход семерых против Фив, в котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божественного коня Арейона (рожденного Посейдоном и Деметрой). Так как фиванцы не хотели выда­вать тела погибших под городом вож­дей, А., придя в Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших, которые затем были преданы сожже­нию. Спустя десять лет А. участвовал в походе эпигонов на Фивы (вариант: поход Алкмеона и других сыновей семерых вождей), в котором он потерял сына Эгиалея. По одному из преданий, А. бро­сился в костер вместе со своим сыном Гиппоноем.

АДРАСТЕЯ

Божество фригийского про­исхождения, отождествлявшееся сна­чала с Кибелой Реей, Идейской ма­терью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — с Немезидой. А. устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается не только с Немезидой, но и с Ананке и Дике.

АИД

Владыка царства мертвых, а также са­мо царство. А. — олимпийское боже­ство, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил на­следие свергнутого отца. А. царствует вместе с суп­ругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то вре­мя, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня пло­дородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две тре­ти года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с А. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и ге­рой Персей, добывая голову Горго­ны. А. сражался с Ге­раклом, и Геракл ранит бога, которого исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мертвых трехглавого пса-стража Кербера (Цербера). Аид обманут также хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мертвых. Орфей очаровал сво­им пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастли­вый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства A. ).

АКАДЕМ

Афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. Считалось, что А. похоронен в священной роще к северо-западу от Афин. В 4 в. до н. э. в этой роще учил Пла­тон, потом его ученики, и их школа получила название «Академия».

АКАСТ

Фессалийский герой, сын царя города Иолка Пелия, участ­ник похода аргонавтов и калидонской охоты. После возвращения аргонав­тов сестры А. Пелиады по наущению Медеи убили отца (сварили в котле, поверив Медее, что отец выйдет омоложенным). Ставший после смерти отца царем Иолка, А. изгнал Медею и Ясона.

АКОНТИЙ

Прекрасный юноша с острова Кеос. Встретив во время празднества Артемиды на острове Делос столь же прекрасную Кидиппу с острова Наксос, А. влюбился в нее и подбросил ей яблоко, на кожуре которого вырезал надпись: «Клянусь Артемидой, я стану женой А. ». Прочитав надпись вслух, Кидиппа таким образом дала клятвенное обещание бо­гине, и когда не ведавший об этом отец Кидиппы пытался выдать ее замуж за одного из сограждан, девушка тяжело заболела. Так повто­рялось трижды, пока отец не отпра­вился за советом в дельфийский храм Аполлона. Узнав, что на его дочери лежит заклятие Артемиды, он разыскал А. и женил его на своей дочери.

АКРИСИЙ

Царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея и Гипермнестры. А. и его брат — близнец Пройт, враждовали еще в чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. А. правил в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Ликию, затем завладел Тиринфом. А. было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда он запер свою дочь Данаю в медный терем, но Зевс проник туда в виде золотого дождя, что и привело к рождению Персея. Дочь и внук были помещены в ящик и брошены А. в море. Однако ящик прибило к острову Серифос, Даная и Персей были спасены. Однажды юный Персей, участвуя в состязаниях, метал диск и попал в находившегося среди зрителей А., который тут же скончался.

АЛКЕСТИДА

В грече­ской мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обре­ченный на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мертвых, А. соглашается сойти в Аид вместо Адмета. Свое реше­ние А. объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навес­тивший дом Адмета Геракл, несмот­ря на радушный прием, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнает причину их горя. Подкараулив у мо­гилы А. пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает А. и возвращает ее мужу. Соглас­но более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви А., возвращает ее мужу еще более прекрасной, чем она была раньше.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.