Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Мы сотканы из вещества того же, что наши сны», и эти сны тихой загадкой оседают в сердцах, в сознании поэтов, художников и, конечно, их читателей и зрителей.



 

Великие мифы любви

Анатолий Снгалов (Ульм)

 

Вообще, у мифов нет ни запада, ни востока, ни севера, ни юга. Нет национальности, если они уж стали мифами. Они соблазняют всех нас, от природы созданных для всякого рода грез...

 

 

«Мы сотканы из вещества того же, что наши сны», и эти сны тихой загадкой оседают в сердцах, в сознании поэтов, художников и, конечно, их читателей и зрителей.

 

 

Существование без загадки – бессмысленно, бытие без любви и романтики – выхолощено и тускло. Поэтому испанские мифы, если вдуматься, так близки нам.

 

Рыцарская любовь

 

Недавно Испания отметила 400-летие появления на свет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Да что там Испания, весь мир радостно отозвался на юбилей вымышленного героя – Рыцаря печального образа. Известный Международный фонд Сервантеса по случаю юбилея продемонстрировал миру грандиозные спектакли, фильмы, оперы, балеты, чтения и другие «донкихотские» проекты, успех которым, не сомневаюсь, был гарантирован.

 

 

Может ли имя создателя романа соперничать по популярности с именем его придуманного героя, вот в чем вопрос?! В испанском городе Сьедад-Реаль, что в автономной области Кастилия-Ла-Манча, открылся музей Дон Кихота. Отцы города не пожалели миллиона евро на реставрацию старого двухэтажного особняка и двора общей площадью 1200 кв. метров, где якобы «жил Идальго». Ну а памятники его «печальному образу» разбросаны по всему свету. Один из них стоит даже в холодной Сибири, в Омске.

 

 

Потому что миф о Дон Кихоте в России, как и везде, всегда был харизматичен, словно он стал частью российского менталитета. Как и Гамлет. Все герои русской литературы - либо гамлеты, либо донкихоты: Гамлет всё знает, но ничего не делает. Дон Кихот знает очень мало, но действует, не думая о последствиях, и от его действий становится плохо всем. Тема - хорошо знакомая России! И всё же Дон Кихот – любимый герой всех народов, включая японцев, австралийцев и даже «продвинутых» африканцев, и донкихотство - символ бескомпромиссного духовного рыцарства –миф общечеловеческий.

 


Самое интересное, что в своей любви к Дон Кихоту люди превратили его в героя исключительно положительного. Всякий дурачок, сражающийся с вентиляторами, неизменно считает себя «доном». Да и другие, атакующие ветряные мельницы только при благоприятном ветре, тоже не прочь считать себя героями-идеалистами. На самом деле мало кто дочитывает роман до конца, а дочитавшие стараются забыть финал: умирая, Дон Кихот отрекся от рыцарства. Вообще, вы удивитесь – ведь Сервантес ненавидел свое создание изначально и писал в тюрьме пародию на испанские «рыцарские романы»!


Однако жизнь распорядилась авторской идеей иначе: писатель желал погубить рыцарство, но литература и искусство дали ему вечную жизнь. Конечно, в реальности нужны ли были Прекрасным Дамам рыцари, навсегда исчезающие в каких-то сражениях или опостылевших «походах в Иерусалим»... Не надо им «обетов верности» - им нужны были живые мужья! Что им, «бездушным» красавицам, было до погубленных, ограбленных городов, убивающих и убитых крестоносцев?! Вот и стал у Сервантеса последний испанский рыцарь старой смешной развалиной, но успел всё же поведать миру, что в рыцарстве - суть мужчины. И в этом парадокс его притяжения. В общем, герой, наш славный Дон Кихот, отделился от романа и зажил отдельной жизнью, став «мифом доблести и несчастной любви»...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.