Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 49 страница



Несомненно, что Устав, несмотря на поправки, внесенные на конференции в Сан-Франциско, был продуктом англосаксонской правовой культуры и инструментом защиты интересов западных стран, прежде всего Соединенных Штатов, которые могли рас­считывать на почти безоговорочную поддержку более 40 из обще-го числа 51 стран-участниц. Нет сомнения, что советское участие было непосредственно связано с правом «вето», т. е. с правом па-рализовать деятельность ООН, если другие державы попытаются использовать ее в целях, неприемлемых с советской точки зре-ния. Все это отражало возможности и ограниченность новой организации, которой победители доверили поддержания мира во всем мире.

7. 10. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Рассматривать Объединенные Нации как нечто отдельное от институтов, которые американские и английские проектировщики (но, прежде всего, первые) создали в области экономики, финан-сов и торговли означало бы отражать лишь одну сторону медали. Это означало бы не учитывать, как это делается в историографии, то, что эта вторая группа институтов оказалась в среднесрочной и длительной перспективе гораздо более гибкой, чем международ-но-правовые институты в решении как кризисных моментов, так и повседневных проблем. В 2002 г. можно сказать, что в то время как Объединенные Нации еще находятся на переходном экспери-ментальном этапе, Международный валютный фонд, Междуна-родный банк и ГАТТ (теперь ВТО) представляют собой наиболее эффективные и функциональные механизмы рыночной экономи-ки и обеспечивают ее взаимосвязь.

Опыт развития экономики после Первой мировой войны и протекционизма, последовавшего после великой депрессии, ока-зали глубокое влияние на идейные установки авторов послевоен­ных проектов. Было очевидно, что задача реконструкции была очень трудной, потому что экономический кризис оказался очень глубоким, урон, нанесенный хозяйству, огромным, значительные материальные ценности исчезли, нельзя было с пренебрежением отнестись к проблеме Советского Союза как к отдельному казусу, поскольку, по крайней мере, в принципе, она представляла собой



Часть 2. Вторая мировая война


неотъемлемый элемент любых решений. Предстояло решить три проблемы: свободы торговли, дефицита долларов и необходимости капиталов для реконструкции.

Одна из этих проблем была в центре внимания международ-ной экономической политики Хэлла с момента его назначения Государственным секретарем. Она также была предметом дискус-сий как во время работы над Атлантической хартией, так и в пе-риод разработки соглашений о применении закона о ленд-лизе, в особенности на этапе обсуждения ст. 7 англо-американского со-глашения, касавшейся постепенной отмены системы преферен-ций. Но совершенно очевидно, что это соглашение не могло рас-сматриваться в отрыве от валютного аспекта проблемы, потому что нарушение торгового и валютного равновесия являются дву-мя сторонами проблемы торгового обмена. Таким образом, кам­пания в поддержку свободы торговли достигла своего апогея и переросла в кампанию за изыскание валютных средств, которые придали бы свободе торговли реальное содержание, направлен-ное не на подчинение, а на достижение взаимозависимости.

Основная цель американцев в области международной эконо-мики заключалась в реконструкции многосторонней системы ми-ровой торговли. Историки международных экономических отно-шений говорят о «многосторонности», а не о свободе торговли, потому что многосторонность не означает отмену всех торговых барьеров (квот и пошлин), а только их сокращение. Для поста-новки проблемы используются не абсолютные, а относительные термины - и это означает, что торговые барьеры при многосто-роннем режиме должны применяться в равной мере ко всем вхо-дящим в него странам. «Многосторонность» воспринималась как более реалистичный и менее абстрактный вариант абсолютной свободы торговли, которая, будучи осуществленной буквально, привела бы к бесчисленным нарушениям равновесия и к ценовой дискриминации. Вопрос об «устранении дискриминации» стал ядром американской концепции «многосторонности», поскольку он был тесно связан с заботами о будущем мирового рынка, ко-торый должен был служить для сбыта американской промышлен-ной продукции и средством поддержания политических отноше-ний, зависевших от существующих форм торгового обмена.

Англичане знали, что пропаганда свободы торговли была по большей части связана с неприятием европейского протекцио-низма тридцатых годов, а также системы имперских преференций в рамках Британского содружества наций, установленной в 1932 г. на конференции в Оттаве. Но они также знали, что политико-эко-номические узы с Соединенными Штатами, сложившиеся в период


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 583

войны, требовали адаптации к американским подходам. Впрочем, концепция «многосторонности» оставляла достаточно простран­ства для поиска компромисса, к которому в высших английских кругах были готовы. Действительно, ограничения на свободу тор­говли вообще создавали препятствия для английской экономичес­кой жизни, которая зависела от импорта. Даже в политическом плане устойчивость британских позиций зависела от непрерывного притока продовольствия из-за рубежа, и этого обстоятельства ока­залось достаточно, чтобы преодолеть сопротивление сторонников безоговорочного сохранения системы имперских преференций.

Таковы были предпосылки начавшихся в разгар войны англо­американских переговоров, к которым позже присоединились другие Объединенные Нации. С американской стороны в них участвовал Генри Уайт, высокопоставленный чиновник в мини­стерстве финансов, а со стороны Англии Джон М. Кейнс, который в течение всего периода войны был вместе с Лионелем Роббин-сом главным советником английского правительства по вопросам экономики. Уайт еще в 1942 г. разработал смелый план образования Фонда стабилизации Объединенных Наций и Банка реконструк­ции. Эти два института, начало деятельности которых которых планировалось на конец войны, призваны были «предотвратить расстройство валютной системы и коллапс денежной и кредит­ной системы; обеспечить возрождение международной торговли; предоставить большое количество капиталов, необходимых прак­тически во всем мире для реконструкции, поддержки и экономи­ческого возрождения». На фоне концепции «многосторонности» Хэлла проект отражал намерение министерства финансов (Уайта, но также и Моргентау) проводить политику активного вмеша­тельства, весьма далекую от принципа laissez faire, присущего аб­солютной свободе торговли, и воспринявшую идеи кейнсианства.

В свою очередь Кейнс подготовил к переговорам с американ­цами проект, сходный с планами создания Американского фонда. Проект предусматривал образование клирингового союза или компенсационной палаты, которая могла бы предоставлять кре­диты своим членам, чтобы помочь им преодолеть финансовые затруднения в сфере международной торговли. Таким образом, концепция «многосторонности» на практике сталкивались с не­обходимостью обеспечения ее валютной базой. Кейнс предпола­гал также образование Организации международной торговли, которая должна была определить условия в рамках надежной сис­темы международной торговли.

Здесь не место для глубокого анализа переговоров по этой проблеме, но совершенно очевидно, что от них не в меньшей сте-



Часть 2. Вторая мировая война


пени, чем от переговоров по политическим и правовым вопро-сам, зависели судьбы мира после войны. Действительно, органи-зационные и валютные аспекты международной торговли могли оказать влияние на воссоздание здоровой рыночной экономики и, возможно, на возрождение способности этой экономической системы включить как колониальные территории, которые могли стать с течением времени независимыми, так и страны с плано-вой экономикой, которые могли быть вынуждены учесть требова-ния мирового рынка. Все это, стоит отметить, достигалось ценой бесконечных споров и требований, потому что в тот период на принятие решений оказывало сильное влияние превосходство американской экономики (к которому добавлялось постоянно ра-стущее в 1942-1945 гг. военно-политическое преимущество).

Впрочем, сами американцы хорошо понимали значение про-блемы. Внутренний документ американской администрации, опубликованный Ричардом Гарднером, ярко отражает ее взгляды и состояние дел: «Быстрый рост объема мировой торговли в после-военное время весьма важен для достижения полной и эффектив-ной занятости в Соединенных Штатах и других странах, для сохра-нения частной инициативы и для успеха системы международной безопасности, созданной для предотвращения войн в будущем.

С целью создать благоприятные условия для максимально возможного роста международной торговли на основе равнопра-вия необходимо, чтобы государства отказались от практики огра-ничения торговли, распространенной в межвоенный период, и сотрудничали в целях снижения торговых барьеров, созданных в то время правительствами. Международная торговля не сможет развиваться должным образом, если не будут существенно сокра-щены или отменены чрезмерные пошлины, количественные ог-раничения экспорта и импорта, контроль над обменом валют. Кроме того, если не принять мер в этом направлении, то может и дальше усиливаться тенденция, уже до войны достаточно сильная во многих странах, к устранению частной инициативы из сферы международной торговли и замене ее жестким государственным контролем...

Соединенные Штаты являются единственным государством, которое в состоянии взять на себя инициативу наращивания об­щих усилий, направленных на снижение международных торго-вых барьеров. Благодаря относительно большой экономической мощи, благоприятному состоянию платежного баланса и значению их рынка для благосостояния всего мира, влияние Соединенных Штатов на политику в сфере мировой торговли превосходит влия-ние любого другого государства. Хотя сотрудничество с Соединен-


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 585

ным Королевством важно для успеха любой обширной програм­мы, ставящей своей целью снижение торговых барьеров, вполне вероятно, что после войны Соединенное Королевство сможет га-рантировать свое участие только, если будет уверено, что Соеди-ненные Штаты смогут энергично осуществлять свое лидерство».

Хотя процесс устранения торговых барьеров протекал довольно медленно в сравнении с развитием финансового сотрудничества (тем более, что была отброшена идея создания Международной торговой организации и заменена общим соглашением, которое должно было вступить в силу только в 1947 г., но фактически смогло оказывать свое особое влияние только с середины пятиде-сятых годов - имеется в виду ГАТТ), но с конца 1943 г. до сере-дины 1944 г. эксперты добились значительных успехов в процессе создания Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции. В апреле 1944 г. они опубликовали совмест-ное англо-американское заявление о необходимости образования Фонда, и в июле 1944 г. в Бреттон Вудсе, в Нью-Гемпшире, нача-ла работу конференция Объединенных Наций для обсуждения окончательной структуры организации. Так, параллельно с образо-ванием ООН начался долгий путь, который привел в июле 1945 г. к одобрению учредительных соглашений, касающихся как Фонда, так и Банка.

Бреттонвудские соглашения и создание Международного ва-лютного фонда (МВФ) отражали общую решимость перейти к новой системе международной торговли, которая основывалась бы в финансовом отношении на всемирном режиме фиксирован-ных, но регулируемых валютных курсов. Валютный паритет дол-жен был быть установлен в золотом выражении. Он мог быть из-менен только в том случае, если Фонд решал, что это необходимо для корректировки «нарушения основного равновесия». Другими словами, был создан новый орган, Международный валютный фонд (МВФ), в котором могли участвовать все Объединенные Нации, для каждой из них устанавливался размер взноса в соответствии с определенными объективными критериями.

Идея создания резерва на основе национальных взносов участ-ников стала альтернативой предложению Кейнса об учреждении клирингового союза. Фонд должен был предоставить аккумули-рованные таким образом ресурсы тем странам, которые, находясь в ситуации финансового кризиса, могли обратиться к нему за по-мощью с целью нормализации ситуации и достижения валютного паритета, и вместе с тем обязать страны-участницы «снизить сте-пень неуравновешенности платежного баланса и сократить ее про-должительность». МВФ получил право сообщать в любой момент



Часть 2. Вторая мировая война


странам-участницам свое мнение о том, соответствует ли их эко­номическая ситуация нормативам Фонда, а также право боль-шинством в две трети принять решение информировать через «публичный доклад» о серьезных нарушениях в платежном ба-лансе этих стран, если их экономические показатели дают для этого основания. Тем самым Фонду предоставлялось право вме-шиваться во внутреннюю экономическую политику отдельных стран, хотя и в рамках «заявления» о кризисном состоянии.

Наряду с этой системой валютных компенсаций (действовав-шей вплоть до начала семидесятых годов в соответствии с усло­виями, выработанными в Бреттон Вудсе в 1944 г. ) был учрежден орган, который должен был стимулировать реконструкцию, счи-тавшуюся тогда самой сложной проблемой. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был первоначально задуман как главный инструмент стимулирования капиталовложений, ко-торые затем осуществлялись в других формах. Его начальный ка-питал был установлен в 10 млрд долларов, а способность осуще-ствлять инвестиции весьма ограничена. Но только с течением времени, когда акценты сместились с термина «реконструкция» на термин «развитие», раскрылось значение Банка.

Эффективность этих двух институтов в рамках общей про-граммы мирового переустройства зависела от того, каким образом отдельные страны смогут в ней участвовать. Когда Соединенные Штаты ратифицировали соглашения, они приняли закон, где было зафиксировано условие, что МВФ будет действовать в соот-ветствии с интересами Соединенных Штатов. Это преобладание США в фонде стало причиной, в силу которой Советский Союз и связанные с ним страны долгое время не участвовали в органи-зации, которая была создана для координации различных форм участия с целью достижения взаимозависимости в рамках рыноч-ной экономики. «Великий проект», будучи глобальной концеп-цией, обнаружил заложенные в нем самом ограничения. Повсе-дневная жизнь в послевоенное время показала, насколько трудно упорядочить тот тип управления экономикой, который составлял культурно-политический контекст Бреттонвудских соглашений. Тем не менее, в период экономического роста, которым были отмечены первые послевоенные десятилетия, и в связи с этим пе-ремещения финансовых рынков из Лондона в Нью-Йорк, этот регулирующий механизм действовал отлично и помог капитали-стической экономике предотвратить многие кризисные моменты.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.