Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 46 страница





Часть 2. Вторая мировая война


В этой обстановке адмирал Дениц стал германским премьер-министром и сразу же установил контакт с союзным командова-нием. Если у него оставались какие-то иллюзии относительно не-избежной безоговорочной капитуляции, то они были рассеяны Верховным главнокомандующим союзными войсками генералом Эйзенхауэром. 8 мая 1945 г. немецкий эмиссар генерал Йодль подписал в Реймсе в штаб-квартире союзников протокол о капи-туляции Германии. На следующий день аналогичный документ был подписан в Берлине в присутствии маршала Жукова.

Так закончилась война в Европе: царила надежда, что чудо-вищная катастрофа прекратилась. Виновники войны были быстро осуждены или заключены в тюрьму в ожидании судебных про-цессов, таких как в Нюрнберге. Были раскрыты зверства, совер-шенные нацистами, в особенности после 1942 г., в концентраци-онных лагерях. По дорогам Германии в другие страны Европы двигались колонны беженцев, которые возвращались к себе до-мой, а также брели немцы, чьи земли были отданы Польше, в поисках своего места проживания. По дорогам, разрушенным войной, шли оставшиеся в живых ветераны, оборванные, голод-ные и изнуренные, они стремились, используя любые случайные транспортные средства, добраться домой.

Европа, та часть Европы, где велась война, где границы по-мнили наиболее острые моменты боев, где бомбардировки и, в особенности, бомбардировки союзниками Германии и Северной Италии, не всегда оправданные в военном отношении, нужные только для того, чтобы ослабить нацистский тыл, - эта Европа смотрела на наступивший мир, видела огромные масштабы пред-стоявшего восстановления и ее охватывало радостное волнение, которое несло с собой слово «мир».

7. 7. Послевоенная напряженность

7. 7. 1. КАЗУС ТРИЕСТА И ПОЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Конец сражений в Европе не решил, конечно, политических проблем и не означал конец мировой войны. Чтобы европейская ситуация хотя бы минимально нормализовалась, было необходи-мо приступить к решению вопросов, по которым в Ялте не было достигнуто полной договоренности, в первую очередь, это каса-лось германской проблемы. Чтобы мир установился во всем мире, нужно было заставить Японию капитулировать.

Советская политика в Польше и Восточной Европе порожда-ла большую тревогу на Западе. Уже тот факт, что войска Тито


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 547

захватили Триест до того, как в город Юлия Цезаря вошла армия союзников, и отказались его покинуть, несмотря на приказы вер-ховного командующего союзными войсками генерала Александе-ра, которому формирования Тито формально подчинялись, был плохим предзнаменованием. Сосуществование союзных войск и партизан Тито сразу оказалось трудным делом и стало еще более сложным в связи с тем, что союзники приняли решение, предва-ряя установления будущего мирного договора провести линию оккупации по довоенной границе.

Но даже если отбросить этот формальный аспект, югославс­кие партизаны были настроены крайне враждебно по отношению к Италии. Отказ югославских партизан оставить Триест регуляр-ным оккупационным силам вызывал подлинное негодование. На-пряжение достигло высокой степени в военном и дипломатичес-ком отношении и грозило вылиться в вооруженное столкновение. Тито думал, что может полностью рассчитывать на поддержку со-ветских войск, которая ему оказывалась, однако до определенного момента, и возможно это стало отражением расхождений между националистическими настроениями лидера югославских парти-зан и более широкими интересами советской политики. В этой ситуации переговоры стали необходимы, но только в середине июня военная администрация союзников установила свою власть в городе и порту Триеста, а югославские партизаны ушли, скрепя сердце, в горы, окружавшие город.

Переговоры в Москве по польскому вопросу проходили также трудно и вызвали воинственный отклик в американской прессе. Но в этом вопросе Трумэн повел себя как наследник Рузвельта и сторонник компромисса, он согласился встретиться в июле со Ста-линым в Европе. Чтобы поляки не мешали переговорам, Трумэн принял решение, которое отражало его стремление не углублять разногласия. Он решил послать в Москву Гарри Гопкинса, очень близкого сотрудника Рузвельта и политика, который первым при-был в Москву в 1941 г. с обещанием американской помощи и ко-торый, таким образом, воплощал стремление договориться со Сталиным: его миссия оживила на некоторое время дух Ялты.

Между Сталиным и Гопкинсом состоялся откровенный обмен мнениями. Сталин сказал, что заметил в намерениях англичан стремление превратить Польшу в своего рода новый санитарный кордон против СССР. Гопкинс возразил и заявил, что Соединен-ные Штаты признают интересы советской безопасности и выра-жают пожелание, чтобы в Варшаве было создано «дружественное» СССР коалиционное правительство. Однако США не могут со-гласиться с тем, чтобы таковым стало Люблинское правительство, которое поддерживают Советы.



Часть 2. Вторая мировая война


В качестве компромисса Сталин предложил создать времен-ное правительство, при поддержке Москвы, которое стало бы ко-алиционным, и в его состав вошли бы представители групп, «дру-жественных как союзникам, так и Советскому Союзу»: четыре -пять новых министров на 18-20 членов правительства. Это был слабый компромисс, потому что министрам (не коммунистам) отводилась лишь четверть мест в правительственном кабинете. Тем не менее, Трумэн согласился с ним, чтобы выразить свое расположение и надежду, что в результате выборов станет воз-можно сформировать правительство в соответствии с влиянием политических сил, действующих в Польше. Таким образом, реа-лизм Ялты, подкрепленный формальным компромиссом, срабо-тал в пользу сталинской политики.

Новое правительство было сформировано 29 июня в соответ-ствии с принятыми договоренностями. Его возглавил прокомму-нистически настроенный социалист Осубка-Моравский; Мико-лайчик согласился принять участие в эксперименте, несмотря на оппозицию генерала Андерса, командующего польскими военны-ми силами, сражавшимися вместе с союзниками, и социалиста Арцишевского, ставшего новым премьер-министром эмигрант-ского правительства в Лондоне. Игра Миколайчика оказалась про-игрышной, но он не хотел упустить последний шанс в виду при-ближавшихся выборов, которые в соответствии с Ялтинскими со-глашениями, должны были вскоре состояться, но которые были проведены только в январе 1947 г. в совершенно иных условиях.

7. 7. 2. ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Потсдамская конференция, самая продолжительная среди конференций союзников в период войны, проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. в небольшом городке в восточном пригороде Берлина. На ход конференции большое влияние оказала новая ситуация, в которой оказались союзники. Только Сталин, будучи ветераном, участвовал в работе конференции от начала до конца. У Трумэна не было опыта участия в международных встречах в верхах; он еще не успел установить доверительных отношений с Черчиллем и питал спонтанное недоверие к Сталину. Черчилль был очень скован предстоявшими в Великобритании выборами. Именно поэтому 25 июля конференция была прервана, а когда она возобновила свою работу, то место Черчилля занял победив­ший на выборах в Англии лидер лейбористов Клемент Эттли, ко-торый присутствовал и на первом этапе работ. Вместе с ним в конференции участвовал новый министр иностранных дел Эрнест


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 549

Бевин. На смену американскому министру иностранных дел Стет-тиниусу, сопровождавшему Рузвельта в Ялте, пришел более авто-ритетный Бирнс. Сталина по-прежнему сопровождал Молотов.

Так как война в Европе была окончена, а сопротивление Япо-нии было уже вопросом времени, то и ослабло стремление Боль-шой тройки к поискам согласия. Кроме того, отсутствие Франции, которая, в соответствии с Ялтинскими соглашениями, участвовала в работе Союзного контрольного совета по Германии, могло при-вести к тому, что заключительные решения по главному обсуж-давшемуся вопросу - о будущем Германии могли оспариваться. Другие вопросы, подлежавшие рассмотрению, касались мирных договоров с побежденными странами и, в первую очередь, с млад-шими союзниками Германии, а также были связаны с многочис­ленными требованиями, выдвинутыми руководителями Большой тройки, в особенности Сталиным.

Отсутствие Рузвельта, конечно, чувствовалось. Трумэн, будучи более официальным, вел дискуссии с более жестких позиций, значительно меньше был склонен к доверительным отношениям во время двусторонних встреч и в беседах после обедов, которые были чужды его стилю жизни; когда он участвовал в заседаниях или руководил ими, то не заботился о том, чтобы сгладить острые углы. К тому же, в этот период Соединенные Штаты больше не нуждались в уступках со стороны Советского Союза, с которым должны были только уточнить вопросы, не решенные в Ялте. Но теперь американцы действовали с позиции силы, чему способ­ствовала недавно одержанная победа в войне, а также и успешное испытание 16 июля в Аламогордо (штата Нью-Мексико) первой атомной бомбы.

Обсуждение германской проблемы проходило в напряженной атмосфере с самого начала - с 18 июля (еще до того, как в Берлин пришла подробная информация об успехе американских ученых, которую Трумэн получил только 21 июля). Жесткая полемика развернулась и по вопросу о положении в Балканских странах, оккупированных Советами, а также по любому требованию, выд-винутому Сталиным.

В действительности, несмотря на ее продолжительность, на конференции было принято два важных блока решений, касав­шихся германской проблемы и переговоров о мирных договорах. Обсуждение мирных договоров, связанное с правовым аспектом политического и территориального устройства послевоенной Ев-ропы, было относительно легким. Руководители трех великих держав решили создать специальный орган - Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был подготовить про-



Часть 2. Вторая мировая война


ект мирного договора для каждой из заинтересованных стран. В его состав должны были входить представители государств, под-писавших перемирие с бывшей вражеской страной как в Европе, так и в Азии. При этом Франция рассматривалась как страна, подписавшая перемирие с Италией, что позволяло французским представителям участвовать в подготовке проекта мирного дого-вора с Италией и тем самым избежать расхождения политических позиций в СМИД. Лондон был избран местом пребывания Сове-та, приступившего к работе 1 сентября 1945 г. Первый договор, который СМИД предстояло подготовить (так было решено в конце работы конференции), касался Италии, первой из стран «Оси», капитулировавшей перед союзниками. Решения по проце-дурным вопросам показали, что среди участников союза, сложив­шегося во время войны, превалировало стремление своевременно подготовиться к наступившему миру.

Обсуждение же германского вопроса выявило глубокие рас-хождения между союзниками. В дискуссиях о будущем Германии союзники столкнулись со сложными территориальными, админи-стративными и финансово-экономическими проблемами. В Ялте было решено, что граница между Польшей и Германией устанав­ливалась по рекам Одер и Нейсе, но не было решено точно, по Восточной или Западной Нейсе. Между двумя реками располо-жен плодородный сельскохозяйственный район, занятый в то время советскими войсками (что усложняло ситуацию), и Сталин настойчиво требовал, чтобы граница проходила по Западной Ней-се. Несмотря на ожесточенный характер дискуссий с Черчиллем, их исход был предопределен ситуацией, сложившейся в этом райо-не. Но все остальное было не столь бесспорным.

Было решено, что в административном плане Германия долж-на быть разделена на четыре зоны оккупации, управляющиеся соответственно тремя великими державами и Францией. Берлин должен был быть изолирован внутри советской зоны и, в свою очередь, разделен на четыре сектора, предстояло установить, как технически будет решаться вопрос о свободе коммуникаций меж-ду бывшей столицей Германии и западными зонами оккупации.

Координация административной деятельности в политическом плане поручалась союзному контрольному совету по Германии, полномочия которого определяла Европейская консультативная комиссия. Он должен был завершить разоружение и демилитари-зацию Германии и осуществлять контроль над германскими пред-приятиями, которые можно было бы использовать для военного производства; убедить немецкий народ в необходимости переносить тяготы последствий военного поражения; провести денацификацию


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 551

Германии; подготовиться к «реконструкции германской полити-ческой жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни».

Все оккупационные власти должны были руководствоваться едиными критериями и способствовать развитию демократических форм самоуправления, но это положение излагалось в слишком общих выражениях, что создавало возможность для односторон-него толкования. «Формальный» аспект временной организации оккупированной Германии был, однако, абсолютно второстепен-ным в сравнении с более важными вопросами, касавшимися, в первую очередь, проблемы репараций, которая не была оконча-тельно решена в Ялте, и проблемы определения режима производ-ства и общих экономических принципов возрождения Германии.

Трумэн не имел в виду наказание Германии, как то предус­матривалось резолюцией 1067 американского Объединенного ко­митета начальников штабов, оказывавшей влияние на политику США до Ялты. По вопросу о репарациях он занимал еще более жесткую позицию, чем Рузвельт, и отвергал решения, которые ставили Германию в условия крайней нужды и повергали ее в со-циальный хаос, а, следовательно, толкали в объятия Советов. Кро-ме того, у него не было ни малейшего намерения вновь создать обстановку, напоминавшую ситуацию в вопросе о репарациях после Первой мировой войны. В Ялте Черчилль не был склонен уступать советским требованиям. В Потсдаме ему пришлось при-слушаться к требованиям Франции добиться от Германии хотя бы частичного возмещения ущерба, причиненного войной. По-этому он еще более уверенно противостоял требованиям Советов, которые, обращаясь к соглашению, достигнутому в Ялте, подго-товили предварительные расчеты, согласно которым Германия должна была выплатить 20 млрд. долларов репараций, причем половина этой суммы должна была идти Советскому Союзу.

В Потсдаме Сталину пришлось столкнуться с общей англо­американской позицией по этому вопросу. Некоторые увидели в этом первый результат появившейся уверенности в своей безо-пасности американского президента после успешного испытания атомной бомбы. Дискуссии по этой проблеме возобновились за несколько месяцев до этого, и изменение американской позиции не было неожиданностью, оно стало результатом скорее посте­пенного сближения американского и английского подхода к про­блеме после Ялты в силу технико-экономических причин, а не в связи с достижением стратегического равновесия. Вряд ли можно считать, что новая позиция США стала следствием пересмотра американской стратегии относительно будущего Германии, кото-рое произошло после подписания акта о капитуляции в мае.



Часть 2. Вторая мировая война


Таким образом, когда Сталин потребовал подтверждения сум-мы в 20 млрд долларов, то столкнулся с жестким отказом и с предложением рассчитывать репарации на базе возможных изъя­тий из немецкой промышленности путем демонтажа и вывоза германских промышленных предприятий, не предназначенных для обеспечения немцам минимального жизненного уровня, не превышавшего уровень других европейских стран. Этот вопрос занимал центральное место в работе конференции, потому что немецкие репарации были одним из важных элементов, на основе которых Сталин планировал провести реконструкцию советской промышленной системы. Политика радикального демонтажа и вы-воза предприятий и товаров, начатая Советами еще до открытия конференции, а также возбуждение солдат Красной армии, изы-мавших у немцев самые элементарные предметы потребления, давали представление о лишениях (известных на Западе), перене-сенных советскими людьми во время войны, а, возможно, и раньше, и о трудностях восстановления экономики.

Сталин непримиримо отстаивал свои позиции, давая понять, что от соглашения по этой проблеме зависело решение полити-ческих вопросов, которые стояли перед конференцией. С другой стороны, его позиция была ослаблена в момент рассмотрения вопроса и принятия решения вынужденным перерывом в работе конференции (25-28 июля) в связи с выборами в Англии. Кроме того, на работу конференции оказало влияние настроение Трумэ-на, с нетерпением стремившегося вернуться домой, поскольку новая ситуация, сложившаяся в связи с предстоявшим вступлени-ем Советов в войну с Японией (не позже 8 августа) и столь же предсказуемой капитуляцией Японии вследствие неминуемых атомных бомбардировок, требовала присутствия в США прези-дента и государственного секретаря.

В последние дни работы конференции наступил самый жест-кий этап переговоров, завершившийся компромиссом, не отве-чавшим надеждам Сталина, но, по крайней мере, дававшим ему определенную свободу маневра. Основой соглашения стал отказ от четкого определения суммы репараций, установление которой было отложено до начала работы создававшейся Комиссии по ре-парациям (в ней должна была участвовать также и Франция), значение нового органа было ничтожным в виду возникших в 1945 г. разногласий. Каждая из оккупационных держав могла на-чать вывоз предназначенного ей промышленного оборудования из своей зоны, и поскольку западные зоны оккупации были более развитыми, то СССР была предоставлена возможность получать дополнительно 10% промышленного оборудования из западных


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 553

зон, а также 15% такого оборудования в обмен на продоволь-ственные товары и уголь, полученный из Силезского бассейна.

Компромисс в вопросе о репарациях отбросил все другие тре-бования Советов экономического характера: треть золотого запа-са Германии, создание международного органа для управление Руром, треть имеющихся промышленных резервов Германии. Ре-шения по этим вопросам должны были отвечать общим критери-ям, которыми руководствовались Союзный контрольный совет и союзные власти вообще в вопросах совместного управления Гер-манией. Это предполагало ответ на вопрос, оставшийся откры­тым в Ялте: должна ли Германия быть целостным государством или следует создать условия для окончательного раздела немец-кой территории? Предложения, подготовленные Европейской консультативной комиссией и поспешно принятые в Потсдаме, подтверждали принцип, согласно которому «в период оккупации Германия будет рассматриваться как единое экономическое це-лое». Поэтому оккупационные державы обязались следовать об-щим правилам во всех сферах немецкой экономической жизни: от горнодобывающей промышленности до политики в области заработной платы, транспорта и других основных отраслей эко­номики.

Этот принцип, положенный в основу соглашений по пробле-мам экономики Германии и решения проблемы репараций, ис-пользовался почти бессознательно тремя руководителями великих держав (которые в последние дни работы конференции одновре-менно безрезультатно пытались решить ряд менее значимых про-блем, в частности, вопрос о мирном переселении немецкого на-селения с территорий, переданных Польше), но присущие ему сложности стали видны только со временем. Сам принцип пред-полагал сохранение Германии: предстояло определить ее границы и степень суверенитета.

Тем не менее, Германия сохранялась как суверенное государ-ство, несмотря на поражение и все проекты расчленения, суще-ствовавшие до этого. Более того, согласно установленному порядку, все эти правила действовали на период оккупации, а это означа-ло, что и военная оккупация в определенный момент, который предстояло определить, прекратится. В завершение утверждалось, что с этого времени существует экономическое целое, называемое Германией, которая должна управляться на основе согласованной общей политики. К этому моменту Германия была лишена в сравнении с 1937 г. своих восточных провинций и Восточной Пруссии, а потому можно было представить ее будущую террито-рию, за исключением эвентуальных изменений в Сааре.



Часть 2. Вторая мировая война


Все это означало, что, сознательно или не сознавая до конца значение собственных решений, принятых поспешно во время конференции, которая продолжалась очень долго и на работу ко­торой оказывала влияние ситуации на Тихом океане, руководите­ли трех великих держав кардинально изменили свой взгляд на германскую проблему. Действительно, концепция экономики Германии как единого целого предполагала невозможное - ко­ординацию действий союзников или полное согласие между ними. В случае достижения полного согласия это означало бы, что Советы (как и думал Сталин), благодаря своему политическо­му влиянию смогут участвовать в контроле над экономической жизнью всей Германии, т. е. смогут бы оказывать экономическое и (следовательно) политическое влияние на всю страну до рейнской границы. В противном случае германское государство стало бы ареной столкновения различных толкований как концепции эко­номического управления, так и единства Германии.

Уже в Потсдаме можно было видеть, что Советы и западные союзники (за исключением Франции, в политике которой прева­лировало стремление к возмездию) придерживались совершенно различных критериев. Вот почему когда они утверждали, что на­мерены действовать согласованно в вопросах управления немец­кой экономикой, то говорили о вещах, противоречивших дей­ствительности, и намечали курс, которым они не могли следовать; в результате нарастали уже существующие разногласия. Таким образом, выдвигать концепцию общей экономической политики означало придерживаться общих теоретических подходов к воп­росам экономики: иллюзия быстро исчезнувшая на практике.

Именно комплекс этих иллюзий свидетельствовал, что послед­няя из великих конференций периода войны завершилась в об­становке, пронизанной противоречиями. «Великий союз» шел по нисходящей: от больших надежд в Тегеране к реализму Ялты и взаимному обману в Потсдаме. Сталин готовился к войне с Япо­нией и приступил к решению проблемы экономической реконст­рукции СССР, полностью отдавая себе отчет в предстоявших трудностях. В то же время он старался сохранить положение миро­вой державы, которого Советский Союз добился благодаря победе.

Черчиллю и Эттли, сменившего его после победы лейборис­тов на выборах, предстояло бороться за реализацию трудной зада­чи - созданию в Великобритании нового государства Welfare State, т. е. государства всеобщего благосостояния, а также спасти то, что еще можно было спасти в имперской системе, проникну­той тенденциями к фрагментации. Соединенные Штаты, почти не испытавшие урона от войны, готовились построить систему,


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 555

основанную на правилах, которые Рузвельт постепенно опреде-лил для своей страны как цель в войне, и которую Трумэну пред-стояло реализовать или же установить пределы осуществления этих правил. Нисходящая линия развития еще не превратила «Великий союз» в систему, чреватую внутренними конфликтами мирового масштаба. Тем не менее, она позволяла увидеть полное неизвестности будущее.

7. 8. Последний этап войны на Тихом океане

7. 8. 1. Последний этап войны на Тихом океане

Между тем, в войне с Японией произошел серьезный поворот в пользу англо-американцев. Основное различие между войной в Тихоокеанском регионе и войной в Европе состояло, с одной стороны, в огромном периметре военных действий с Японией; с другой, в большом рассредоточении театра военных действий. Последнее обстоятельство сначала было на руку японцам, более подготовленным к войне благодаря превосходству на море и в воздухе и традиционному преимуществу в контроле над террито-риями. Однако для окончательной победы было необходимо, чтобы такое превосходство сохранялось до достижения успеха и чтобы антиколониальные и антиевропейские настроения оккупирован-ных народов использовались достаточно быстро. Но ни одно из этих условий не было выполнено: после первых успехов в начале войны и все возрастающих трудностей, с которыми японцы стол-кнулись во время наступлений середины 1942 г., в течение 1943 г. произошел поворот, вынудивший их перейти к обороне.

В конце 1943 г. американский военно-морской флот вернул утраченное превосходство, получив большое число авианосцев, способных доставить ударную мощь в самые отдаленные пункты сражений. Японцы, со своей стороны, почувствовали, что непро-думанно распыленные военные усилия привели к тому, что они вынуждены были отражать контрнаступления на разных фронтах. В 1944 г. англо-американцы развернули наступление по трем на-правлениям. Командование первым направлением, опиравшемся на наземные силы, было поручено генералу Дугласу Макартуру, оно начиналось в южной части Тихого океана, т. е. с баз, распо-ложенных в Австралии или вокруг нее, и развивалось в направле-нии к Новой Гвинеи и Индонезии.

Второе направление было разработано с учетом американско-го морского превосходства, командующим был назначен адмирал Нимиц, которому в 1944 г. удалось предпринять смелые десанты



Часть 2. Вторая мировая война


и захватить одну за другой основные группы островов в централь-ной части Тихого океана - от островов Гилберта до Маршалловых и Марианских островов, а также острова Гуам. Третье направле-ние удара было намечено в регионе между Бирмой и Южным Китаем. Присутствие Японии в Китае заставляло союзнические войска, находившиеся под командованием англичан, сражаться в труднейших условиях, преодолевать преграды на коммуникациях между бирманским и китайским фронтами. Это привело к жесто-ким боям, продолжавшимся до весны 1945 г. и выявило слабость китайских националистических сил, руководимых Чан Кайши.

В середине 1944 г. Макартур и Нимиц объединили свои силы, несмотря на различие в стратегии, для захвата Филиппин. Выиг-рав большое морское сражение в заливе Лейте, они сразу начали высадку десанта и в июле 1945 г. закончили освобождение всего архипелага. Тем временем американские морские и воздушные силы добились новых важных успехов, они одержали 19 февраля 1945 г. победу на Иводзиме и захватили после длительной борь-бы, с 1 апреля 1945 г. по 21 июня, остров Окинаву, одну из важ-нейших тыловых баз японцев в зоне Тихого океана.

Неблагоприятный ход военных операций и провал имперских планов, вдохновлявших Японию предпринять нападение на Со­единенные Штаты, поставили японцев в тяжелое положение, отягощенное тем, что с ноября 1944 г. американцы начали систе-матические бомбардировки Токио и всей японской территории, которые становились все интенсивнее и приобрели катастрофи-ческий характер. Конечно, ситуация в Японии была совершенно иной, чем в Германии. Империей Восходящего Солнца руково-дил не изощренный диктатор, а группы власти, которые боролись между собой вплоть до начала войны. Милитаристская империа-листическая группировка одержала верх в декабре 1941 г. и смог-ла взять под контроль внутреннюю ситуацию после вынужденной отставки адмирала Того в июле 1944 г., добившись назначения на пост премьер-министра генерала Куниаки Койсо, другого пред-ставителя ведущей милитаристской группировки.

Ухудшение положения и поражение на Иводзиме и наступле-ние американцев на Окинаву подстегнули сторонников преодоле-ния кризиса дипломатическими методами, включая императора, которые отвергали экстремизм своих оппонентов, призывавших пожертвовать жизнью в борьбе с врагом, как это делали пилоты-самоубийцы (так называемые «камикадзе»), направлявшие свои самолеты на вражеские корабли. Различные политические круги беспрерывно предпринимали попытки свергнуть власть милита-ристской группировки, но личность императора Хирохито никогда не отождествлялась с правительством, более того, ее всегда рас-


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 557

сматривали отдельно, как резерв на крайний случай, когда насту-пит тяжелый момент. С одной стороны, с ним связывали выход из кризиса, с другой — он представлял серьезное препятствие на пути к его преодолению. Японцы знали, что по отношению к ним также будет применена формула «безоговорочной капитуля-ции», которая подрывала полномочия императора и лишала его личность, как правителя империи Восходящего Солнца, священ-ного характера. В этом было препятствие, с которым военные, политики и дипломаты должны были считаться, пока не был найден компромисс.

В этой ситуации сторонники политического выхода из кризи-са одержали верх над милитаристской группировкой и добились 7 апреля смещения генерала Койсо; вместо него был назначен, в обстановке страха и неуверенности, другой военный, адмирал Кантаро Судзуки, которому поручили для достижения компро-мисса попробовать обратиться за посредничеством к Москве. Для этой цели он выбрал министра иностранных дел Сигенори Того -в прошлом японского посла в Москве.

Одной детали достаточно для описания новой политики япон-ского правительства: когда Судзуки, несколько дней спустя после своего назначения, узнал о смерти Рузвельта, то он не развернул антиамериканскую пропагандистскую кампанию, что было харак-терно для милитаристских кругов, а выразил по радио соболезно­вания американскому народу (этот факт стал известен только после войны). Еще предстояло добиваться дипломатического решения военной проблемы, а союзнические воздушные бомбар-дировки Японии приняли такой же жестокий характер, как и Германии. Так с 9 марта по 15 июня американские бомбардиров­щики совершили 7000 вылетов для бомбардировок японских го-родов, почти не встречая сопротивления и неся незначительные потери. Один только налет 10 мая на Токио привел, по меньшей мере, к 124 000 жертв. Теперь, после окончания войны в Европе, весь вооруженный потенциал союзников мог быть направлен против единственного оставшегося противника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.