Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 42 страница



В заключительном коммюнике конференции только часть этих требований, касающаяся Маньчжурии, Формозы и Песка-дорских островов, была признана официально. Относительно Ко-реи говорилось о возможной независимости. Кроме того, Япония должна была лишиться всех островов в Тихом океане, завоеван-ных после 1941 г., и всех насильно оккупированных территорий, к тому же в отношении Империи Восходящего Солнца был под-твержден принцип безоговорочной капитуляции.

Это было началом тесного сотрудничества между националис­тическим правительством Китая и Соединенными Штатами, к которому англичане должны были присоединиться в обмен на признание своих прав на Гонконг и Сингапур. Сотрудничество с Китаем оказалось роковым для американского присутствия в Азии. Хотя Рузвельт стремился проводить политику, отличную


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 499

от традиционной политики британского колониализма, он ока-зался связанным с наиболее традиционалистской силой в Китае, уступив японцам возможность открыто выступать против евро­пейских метрополий.

Черчилль и Рузвельт 27 ноября 1943 г. прибыли в Тегеран. На следующий день начались дипломатические переговоры со Стали-ным: состоялся ряд встреч втроем в присутствии многочисленных делегаций, а также прошли двусторонние встречи, в частности между Рузвельтом и Сталиным. Американский президент любил личную дипломатию и хотел, чтобы Сталин почувствовал, что он ведет переговоры с политиком, достойным доверия и стремя­щимся к искреннему сотрудничеству во имя будущего. Поэтому он тщательно и осторожно готовил эти личные контакты так, что даже вызвал раздражение у Черчилля, с которым был связан пол-номасштабным политическим союзом, но которого лишил в те дни, как уже было во время Каирской конференции, возможности встретиться с глазу на глаз во избежание подозрений со стороны недоверчивого кремлевского диктатора.

В истории дипломатических конференций периода войны Ял-тинскую конференцию, проходившую в феврале 1945 г., принято считать центральным и решающим событием. Хотя встреча вызы-вает множество споров и представляет наибольший интерес для историографии, своей легендарной известностью она обязана скорее тому, что проходила в особой ситуации в канун оконча-ния войны, чем тому, что в центре обсуждавшихся на конферен-ции вопросов стояли проблемы создания послевоенной междуна-родной системы.

В этом плане, характер Тегеранской конференции, на которой было рассмотрено большое число проблем и принято множество решений или постановлений, намеченных в общих чертах, а в дальнейшем трансформированных в полноценные решения, по-зволяет утверждать, что первая встреча трех крупнейших военных союзников была одновременно и самой важной. Ни одна из про-блем, касавшихся ведения войны, или связанных с нею полити-ческих проблем, не были обойдены вниманием. По многим воп-росам произошел лишь обмен мнениями. Но если сравнить выс-казанные на конференции суждения с принятыми в дальнейшем решениями, то можно заметить, что уже тогда в дискуссиях про-блемы обсуждались не только в общих чертах, а по существу и в полном объеме, что нашло отражение в последующих договорен-ностях.

Нет нужды говорить, что в конце 1943 г. в центре внимания на переговорах был вопрос о продолжении войны до победы.



Часть 2. Вторая мировая война


Рузвельт с уверенностью заявлял, что Германия будет разбита. Возможно, его европейские коллеги высказывались несколько менее уверенно, поскольку они непосредственно испытывали уг-розу германской оккупации или воздушных бомбардировок. Мос-ковская конференция министров иностранных дел оставила в на-следство Тегеранской встрече острые вопросы о выборе стратегии на завершающем этапе войны. В Москве Советы с большим вни-манием отнеслись к предложению Великобритании оказать дав-ление на Турцию с тем, чтобы она вступила в войну. В Тегеране же, напротив, с первого дня выявилось, что, несмотря на твердые заявления Черчилля и его сотрудников, Сталин не разделял оп-тимизма Молотова и Идена по поводу возможности принятия Турцией подобного решения. Хотя в британских предложениях содержалась возможность оказать более существенную военную помощь коммунистическим партизанам под командованием Тито в Югославии, тем не менее советский лидер твердо заявил о при-оритете операции «Оверлорд».

Начало операции планировалось на 1 мая 1944 г., и только в случае задержки на два или три месяца можно было найти время для отвлекающей операции и оказать давление на Турцию или помочь партизанам Тито. Оставался открытым вопрос о верхов-ном главнокомандующем. Рузвельт еще не объявил, кого он на-значает на этот пост, что заставило Сталина и Советы усомниться в реальности новых сроков, установленных союзниками. Но эти сомнения рассеялись, как только Рузвельт на обратном пути в Соединенные Штаты сообщил о назначении Эйзенхауэра. Чер-чиллю ничего не оставалась как вести арьергардные бои и наде-яться, что с ноября 1943 г. по май 1944 г. союзнические войска не будут задействованы и их всегда можно будет быстро исполь-зовать в Средиземноморье.

Настойчивость англичан не только вызывала подозрения у Советов, но и раздражала американцев, хотя приданная позже этим требованиям антикоммунистическая окраска весьма спорна. Форин Оффис был давно уверен, а со временем уверенность воз-растала, что после войны большая часть Балканского полуострова окажется под советским господством. Если и можно было вести дипломатическую борьбу, то это были бои арьергардного характе-ра. Поэтому стремиться выявить, что скрывалось за намерениями Черчилля, представляется излишним, по крайней мере, следует учитывать не только идеологические аспекты.

Конечно, советское наступление в Европе не могло воспри-ниматься с удовольствием лидером британских консерваторов; столь же верно и то, что кроме Греции и в меньшей мере Юго-славии и Венгрии, англичане питали слабый интерес к Дунайско-


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 501

Балканскому региону. Полагать, что произошли внезапные пе-ремены, думается неуместно. Учитывая, какой стадии достигли военные операции в конце 1943 г., гораздо более убедительными представляются заключения, основанные на гипотезе о британс-ких опасениях утратить возможности, которые открывались в связи с капитуляцией Италии. Было бы достаточно небольших усилий, чтобы очистить от немцев весь полуостров и быстро дойти до Паданской равнины, которая могла бы стать идеальной базой для любых военных операций, нацеленных на Балканы, но, в еще большей мере, направленных против Южной Германии. Только в конце конференции Черчилль отказался от своих оговорок и пол-ностью присоединился к американским стратегическим планам.

Другая важная военная проблема, которая обсуждалась в Теге-ране, касалась советского участия в войне с Японией, и Сталин подтвердил то, о чем ранее в Москве заявил Молотов. Советский Союз сможет вступить в войну с Японией (можно сказать, откроет свой «второй фронт», отсутствие которого создавало союзникам немалые трудности в войне на Тихом океане, где англо-амери-канцы оставались «одни» в борьбе с Японией) как только будет закончена война с Германией, но Сталин четко не определил ус­ловия своего участия.

Обсуждение политических вопросов проходило довольно хао-тично, за исключением проблем, не вызывавших споров. Среди них были и проблемы общего характера, в частности, связанные с заявлением четырех держав и с ролью Франции в международ-ной жизни после войны. Рузвельт пояснил, что заявление послу-жит зародышем для будущего важного института - Организации Объединенных Наций, которой надлежит оберегать мир. В этой связи американский президент выступил со своей идеей четырех полицейских, четырех великих держав, которые благодаря длитель-ному соглашению смогут играть роль гарантов сохранения мира.

Сталин не скрывал своего скептицизма и проявил озабочен-ность (если можно так сказать), что Конгресс США не захочет оказаться вовлеченным в будущие европейские споры, или что подобный замысел вынудит Соединенные Штаты держать свои вооруженные силы в Европе. Но Рузвельт его заверил (если мож-но так сказать), что эта задача будет возложена на Великобрита-нию и Советский Союз. Он предполагал, что в будущем Евро-пейский континент будет поделен на британскую и советскую сферы влияния (он не представлял и не мог представить, что эти две державы не смогут сотрудничать).

Что касается Франции, то ее будущая роль не была согласована. Рузвельт считал де Голля «фашистом и империалистом»; Сталин



Часть 2. Вторая мировая война


без труда разделял это мнение и утверждал, что подлинным пред­ставителем Франции было правительство Виши. Черчилль был тогда единственным, кто отстаивал интересы «Свободной Фран-ции», и это был один из немногих вопросов, по которым англи-чане в дальнейшем одержали верх. Организация мира, создание Организации Объединенных Наций и борьба против колониализ-ма - по этим вопросам Сталин и Рузвельт пришли к согласию в беседах наедине. Необходимо было противопоставить японским лозунгам те же методы, как сделали это американцы, пообещав независимость Филиппинам, или же планируя включить в Устав Объединенных Наций «заявление о независимости стран».

Доклады по важнейшим проблемам не помешали трем лиде-рам союзных держав конкретно и целенаправленно рассмотреть проблемы, таившие в себе глубокие причины для будущего про­тивостояния. Первой в ряду таких проблем была Польша, ради спасения независимости которой, напомнил Черчилль, Англия вступила в войну. Но премьер-министр в беседе со Сталиным с глазу на глаз, не колеблясь, заявил, что независимость не означа-ет также целостность и неизменность границ. Английское прави-тельство обязывалось воссоздать Польшу как государство, но не сохранить ее довоенные границы. Важнейшим вопросом, сказал Черчилль, является советская безопасность. Следовательно, сме-щение на запад польской границы было решением, не вызывав-шим трудностей. Линия Керзона 1919 года уже намечала раздел по этническому принципу, за исключением небольших поправок в пользу Польши, которая получала компенсацию, как предло-жил Идеи 28 ноября, в виде уступки немецкой территории до Одера. Был ли согласен Сталин? Ответ мог быть только положи-тельным: СССР сделал все возможное, чтобы поляки получили такой результат. Рузвельт придерживался той же позиции.

1 декабря во второй половине дня Рузвельт встретился со Сталиным в присутствии Молотова, Гарримана и переводчиков. Американский лидер сказал, что в 1944 г. предстоят президент-ские выборы и если война будет закончена, он не сможет вновь выдвинуть свою кандидатуру, а в ситуации войны он должен бу-дет исполнить свой долг. В связи с выборами Рузвельт требовал принять во внимание, что в Америке имелось шесть или семь миллионов избирателей польского происхождения, и он не мог позволить себе потерять их голоса. Американский президент до-бавил, что поддерживает предложение передвинуть западную гра-ницу Польши к западу до Одера. Рузвельт также надеялся, что Сталин «поймет», что в то же время «он не мог участвовать в ка-ком-либо публичном соглашении», которое санкционировало бы


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 503

такое изменение границ. Сталин понял. Но судьба польских тер-риторий была уже предрешена.

Что касается политического устройства Польши, то Сталин постарался выдвинуть на авансцену своих ставленников в ожида-нии, когда Красная армия вступит на территорию соседней стра-ны. Пока он был вынужден уступить англо-американскому давле-нию и нормализовать отношения с польским правительством в изгнании. Взамен он потребовал от поляков согласия, что восточ-ной границей Польши станет граница, установленная в 1941 г. Советами. Это была линия Риббентроп–Молотов, как едко заме-тил Идеи, а Молотов называл ее линией Керзона. От названия границы зависело восстановление дипломатических отношений, переговоры о котором, впрочем, продолжались несколько меся­цев. Этого времени было достаточно, чтобы Советы создали в Польше политический организм, полностью от них зависимый.

На конференции в Тегеране рассматривалась также судьба Германии, поскольку этой проблеме не было уделено достаточно-го внимания во время Московской встречи. Это было сделано в Тегеране. Предстояло решить, расчленить или нет вражескую страну. Сталин и Черчилль были склонны принять раздел Герма-нии. Позже Сталин разъяснил, что СССР требует предоставления территориальных уступок, которые включали бы аннексию Ке-нигсберга. Рузвельт ознакомил участников встречи со своим пла-ном раздела Германии на пять зон, каждая из которых должна была быть независимой. Над некоторыми территориями - Киль-ский канал, порт Гамбург, области Рур и Саар - предлагалось установить международный контроль. Таков был подход к обсуж-дению важной проблемы, продемонстрировавший ориентацию победителей; ее развернутое решение было поручено Европей­ской консультативной комиссии. Больших изменений на карте Европы не планировалось, за исключением изменения границ Польши и раздела Германии. Все остальное с небольшими по­правками должно было вернуться к довоенному положению: это касалось малых стран и средних держав - Франции и Италии.

Политическая значимость дискуссий о малых странах была менее масштабной, но они в равной мере свидетельствовали о намерениях ведущих союзных держав. Сталин заявил, что аннек-сия Советским Союзом Прибалтийских государств не подлежит обсуждению, и даже Рузвельт по существу не возразил ему. Ста-лин заявил также, что Финляндия должна вернуться с небольши-ми изменениями к состоянию границ на март 1940 г. и, кроме того, выплатить весомые репарации Советскому Союзу (возмес-тить 50% ущерба, понесенного вследствие нападения Финляндии).



Часть 2. Вторая мировая война


Только Черчилль высказал некоторые сомнения. Рузвельт про­молчал.

Советский Союз заявил о своих интересах относительно судо­ходства в районе проливов, и в этом вопросе Рузвельт предложил осуществить полнейшую либерализацию, вне зависимости от того, будет ли участвовать Турция в будущем в войне или нет. По этой проблеме англичане и Советы предпочли соблюдать молча-ние. Союзники легко пришли к соглашению относительно заяв-ления, которое обязывало три ведущие державы помочь Ирану в преодолении экономических затруднений, порожденных войной, и гарантировать ему независимость и целостность территорий после окончания военных действий. Наконец, как англичане, так и Советы признали необходимость оказания массированной под-держки партизанам Тито, к тому же англичане уведомили о своем намерении участвовать в освобождении Греции.

Очень немногое из этих дискуссий вошло в заключительное коммюнике конференции - лишь обязательство начать опера-цию «Оверлорд» и наименее значительные вопросы. Тем не ме-нее, на конференции был очень четко намечен образ действий трех ведущих держав в отношении будущего Европы. Во всем этом поражает не столько жесткий реализм Сталина или конк-ретный подход Черчилля, сколько преобладающая роль Рузвельта в решении наиболее острых проблем в пользу Сталина и Советов. Относительно будущего оставалось только уточнить технические детали либо рассмотреть новые проблемы, возникшие в ходе во­енных операций. Участники конференции, провозглашая прин-ципы нового мирового порядка, с легкостью и бесцеремонностью рассуждали о судьбах целых народов. Возможно дипломатический итог встречи может ввести в заблуждение, но анализ протоколов Тегеранской конференции не может не вызвать замешательства.

Рузвельт и Черчилль покинули Тегеран 2 декабря и направи-лись в Каир, где им предстояло встретиться с турецкими руково­дителями, которые знали, что позиция их страны была объектом дискуссий в иранской столице. Турки были очень озабочены и старались как изложить свою точку зрения, так и понять замыс-лы союзников. В Каир прибыли президент Турции Исмет Иненю и министр иностранных дел Нуман Менеменджиоглу.

Черчилль предпринял последнюю попытку оживить идеи, уже похороненные в Тегеране, и оказал энергичный нажим на ту-рецких руководителей с тем, чтобы Турция вступила в войну. Он добивался того, чтобы Анкара разрешила установить на сво-ей территории базы для британских радаров, которые могли бы использоваться в дальнейшем для присланных в Турцию воздуш-


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 505

ных эскадрилий. Но потенциал этих сил был слишком ограни-ченным, чтобы отнестись с доверием к предложениям англичан (которые Рузвельт нехотя поддержал).

Иненю понял, что открытие второго фронта весной 1944 г. ограничит возможности союзников для организации военных действий в Турции. Он с легкостью ответил Черчиллю, который усиленно подчеркивал обязательства сторон по англо-турецкому договору, что турки не изменили своих дружеских чувств по от-ношению к Великобритании и по-прежнему убеждены в победе союзников. Более того, Турция готова вступить в войну на сторо-не союзников, но только для участия в «широкомасштабных» операциях, так как в другом случае страна окажется беззащитной перед репрессивными акциями немцев, что не даст союзникам никаких преимуществ. Впрочем, Иненю знал, что вне зависимос-ти от участия в войне, Великобритания в любом случае в буду-щем встанет на защиту Турции как против Германии, так и про­тив Советов. Поэтому турки покинули египетскую столицу, не сделав никаких уступок и особенно ничем не рискуя, но они рас-сеяли последние надежды англичан наилучшим образом исполь-зовать возможности, возникшие в связи с капитуляцией Италии.

7. 3. «Итальянский прецедент» и его последствия. Создание Организации Объединенных Наций

7. 3. 1. «Великий союз» и итальянский казус

Подготовка к операции «Оверлорд» шла полным ходом. Бом­бардировки с воздуха Германии и территорий, оккупированных немцами, приобретали разрушительный характер. Советские вой-ска перешли старую границу 1939 г. и вступили на территорию Польши, а на южном направлении они приближались к Румы-нии. Внутренняя ситуация в этой стране становилась все более сложной, и предложения сепаратного мира раздавались тем чаще, чем быстрее приближались советские войска.

В первом полугодии 1944 г. выявилось множество противоре-чий, которые были скрыты за внешним согласием, достигнутым в Тегеране. Неясности и двусмысленности, более или менее наме-ренные, прояснились и показали, что это согласие было, по боль-шей части, поверхностным, потому что никто не намеревался всерьез отказаться от своих стратегических целей. Американцы стремились к реализации долгосрочных программ, касавшихся реорганизации мировой системы. Англичане хотели сохранить неизменным контроль над своей империей и свое влияние в Ев-



Часть 2. Вторая мировая война


ропе - от Франции, еще оккупированной немцами, и вплоть до Италии, уже частично освобожденной - а также на всем Ближ-нем Востоке.

Сложившаяся ситуация не была неожиданностью, поскольку она касалась уже известных намереней и территорий. Было менее известно, однако, в каких пределах Советы намерены осуществлять свое влияние. Будут ли они удовлетворены, как осторожно дали понять Молотов и Сталин на конференциях в Москве и Тегеране, таким миропорядком, который обеспечит безопасность Советов, или будут осуществлять более решительный натиск на Запад, чтобы добиться своего присутствия в Европе, способного запол-нить вакуум, оставленный поверженной Германией?

Первый тревожный сигнал по этому поводу был получен со-юзниками в марте 1944 г., когда правительство СССР неожидан-но заявило о восстановлении непосредственных отношений с Италией. Ни процедура, ни политические условия реализации этой советской инициативы не проясняли намерений Москвы относительно Италии, что вызвало обеспокоенность союзников, считавших, что этот регион должен оставаться бесспорной зоной британского и американского господства.

Двусмысленность вокруг итальянской ситуации возникла еще до Московской конференции, когда требовалось определить ответ-ственность за контроль реализации перемирия в Италии. Решение о создании двух параллельных органов, т. е. Союзной контрольной комиссии и Консультативного совета по вопросам Италии, было принято без четкого разграничения их полномочий. Для англо-американцев и оккупационных военных властей в Италии было абсолютно ясно, что единственным органом, обладавшим реаль-ной властью, являлась Контрольная комиссия. Именно она долж-на была определять и направлять деятельность правительства Бадольо, а также любого другого итальянского правительства, ко-торое придет ему на смену.

Советы выступили против такого понимания задач Конт-рольной комиссии, они давно назначили своим представителем в Консультативный совет одного из видных деятелей советской но­менклатуры - Андрея Вышинского, бывшего тогда заместителем министра иностранных дел, но известного в качестве главного обвинителя на судебных процессах в ходе чисток конца тридца-тых годов. Назначение Вышинского предполагало исполнение им особых политических функций, а не только участие в консульта-циях. Советы намеревались придать своему присутствию в Италии и вообще в Средиземноморье (поскольку в компетенцию Консуль-тативного совета должен был войти весь этот район) значимость


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 507

подлинного участия в решении важнейших политических вопро-сов в этом регионе в рамках «Великого союза».

На Московской конференции впервые появилась возмож-ность прояснить позиции союзников. При современном состоя-нии документальной базы трудно сказать как Советы оценивали намерения союзников и какие они делали выводы. Поэтому пре-бывание Вышинского в Италии в начале января 1944 г., когда на-чал работу Консультативный совет по вопросам Италии, может рассматриваться как выражение доброй воли в отношении наме-ченного процедурного процесса, а возможно, и как сложный по-литический маневр с целью обойти позиции англо-американцев.

В пользу второго истолкования свидетельствуют два обстоя­тельства: бессодержательный характер дискуссий в ходе работ Консультативного совета, где вскоре Вышинского сменил посол Богомолов, а также то, что советский представитель, воспользо-вавшись случаем, развернул активную деятельность по установле-нию автономных контактов с итальянской дипломатией. К тому же произошло укрепление позиций Итальянской коммунистичес-кой партии, что не могло не беспокоить союзников. Вышинский встретился с генеральным секретарем министерства иностранных дел Италии Ренато Прунасом. Он обсудил с ним возможности улучшения отношений между двумя странами, выслушал его жа-лобы по поводу того, что Италия окружена своего рода «китай-ской стеной», выстроенной союзниками, что препятствовало ка-ким-либо действиям в пользу общей борьбы против нацистов, и обсудил вопрос об изменении сложившейся ситуации.

Изменение могло произойти в двух направлениях: советское правительство должно было изучить возможности установления прямых отношений с Италией в полном объеме (вопреки пере-мирию, которое оно подписало и которое ставило под контроль любую дипломатическую инициативу Италии), а итальянское правительство перестало бы чинить препятствия возвращению в Италию ведущему руководителю итальянской компартии Паль-миро Тольятти. Он призван был стать выразителем нового поли-тического курса: не противостояние антифашистских партий Са-войской династии и Бадольо, ответственных в прошлом за тай-ный сговор с Муссолини, а сотрудничества во имя общей борьбы с нацизмом. Сначала выиграть войну, а потом обсуждать полити-ческое будущее Италии.

Результатом этого политического соглашения стало советское заявление от 11 марта 1944 г. о признании правительства Италии и возвращение Тольятти в Италию в конце того же месяца. В конце апреля было сформировано первое итальянское правительства,



Часть 2. Вторая мировая война


состоявшее не только из чиновников и военных, но и представи­телей всех антифашистских партий, которые вошли в правитель­ство вследствие поворота, провозглашенного Тольятти в политике Комитета национального освобождения (КНО), координировавше­го деятельность антифашистских политических партий. Все эти события свидетельствовали о том, насколько легко Советы смогли обойти контроль союзников и вызвать в политической системе Италии радикальные перемены, при этом англо-американцы не сумели ничего противопоставить Москве, кроме выражения своего неодобрения или разочарования.

Тем не менее, в отношениях между великими державами эти события оставили глубокий след, потому что они показали, что «медовый месяц» большой тройки, протекавший в период между Москвой и Тегераном, завершился. Если англо-американцы дей­ствовали до проведения конференций по собственному усмотре­нию в разработке политической линии в Италии, то теперь точно также поступали Советы как на освобожденных ими европейских территориях, так и в той же Италии.

Государственный секретарь Соединенных Штатов Хэлл с го­речью и тревогой отмечал признаки этих перемен, у него склады­валось впечатление, что «советское правительство не склонно иг­рать конструктивную роль как полноправный член семьи наций, как участник международного сотрудничества». Стиль односто­ронних инициатив может нанести лишь вред, заметил Хэлл, а «события развиваются столь быстро, что советскому правительству предстоит выбирать между развитием и расширением междуна­родного сотрудничества в качестве ведущего принципа послево­енного мироустройства, и односторонними и волевыми методами решения проблем, в особенности тех, что представляли интерес для Советского Союза».

Методы, которые Советы использовали для выражения своего признания правительства Бадольо, свидетельствовали о намере­нии обойти вето союзников и добиться важного одностороннего успеха, что содействовало расширению советского влияния в Италии и Средиземноморье, в регионе, исключительно важном в стратегическом плане. Это происходило накануне открытия вто­рого фронта и перед наращиванием помощи югославским парти­занам. Подобные действия стали предвестником послевоенного политического курса. Они были также выражением желания Со­ветов отплатить союзникам.

На протесты против одностороннего решения Советы ответи­ли тем, что пошли на видимый компромисс, согласно которому обмен послами с Италией должен был произойти как простой акт,


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 509

не сопровождавшийся настоящей дипломатической аккредитаци-ей. При этом Советы заявили, что существование Контрольной комиссии лишало Советы возможности установить прямые кон-такты с итальянцами, а это ставило правительство Москвы в не-равное положение, скорректировать которое должно было при-знание правительства Италии. Таким образом стало ясно, что при-знание было только первым этапом той деятельности, которую Советы готовились развернуть в Италии, это не могло не встре-вожить союзников.

Гарриман, посол Соединенных Штатов в Москве, отмечал: «Я считаю, что мы не должны позволять Советам действовать столь грубыми методами, необходимо дать им понять, что это вызывает соответствующую реакцию у нас и в американском об­щественном мнении». Советская инициатива, продолжал он, «подрывает дух сотрудничества, который мы намеревались со-здать на конференциях в Москве и Тегеране, поэтому, казалось, незначительное событие становится весьма важным, поскольку касается методов деятельности... Предстоит долгий и трудный путь, чтобы заставить Советы понимать, как вести себя в цивили-зованном мире». Событие и вправду незначительное. Но реакция американцев свидетельствовала о том, какие отклики подобные действия вызывали и могли вызвать в будущем. Опасность глубоких разногласий, преодоленная в течение нескольких недель, резко ос-ложнила решение первого из стоявших в повестке дня вопросов.

7. 3. 2. Польша и Румыния

Начало операции «Оверлорд» стало началом падения нацизма. Другие проблемы, которые решались в Тегеране таким образом, что оставляли Сталину свободу маневра (либо ощущение, что он может располагать полной свободой маневра), снова стали ак-туальными - свидетельство серьезных расхождений в «Великом союзе». Первым таким вопросом было положение Польши. Не-сколько месяцев Советы стремились сделать Тегеранские согла-шения более четкими, однако большей частью безуспешно, за ис­ключением проблемы Чехословакии.

Отношения между Чехословакией и Советским Союзом всегда были хорошими, даже территориальные споры не привели к их ухудшению, а борьба против нацизма и Германии сплотила их еще больше. Таким образом, 12 декабря 1943 г. правительства обеих стран подписали договор о дружбе и взаимопомощи в после-военное время, а 8 мая следующего года они дополнили договор военным соглашением, которое определяло принципы поведения



Часть 2. Вторая мировая война


«дружественных» советских войск, когда они начнут освобожде-ние территории Чехословакии.

Эта операция была уже близка. Одновременно с высадкой со-юзных войск в Нормандии Советы развернули мощное наступле-ние на центральном фронте, благодаря которому они преодолели Карпаты и вступили на территорию Польши. Перед Москвой встал вопрос об отношениях с находившимся в Лондоне поль-ским эмигрантским правительством и, что было новым момен-том, об отношениях лондонского правительства с Польским ко-митетом национального освобождения, который был создан под контролем Советов в городе Люблине. Эта проблема обострялась по мере продвижения советских войск вглубь территории Поль-ши, а с 1 августа она приобрела драматичный характер, поскольку польское военное подполье, связанное с эмигрантским прави-тельством, открыто призвало к восстанию в Варшаве против нем-цев. В те дни советские войска находились на расстоянии в не-сколько десятков километров от польской столицы. Они могли прийти на помощь восставшим, либо в соответствии с настояния-ми союзников позволить им создать на территории, контролируе-мой Советами, воздушные базы, с которых можно было бы ока-зывать помощь польским повстанцам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.