Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 41 страница



Вся операция Бадольо была нацелена на спасение будущего Савойской династии, а это зависило от решениия США поста­вить вопрос о институциональном устройстве Италии на народ­ное голосование. Вынужденное поспешное бегство короля из Рима еще более осложняло ситуацию. Таким образом, выход из войны одной из двух держав «Оси» произошел весьма беспоря­дочно. Ограниченность союзнических военных обязательств по­мешала сполна воспользоваться победой.

Неуверенность союзников и решительный ответ нацистов привели к утрате подходящего момента для развертывания италь­янского фронта, который мог бы оттянуть на себя часть немецких вооруженных сил, снятых с главных фронтов и переброшенных на противоположное направление. В результате относительно не­большое число немцев блокировало в Италии почти в течение двух лет значительное число англо-американских солдат, которые могли быть использованы более эффективно в стратегическом от­ношении.

Эта ситуация позволила вновь всплыть такому политику как Муссолини (не без труда освобожденного из тюрьмы и достав­ленного в Германию, затем вновь переправленного в Италию) и стать во главе правительства Итальянской социальной республи­ки, отличавшейся антимонархической направленностью. Серьез­ные внутренние противоречия вновь созданного фашистского го­сударства лишили его и той небольшой поддержки, которой оно располагало, и поставили в полнейшую зависимость от герман­ского военного господства, хотя и на этапе его спада. Быстрое раз­витие движения Сопротивления сильно повлияло на внутреннюю



Часть 2. Вторая мировая война


жизнь Италии и осложнило судьбу тех, кто думал, что падение Муссолини означало наступление мира.

На юге Италии союзники впервые должны были доказать свою способность управлять «завоеванными» или «освобожден-ными» странами, которых предстояло привести к демократии. Накануне первой большой победы им предстояло найти способ превратить ее из победы англо-американских войск в общую по-беду антинацистской коалиции. Они должны были соизмерить привлечение Советов к вопросам управления Италией. К пробле-мам, где и как выиграть другую войну против тех же врагов, стали прибавляться вопросы, касавшиеся методов совместной деятель-ности по созданию системы длительного мира. Более длительного, чем эфемерный мир 1919 г.

 


Глава седьмая

ПОБЕДА СОЮЗНИКОВ И ПОДГОТОВКА ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА

7. 1. Военные действия в 1943 г.

7. 1. 1. ВОЙНА В ЕВРОПЕ

После завершения военных операций в Африке и капитуля­ции Италии число театров военных действий снова сократилось. Продвижение на север Апеннинского полуострова немногочис­ленных дивизий союзников, оставленных в Италии, было труд-ным и медленным. До весны 1944 г., несмотря на высадку десанта за спиной у немцев на побережье у Анцио, союзники не могли прорвать немецкий фронт у реки Гарильяно, южнее Монтекасси-но. Только в начале июня 1944 г. англо-американцы вошли в Рим, а накануне зимы 1944-1945 гг. они достигли Готской линии обороны немцев, т. е. самого северного хребта Апеннин.

Тем временем продолжалась подготовка к высадке в Норман-дии, и осложнения, связанные с войной в Средиземноморье, сде-лали неизбежной ее отсрочку. В 1943 г. эта операция стала невоз­можна, несмотря на все более резкие протесты Сталина. Гитлер намеревался защищать так называемый «атлантический вал» все-ми силами и средствами возможной обороны. Это требовало от командующего войсками союзников (только в конце 1943 г. на этот пост был назначен генерал Эйзенхауэр, который оставил ко-мандование в Средиземноморье) тщательной подготовки. Было необходимо сосредоточить на юге Великобритании около трех миллионов человек, тысячи военных и транспортных судов для осуществления высадки, десятки тысяч бомбардировщиков и ис-требителей.

Все это предстояло использовать сначала как ударную мощь, а затем как оккупационные силы на освобожденной французской территории для наступления на Германию. Военные историки часто пишут о трудностях подготовки операции «Оверлорд», про-низанной тревогой и опасениями провала. Эта озабоченность объясняет стремление союзников проводить подготовку посте­пенно, наращивая бомбардировки германской территории. Отсю­да и трудности в определении даты высадки, которая откладыва-



Часть 2. Вторая мировая война


лась с недели на неделю, пока не было решено начать вторжение 6 июня 1944 г., Нормандия была определена местом высадки де-санта.

Всякий раз приходилось убеждать Сталина, что задержки свя­заны с объективными причинами. Советы, начав контрнаступле-ние в феврале 1943 г. под Сталинградом, преодолевали ожесто-ченное сопротивление германских полчищ и к концу 1943г. еще не смогли освободить всю свою территорию, вражеские армии все еще стояли у Ленинграда. И только с приближением высадки союзников в Нормандии отступление немецких войск пошло бо-лее быстрыми темпами. В августе 1944 г. Советы остановили свои войска у стен Варшавы. Прекращение их наступления привело к тому, что громадные усилия польских патриотов-националистов были растрачены впустую, хотя вместе с советскими войсками они могли одержать верх над нацистскими варварами. Это реше-ние Советов вызвало неоднозначную оценку. Затем Советы про-должили наступление и подошли к границе Германии, на кото-рую оказывалось давление с двух сторон. Одновременно они вышли к Балканам и 12 сентября принудили к капитуляции Ру-мынию. К концу года советские войска захватили почти весь Балканский полуостров, за исключением Греции, которую осво-бодили англичане.

7. 1. 2. ВОЙНА В АЗИИ

Наряду с основными военными действиями в Европе и Афри-ке, большое значение приобрели стратегия и осуществление во­енных операций против Японии. В Тихоокеанском регионе стра-тегические задачи Англии и США совпадали только частично. Японцы, развивая наступление, достигли территории Индии, что вызвало страх в стране и привело к росту разногласий в партии Индийский национальный конгресс. Пример вице-председателя партии Чандры Боса мог оказаться заразительным. Бос был наи-более влиятельным лидером бенгальских националистов; после длительного пребывания в Германии в начале 1943 г. он был дос-тавлен на Мадагаскар, а затем перебрался поближе к границам Индии с целью организовать антибританскую армию из находив-шихся в руках японцев индийских заключенных. Японцы вели войну под лозунгом «Азия для азиатов»: лозунг не вызывал боль-шого доверия у тех, кто хорошо знал японский империализм, но был очень эффективным катализатором для назревавшего анти-колониального движения. Поэтому англичане стремились отодви-


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 489

нуть военные действия от индийских границ и по возможности способствовать открытию новых фронтов, что они и предложили на конференции «Квадрант» в Квебеке, когда выступили с пла­ном вторжения на остров Суматра, это содействовало бы смеще­нию центра военных операций к Индонезийскому архипелагу.

Американцы были заинтересованы в укреплении позиций Китая с тем, чтобы разместить на его территории воздушные базы и таким образом создать более благоприятные условия для нападения на Японию с воздуха. Американцы считали нападения с воздуха наиболее эффективным средством для поражения про­тивника с того момента, когда сложилась концепция постепенно­го завоевания бескрайних азиатских территорий, занятых Япони­ей: для ее осуществления требовалось бесконечно много времени. Чтобы добиться этой цели американцы предлагали произвести вторжение в Бирму с территории Индии, а из Бирмы повести на­ступление на Южный Китай, что позволило бы восстановить коммуникации между двумя странами и создать территориальный континиум. Эта акция придала бы силы сопротивлению сторон­ников Чан Кайши, а также эффективность всем действиям союз­ников. Кроме этого, американцы предлагали высадить десанты на стратегически наиболее важные острова вдоль линии, соеди­нявшей их с резервами, расположенными на австралийских базах. Таким путем американцы намеревались отвоевать Гуадал-канал и Соломоновы острова, а также осуществить высадку на Новую Гвинею.

Согласовать позиции обеих стран было очень трудно. Англи­чане считали, что операции в Бирме приведут к бессмысленной гибели людей и бесполезной растрате средств; американцы при­знавали преобладание британских колониальных интересов в Ин­дии, но не придавали этому большого значения. Расхождения не были устранены вплоть до последнего этапа войны, и единствен­ный пункт, по которому удалось добиться согласия было назна­чение лорда Л. Маунтбеттена на пост главнокомандующего объе­диненными силами союзников в Тихоокеанском регионе, а на пост его заместителя - американского генерала Джозефа Стилу-элла. Военные операции на восточном театре военных действий приобрели необходимую эффективность только в 1944 г., когда основные задачи войны с Германией были решены, и перспекти­ва победы стала близкой. В этих условиях война против Японии в своих тактических аспектах тесным образом переплеталась с политико-дипломатическими интересами в гораздо большей мере, чем это было на евро-африканском театре военных действий.



Часть 2. Вторая мировая война


7. 2. Проблемы антифашистского союза

после капитуляции Италии. Московская

и Тегеранская конференции

7. 2. 1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Перелом в войне, происшедший в конце 1942 г. (его послед-ствия стали полностью ощутимы в середине 1943 г. ), вновь вывел политические проблемы на первый план. Эти проблемы никогда не исчезали, но были поставлены в зависимость от результатов военных действий, а с приближением победы возникла насущная необходимость их рассмотрения. Иначе говоря, если до сентября 1943 г. разногласия не обсуждались, так как нужно было сражаться вместе против общего врага, то при первых признаках грядущей победы проблемы определения союзниками собственных целей в войне и, в еще большей мере, необходимость найти компромиссные решения становились все более неотложными.

Пришло время вместе готовиться к приближающемуся миру, чтобы понять, насколько результаты войны приемлемы для всех, и в какой мере задачи построения новой международной системы, избавленной от страха перед наци-фашистским или империали-стическим насилием, совместимы с настойчивым стремлением к проведению державной политики.

Капитуляция Италии вызвала первые дискуссии, так как глу-боко повлияла на отношения между Советами и государствами Запада. Сталин с недоверием отнесся к тому, что англо-амери-канцы взяли на себя подписание перемирия с Италией, но он не мог оставаться безразличным к последствиям ухода итальянских оккупационных сил с Балканского полуострова, и в особенности из Югославии, где их сменили германские войска. Открыто вы-ражая свое несогласие с союзниками, Сталин 22 августа 1943 г. направил послание Рузвельту с требованием сформировать трех-сторонний орган, который мог бы коллегиально рассматривать проблемы, возникающие по мере капитуляции союзников Герма-нии. Сталин в довольно жестких выражениях упрекал союзников в том, что они не провели с ним консультаций по вопросу капи-туляции Италии и, конечно, не согласился с необходимостью принятия союзниками срочных решений в связи с быстрым раз­витием ситуации в Италии.

Сталин говорил о конкретных проблемах, которые могли при-обрести большое значение, особенно, на Балканском полуострове, где неизбежно должны были возникнуть ситуации, подобные


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 491

итальянской. Поэтому его предложение о встрече трех министров иностранных дел стран-союзниц было более, чем оправдано, по­скольку могло предоставить возможность для разрешения вре-менных трудностей и глубокого анализа сложившейся ситуации. Кроме того, это предложение расчищало путь возможной (ее идея уже носилась в воздухе) встрече в верхах между тремя руководи-телями стран-союзниц, двое из которых, Сталин и Рузвельт, еще никогда не встречались.

Так родилась идея проведения в Москве первой англо-советс-ко-американской встречи с участием министров иностранных дел Хэлла, Идена и Молотова. Конференция, проходившая с 18 по 30 октября 1943 г., выявила разногласия в намерениях держав-по­бедительниц. С начала вступления США в войну Рузвельт думал, что после победы всемирный порядок должен быть основан на новых институтах и на масштабном сотрудничестве крупнейших держав, которые, действуя солидарно, могли бы гарантировать сохранение мира. Этот замысел стал известен как Великий план Рузвельта, в который входило создание новой организации, спо-собной унаследовать все то положительное, что было в работе Лиги Наций, отбросив ее недостатки и слабости.

Хотя вступление США в войну было связано с приоритетом Великобритании в американской системе союзов, но Рузвельт и американская дипломатия весь этот период вплоть до 1945 г. сде-лали все возможное и даже более того, чем требовали интересы США, чтобы Советы не смогли заподозрить Америку и Англию в предварительном сговоре, и даже пытались создать впечатление, что они открыты для сотрудничества. Действуя в этом ключе, Рузвельт планировал предложить своим союзникам сделать заяв-ление от имени «четырех держав» (четвертой должен был стать Китай) о необходимости создать новую организацию, основан-ную на двух различных, но взаимосвязанных принципах: на ра-венстве суверенных прав всех наций и особой ответственности ведущих держав в деле сохранения мира.

В заявлении также предусматривалось, что четыре державы должны совместно осуществлять оккупацию бывших вражеских территорий и создать комиссию для координации военного со-трудничества. Эти принципы, предложенные Рузвельтом, были обнародованы в начале августа, когда до перемирия с Италией и полемики со Сталиным было еще далеко. Они послужили изящ-ным словесным обрамлением, сопровождавшим позже все прак-тические решения великих держав, поскольку представляли со-бой смесь идеализма и реализма, характерных для менталитета Рузвельта.



Часть 2. Вторая мировая война


Однако эту концепцию не разделяли ни Советы, ни Англия. Идеи и Форин Оффис разработали предыдущим летом реалисти-ческие планы сотрудничества с Советами, которые должны были быть проверены на практике, в первую очередь посредством со-здания контрольных органов для проведения совместной полити-ки в Европе (отсюда создание Европейской консультативной ко­миссии) и, в частности, для реализации перемирия в Италии. Если бы эти реалистичные и разумные предложения были осуще-ствлены, то удалось бы избежать в дальнейшем недоразумений и ожесточенной полемики. Но они не были приняты частично по военным соображениям (из-за оппозиции Эйзенхауэра, не желав-шего зависеть от таких форм контроля над итальянскими комму-никациями, которые были бы навязаны силам, занятым в воен-ных действиях), частично в связи с обострением полемики между Советами и англичанами по европейским проблемам. Уже в то время возникали сложные моменты, вызывавшие споры и чрева-тые конфликтом, как, например, положение в Польше или Юго-славии, обсуждение которых было преждевременным.

Альтернатива между тесным сотрудничеством и четким разде-лением сфер влияния еще не прорисовывалась с достаточной чет-костью, но Идеи готовил к конференции в Москве гораздо более прагматичные предложения, чем курс Форин Оффис в целом. Позиция Англии не особенно отличалась от позиции Советского Союза, который с приближением переговоров и прежде, чем вто-рой фронт будет действительно открыт, а советская территория полностью освобождена от германских войск, опасался принятия неблагоприятных решений. Поэтому Советы стремились заполу-чить как можно больше гарантий того, что союзники действи-тельно осуществят операцию «Оверлорд», и смягчить нескрывае-мую подозрительность Запада в связи с советскими планами удержать польские территории к востоку от линии Керзона.

Конференция в Москве в октябре 1943 г. была первой встре-чей трех министров. Они уже были знакомы друг с другом благо-даря двусторонним встречам, но никогда не встречались втроем, тем более в момент оптимизма и эйфории руководителей союз­ников. Хотя на конференции предстояло обсудить острые про-блемы и вопросы, по которым имелись глубокие расхождения, не следует забывать, что она проходила после капитуляции одной из двух стран «Оси» и явилась дипломатическим завершением воен-ной победы. Конференция стала важным моментом выявления намерений на будущее, а также подведением итогов прошлого.

В более общем плане, в центре внимания конференции были предложение Рузвельта о подготовке заявления четырех держав


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 493

(включая и Китай) и вопросы, связанные с осуществлением пере-мирия в Италии, которое рассматривалось как прецедент для аналогичных ситуаций, а они могли возникнуть в других регио-нах, прежде всего на Балканах. В военном плане самой животре-пещущей проблемой оставалось открытие второго фронта. Запад-ные державы подтвердили свои обязательства, но их заверения не вызвали большого доверия, потому что еще не были решены две основные проблемы, касавшиеся высадки: дата ее проведения (в каком месяце весны 1944 г.? ) и вопрос о высшем командова-нии. К тому времени Рузвельт не решил, кому доверить общее руководство: генералу Джорджу Маршаллу, начальнику амери-канского генерального штаба и прекрасному военному организа-тору, или генералу Эйзенхауэру, который отлично проявил свои способности в Средиземноморской кампании и во время вторже-ния в Италию.

Военные проблемы остались нерешенными, они были, фак-тически, отложены до последующей встречи руководителей трех великих держав. Причиной послужило то, что в начале перегово-ров английские военные представители выступили с предложени-ем, побочным относительно операции «Оверлорд», об оказании давления на Турцию, чтобы заставить ее немедленно вступить в войну. Это вносило серьезные изменения в разработанную страте-гию и, фактически, давало возможность Советам стать арбитром в принятии решения о том, что важнее — провести ли операцию «Оверлорд» или воспользоваться изменением ситуации, которое произошло в Средиземноморье и на Балканах после поражения Италии. Предложение англичан не получило соответствующего развития, и три министра иностранных дел подтвердили приори-тет высадки в Нормандии; тем не менее, в конце конференции Молотов и Идеи согласились, что вступление Турции в войну не-обходимо до конца 1943 г.

7. 2. 2. ВОПРОС О СОЮЗНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ комиссии

Наиболее важными в политическом отношении были пробле-мы, связанные с Польшей, Австрией и осуществлением переми-рия в Италии. Молотов не скрывал намерений Советского Союза относительно Польши и понял, что его собеседники заняли уклон-чивую позицию. Идеи высказал идею (подсказанную ему нахо­дившимся в изгнании польским премьер-министром Миколайчи-ком) массового восстания поляков против немцев в то время, когда советские войска подойдут к Варшаве, что совершенно не соответствовало намерениям Советов, потому что столь мощное



Часть 2. Вторая мировая война


возрождение польского национального духа препятствовало бы советским планам установления собственного господства в Польше. Что касается Австрии, то был рассмотрен вопрос о ее воссоздании как независимого государства и об отношениях Вены с Балканскими странами.

Наиболее острые споры вызывала ситуация в Италии, которая была чревата серьезными последствиями. Постепенный отход за-падных держав от идеи создания Союзной контрольной комиссии, которая, выполняя роль высшего контролирующего органа в Италии, должна была состоять из представителей не только Со-единенных Штатов и Великобритании, но также и Советского Союза, объяснялся военными, но и более глубокими политичес­кими соображениями.

Способ формирования Комиссии мог бы более или менее от-четливо продемонстрировать способность трех союзников дей-ствовать согласованно и сообща в мирное время, хотя военные операции они осуществляли раздельно. Он стал бы своего рода испытательным полигоном и моделью, в соответствии с которой в дальнейшем должны были бы создаваться комиссии для малых стран-участниц «Оси». Короче говоря, решения, принятые относи-тельно Италии, создавали бы то, что в историографии получило потом название «итальянский прецедент» в вопросах, касавшихся режима перемирия и, косвенно, формирования зон влияния.

Молотов участвовал в переговорах, предполагая, что позиция Англии с июля месяца не изменилась, а потому представил доку-мент, в котором перечислял расплывчато и неопределенно прин-ципы осуществления дефашизация Италии. Можно спросить, был ли советский министр разочарован или доволен выявившимся новым отношением Запада. Часть историографов придерживается того мнения, что Советы охотно отказались от своих настойчивых, но показных требований, отдав предпочтение интересам державной политики, а не планам мирового экспорта социализма. Тем не менее, этот тезис совершенно не учитывает реальности военной ситуации конца 1943 г., когда Советы, настаивавшие на участии в контрольных комиссиях, которые должны были быть созданы в странах, оккупированных западными армиями, воспринимались как вдохновители революционных замыслов, уже похороненных сталинизмом. Но революционные надежды еще сохранялись у определенной части европейского пролетариата.

Следуя реалистической логике, Молотов не растерялся, узнав о новых предложениях союзников. Он был удовлетворен тем, что его принципы дефашизации были приняты как руководство для политики союзников в Италии. Молотов также согласился, что


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 495

контроль над осуществлением перемирия поручается Союзной контрольной комиссии, в которой Советам отводилась чисто сим-волическая роль (готовя такое же место союзникам в контрольных комиссиях в Балканских странах, прежде всего, в Румынии).

Горькая пилюля была подслащена благодаря созданию двух других органов (точные полномочия которых стали предметом последующих дипломатических переговоров, также проходивших в напряженной обстановке). Первым из них был Консультатив­ный совет по вопросам Италии, т. е. орган, в котором Советский Союз должен был быть представлен уже не символически, а вместе с теми странами, которые подверглись военному нападению Ита-лии. В его компетенцию входила разработка общих принципов политики союзников, но он фактически превратился в орган для безрезультатных дискуссий и бесполезных упреков.

Вторым органом, созданным тремя министрами иностранных дел, стала Европейская консультативная комиссия. По замыслу англичан, она должна была действовать таким образом, чтобы сдерживать стремление Советов превратить территории, которые будут ими оккупированы в будущем, из «сфер влияния» в «сове-тизированные зоны». Она должна была разработать общие положе-ния для руководства ими в дальнейшем при заключении переми-рий с вражескими государствами и при проведении союзнической политики в Европе. Но Комиссия фактически существовала толь-ко на бумаге, или, точнее говоря, ее деятельность свелась к сим-волическому формализму. Она быстро исчерпала свои задачи, в особенности, на Балканах регионе, оставив открытым все еще ост-рый вопрос о форме осуществления капитуляции Германии и о дальнейшем управлении территорией поверженного противника.

В сущности, этот первый контакт представителей трех держав антигитлеровской коалиции ярко выявил скрытые трудности и опасные моменты, связанные как с необходимостью совместно продолжать войну, так и согласованно действовать для достиже-ния мира. Сражаться сообща означало действительно стремиться к общим целям.

Отказ Советов поддержать идею польского восстания подтвер-дил обоснованность обвинений со стороны Германии в том, что они несут ответственность за массовое убийство почти 15 000 поль-ских офицеров, чьи тела были найдены и извлечены из земли не-мецкими войсками в Катыни, в том районе восточной Польши, который ранее был занят советскими войсками. Но тогда обвине-ние было отвергнуто как мерзкий обман гитлеровской пропаганды. Несколько лет спустя злополучное обвинение получило подтверж-дение. Это доказывало, что Сталин, не щадя даже тех, кто в тот



Часть 2. Вторая мировая война


момент формально выступал заодно с СССР, жестко и неуклонно стремился к целям, которые в последующие два года стали оче-видными.

В этих условиях инцидент привел к разрыву дипломатических отношений между правительством Москвы и находившимся в Лондоне польским правительством в изгнании, которое не под-держало утверждение о невиновности Советов, в результате чего было обвинено Москвой в игре на руку немцам. Итак, в 1943 г. отношение Советов к Польше и равнодушие к ней западных дер-жав предвосхитили ситуацию, которая сложилась после войны в соответствующих «сферах влияния».

Термин «сферы влияния» в более поздней историографии и публицистике связывался с решениями, принятыми в феврале 1945 г. на конференции в Ялте. В действительности уже тогда стали намечаться «сферы влияния», каждая по своим определен-ным параметрам. Даже решение англо-американцев не допустить Советы в какой-либо форме участвовать в контроле над осуще-ствлением перемирия в Италии со всей очевидностью свидетель-ствовало об ограниченности согласия между участниками «Вели-кого союза». Но в этом согласии, как неизменный контрапункт, присутствовало взаимное недоверие, стремление отстаивать соб­ственные интересы.

Если для Советского Союза первоочередное стратегическое значение имела Польша, то Италия была и оставалась опорным пунктом для возрождения влияния Великобритании в Средизем-номорье. Соединенные Штаты в то время еще не играли домини-рующей роли в решении европейских проблем. Таким образом, первые шаги на пути создания новой системы международных отношений после войны не отвечали принципам глобального со-трудничества. В действительности, именно на Московской конфе-ренции было положено начало раздела мира на сферы влияния.

Тем не менее, Московская конференция, с точки зрения бли-жайшей перспективы, была успехом международной дипломатии. Во время первой встречи три державы-союзницы получили воз-можность понять масштабы своих разногласий, но они сумели определить и проблемы, представляющие взаимный интерес, и рассмотрели основные вопросы, которые предстояло решать в бу-дущем, то есть вопросы, которые могли быть решены только на высшем политическом уровне. В сложившейся обстановке стало реальным предложение, обсуждавшееся в течение предыдущих недель, о встрече в верхах между Сталиным, Рузвельтом и Чер-чиллем. Обсуждались время и место встречи. Сталин настаивал на том, чтобы место встречи было выбрано поближе к Советскому


Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 497

Союзу, мотивируя соображениями военного характера, которые скептически были восприняты другими. Рузвельт любезно согла-сился взять на себя наибольший труд, связанный с перелетом. Так выбор пал на Тегеран, где три руководителя великих держав провели встречу с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.

7. 2. 3. КОНФЕРЕНЦИИ В КАИРЕ И ТЕГЕРАНЕ

Инициатором встречи в верхах был, в основном, Рузвельт, ко-торый подталкивал к этому Сталина и Черчилля, стараясь к тому же показать советскому диктатору, что американская дипломатия действовала совершенно независимо от английской. Кроме того, Рузвельт хотел, чтобы встреча из трехсторонней превратилась бы в четырехстороннюю, и, не сообщив ни Сталину, ни Черчиллю, пригласил главу Гоминьдана Чан Кайши участвовать в предвари-тельной встрече, в которой от Советского Союза должен был уча-ствовать Молотов.

Встреча должна была состояться в Каире, который рассматри-вался как этап на пути американского президента в иранскую столицу. Рузвельт намеревался совершенно явно связать азиатс­кие военные проблемы с проблемами глобального союза, чтобы вовлечь Сталина в войну с Японией. К тому же, в более широком плане он стремился усилить политическое влияние Китая, чтобы придать больший вес заявлению четырех держав с ориентацией на создание в будущем международной организации, в которой Китай смог бы занять место четвертой действительно «великой» державы.

Попытка Рузвельта провалилась. Когда Советы узнали от Черчилля, что в Каир приедет Чан Кайши, Молотов, который уведомил о своем участии, отменил это решение. Таким образом, Каирская конференция, проходившая с 22 по 26 ноября 1943 г., превратилась в англо-китайско-американскую встречу или, точ-нее говоря, в диалог между Рузвельтом и Чанкайши. Перед тремя участниками стояли как политические, так и военные задачи. Приоритетными были военные проблемы, поскольку они требо­вали срочного решения, к тому же было необходимо укрепить позиции китайских националистов, ослабленные поражениями и возобновлением раскола с коммунистами.

На бумаге китайская армия расценивалась как самая сильная в мире, а в действительности она была полностью дезорганизова-на и была не способна перейти в наступление. Казалось, необхо-димо срочно установить сухопутные связи через Бирму, а также восстановить контроль над морским судоходством в Бенгальском



Часть 2. Вторая мировая война


заливе, несмотря на присутствие японцев в Сингапуре. По этому вопросу развернулись долгие дискуссии, мало конструктивные, потому что наращивание обязательств союзников в Азии было бы в ущерб приоритету военных операций в Европе. Значение Каир-ской конференции оказалось важным в политическом отноше-нии, так как она поставила задачу укрепления шаткого положе-ния Чан Кайши.

Китайский президент, который также впервые встречался с Рузвельтом, имел с ним продолжительную беседу, во время кото-рой претензии Китая на роль четвертой «великой» державы были подкреплены настойчивыми требованиями возвращения утрачен-ных территорий. Маньчжурия, Дайрен, Порт-Артур, Формоза, Пескадорские острова должны были отойти к Китаю. Корея долж-на была стать независимым государством, а вся японская соб­ственность в Китае должна была перейти националистическому правительству в форме репараций наряду с японским торговым флотом и частью территорий, которые Япония получила в каче-стве территорий от Лиги Наций. В дополнение ко всему этому китайцы выдвинули, но более сдержанно, требования признания их суверенитета над Монголией и Тибетом, а также попросили американской поддержки в противостоянии английскому импе-риализму и давлению со стороны Советов. В обмен Китай дол-жен был поддержать усилия американцев по созданию военно-воздушных баз на своей территории и реорганизовать китайские вооруженные силы в виду их участия в антияпонском наступле-нии, а затем и в захвате территории поверженной Японии. Это были весьма обширные требования, из которых Рузвельту удалось устранить антисоветский аспект, вынудив Чан Кайши согласиться с тем, что Дайрен и Внешняя Монголия станут уплатой за буду-щее вступление Советов в войну против Японии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.