Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 38 страница



В действительности, поражение Мацуоки не влекло за собой отказ от империалистической политики, а означало лишь попыт-ку сориентировать ее в менее опасном направлении, но отнюдь не в направлении, более приемлемом для Соединенных Штатов. Опираясь на военные базы, захваченные в 1940 г., японцы на этот раз оказали решительное давление на правительство Виши и предъявили ему ультиматум с требованием оккупации японскими войскми всего Индокитая, включая Сайгон. 24 июля адмирал Дарлан высказался за принятие этого решения в качестве «вре-менной меры для защиты Индокитая от голлистов, англичан и китайцев». В самом деле, благодаря точной информации, которой располагали американские секретные службы относительно дис­куссий внутри императорского кабинета Токио, Вашингтону было хорошо известно, что этот шаг имел целью дальнейшую экспан­сию Японии в направлении Сингапура с тем, чтобы нанести удар в наиболее уязвимом месте по британской торговле на Тихом океане и сделать Японию арбитром ситуации во всей Юго-Вос-точной Азии.

Контрмеры не заставили себя ждать. 21 июля британское и американское правительства приняли решение о замораживании всех японских кредитов, фактически объявив полное эмбарго на японскую внешнюю торговлю. 28 июля Великобритания и гол-ландское правительство, находившееся в изгнании в Лондоне, де-нонсировали соответствующие торговые договоры с Японией.



Часть 2. Вторая мировая война


Одновременно с этим вашингтонское правительство сделало заяв-ление токийскому правительству о закрытии для японских судов Панамского канала и о включении вооруженных сил Филиппин в американскую армию и создании Командования американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке во главе с генералом Дугласом Макартуром. В то же самое время при правительстве Чан Кайши начала работу американская военная миссия.

Лето 1941 г. прошло в попытках анализа различных диплома-тических путей выхода из кризиса. Американцы не желали согла-ситься с господством Японии в Индокитае, и их противодействие подтолкнуло токийское правительство к попытке возобновить прямые переговоры. В августе посол Номура представил Корделлу Хэллу новые предложения, которые предусматривали самоогра-ничение японской экспансии, включая вывод войск из Индоки-тая после разрешения китайского кризиса, но требовали взамен американской поддержки политического способа урегулирования разногласий с Китаем на основе признания особой позиции Япо-нии. Речь шла, в очередной раз, о попытке прояснить ситуацию, опираясь на позицию силы или, если предпочесть более узкую интерпретацию, - о попытке предложить своего рода общий компромисс на основе раздела сфер влияния между Соединенными Штатами и Японией в Азии. Такова была идея, которую Коноэ должен был изложить Рузвельту в беседе, предложенной японцами на начало августа. Однако, похоже, было уже поздно.

Хэлл воспринял план холодно. Более того, через несколько дней Рузвельт встретился в бухте Арджентил с Уинстоном Чер-чиллем. Результатом их дискуссий стала Атлантическая хартия, а, следовательно, и четкая позиция в отношении политики Японии. Рузвельт и Хэлл сразу же после встречи вручили Номуре деклара-цию, весьма умеренную по тональности, но твердую по существу, ибо она предостерегала японцев от продолжения их экспансио­нистской политики. В противном случае правительство Соеди-ненных Штатов намеревалось принять необходимые контрмеры, не исключая даже использование силы. Черчилль, со своей сто-роны, заявил, что, если дипломатические усилия останутся безре-зультатными, Великобритания будет сотрудничать с Соединенны-ми Штатами. Предложение встречи с Коноэ не было отвергнуто, но для того, чтобы она не привела к своего рода азиатскому «Мюн-хену», от японцев потребовали точно определить их позиции по трем вопросам: отношение к Тройственному пакту (от которого Японии пришлось бы дистанцироваться); мирное урегулирование китайской ситуации; четкое определение рубежей и целей, кото­рые японцы ставили перед собой в Юго-Восточной Азии.


Глава 6. Глобальная война



Переговоры продолжались по этим трем вопросам, и за не-сколько недель стало ясно, что токийское правительство готово отказаться от политики экспансии в Китае и в Юго-Восточной Азии. Коноэ находился в сложной внутренней ситуации, по­скольку, пока он искал компромисс с американцами, на него внутри страны оказывали давление военные, подталкивавшие к силовому решению. В свою очередь Хэлл не отказывался от своей твердой позиции, именно потому, что знал о внутренних разногла-сиях в японском правительстве и о неприятии самим императором Хирохито военного решения. 2 октября уверенность американцев была продемонстрирована в жесткой ноте, отправленной в Токио, в которой разъяснялось, что единственный способ положить конец разногласиям состоял в принятии в качестве исходных четырех пунктов, сформулированных американцами в апреле. Результат оказался противоположным ожидаемому. Коноэ был вынужден подать в отставку. 16 октября премьер-министром стал генерал Тодзио, наиболее влиятельный военачальник, а министром ино-странных дел - бывший посол в Москве Того, в свое время высту-павший против политики сближения с Германией. В руках гене-рала Тодзио сосредоточилась вся политическая и военная власть, что позволяло ему принимать быстрые и эффективные решения.

В начале ноября императорское правительство Токио собра-лось на несколько заключительных заседаний. Было решено про­должить дипломатический диалог с Соединенными Штатами, ис­ходя из предпосылки, что Япония больше не пойдет на уступки. 5 ноября совещание при императоре установило в качестве послед-него срока для ответа американцев 25 ноября. Японские предло-жения, направленные послу Номуре, были сформулированы в двух различных документах, названных соответственно «меморан-дум А» и «меморандум Б «. Они должны были быть представлены один за другим, с очевидным предпочтением в отношении «ме-морандума А». 7 ноября Номура встретился с Хэллом и изложил ему три пункта «меморандума А»: 1) Япония не будет давать рас-ширительной трактовки Тройственному пакту; 2) японские войска останутся на оккупированной китайской территории (Северный Китай, остров Хайнань и Внутренняя Монголия) на «согласован-ный период времени», то есть - должен был уточнить Номура -приблизительно на 25 лет; в течение двух лет они должны будут покинуть остальную китайскую территорию; на китайской терри-тории будет применяться принцип отсутствия дискриминации в сфере торговли, если такой принцип будет принят также и в ос­тальном мире; 3) Япония уважает территориальную целостность Индокитая, но возьмет на себя обязательства по данному вопросу только после заключения соглашения с Соединенными Штатами.



Часть 2. Вторая мировая война


Инструкции Токио Номуре, расшифрованные американскими секретными службами, породили подозрения, что эти предложе-ния носили характер проволочек, - это заставило Хэлла категори-чески их отвергнуть. 20 ноября был представлен «меморандум Б», состоявший из 5 пунктов, гораздо более сухих, чем предыдущие, и по существу направленных на то, чтобы добиться признания существующей ситуации, за исключением незначительных усту-пок японцев и обязательства восстановить регулярные торговые отношения.

6. 4. 3. ПЁРЛ-ХАРБОР

Оба предложения были настолько далеки от тезисов, много-кратно повторенных американцами, что обсуждать их серьезно не имело смысла. «Меморандум Б» носил провокационный харак-тер, Хэлл определил его прямо-таки как «наглый». Последние попытки американского минимтра финансов Генри Моргентау сформулировать приемлемый компромисс, также как и призыв, обращенный Рузвельтом к Хирохито 6 декабря, не привели ни к каким изменениям. Напротив, 1 декабря заседание императорс-кого правительства официально приняло решение начать воен-ные действия с внезапного нападения 7 декабря, в час дня по ва-шингтонскому времени. Американские секретные службы узнали о решениях Токио, но вовремя не выяснили место японской ак-ции. Впрочем, в этот момент попытка изменить ход событий была бы невозможна.

Более поздняя полемика относительно того, что Рузвельт знал о намерениях своих противников и не предпринял шагов для их предупреждения и тем самым уклонился от выполнения консти-туционных обязанностей, касавшихся вступления Соединенных Штатов в войну, по существу лишена оснований. Иметь инфор-мацию об агрессивной политике не означает быть ее соучастни-ком, в особенности, если это выражалось в простом принятии свершившегося факта. Вероятно, Рузвельт мог представить себе, что нападение произойдет там, где были сосредоточены главные американские силы, то есть в Пёрл-Харбор, на Гавайях. Но, ве-роятно, он мог иметь и противоположное мнение, то есть, что японцы не решатся напасть на столь важную цель. Тот факт, что японское нападение на Пёрл-Харбор и последовавшее объявле-ние войны (послу Номура было поручено вручить это объявление только за 20 минут до намеченного начала военных действий) стало полной неожиданностью. Хотя оно не было «громом среди ясного неба» для американцев, но застигло их врасплох в отноше-


Глава 6. Глобальная война



нии места, где оно произошло, что имело последствия, катастро­фические для американской военной машины.

С самого первого дня и в течение нескольких месяцев каза­лось, что японцы могли повторить на Тихом океане кампанию, которую нацисты провели в Европе. Нападение на Пёрл-Харбор, происшедшее одновременно с нападениями на другие американ­ские базы, повлекло за собой тяжелейшие потери со стороны американцев. Не вдаваясь здесь в детали военного характера, приведем некоторые данные, которые говорят сами за себя. За несколько минут было потоплено четыре линкора, четырем был нанесен серьезный ущерб, 11 других военных кораблей было по­топлено или выведено из строя, в то время как 188 самолетов было уничтожено на земле. Японцы же понесли ничтожные по­тери. Одновременно с Пёрл-Харбором подверглись нападению американские базы на островах Гуам, Уэйк и Мидуэй. В итоге в первый день военных действий из девяти американских линко­ров, способных действовать на Тихом океане, в строю остались только два, против которых японцы могли выставить свои десять.

В течение нескольких месяцев военные действия на Тихом океане развивались с односторонним выигрышем, несмотря на спорадически проявлявшиеся случаи сопротивления. Японское наступление приняло характер широкомасштабной военной экс­пансии во всей Юго-Восточной Азии, а также в направлении Ав­стралии и Индии. Вначале оно захватило Филиппины, быстро подвергшиеся оккупации, за исключением полуострова Батан и укрепленного острова Коррехидор, где сопротивление продолжа­лось до мая. Тем временем японцы оккупировали Таиланд, пове­ли наступление в сторону Бирмы, напали на Борнео и захватили его, взяли Гонконг, высадились в Новой Гвинее, продвинулись в направлении Сингапура, завоевав после двухнедельного сопро­тивления весь Малайский полуостров. Они продвинулись в глубь острова Ява и постепенно оккупировали всю Голландскую Ост-Индию, сопровождая свои действия не прошедшей бесследно ан-тиколониалистской пропагандой («Азия для азиатов»), напали на Бирму и оккупировали ее, а также готовили нападение на Индию при поддержке индийских добровольцев во главе с оппозицион­ным лидером партии Национальный конгресс Чандрой Босом.

Первые признаки замедления японского наступления и возра­стания способности американцев к сопротивлению с помощью англичан и войск азиатских стран Содружества появились на море. Обязательство приоритета борьбы против Германии, при­нятое Рузвельтом и Черчиллем начиная с конференции в районе Ньюфаундленда (Placentia Bay), ограничивало масштаб американ-



Часть 2. Вторая мировая война


ского контрнаступления на Тихом океане. Однако в мае 1942 г. началось первое авиационно-морское сражение в Коралловом море, закончившееся безрезультатно. В начале июня авиационно-морским силам американцев удалось перекрыть дорогу мощному японскому флоту (86 военных кораблей, включая четыре авиа-носца), собиравшемуся овладеть архипелагом Мидуэй, и нанести ему тяжелое поражение, ставшее поворотным моментом в войне на океане. Все четыре японских авианосца были потоплены аме-риканской авиацией вместе с 300 самолетами ценою гораздо менее серьезных потерь. Признаки поворота появились также и в назем-ных операциях, когда американцы в начале августа высадились на острове Гуадалканал, в архипелаге Соломоновых островов. Это начало контрнаступления совпало с моментом, когда наступа-тельная способность японцев уже исчерпала себя. С сентября 1942 г. их войска были вынуждены ограничиваться передвижени-ями меньшего масштаба и оборонительными операциями. Гео-графическое расположение оккупированных территорий позволи-ло японцам удерживать значительную их часть до конца войны. Но все же осенью 1942 г. Вторая мировая война характеризова-лась, с точки зрения военных операций, исчерпанием наступа-тельной способности войск Тройственного пакта и очевидным проявлением кризиса «Оси», начавшегося с самого слабого фрон-та - итальянского. Война меняла свой характер. Угроза гегемо­нии авторитарных держав отдалялась.

6. 5. Цели войны с точки зрения Соединенных Штатов, Великобритании и Советского Союза

6. 5. 1. КАКОВЫ БЫЛИ ЦЕЛИ ВОЙНЫ?

В конце 1941 г. войны, которые велись изолированно, объяв-ленные войны, скрытые конфликты - все они слились в одном глобальном столкновении, в котором отчетливо просматривались два противоположных фронта. Соединенные Штаты, Советский Союз и Великобритания были в центре антигитлеровского союза, поскольку именно они несли военный и экономический груз войны. Германия и Япония доминировали в блоке стран, развя-завших конфликт и провоцировавших его расширение. Но не-смотря на объявление войны Соединенным Штатам со стороны Германии и Италии, войны, которые вели две крупнейшие дер-жавы «нового порядка», оставались все-таки по существу изоли-рованными. Нападение японцев, которое могло бы заставить рус­ских воевать на два фронта, не состоялось, поскольку японцы не


Глава 6. Глобальная война



чувствовали себя способными его осуществить и поскольку про­яснения глубинных целей войны для соответствующих сторон еще не произошло. Три державы имели обширные ревизионист­ские планы, но не имели общего глобального проекта, способно­го сделать их борьбу единой. Только случайно война Германии и война Японии стали параллельными, и только слишком быстрое развитие натиска Германии создало общего врага: Соединенные Штаты. Германия могла вести с Соединенными Штатами только подводную войну, в то время как Япония не была способна и не намеревалась воевать против Советского Союза. Это существенное противоречие делало «фашистскую» коалицию весьма условной, и поэтому политические отношения внутри нее можно назвать слу­чайными.

С другой стороны, формирование большой антифашистской коалиции выдвигало очень важные дипломатические, политичес­кие и военные проблемы, а также порождало вопросы, от реше­ния которых зависело послевоенное устройство. С военной точки зрения главной проблемой все еще оставалась проблема объеди­нения и координации усилий в борьбе против врага. Борьба ве­лась на трех фронтах: советско-германском, североафриканском и восточноазиатском. К этому добавлялась война без границ, но полная коварства, — война с использованием морской авиации, которая с быстрым внедрением технологических инноваций при­обретет за несколько лет все более важное значение. Главная проблема состояла в том, чтобы трансформировать всю эту сово­купность изолированных войн с совершенно разными человечес­кими потерями в единую борьбу. Было ли это возможно? Где и как следовало вести совместную войну? Таким был первый воп­рос, вставший перед новой коалицией, образованной почти слу­чайно, но способной включить, помимо Великобритании, самые сильные державы мира.

Кроме того, наряду с военной проблемой, вставал вопрос по­литический: за какие другие общие цели, кроме победы над наци-фашистским империализмом, стоит сражаться, учитывая, что невозможно было представить себе, чтобы война такого мас­штаба могла свестись только к столкновению между соперничаю­щими империализмами? Это была проблема, которая, учитывая имевшиеся прецеденты, вызывала ряд вопросов огромной значи­мости, поскольку выявляла противоречия между принципами и интересами, между критериями державной политики и критерия­ми борьбы за достижение идеалов, зависевшей от самой обыкно­венной динамики войны и переплетавшейся с ней. Эти две сфе­ры деятельности или теоретического анализа нелегко разделить,



Часть 2. Вторая мировая война


поскольку слишком часто они представали как неразрывные, как две стороны одной медали. В самом деле, как отделить тему справедливого мира от темы надежного мира? Пример 1919 г. был столь близок по времени, что трудно было пренебречь его уроками.

Политические цели и общие замыслы обусловливали ход во-енных действий. Если во время войны (как и во всяком военном конфликте) порой казалось, что стратегические и тактические цели определяли политические решения, то более внимательный анализ показывает, напротив, что конкретные решения могут и должны быть сведены к общим политическим замыслам (хотя и в соответствии с особенностями каждого отдельного случая и спе-цификой, налагаемой обстоятельствами). Одна единственная черта объединяла союзников: никто из трех крупнейших стран (и, оче-видно, никто из малых) не вступил в войну по собственной воле, за исключением Германии. Даже Великобритания была вовлечена в конфликт вследствие гарантий, данных Польше, подвергшейся нападению немцев. Отсюда следует более общий вывод о том, что нападение немцев вызвало войну также и со стороны британ-цев, а не наоборот, как могла бы подсказать формальная логика. Трудно утверждать, что, сражаясь с Германией, Великобритания преследовала собственные экспансионистские цели. Британская война была по существу оборонительной, войной за возврат к прежнему мироопорядку. Ее цель состояла в восстановлении на европейском континенте системы отношений между государства-ми, которую опрокинула гитлеровская агрессия. Можно было бы добавить - не в точности тот же порядок, что существовал в 1937 г., поскольку при определенных условиях англичане были склонны к компромиссным решениям. Однако важным для Великобритании было уничтожение гегемонистского экспансионизма, угрожавшего безопасности самого Соединенного Королевства, и стремившегося к изменениям с помощью европоцентристской имперской систе-мы, международных отношений в целом.

Сражаясь за польскую, а затем за французскую, бельгийскую и голландскую независимость, Великобритания защищала соб­ственную будущую безопасность и существование собственной империи. В этом также не просматривались иные намерения, чем оборонительные, по крайней мере, до вступления в войну Ита-лии. Похоже, что в июне 1940 г. британцы и французы намерева-лись расширить свои имперские владения за счет итальянцев, ут-вердив свое бесспорное господство в Средиземноморье. Однако речь идет о весьма маргинальном аспекте по сравнению с основ-ными устремлениями, которые свидетельствуют о принципиально оборонительной направленности британской войны.


Глава 6. Глобальная война



Конечно, защищать самую крупную империю, существовав­шую тогда в мире, означало защищать привилегированное поло­жение в отношении вызовов, исходивших не только от Герма­нии, но также и от антиколониальных движений. Но именно для того, чтобы более эффективно контролировать эти движения, Ве­ликобритания в соответствии с традицией, имевшей, впрочем, вековые исторические корни, нуждалась в сокрушении германской мощи.

Тема представляется более сложной, если ее рассматривать с точки зрения Соединенных Штатов, - последних среди тех, кто был вовлечен в конфликт, но, конечно, не последних среди тех, кто принимал в нем участие в иных, чем прямые военные дей­ствия, формах. Для многих американцев европейская война явля­лась следствием беспорядка, который переживал Старый свет после Первой мировой войны и несостоявшейся реконструкции эффективной экономической системы после «великого кризиса». Неспособность в двадцатые годы рассматривать проблемы междуна­родных финансов как совокупность взаимозависимых феноменов привела к кризису и способствовала импортированию американ­ского кризиса в Европу, из раздирающих противоречий которого европейцам не удалось найти совместного выхода. Основными направлениями европейского способа выхода из кризиса были: с экономической точки зрения - политика дефляции, с точки зрения торговли — протекционистская политика, социальной — сокра­щение реальной заработной платы и с политической - усиление национализма. Каждая европейская страна пережила «великую депрессию», замкнувшись в собственных интересах или обратив­шись к поиску ресурсов в традиционных двусторонних связях. Вероятно, только гитлеровская Германия подошла к решению темы оздоровления экономики с помощью политики принуди­тельных инвестиций, то есть политики deficit spending, однако ориентированной преимущественно на престижные обществен­ные работы, а также на ускоренное перевооружение. Все это мог­ло положить конец безработице, но не вело к экономическому оздоровлению и могло лишь заложить основы экономики жест­кого планирования в свете выдвигавшихся военных целей.

Американцы в своем теоретическом анализе делали акцент именно на этой ограниченности, и еще до того, как Соединен­ные Штаты оказались вовлеченными в конфликт, более того, еще до самого начала войны они предлагали в качестве надежного средства от вырождения, связанного с протекционизмом, свой рецепт, состоявший в развитии внутреннего производства и в социальных реформах (New Deal), а в международном плане -



Часть 2. Вторая мировая война


в настойчивом утверждении принципа «открытых дверей» (столь значимого в течение всего периода напряженного дипломатичес­кого столкновения с японцами). Легко заметить, что это «сред­ство» являлось функциональным по отношению к потребностям американской экономики периода после рецессии и к целям трудного процесса реконструкции. Однако это функциональное соответствие не быть связано с характером, который постепенно принимала международная деятельность Соединенных Штатов в отношении событий войны.

Одобрение закона о ленд-лизе в марте 1941 г., и в еще большей степени, совместное с Великобританией решение об опубликова­нии в августе Атлантической хартии являлись также и показате­лями американских представлений о международном экономи­ческом порядке и мировом порядке tout court. Четвертый и пятый пункты Атлантической хартии, утверждавшие принцип свобо­ды международной торговли и цель «обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальную защиту», с осторожностью трактовались англичанами, которые подчеркивали ограниченный характер применения статьи, игно­рировавшей существующие соглашения (то есть систему импер­ских льгот, установленную конференцией в Оттаве в 1932 г. ), но однозначно одобрялись американцами (и теми англичанами, кто в меньшей степени был заангажирован с точки зрения защиты официальных позиций). Когда документ был опубликован, замес­титель госсекретаря Самнер Уэллес утверждал: «Эпоха империа­лизма закончилась. Следует признать право всех народов на сво­боду... Следует обеспечить всему миру пользование принципами Атлантической хартии - на всех океанах и всех континентах». А позднее добавил: «Атлантическая декларация означает, что каждая нация имеет право надеяться, что ее законное право на торговлю не будет нарушено и ущемлено препятствиями в виде пошлин, таможенных льгот, дискриминационных мер или негиб­ких двусторонних отношений». Во время серьезного обсуждения значения принципов, определенных вместе с американцами, са­мые влиятельные британские комментаторы отдавали себе отчет в том, что хрупкие барьеры имперской преференциальной систе­мы также будут опрокинуты строгим применением новых кон­цепций. «Действительно, - комментировала «Financial Times», -все это регулируется определяющим положением об «уважении существующих обязательств». Однако, несомненно, подразумева­ется, что когда эти соглашения войдут в противоречие с духом нового англо-американского соглашения, то они будут изменены как можно быстрее».


Глава 6. Глобальная война



Иначе говоря, тот способ, каким Соединенные Штаты готови-лись встретить военную опасность, очевидным образом определял-ся доминирующей концепцией мирового порядка, выдвигавшей проблемы не только перед противниками в войне, но и перед со-юзниками. Напряженная обстановка, сопутствовавшая подготовке соглашения по закону о ленд-лизе применительно к Британии, выявила потенциальную антиномию, с той оговоркой, однако, что американские тезисы были сформулированы как манифест, как главенствующий принцип.

Таким образом, становится понятно, что Соединенные Шта-ты вели напряженную дипломатическую дуэль с Японией по воп-росу о политике «открытых дверей» в Китае и в Восточной Азии, исходя из своей общей концепции международного порядка и своего понимания правил, которые лучше всего могли обеспечить интересы развития возрождающейся американской экономики. Японская закрытость делала компромисс невозможным и прида-вала вступлению Соединенных Штатов в войну (в том числе и благодаря тому, что японцы определяли свои цели преимуще­ственно в соответствии с территориальными и военными крите-риями) характер борьбы за утверждение всеобщих принципов. Американская оборонительная война не имела видимых целей. Соединенные Штаты не стремились к завоеваниям или к защите определенных территорий. Они стремились к утверждению более открытых и более выгодных принципов в рамках хорошо функ-ционирующей и всеобщей системы рыночной экономики. Руз-вельт не предлагал, как это делал Вильсон, больших идеологичес­ких, чисто американских манифестов. Некоторое время спустя благодаря Декларации Объединенных Наций будет достигнут по-литический компромисс. Придание войне характера борьбы за демократию и свободу значительно обогатит мотивации амери-канского участия в войне. Речь шла не о поиске ощутимых ре-зультатов, а о стремлении к международному порядку, то есть о борьбе за утверждение неосязаемой цели, но такой, которая смес-тит в сторону Соединенных Штатов точку опоры экономической, финансовой и политической мировой системы.

Если сопоставить цели войны Великобритании, Соединенных Штатов и Советского Союза, то становится очевидным, что с са-мого начала внутри союза существовали глубочайшие различия в устремлениях. Насколько общими и оборонительными были цели Британии, общими и неосязаемыми цели Америки, настолько определенными, осязаемыми и точными были цели Советов. До 1938 г. Советский Союз подвергался давлению Запада и Герма-нии. До 1938 г. все более утонченные и все более угрожающие



Часть 2. Вторая мировая война


варианты политики «санитарного кордона» угрожали Советскому Союзу в непосредственной близости. В августе 1939 г. Сталин ре-шил бесцеремонно «перевернуть» ситуацию и воспользоваться случаем, который представился ему с изоляцией Гитлера, для созда-ния «санитарного кордона» наоборот, то есть в интересах защиты Советского Союза, а не Запада от коммунистической опасности.

В данной связи не так важно возвращение к вопросу об исто­риографической основательности сталинской и советской аргу-ментации в целом. Важно только, пожалуй, отметить то суще-ственное обстоятельство, что в период с 1939 по июнь 1941 г., благодаря более или менее охотному сотрудничеству Германии, СССР удалось включить в свою сферу влияния территории, про­стиравшиеся от Балтийского до Черного моря, вернув то, что было отнято у царской России после 1917 г., а, возможно, и не-сколько больше. Гитлеровская агрессия июня 1941 г. и оборона Советского Союза, оборона в одиночестве против нацизма в те-чение длительного периода времени легитимизировали планы со-хранения также и того, что было завоевано начиная с сентября 1939 г., и возможного расширения сферы завоеванного - в Евро-пе и на Ближнем Востоке, в направлении Ирана и Турции, в Черном море. Цели войны, которые преследовал Сталин, прояв­лялись здесь особенно конкретно и основывались, следовательно, на уничтожении Германии в качестве державы-гегемона в Европе и на создании системы, базирующейся на соотношении сил, ко-торое навсегда устранило бы опасность агрессии со стороны ан­тикоммунистических и антисоветских сил. Это была «державная политика», выстраиваемая по традиционным схемам и поддержи-ваемая за пределами Советского Союза широкой сетью полити-ческих сил, связанных непосредственным образом и в значитель-ной мере вдохновляемых советским примером и уроками. Первая цель приведет к рождению новой, опасной и гораздо более вну-шительной, гегемонистской силы. Вторая - придаст новой со-ветской перспективе (учитывая, что СССР выиграл войну с Гер-манией) континентальный масштаб. Проблема же изменения международного экономического порядка не стояла перед совет-скими руководителями никоим образом.

6. 5. 2. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Этого сопоставления устремлений достаточно для того, чтобы выявить трудности задач, которые должен был поставить перед собой новый союз. Сразу вести дискуссии об общих целях войны означало обсуждать будущее Польши и других европейских тер-


Глава 6. Глобальная война



риторий, поглощенных Советским Союзом. А это привело бы к взрыву очевидных внутренних противоречий. Решение заключа-лось, следовательно, в принятии двусмысленных формулировок, пригодных для любой интерпретации, и в недомолвках и сдер-жанности, позволявших отложить до менее критических момен-тов дискуссию о разногласиях и, если возможно, поиски их пре-одоления. Выиграть войну с державами «оси» и Японией было главным императивом, которому были подчинены все другие проблемы. Тем временем шел поиск компромиссных решений или расширительных формулировок. Первым шагом на этом пути стало подписание 1 января 1942 г. Декларации Объединен-ных Наций. Документ, развивая концепции Атлантической хар-тии, подтверждал убежденность в том, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.