Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 35 страница



Нападение немцев на Советский Союз, насколько его можно было предугадать и охарактеризовать, вписывалось в такой об­щий политический и экономический контекст. После разруше-ния европейской политической системы Гитлер ликвидировал «санитарный кордон», существовавший вокруг Советского Союза. То есть он создал ситуацию, с которой ни Великобритания, ни Соединенные Штаты, главным образом по причинам политичес-кого характера, не могли смириться, поскольку она закладывала основы для перехода контроля за международной жизнью (во всех ее аспектах) из рук англосаксонских держав и Франции в руки германской державы. Германо-советское соглашение по от-ношению к этому результату было «проходным инцидентом», од-нако оно скорее усиливало, чем преуменьшало (как надеялся Гитлер) неприятие Англией и Америкой гитлеровской политики.

В момент, когда эта политика оказалась направлена на устра-нение последствий «проходного инцидента», то есть соглашения между нацизмом и коммунизмом, военная ситуация поставила англосаксонские державы перед неотложным выбором. Никто не



Часть 2. Вторая мировая война


мог сказать, сможет ли СССР, и если сможет, то до какого мо­мента, сопротивляться германскому наступлению, но нападение немцев предоставляло Великобритании и, менее непосредствен­но, Соединенным Штатам возможность, которую нельзя было упускать. В тот момент существовало две гипотезы. Либо СССР будет повержен Германией, и тогда начнется схватка за мировое господство между англосаксонскими державами и Германией, со-юзницей Японии. Либо СССР сможет оказать сопротивление, выжить и, следовательно, способствовать поражению Германии. В этом случае реконструкцию системы международных отноше-ний в послевоенный период надо будет планировать, включая Сталина и советскую систему.

В июне 1941 г. мир оказался на распутье, лишеннным воз-можности предугадать исход принимаемых решений. Объективно Великобритания и Советский Союз боролись теперь против од-ного и того же врага. У них была, следовательно, одна и та же цель - поражение Германии. Какими бы ни были возможные прогнозы относительно хода военных действий, совпадение цели определялось делами, а не намерениями. Результаты такого со-впадения в средне- и долгосрочном плане определялись сроками и результатами военных действий. Совершенно очевидно, что именно в тот момент для крупнейших представителей западного мира и лидера того, что десятилетия спустя назовут «реальным социализмом», возникла проблема определения взаимоотноше-ний, обусловленная ходом военных операций, однако требующая и прояснения длинного ряда вопросов, касавшихся способности столь различных держав вести общую войну, способности думать о будущем сотрудничестве, способности принять то, что про­изошло в 1939-1941 гг. благодаря политике Советского Союза. Длинный перечень вопросов, на которые невозможно было полу-чить немедленные ответы, но которые следует обозначить с этого момента, поскольку к ним восходят многие проблемы и конф-ликты, возникшие после поражения Германии.

Уинстон Черчилль не колебался ни минуты. В тот же день, 22 июня он заявил без всяких колебаний и условий: «Мы окажем России и русскому народу всю возможную помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это бу-дем делать мы... ».

Немногим более, чем за месяц до этого, 10 мая 1941 г., замес-титель Гитлера по партии Рудольф Гесс, один, отправился на са-молете в Англию с желанием убедить британское правительство


Глава 6. Глобальная война



заключить мир с Гитлером и удачно приземлился в Шотландии. Гесс несколько переоценивал свои способности и полагал, что его миссия состояла в том, чтобы, рискуя жизнью, заключить мир с Великобританией и положить конец кровопролитию, как он писал в письме Гитлеру. Неподготовленность операции и тре-вога, с которой Гитлер воспринял эту новость, наводят на мысль, что предприятие германского деятеля было выходкой одиночки, лишенной политического смысла. Однако эксцентричность ин-цидента оставляла сомнения. Слишком известна была склонность Британии к соглашению с Германией для того, чтобы недавние союзники по обстоятельствам, то есть Советы, не заподозрили в этом шаг, согласованный с фюрером. В этом не было ни грамма правды, и все-таки, когда Черчилль сделал свое «историческое заявление» (используя слова Сталина), эпизод с Гессом еще витал в воздухе, и неожиданнное благородство Британии было не сразу понято во всем его значении, заключавшемся в выражении ис-креннего облегчения по поводу того, что военные действия про-тив СССР означали отсрочку немецкого воздушного наступления и отдаляли опасность от Великобритании. Опасения Москвы, а также временное исчезновение Сталина объясняют опоздание от-вета советской стороны. 7 июля Черчилль отправил еще одно по-слание Сталину. В то же время британская военная миссия при-была в Москву. 12 июля Молотов и Криппс подписали краткий договор, обязывавший обе страны оказывать друг другу помощь и не вести сепаратных переговоров с противником и тем более под-писывать сепаратный мир. Однако только 18 июля Сталин решил ответить британскому премьер-министру. Это уже было симпто-мом нездоровой обстановки, характеризовавшей первые шаги ан-гло-советского союза, основанного на осознании необходимости сотрудничества, но также и на взаимном недоверии.

Эта нездоровая обстановка постоянно сопровождала сотруд-ничество Советского Союза с его западными союзниками, со­трудничество, которое диктовалось различными целями сторон. Когда Сталин решил, наконец, ответить Черчиллю, то прежде всего он попросил его о немедленном открытии второго фронта во Франции и о морских действиях на севере с целью ослабить давление немцев на востоке. С того момента и вплоть до июня 1944 г. тема «второго фронта» стала лейтмотивом протестов Стали-на против пресловутой бездеятельности Запада. Но в 1941 г. она носила смысл драматической безотлагательности: «Без этих двух видов помощи (создания второго фронта и регулярные поставки вооружений и военной техники. - Ред. ) Советский Союз, - писал Сталин, - либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того,



Часть 2. Вторая мировая война


что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союз-никам своими активными действиями на фронте борьбы с гитле-ризмом». Перед лицом повторяемых и почти отчаянных призывов Сталина, выдвигавшего идею британского вмешательства посыл-кой экспедиционнного корпуса из 25-30 дивизий через Архан­гельский порт и через Иран в направлении южных регионов СССР или в какую-либо балканскую страну, Черчилль пришел к выводу о том, что бесполезно «дискутировать с человеком, видев­шим проблемы в совершенно нереальной перспективе».

Этот обмен мнениями достаточно ясно показывает сложность новой ситуации. Следует вспомнить, что Гитлер напал на СССР, надеясь разгромить его за несколько недель; и следует вспомнить, что аналогичное убеждение было достаточно широко распростра-нено в западном мире. В свете таких предпосылок призывы Ста-лина могли быть истолкованы по-разному. С одной стороны, они придавали обоснованность гитлеровским тезисам и заставляли опасаться, что пророчество относительно прямого столкновения между Германией и англосаксонскими странами может очень быст-ро стать реальностью; это приводило к выводу о том, что помо-гать уже побежденной стране было бесполезно и опасно. С дру-гой стороны, шаги, предпринятые Сталиным, представлялись также как аргументы для обоснования тезиса о своего рода неви-новности Советского Союза в аннексиях 1939-1941 гг., совер-шенных с согласия (или при отсутствии неодобрения) Гитлера. Действительно, по утверждениям Сталина, только благодаря этим аннексиям стало возможно достаточно длительное сопротивление немцам, позволившее Советам «одним» сдержать первую и вто­рую волну германского наступления. Отсутствие британской по-мощи легитимизировало право Советов на создание собственного «санитарного коордона». Идея открыть второй фронт во Фран-ции и, еще хуже, в других частях Европы в 1941 г., год спустя после Дюнкерка была совершенно нереальна, как отмечал сам Черчилль. Однако с течением времени этот аргумент становился простой отговоркой, направленной на то, чтобы переложить глав-ным образом на Советы тяжесть отпора германскому натиску.

6. 2. 2. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ И НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ

В ЕВРОПЕ

Эти расхождения вводили в проблему, которая приобрела неотложный характер через год, после вступления в конфликт Соединенных Штатов, но изменила свой политический смысл. С 1939 по 1941 г. американское общественное мнение и, в еще


Глава 6. Глобальная война



большей степени, рузвельтовское окружение проделали большой путь к отступлению от политики нейтралитета. Вплоть до ноября 1940 г. Рузвельт был связан кампанией по его избранию на тре-тий срок президентом Соединенных Штатов, в течение которой обиды различных этнических групп остро ощущались рузвельтов-ской коалицией (в особенности в том, что касалось группы ита-ло-американцев, в которой доминировали профашистские деяте-ли и которая была раздражена жесткой речью, произнесенной Рузвельтом в Шарлоттсвилле против вступления Италии в вой-ну). Но после преодоления трудностей, связанных с выборами, перед Рузвельтом открылась достаточно длительная перспектива, предоставлявшая свободу маневра, при которой появилась воз-можность принимать самые смелые решения. Эти решения в лю­бом случае должны были не повторять вильсоновские иллюзии, а реалистичным образом сооответствовать как интересам полного возрождения американской экономики после рецессии, так и планам неуклоннного усиления ее влияния в мире; эти решения должны были заложить основы для тесного сотрудничества с Ве-ликобританией. В декабре–январе 1940-1941 гг. неотложной проблемой было оказание помощи Великобритании, но при этом следовало избежать возвращения к запутанной ситуации межсо­юзнических долгов. Для решения этой проблемы Рузвельт пред-ложил, чтобы финансовая поддержка превратилась в помощь по-ставками товаров, за которые Великобритания расплачивалась бы натурой. Рузвельт придумал тогда метафору, ставшую впослед-ствии знаменитой: если горит дом соседа, то справедливо и бла-горазумно, не требуя предварительной оплаты, одолжить ему ре-зиновый шланг, соединенный с собственным насосом, для того, чтобы погасить огонь. Сосед вернет долг, когда сможет, но рас­пространения огня удастся избежать. В одной из знаменитых «бе-сед у камина», с которыми Рузвельт обращался к американцам по радио, разъясняя собственную политику, он использовал еще одно выражение: Соединенные Штаты должны стать «арсеналом демократии», помогая англичанам, даже рискуя быть вовлечен-ными в войну.

6. 2. 3. ЗАКОН О ЛЕНД-ЛИЗЕ

В своем традиционном послании «О положении страны», произнесенном в январе 1941 г., Рузвельт изложил проект, в со­ответствии с которым потребовал от конгресса необходимые ас-сигнования для создания воооружений с целью использования их против государств-агрессоров и в поддержку стран подвергшихся



Часть 2. Вторая мировая война


нападению с тем, чтобы в конце войны они оплатили полученные поставки другими товарами или услугами. Соединенным Штатам следовало внести свой вклад в утверждение четырех «фундамен-тальных свобод»: свободы слова и религии, свободы от нужды и страха.

Основываясь на этих предпосылках, Рузвельт поручил мини-стерству финансов подготовить проект закона, названный Lend-Lease Act (закон о ленд-лизе). Закон предусматривал, что прези-дент «продает, сдает в аренду и дает в долг, на условиях, которые сочтет примлемыми, «вооружения, боеприпасы, продовольствен-ные товары и любые другие средства обороны странам, защиту которых он сочтет жизненно важной для Соединеннных Шта-тов». Американский флот не будет задействован в конвоировании торговых судов, занятых перевозкой товаров, однако секретные соглашения, подписанные с британским адмиралтейством во вре-мя обсуждения закона, предусматривали меры на определенные случаи и закладывали основы для совместных операций после вступления Соединенных Штатов в войну.

Закон о ленд-лизе явился радикальным поворотом по отно-шению к политике американского нейтралитета и натолкнулся на сопротивление изоляционистов и многочисленных пронацистских групп Америки. Однако Рузвельту и большинству конгресса уда-лось добиться важного успеха, когда через голосование подавляю-щим большинством голосов закон вступил в силу 11 марта 1941 г. Вступил в силу теоретически, поскольку текст документа предус­матривал, что предоставлению помощи должно предшествовать рамочное соглашение между Соединенными Штатами и каждой страной-получателем помощи. А это ставило лишь по видимости формальную проблему, начиная непосредственно с британского казуса.

Хотя этот момент и не имеет прямого отношения к тому, как Соединенные Штаты приближались к войне, его смысл требует краткого замечания, помогающего более точной трактовке амери-канских усилий, свидетельствовавших о существовавшем уже тог-да стремлении поддерживать тесные экономические связи с Ев-ропой и в послевоенный период. Когда Джон Мейнард Кейнс по поручению лондонского правительства отправился летом 1941 г. в Вашингтон для согласования с американским правительством технических условий применения закона, Вашингтон предложил формулировку, которая среди прочего гласила (ст. 7):

«Условия, регулирующие помощь, предоставляемую для обо-роны Соединенными Штатами Америки Соединенному Королев­ству [... ] предусматривают, что ни Соединенные Штаты Америки,


Глава 6. Глобальная война



ни Соединенное Королевство не отказываются от импорта любо-го продукта, который происходит из другой страны, и подготовят меры, направленные на достижение этих целей».

Эта формулировка практически предусматривала конец ре­жима льготных торговых тарифов, существовавшего внутри Со­дружества, и его замену режимом свободной торговли, создание которого являлось главной целью американских экономических теоретиков применительно к послевоенному периоду. Кейнсу эта формулировка казалась «экстравагантной» и неприемлемой. Пе-реговоры были прерваны и отложены до следующего года (что, впрочем, не имело последствий для отправки помощи, которая тем временем начала оказываться эффективно и массированно). Однако, эта статья представляла своего рода предварение «мани-феста», с помощью которого американцы собирались выстраи-вать свое вмешательство в европейские дела. В основе лежало стремление избежать повторения ситуации после Первой мировой войны, когда США оказались изоляционистами в политическом плане, но глубоко вовлеченными, причем с посредственными ре-зультатами, в финансовом плане в дела Старого Света.

С марта по 22 июня 1941 г. закон о ленд-лизе активно исполь-зовался по мере нарастания опасности, к которому вели успехи немцев в Европе. В ответ на активизацию подводной войны, раз­вернутой немцами в Атлантике, 10 апреля Рузвельт заявил, что Гренландия является частью Западного полушария и будет защи-щаться американцами, которые считают огромный остров нахо-дящимся под своим контролем, несмотря на то, что он принадле-жит Дании; правительство Копенгагена под давлением немцев оспорило законность решения Рузвельта. В тот же день другой декрет президента объявил о том, что Красное море больше не является запретной зоной военных действий для американских кораблей, а это делало возможным доставку помощи британским войскам в Египте. И, наконец, 10 апреля произошло первое мор-ское столкновение между американским миноносцем и немецкой подводной лодкой.

Дальнейшим шагом к вовлечению Америки в войну стало принятое в сентябре 1941 г. решение «патрулировать» конвои по­ставок, направлявшиеся в Великобританию. «Патрулировать» яв-лялось определением, едва скрывавшим намеренное изменение того, что предусматривал закон 11 марта, то есть положения о том, что не будет американского сопровождения конвоев, на-правляющихся в британские порты. Это была уступка изоляцио-нистам, которую было очень легко преодолеть, учитывая тот факт, что без соответствующего сопровождения американская по-



Часть 2. Вторая мировая война


мощь никогда бы не дошла до места назначения, и идея стать «арсеналом демократии» превратилась бы в жестокую шутку. Аме-риканский флот в Атлантике усилился, и когда случайно амери-канское транспортное судно было потоплено, Рузвельт восполь-зовался случаем для того, чтобы объяснить согражданам масштаб германской опасности и необходимость наращивать морские силы Соединенных Штатов. В стране было объявлено чрезвычай-ное положение, и 14 июня вышел указ о замораживании немец-кой и итальянской собственности в Соединенных Штатах. Это был шаг, за которым должен был последовать почти полный раз-рыв дипломатических отношений. Одновременно американское и британское вроенно-морские командования начали проводить регулярные оперативные консультации, как это произошло во время охоты за немецким линейным кораблем «Бисмарк», о пе-редвижениях которого в Атлантическом океане американцы регу-лярно сообщали главному штабу британского флота.

6. 2. 4. РАСПРОСТРАНИТЬ ЛИ ПОМОЩЬ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?

Такова была ситуация, когда началось осуществление «плана Барбаросса», и вашингтонское правительство оказалось перед не-обходимостью принятия решений о включении СССР в антигит-леровскую коалицию — в тот момент по вопросу о плане помощи по ленд-лизу, позднее - в общем плане. Действительно, начиная с нападения немцев на СССР Рузвельт косвенным образом дал понять, что Соединенные Штаты не замедлят оказать свою по-мощь тому, кто сражался вместе с Великобританией, даже если это и не означало никакого изменения в американской оценке политических ценностей, которыми руководствовался советский коммунизм. 24 июня блокирование советских финансовых опера-ций в Соединенных Штатах, введенное ранее, было отменено, и 26 июня влиятельный заместитель госсекретаря США Самнер Уэллс встретился с советским послом Уманским для того, чтобы обсудить в узком кругу способы доставки американской помощи. Это еще не было распространением действия закона о ленд-лизе на СССР, но стало важным шагом в этом направлении.

Рузвельта сдерживали два момента: постоянная сильная оппо-зиция американских католиков против всякой поддержки совет-ского коммунизма и скептицизм относительно военной «формы» Советов. В Вашингтоне также было распространено мнение, что немецкое наступление успешно завершится за несколько недель. Более того, именно предвидя такой исход, Рузвельт 9 июля рас-


Глава 6. Глобальная война



порядился, чтобы, помимо уже предусмотренного создания боль-шого флота, способного одновременно сражаться на двух океа-нах, которые омывали Соединенные Штаты, были использованы все возможности промышленности для вооружения массовой ар-мии, численностью до 9 млн человек (это около 215 дивизий), и для создания внушительного военно-воздушного флота, способ­ного осуществлять стратегические операции на больших расстоя-ниях. В основе предпринимаемых усилий лежала гипотеза о том, что немцам удастся создать обширнейшую коалицию - от Ат-лантики и до Японии, и что англо-американский союз должен будет сражаться с этим противником. А это предполагало победу Гитлера над Сталиным. Именно для того, чтобы противостоять потенциальной вражеской коалиции, Рузвельт 7 июля приказал оккупировать Исландию, то есть часть Датского королевства, ко­торая, таким образом, включалась в американскую зону безопас-ности и применением силы выводилась из неограниченной опера-тивной зоны германского морского командования, куда ее хотел включить Гитлер в марте в ответ на одобрение закона о ленд-лизе. Этот первоначальный пессимизм был смягчен и в значитель-ной степени снят ходом операций на советской территории, тем обстоятельством, что Япония не вступила в войну на стороне Германии и оценками, которые ближайший помощник Рузвельта Гарри Гопкинс передал в Вашингтон после посещения Москвы в конце июля. Сталин также повторил Гопкинсу настойчивую просьбу о немедленной помощи как британской, так и американ-ской. Он выразил пожеление получить 20 тыс противотанковых артиллерийских орудий, миллион винтовок, большое число круп-нокалиберных пулеметов и зениток: «Дайте нам зенитки и аллю-миний, и мы сможем воевать по меньшей мере три или четыре года». Очевидно, что запрос Сталина мог быть лишь попыткой проверить американские намерения, не рассчитанный на немед-ленные результаты, что усилило убеждение Сталина в отсутствии подлинного желания Вашингтона помочь Советскому Союзу до того, как он будет обескровлен войной с немцами. Гопкинс, со своей стороны, не преминул разъяснить, что его миссия имела только информационные цели и должна была уточнить, что бри-танское правительство и американское правительство (от лица которого он был уполномочен делать заявления) «не намерева-лись поставлять России тяжелые вооружения, такие как танки, самолеты и зенитные орудия, до созыва совещания трех прави-тельств для выработки направлений согласованных действий и совместного глубокого обсуждения стратегических интересов каждого фронта и каждой страны». А это невозможно, заметил



Часть 2. Вторая мировая война


Гопкинс Сталину, до окончания битвы, которая идет под Моск-вой. Однако посланник Рузвельта привез из Москвы впечатле-ние, что пессимизм был неуместен. Ход военных действий, кото-рый он мог наблюдать вблизи, убедил его, что судьба войны была гораздо более неопределенна, чем думали многие, и что Соеди-ненные Штаты могли бы сыграть решающую роль. Впрочем, это подтвердил и Сталин:

«Мощь Германии столь велика, что хотя Россия сможет защи-щаться одна, Великобритании и России вместе будет очень трудно разгромить германскую военную машину. Он сказал, что нанесе-нием поражения Гитлеру, и, возможно, без единого выстрела, -может быть только объявление Соединеннных Штатов о вступле-нии в войну с Германией».

Краткий визит Гопкинса в Москву имел множество послед-ствий и был очень полезен для Рузвельта. Помимо впечатлений и информации о способности Советского Союза к сопротивлению, посланнику президента удалось понять природу советской систе-мы власти, ощутить ее абсолютное сосредоточение в руках Ста-лина. Это должно было серьезно повлиять на реакцию Соединен-ных Штатов. С того момента они осознали, что война будет вес­тись и будет выиграна благодаря силе коалиции с Советским Со-юзом. Однако с каким Советским Союзом и какое место следует отвести Советскому Союзу в Европе при ликвидации гегемонии Германии?

Следует поразмыслить над постановкой этой проблемы в бо­лее широком политическом контексте летом 1941 г., в момент, когда надо было решить, каким образом включить СССР в анти-нацистский союз. Если, с одной стороны, процесс формирования этой новой коалиции подтверждал провал военных и дипломати-ческих планов Гитлера, то, с другой, - сама новая коалиция строилась на неопределенных и неустойчивых основаниях. Со-ветский Союз получил символические обещания помощи, кото-рые в первые дни имели только психологическое значение, почти как стимул к возможно более долгому сопротивлению в неминуе-мо проигранной войне. Затем, постепенно, но вместе с тем доста-точно быстро, эта ситуация изменилась, и СССР стала оказы-ваться помощь в силу его долговременного участия в качестве партнера в новой коалиции, с самых первых шагов подтачивае-мой противоречиями между тремя антигитлеровскими держава-ми. Оборонительная позиция Великобритании содержала явные двусмысленности и была неоднородна из-за противоречивых мо-тиваций, присущих имперской системе. Советская позиция обус-ловливалась двумя моментами: сохраняющейся военной и эконо-


Глава 6. Глобальная война



мической слабостью, которая позволяла сопротивляться Гитлеру, но не разгромить его, как это признавал сам Сталин; и соотно-шением между территориями, оккупированными Советским Со-юзом в 1939-1941 гг., и теми землями, которые западные держа-вы готовы были признать принадлежащими Москве после окон-чания военных действий, то есть в конце войны, начатой ради защиты существования Польши (но, впрочем, не ее территори-альной целостности).

Эти два момента влияли на позицию Рузвельта, который, хотя и афишировал интернационалистские устремления, придавал не меньшее значение проблеме реального сооотношения сил. По­добно тому, как он легитимизировал свою позицию свободной торговли, а по существу, американского превосходства в отноше-нии Великобритании, он должен был занять позицию и в отно­шении роли Советского Союза. В тот момент, когда сам Сталин признал, что только Соединенные Штаты способны разрешить конфликт и нанести поражение Германии при помощи простой декларации (предположение, даже слишком оптимистичное), он признал глобальное американское превосходство. Какая роль от-водилась Советскому Союзу? Сталин был слишком хитер, чтобы сразу же обсуждать перспективы, открывающиеся в результате поражения Германии. Впрочем, в течение всего 1942 г. было мало попыток обсуждать эту тему. И все же было очевидно, что, если не произойдет неожиданных поворотов, Советский Союз выйдет из войны победителем в качестве державы-гегемона Вос­точной и Центральной Европы. Помочь Советскому Союзу одер-жать победу означало, следовательно, помочь ему удержать то, что он захватил (почти всегда с помощью дипломатии) за период союза с Германией? Очевидно, что поражение рейха приведет к утрате Германией роли континентальной державы, утрате, кото-рая создаст политический вакуум. Кто его заполнит? После пора-жений 1940 г. трудно было представить, что Франция окажется способной вернуться к замыслам континентальной гегемонии. Не нужно было производить особенно точных расчетов для того, чтобы представить, что помогать СССР выиграть войну означало также способствовать его превращению в наиболее значимую континентальную державу. Это означало заложить основы будущей напряженности, поскольку идея советской гегемонии вызвала бы слишком бурную реакцию в остальной части Европы. Многие источники дают основание полагать, что Рузвельт с самого нача-ла задумывался над этими вопросами и что он не давал на них немедленного ответа, предоставляя ходу военных действий пред-ложить убедительные факты. Таким образом, оставалось неясно,



Часть 2. Вторая мировая война


была ли помощь, сначала обещанная, а затем и предоставленная Советам, предназначена для того, чтобы поддерживать сопротив­ление самого слабого звена антигитлеровской коалиции или же первым шагом долговременного сотрудничества двух держав, от отношений которых зависело соотношение сил в мире. В руз-вельтовской «отсрочке» содержалось in nuce достаточно мотива­ций для того, чтобы породить многие двусмысленности.

6. 2. 5. «АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ»

Рузвельтовский прагматизм еще не породил того, что будет названо Великий Замысел (Grand Design) американской полити­ки, но вдохновил концепцию перестройки глобальных отноше­ний, основанной на более гибких структурах, в центре которых находились Соединенные Штаты в качестве лидера. Сверхдержа­ва in fieri вовлекалась в конфликты, становившиеся глобальными, и постепенно ее руководители (не один человек, как в советском случае, а политико-экономическая элита, сложная по составу, но сплоченная) выдвинули цель создания системы международных отношений, основанных на либерально-демократических прин­ципах. Эти принципы выражались, однако, в формулах, предпо­лагавших институты международного сотрудничества, которые теоретически позволяли другим субъектам мировой экономичес­кой системы самостоятельно определять достаточно большие пространства для маневра, хотя и функциональные по отноше­нию к системе экономической и финансовой совместимости и взаимозависимости и поэтому предоставляющие возможности для проявления способности к гибкости и адаптации в зависимости от изменения ситуации. Эта система, способная интегрировать раз­нообразие различных политических форм, строилась в соответ­ствии с логикой капиталистической системы — она подразумева­лась в рузвельтовской концепции - и не требовала, как требовал гитлеровский гегемонизм и затем сталинский интернационализм, монолитного единообразия в соответствии с потребностями дер­жавы-гегемона.

Сложность американской политики и потенциальные ориен­тации, которые в ней угадывались, отразились в так называемой Атлантической хартии. Рузвельт и Черчилль, которые с 1940 г. вели постоянную переписку, пока не имели возможности встре­титься лично. Хотя они и были знакомы, их первая и единствен­ная встреча состоялась еще в 1918 г., и только в войну между ними сложилось тесное оперативное сотрудничество, которое, несмотря на трудности и разногласия по отдельным вопросам,


Глава 6. Глобальная война



сыграло столь большую роль в становлении особых взаимоотноше­ний (special relationship) между Англией и Америкой. Своевремен­ность углубленного обмена мнениями ощущали оба политика, и, наконец, случай представился в начале августа, после возвраще­ния Гопкинса из Москвы, когда два государственных деятеля встретились в водах Ньюфаундленда, в Placentia Bay, на крейсере «Аугуста» и в течение четырех дней с 9 по 13 августа имели воз­можность обсудить как неотложные вопросы, так и глобальные проблемы политического планирования. Что касается неотложного, то наиболее важное соглашение разрешило проблему «сопровож­дения» конвоев с помощью для Великобритании. Было решено, что американский военный флот будет теперь «сопровождать», а не только «патрулировать» конвои английских или американских кораблей, доставлявших поставки в британские порты. Рузвельт же, напротив, не поддался на давление, которое оказывал Чер­чилль в пользу проведения более энергичной политики в отно­шении Японии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.