Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 27 страница




Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



Война, следовательно, требовала наличия мощного промыш-ленного потенциала и, в особенности, тяжелой промышленности; способности быстро использовать имевшиеся в распоряжении страны сырье, технологические и энергетические ресурсы; нали-чия возможности получать запасные части для военной техники и осуществлять необходимые поставки для военных орудий; нали-чия громадного торгового и военного флота, невиданного ранее; авиации, решающую роль которой только что продемонстрирова-ли война в Эфиопии и гражданская война в Испании. Необходи-мо было представлять, что столкновения будут происходить на огромном пространстве, поэтому следовало обеспечить эффек-тивную и надежную доставку людей и техники. К тому же теперь речь шла уже не просто о линиях траншей, пусть даже и столь протяженных, как траншеи Марны и Пьяве, а о таких беспре-дельных границах, как граница всего Советского Союза или всех морских просторов. Необходимо было также представлять, что в военные операции будет вовлечено и гражданское население, ко-торое должно обеспечиваться ресурсами для повседневной жизни, конечно, ограниченными потребностями армий и военными раз­рушениями, однако достаточными для поддержания не слишком низкого уровня жизни (чтобы он не смог спровоцировать несог-ласие с жертвами, связанными с военными действиями). В про-тивном случае единственной альтернативой было бы навязывание таких жертв силой и выполнение частью армии не военных за-дач, а связанных с поддержанием общественного порядка. Нако-нец, необходимо было также быстро построить в наиболее подхо-дящих местах надежные убежища от устрашающих воздушных нападений, предназначенных для того, чтобы посеять панику сре-ди гражданского населения и сломить способность тыла к сопро-тивлению. В 1939 г. все это было еще недостаточно ясно, однако уже осознано теми, кто развязывал или вел войну.

Помимо способности быстро ввести в бой готовые к сраже-нию вооруженные подразделения (в этой области немцы, гото-вившиеся первыми и наиболее интенсивно, обладали несомнен-ным преимуществом при условии, однако, что война осталась бы ограниченной), большое значение имел, следовательно, теорети-ческий потенциал мобилизации национальных ресурсов, кото­рым располагала каждая страна. Этот аспект предварительных ус­ловий, требуемых войной, изучался различными авторами с не всегда одинаковыми результатами. Однако анализ некоторых факторов создает ощущение огромных масштабов, не оставляю­щих сомнения относительно задействованных сил.



Часть 2. Вторая мировая война


В данном случае достаточно сравнить три параметра: про­мышленный потенциал каждой из великих держав накануне вой­ны, выраженный в сравнимых единицах измерения; долю объема национального промышленного производства каждой из держав по отношению к мировому производству на один и тот же мо­мент; соотношение между национальным доходом и расходами на оборону с тем, чтобы оценить размер ресурсов, не предназна­ченных для военных целей, и возможность роста этого сектора для каждой страны. Эта возможность роста подтверждается также данными, относящимися к авиастроению, ставшему решающим стратегическим элементом войны, прежде всего в момент, когда она превратилась из европейской войны в мировую.

Необходимо, таким образом, рассмотреть следующие таблицы.

Сравнительный промышленный потенциал (в качестве базового индекса выступает британский потенциал 1900 г. )

 

 Годы Страны
США 46, 9 127, 8 298, 1
Великобритания 73, 3 100, 0 127, 2
Германия 27, 4 71, 2 137, 7
Франция 25, 1 36, 8 57, 3
Россия-СССР 24, 5 47, 5 76, 6
Япония 7, 6 13, 0 25, 1
Италия 8, 1 13, 6 22, 5

Источник: Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. P. 201.

Доля промышленного производства no отношению к общему объему производства в некоторых странах

 

 Годы Страны
США 43, 3 31, 8 35, 1 28, 7
СССР 5, 0 11, 5 14, 1 17, 6
Германия 11, 1 10, 6 14, 1 17, 6
Великобритания 9, 4 10, 9 9, 4 9, 2
Франция 6, 6 6, 9 4, 5 4, 5
Япония 2, 5 3, 5 3, 5 3, 8
Италия 3, 3 3, 1 2, 7 2, 9

Источник: Toynbee A. World in March 1939. P. 439.


Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



Соотношение между расходами на оборону и национальным доходом

в 1937 г.

 

 Годы Национальный доход Военные расходы
Страны (в млн дол. ) (в%)
США 1, 5
Британская империя 5, 7
Франция 9, 1
Германия 23, 5
Италия 14, 5
СССР 26, 4
Япония 28, 2

Источник: Wright Q. A Study of War. Chicago, 1942.

В книге Тойнби, посвященной ситуации в мире накануне конфликта (изданной в серии Surveys of International Affairs), Хиллман, основываясь на этой же самой совокупности данных, сформулировал понятие «сравнительного военного потенциала» (выраженного в процентах по отношению к глобальному потенци­алу, принятому за 100%) - количества ресурсов, которые можно было мобилизовать. Речь идет о предварительных расчетах, позд­нее продолженных Полом Кеннеди в его работе «The Rise and Fall of the Great Powers», в которой содержатся наиболее репрезентатив­ные статистические данные, предопределявшие исход конфликта.

 

Страны Военный потенциал крупнейших держав (в %)
США 41, 7
Германия 14, 4
СССР 14, 0
Великобритания 10, 2
Франция 4, 2
Япония 3, 5
Италия 2, 5

Этих данных достаточно для того, чтобы показать, что гитле­ровский военный потенциал был адекватен столкновению в рам­ках Европы, в отношении которого Советский Союз занимал бы нейтральную позицию, но он никоим образом не мог соответ­ствовать ситуации, подобной той, что возникла после 1941 г. Если считать эти данные достоверными (хотя они и должны были бы претерпеть частичные изменения на этапе германской внеш­неполитической экспансии), антигерманская коалиция, даже



Часть 2. Вторая мировая война


исключая Францию, располагала военным потенциалом в 65, 9% глобального военного потенциала, а итало-германо-японская -только 20, 4%, то есть меньше, чем третью от первого. Не требу-ется придерживаться никакого строгого детерминизма, чтобы по-нять, что такое соотношение предопределяло условия, в которых развивался глобальный конфликт.

Эти данные не имели бы значительной релевантности в слу-чае, если бы мы основывались на предположении, что две сверх-державы остались бы вне конфликта. Но если учитывать, что ре-альность была совсем иной, то они становятся красноречивыми. Соединенные Штаты, производившие до войны около 3 тыс. са-молетов в год, быстро увеличили их выпуск до более чем 96 тыс. самолетов в 1944 г. (из общего числа 275 тыс. самолетов, выпу-щенных за время конфликта, из которых 40 тыс. были поставле-ны союзникам). Производство танков в США, практически не существовавшее до начала войны, возросло с 14 тыс. единиц в 1941 г. до 21 тыс. в 1943-1944 гг. Немцы производили накануне войны около 8 тыс. самолетов в год; итальянцы - почти 2 тыс., а японцы - около 4, 5 тыс. Немцам и японцам (в меньшей степени и за меньший срок - итальянцам) удалось увеличить темпы своего производственного роста. Однако различия сравнительных потен-циалов были столь масштабными, что говорили сами за себя.

5. 2. Начало войны и ее последствия для всего мира

5. 2. 1. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ ДЛЯ ЕВРОПЫ

Нападение немцев на Польшу формально вовлекло в войну Францию и Великобританию. 2 сентября Муссолини заявил, что Италия заняла позицию «неучастия в военных действиях» - хит-роумный способ заявить о нейтралитете, не слишком скомпроме-тировав себя перед немецкими союзниками, с которыми Италия вела острое соперничество в технической и политической сфере. В ответ на заявление Муссолини относительно итальянских на-мерений Гитлер потребовал от итальянцев перечислить те виды сырья, которые необходимы им для подготовки к войне. В Риме, при содействии противников участия Италии в войне, был со-ставлен такой длинный список требований, что немцы не могли рассматривать его всерьез. Список получил название «молибдено-вого перечня», поскольку он содержал настолько большие требо-вания относительно этого вида сырья, что они превосходили его мировое производство и представлялись откровенно чрезмерными.


Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



В тот момент реальные намерения Муссолини было трудно пред-видеть. В первые месяцы войны он оказался одновременно расте-рянным и сильно разочарованным как в отношении немцев, так и в отношении никогда не исчезавшей у него надежды на то, что конфликт с Польшей будет действительно ограниченной по мас­штабам войной, и что, следовательно, остаются возможности для возобновления мирных инициатив.

В остальных странах Европы война вызвала большую тревогу по поводу ее вероятных последствий. Это касалось не столько За-падной Европы (включая Испанию и Португалию), от которой военные действия были еще далеко, сколько Северной Европы и Балкан. Балтийские государства ощущали на себе катастрофичес­кие последствия германско-советского соглашения. Еще в большей степени такие последствия чувствовались в Финляндии, государ-стве, на которое Советский Союз оказывал сильное дипломати-ческое давление начиная с 1938 г. и которое советско-германский пакт поставил, по меньшей мере, в уязвимое положение.

Балканское равновесие было уже нарушено событиями 1938 г. и марта-апреля 1939 г. Война могла предвещать лишь новые не-счастья. С этой точки зрения итальянское «неучастие» гарантирова-ло, что хотя бы на тот момент Югославия могла не бояться угроз. Однако на всем полуострове вновь распространилась атмосфера страха и неуверенности, постепенно охватывавшая все страны ре-гиона (за исключением Венгрии, проводившей политику экспан-сионизма). Идея укрепления существующих союзов и поиск но­вых, которые разрешили бы некоторые глубинные противоречия и обеспечили бы мир в регионе, жившем в постоянном состоянии конфликта или войны, вынашивалась годами, однако не давала никаких результатов.

Она вновь стала актуальной, в том числе и благодаря пред-принятой Советами в мае 1939 г. инициативе по созданию обще-го антигерманского фронта Балканских государств и Турции. Эта инициатива оказалась безрезультатной прежде всего потому, что она стремилась изолировать Венгрию и содействовать сближению Болгарии со странами Малой Антанты, побуждая ее к отказу от своих ревизионистских претензий в отношении почти всех сосед-них государств. В итоге, заключение советско-германского пакта продемонстрировало поворот советской политики, после которого СССР уже совершенно не был заинтересован в сохранении status quo на Балканах.

Учитывая это новое положение вещей, румыны и югославы попытались довести до конца проект укрепления Балканской Ан-танты 1934 г. 19 сентября министры иностранных дел обеих стран



Часть 2. Вторая мировая война


Гафенку и Цинцар-Маркович разработали план, предусматривав­ший участие Болгарии в Антанте в обмен на обязательство других сторон удовлетворить территориальные требования Софии в том случае, если политика умиротворения будет принята болгарским правительством, представлявшим все политические силы страны. Шюкрю Сараджоглу, турецкий министр иностранных дел, кото­рый именно в те недели должен был определить международные перспективы своей страны, отправляясь в Москву, получил зада­ние прощупать через Молотова позицию Советского Союза в от­ношении румынско-югославского проекта (не следует забывать о том, что его шаг был легитимизирован участием Турции в Бал­канской Антанте). Полученный им прием не оставлял никаких сомнений. Советы больше не были заинтересованы в укреплении Антанты и участии в ней Болгарии. Что касается остального, то они начали поднимать вопрос о Бессарабии, который несколько позднее привел их к обострению конфликта с Румынией.

Эти новые события еще более четко показали, что страны Балканского региона уже не могли чувствовать себя защищенны­ми вследствие германо-советского соперничества, а должны были, напротив, ощущать на себе угрозу от недавнего сговора. Их на­дежды оставались связанными только с «неучастием» Италии, по­скольку бездействие Великобритании до сентября 1939 г. и оче­видные затруднения Франции в определении своих реальных внешнеполитических интересов не оставляли других альтернатив. Это привело к мгновенному сближению с Италией даже тех стран, которые, как, например, Греция, и, в меньшей степени, Румыния, всегда несколько дистанцировались от нее. Кроме того, итальянская позиция нейтралитета в течение нескольких месяцев развивалась таким образом, что делала правдоподобным создание блока нейтральных стран, ориентированного на итальянскую внеш­нюю политику и подкрепленного британским морским присут­ствием в Восточном Средиземноморье.

С другой стороны, римское правительство также со все боль­шим опасением наблюдало результаты соглашения Молотов-Риб-бентроп, которое могло открыть Советскому Союзу путь к Бал­канскому полуострову, создав в этом регионе (вдобавок к уже имевшемуся мощному германскому присутствию) еще одного со­перника, способного угрожать интересам Италии и ограничить сферу ее влияния чуть ли ни одной Албанией. Проект создания нейтрального блока не оценивался негативно даже немецкой сто­роной, поскольку считалось, что координирующая роль Италии по отношению к нейтральным балканским государствам, в конеч­ном счете, будет блокировать последствия экономической военной


Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



политики англичан. Однако, когда Чиано отправился в Берлин для того, чтобы Риббентроп и Гитлер разъяснили ему значение герма-но-советских соглашений, он услышал от фюрера: «Италия - это страна, которая должна стать абсолютным хозяином Средизем-номорья, обладая гегемонией во всех странах Балканского полу-острова, непосредственно выходящих на Средиземное море и Адриатику». Эта формулировка именно так описывала сферу предполагаемого влияния Италии, ограничивая ее лишь частью Югославии, Албанией и Грецией, в то время как устремления итальянских фашистов всегда были гораздо более обширными.

5. 2. 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ

За пределами Европы война с самого ее начала воспринима-лась весьма по-разному. Американцы были по-прежнему озадаче-ны и почти разочарованы неспособностью европейцев понять, к какой собственной катастрофе они идут. Несколько часов спустя после вступления в войну Великобритании и Франции (3 сентяб­ря 1939 г. ) Рузвельт обратился к американскому народу по радио в одной из своих знаменитых «бесед у камина»: «Наша страна со­хранит нейтралитет, - сказал он, - но я не могу требовать, что­бы все американцы оставались морально нейтральными». Он и дальше оставался убежденным в том, что Соединенные Штаты должны были сохранять нейтралитет. Впрочем, и общественное мнение испытывало сильное влияние изоляционистов, в такой же степени, как и противоречивые импульсы, связанные с нацио-нальным происхождением некоторых из многочисленных амери-канских этнических групп. Популярность президента основыва-лась на его способности завоевать поддержку этих групп, зачастую принадлежавших к наименее привилегированным слоям.

В середине сентября Рузвельт направил в конгресс послание, которое должно было начать дискуссию по четвертому закону о нейтралитете, вступившему в силу после его одобрения 4 ноября 1939 г. Послание Рузвельта преследовало двойную цель: сохра-нить нейтралитет, а также воспрепятствовать победе Германии. Закон должен был быть пересмотрен таким образом, чтобы сде-лать более надежным сохранение мира, однако мир, говорил гос­секретарь Кордуэлл Хэлл, станет возможен только в том случае, если войну выиграют Франция и Великобритания. Но «если войну выиграет Германия, то очень вероятно, что также и [американцы] будут вынуждены воевать». Такая обеспокоенность отразилась в новой формулировке принципа эмбарго на вооружения, согласно которому предусматривалось, что западные союзники могли по-



Часть 2. Вторая мировая война


купать его у Соединенных Штатов на основе правила cash and carry (платеж наличными и перевозка за счет покупателя). Это означало изменения, благоприятные для осуществления целей Великобритании, связанных со срочной ликвидацией отставания от Германии в подготовке к войне.

Иной была ситуация в других частях мира. В Латинской Аме-рике, где зависимость от Соединенных Штатов часто порождала антиамериканские и антибританские настроения, немцы и италь-янцы развернули внушительную пропагандистскую деятельность по проникновению в особенности в среду эмигрантских сооб­ществ, связанных происхождением с этими двумя странами. Эта деятельность принесла свои плоды, по крайней мере в Аргентине и Бразилии, где немецкие интересы, а позднее и итальянские, воспринимались без враждебности, а часто - с такой долей сим-патии, что вашингтонское правительство было вынуждено создать специальное бюро, предназначенное для пропаганды политики войны, проводимой союзниками, и, прежде всего, для формирова-ния противовеса шпионской деятельности Германии. В течение всей войны последняя оставалась для союзников открытой и де-ликатной проблемой в особенности, в случае с Аргентиной.

Политически наиболее активная часть населения колоний по-нимала, что война изменит отношения Европы со всем остальным миром. Ограниченная война создала бы лишь краткосрочные проблемы. Однако в том случае, если в войну действительно были бы вовлечены Франция, Великобритания, Бельгия, Голландия и Италия, это отразилось бы на Африке, Ближнем и Среднем Вос-токе и Юго-Восточной Азии. Поэтому необходимо было внима-тельно рассмотреть перспективы, вытекающие из новых событий. В Африке, вероятно, только страны, имевшие выход к Средизем­номорью, созрели для движения за независимость, а Египет уже продемонстрировал в 1936 г. насколько острым было его желание сбросить британскую опеку.

На Ближнем и Среднем Востоке политика держав-мандатари-ев создавала проблемы как для англичан, так и для французов. Однако именно англичанам пришлось столкнуться с потенциаль-ными рисками прежде всего в Ираке, где было сильно немецкое присутствие, и в Палестине, где конфликт по поводу еврейской иммиграции создал глубокий разрыв между державой-мандатари-ем и арабским населением. Этот разрыв не смогла заполнить даже «Белая книга», опубликованная англичанами в мае 1939 г. Британский документ обещал Палестине независимость в течение десяти лет и жестко ограничивал еврейскую иммиграцию 75 тыс. человек в год в течение пяти лет, после чего решение вопроса


Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



о ней должно было зависеть от согласия арабов. Однако эти ус­тупки показались арабам запоздалыми. Они не изменили под­спудную тенденцию палестинского национализма (и в целом, на­ционализма других арабских стран) к одобрению идеи поражения Британии. Не учитывая того, что последнее подвергло бы их тяго­там нового колониализма, возможно, более жестокого, они полага­ли, что поражение лишит Великобританию значительной части ее империи или, по крайней мере, регионов, которые были присое­динены к ней только после Первой мировой войны.

Именно эта ситуация делала столь неустойчивой и стратеги­чески важной позицию Турции (каким бы ни был выбор союзов со стороны Советов), поскольку лояльность турок в отношении Запада, пусть и ограниченная позицией нейтралитета, отделила бы Балканский полуостров со всеми его противоречиями от Ближневосточного региона, препятствуя развитию неконтролируе­мых процессов и повторению ошибок, подобных тем, что были совершены в 1914 г. Оттоманской империей. Впрочем, позиция Турции была важна и в связи с Ираном, также соблюдавшим нейтралитет. Во главе страны в то время находился шах Реза Пехлеви I, восприимчивый к нацистской пропаганде и массиро­ванному германскому присутствию в своей стране, нефтяные ре­сурсы которой были, однако, необходимы Великобритании.

Не менее неустойчивой была ситуация в Индии. В «жемчужи­не» британской короны движение за независимость набирало силу с начала века и укрепилось в период между двумя войнами, в особенности после того, как партия Индийский национальный конгресс, представлявшая индусское население, и Мусульманская лига, представлявшая исламское население, пришли к заключе­нию пакта о единстве действий. Лондонское правительство, не готовое к рождению сильного националистического движения, выдвигавшего требование не только местной автономии, но пол­ной самостоятельности и даже независимости, по крайней мере, в статусе доминиона (которого уже добились «белые» колонии), отреагировало жестокими репрессиями и последовавшим заклю­чением в тюрьму индийских национальных вождей. Однако по­явление таких фигур, как Мохандас Ганди, связавшего свою поли­тическую борьбу с философией ненасилия, но способного своей харизмой добиваться широчайшей поддержки, или таких, как Джавахарлал Неру, более внимательного к проблемам политичес­кой жизни и влиянию лейбористов или к советскому примеру, вынуждало британцев быть более осторожными. Впрочем, Ганди, путешествуя по Европе, хотя и не шел ни на какие компромиссы, не колеблясь принимал приглашения фашистских вождей, что не



Часть 2. Вторая мировая война


создавало каких-либо конкретных проблем, но указывало на по-тенциальные тенденции.

Попыткой Британии исправить ситуацию стало обнародова-ние в 1935 г. India Act (Закона об управлении Индией), который должен был стать первым шагом к постепенному предоставлению самоуправления этой стране. Однако, когда 3 сентября 1939 г. Ве-ликобритания объявила войну Германии, британский вице-король в Нью-Дели, маркиз Линлитглоу, без колебаний заявил о вступ-лении также и Индии в состояние войны, не позаботясь о кон-сультациях с индийскими политическими лидерами, поскольку сама Индия еще формально не получила статус доминиона. Это был достаточно неосторожный жест, рассчитанный на лояльность к Великобритании, которая уже дала, однако, трещину. Партия Конгресса отреагировала на выступление вице-короля заявлени-ем, что Индия сможет подтвердить свою солидарность с метропо-лией только при условии, что будет признана ее независимость и будет образовано индийское национальное правительство. При этом допускалось сохранение на период войны контроля над ин­дийскими войсками со стороны англичан.

Такая реакция, имевшая место еще до того, как последующий ход войны поставил Индию в ключевое для исхода конфликта положение, является свидетельством трудностей, с которыми, по-мимо гитлеровской политики, столкнулась Великобритания за пределами своей территории. Индийские требования были отвер-гнуты, однако уже 18 октября 1939 г. в заявлении вице-короля в качестве цели британской политики утверждалось получение Ин-дией своего места среди доминионов, но — по окончании войны. Тем временем имперское правительство предприняло с этой целью надлежащие меры, поручив их разработку круглому столу с участи-ем представителей индийских политических сил. Все это не было решением проблемы, однако это было то немногое, что обеспечило Лондону поддержку лейбористов, озабоченных предоставлением Индии независимости и входивших с июня 1940 г. в правитель-ственную коалицию, возглавлявшуюся Уинстоном Черчиллем. Эти меры действительно закладывали основы для изменений, ко-торые становились неизбежными с ходом войны.

Двумя наиболее чувствительными точками (кроме Сингапура) с учетом их европейских связей были Индокитай и Индонезий-ский архипелаг. В Индокитае французская администрация в пред-шествовавшее десятилетие немного сделала для того, чтобы до-биться сотрудничества местных властей, отдавая предпочтение системе тщательного непосредственного контроля, направленного, в первую очередь, на удовлетворение экономических и стратеги-


Глава 5. Первый этап Второй мировой войны



ческих интересов метрополии и местных колонистов. Решение реагировать на рост национализма в 20-30-е годы с позиции силы, вынуждая местную оппозицию уйти на нелегальное поло­жение и способствуя, таким образом, превращению Коммунисти­ческой партии Вьетнама в одну из наиболее влиятельных полити­ческих сил Юго-Восточной Азии, было обусловлено недостаточно реалистичной оценкой ситуации и необоснованной переоценкой силы французского колониализма. Парижское правительство не желало и не было способно выявить и надлежащим образом при­влечь местные элиты к осуществлению своих планов и, таким об­разом, упустило возможность осуществить плавный переход к по­литике передачи власти, который превратил бы противников Франции из непосредственных врагов в потенциальных партне­ров или, по меньшей мере, в нейтральных наблюдателей.

Не сильно отличалась ситуация в голландских владениях в Индонезии. В конце Первой мировой войны голландцы начали создавать здесь представительные органы власти, однако в целом система управления, основанная на общих критериях непрямого правления с опорой на традиционную властную иерархию, оста­валась патерналистской и авторитарной. Она была неспособна считаться с проявлениями, наряду с другими последствиями ев­ропеизации, растущих устремлений образованных элит, образо­ванных по-европейски, и противоречий между ними и традицио­налистскими слоями общества. Жестко присекалась любая форма национализма; в 30-е годы были арестованы и депортированы национальные лидеры, представлявшие, как Сукарно и Хатта, ту часть образованной элиты, которая могла стать наиболее полез­ным партнером для голландцев. Это привело, в конце концов, к усилению национализма и упрочению позиции сторонников враж­дебного отношения к метрополии.

Таким образом, обозревая эту панораму нейтрального мира в момент вспышки конфликта в Европе, не касаясь пока региона, где война уже полыхала в течение двух лет, а именно, региона, где действовала Япония, можно заметить как распространялись, пусть и с различными нюансами, отголоски происходившего столкновения, не вызывая непосредственных последствий, но приводя в движение силы, которые впоследствии будут действо­вать все более ускоренными темпами.

Германия напала на Польшу с целью привести в движение цепь изменений, способных решить проблемы «больших про­странств», которые Гитлер считал необходимыми для осуществле­ния своего глобального проекта. Однако Гитлер не улавливал того, что предвидели как американцы, так и англичане в качестве



Часть 2. Вторая мировая война


отдаленного результата кризиса, а именно того, что весь мир ощутит последствия «европейской гражданской войны», даже если она ограничится масштабами Польши и Германии.

События в Японии развивались параллельно германским, но независимо от них. Обе страны были связаны общим интересом -воевать с Советским Союзом и коммунизмом - начиная с под-писания «Антикоминтерновского пакта» 25 ноября 1936 г. Это совпадение интересов, коррелировавшее также с выдвигавшимися параллельно проектами создания огромных сфер исключительного влияния (для японцев - в Китае и в Тихом Океане), ограничива-лось двумя внутренними противоречиями. Первое касалось раз­личия в концепциях отношений с Великобританией. Для Герма-нии после 1938 г. эти отношения перестали носить позитивный характер, и Великобритания превратилась в противника номер один. Для Японии сохранялись неизменными мотивации, сделав­шие в 1902 г. возможным англо-японский и антирусский союз. Британское присутствие в Тихом океане являлось одновременно ограничителем и отправной точкой для японской политики, выдви-гавшей цели, совместимые с целями Великобритании, которых она почти всегда последовательно придерживалась вплоть до 1941 г.

Второй элемент расхождений был представлен, хотя и вре-менно, разной степенью гибкости в отношении Советского Со-юза. Для Германии царская Россия или Советский Союз всегда являлись как полезным союзником, так и противником, подле-жащим уничтожению. В 1939 г. пакт о ненападении положил на-чало этапу сотрудничества, которое, хотя и было временным, представлялось опасным и контрпродуктивным для японских ин-тересов. Для Японии, граница которой на Азиатском континенте простиралась от Маньчжурии до Китая, СССР был традицион-ным противником.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.