Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 23 страница



Гитлер, как обычно, действовал цинично, неожиданно, совер-шенно свободно и ничем не гнушаясь. Он четко представлял те цели, которых хотел добиться - прежде всего, контроля над Центральной и Восточной Европой как предварительного усло-вия для своих дальнейших акций. Используемые им средства диктовались обстоятельствами, т. е. реакцией соответствующих стран на те или акции Германии.

Следующим этапом гитлеровской политики стала нормализа-ция отношений с Польшей. Ее смысл оставался неясным до вес-ны 1939 г. Подобные замыслы Гитлер лелеял еще с 1934-1935 гг. Он неоднократно в доверительных беседах излагал их Герингу, а с 1935 г. и в дальнейшем о них говорили представители Гитлера в Польше как маршалу Пилсудскому, так и полковнику Беку. Суть этих замыслов состояла в тесном сотрудничестве Германии и Польши в войне против исторического противника - Советского Союза. В этой войне Польша играла бы роль младшего союзника


Глава 4. Накануне войны



или сателлита Германии, получив, таким образом, возможность осуществить экспансию на восток в направлении Украины.

Все эти планы приобрели более четкие черты с 1936 г., когда встал вопрос об образовании «крупных замкнутых торгово-эконо-мических блоков» или «обширных пространств», самообеспечен-ных стратегическими ресурсами, когда формировалась экономи-ческая политика автаркии в ревизионистских странах Европы и на Дальнем Востоке в Японии. В более широкой перспективе это можно рассматривать как попытку противопоставить мировым империалистическим системам, либо нарождающимся сверхдер-жавам — советской и американской — однородные политические союзы столь же масштабные, сколь и обеспеченные ресурсами, чтобы выдержать соревнование, принявшее глобальный характер, к которому отдельные европейские государства не были готовы.

Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 г. и последующее включение в него Италии (6 ноября 1937 г. ) указывают направле-ние развития. Это развитие приобрело антибританский характер после отказа Великобритании принять предложение общего союза, сделанное фон Риббентропом; оно качественно изменило поли-тические союзы; оно приобрело также антифранцузский харак-тер, при этом приходилось признать, что Франция стала одной из жертв нарушения равновесия. Оно носило также и антисоветский характер, поскольку Советский Союз был врагом, с которым над-лежало сражаться, и географическим регионом, включавшим то «жизненное пространство», которое следовало освоить в соответ-ствии с гитлеровскими концепциями. Как отмечает Хильгрубер, только отказ Японии летом 1939 г. открыто присоединиться к си-стеме, враждебной Великобритании в мировом масштабе, предот-вратил соединение различных «пространств» в единое целое. Но этот отказ не помешал Гитлеру попытаться осуществить свои за-мыслы в Европе, по возможности, при сотрудничестве с Польшей.

Польша придерживалась принципа приспособления к новой ситуации. Когда Муссолини в ноябре 1936 г. объявил о создании «Оси Рим-Берлин», полковник Бек попытался сместить точки опоры этой политической конструкции, высказав идею «попереч-ной» оси, которая проходила бы через Польшу, Венгрию и Юго­славию, включала бы Италию и могла бы служить сдерживающим фактором в отношении германского давления (иначе говоря, созда-ние блока «от моря до моря», от Балтийского до Средиземного). Но эти цели предполагали территориальный континиум между Польшей и Венгрией и, к тому же, не учитывали приоритет, кото-рый Германия приобрела в ревизионистской политике Муссолини.



Часть 2. Вторая мировая война


Момент осмысления и выбора наступил для поляков на сле-дующий день после Мюнхена, во время встречи, которая означа-ла «глубокий разрыв в польско-германских отношениях после 1933 г., сохранившийся до начала конфликта». Сразу после того, как благодаря Германии Польша получила от Чехословакии Те-шинскую область, 24 октября 1938 г. Риббентроп принял поль-ского посла в Берлине Липского и изложил ему условия, на кото-рых Германия предлагала общее решение вопросов на Востоке Европы. Польша могла принять эти условия и превратиться в вассала Германии, либо отвергнуть их и подготовить почву для будущего конфликта. Согласно этим предложениям, «свободный» город Данциг должен был перейти под суверенитет Германии; на территории Данцигского коридора, отделявшего Данциг от Гер-мании, должны были быть построены экстерриториальные авто-страда и железная дорога. Условия предусматривали взаимное признание общих границ и присоединение Польши к «Антико-минтерновскому пакту».

Эти предложения были значительно более детально разрабо-таны, чем те, что в предыдущие годы излагал Геринг, они отра-жали новую ситуацию: полную изоляцию Польши. Поведение правительства Варшавы во время Судетского кризиса и горечь от возобновления старого спора о Тешинской области привели к тому, что поляки утратили симпатии и поддержку французов. Выдвинутые Берлином условия отражали намерение Гитлера окончательно утвердить германское господство в Восточной Ев-ропе. Польше больше уже ничего не обещали, но от нее требовали присоединиться к антисоветскому блоку, само это присоединение превращало Польшу в государство, зависимое от германской по-литики.

Польше, лишенной в тот момент поддержки Запада, ничего не оставалось, как пребывать в рискованном одиночестве. Гитлер сыграл на этой ситуации, и его предложения приобрели жесткий непримиримый характер. Польша, зажатая между Чехословакией, находившейся под властью Германии, и Восточной Пруссией, непосредственно связанной с Померанией, попала в немецкие тиски. Если бы Польша согласилась на сотрудничество с Герма-нией, то, «может быть», обещания Геринга вновь возымели бы силу, и Германия рискнула бы немедленно начать военные дей-ствия против Советского Союза. В любом случае Польша была бы ликвидирована «как независимое европейское государство».

Но Гитлер не учитывал характер польского политического ру-ководства: его упрямую убежденность в том, что оно располагает собственными силами, способными оказать серьезное сопротив-


Глава 4. Накануне войны



ление германскому давлению, и его упорное нежелание пере-смотреть подобную убежденность, даже после значительного на-растания гитлеровской мощи. Правительство Варшавы 19 ноября впервые отвергло германские предложения и продолжало сопро-тивляться последующему дипломатическому давлению в течение всей зимы 1938-1939 гг., вплоть до 21марта, когда на следующий день после захвата Праги требования были вновь представлены Липскому в ультимативной форме. Официальный отказ Польши, решение о котором было сразу же принято в Варшаве и невозоб­новление германской стороной договора о ненападении от янва-ря 1934 г. были последними актами официальных отношений между двумя странами накануне войны. Гитлер в своем выступ-лении в рейхстаге 28 апреля 1939 г. утверждал, что между двумя странами не существует больше ни малейшей возможности для дипломатических контактов.

4. 2. Раздел Чехословакии

4. 2. 1 ВНУТРЕННИЙ КРИЗИС ЧЕХО-СЛОВАКИИ

Мюнхен означал не только переход Судетской области к Гер-мании. Он означал также начало нарастающего распада и раздела Чехословакии. Положение правительства в Праге стало настолько неустойчивым, что присутствие вызывающей доверие политичес­кой власти было почти неощутимым. Бенеш ушел в отставку с поста президента республики и нашел убежище в Лондоне. Эмиль Гаха, судья Верховного чехословацкого суда согласился сменить его; премьер-министром стал Рудольф Беран, а министром ино-странных дел прогерманский генерал Франтишек Швалковский. На их плечи лег тяжелый груз - участвовать в завершении суще-ствования Чехословацкого государства. И действительно, в стране сразу проявилось внутреннее противостояние. Словаки, представ-ленные словацкой народной партией католической ориентации, возобновили кампанию протеста против отказа правительства Праги выполнить их требования автономии и воспользовались благоприятным случаем, чтобы придать этим требованиям реши-тельный характер.

Пока правительство Праги заявляло, что оно намерено реши-тельно изменить свою политику в отношении Германии, перейти от политики сопротивления к горячей дружбе, словацкие партии разработали общий документ. В нем утверждалось право словац-кой нации на самоопределение и выражалось требование немед-ленного сформирования автономного словацкого правительства,



Часть 2. Вторая мировая война


председателем которого был бы назначен монсиньор Йозеф Тисо. Прага несколько часов колебалась прежде, чем признать неиз-бежность требуемых перемен. 6 октября 1938 г родилась Чехо-Словакия под руководством Яна Сыровы, управляемая двумя ав­тономными правительствами: в Праге размещалось правительство Берана, а в Братиславе - Тисо. Конечно, все, что происходило, было результатом нацистских прогерманских ориентации и дей-ствий. В Берлине словаки обсуждали, будет ли оптимальным ва-риантом немедленно провозгласить независимость или признать образование автономного государства внутри единой организаци-онной структуры, и там же в Берлине сначала Швалковский и за-тем Тисо получили указания сохранить объединение двух наций. Очевидно, в этот период Германия была совершенно не заинте-ресована ускорить процесс, что могло осложнить окончательное решение вопроса о Судетах.

С другой стороны, чехо-словацкому правительству предстояло противостоять давлению как извне, так и внутри страны, которое активизировалось после Мюнхенских соглашений. Первыми ока-зали нажим на пражское правительство поляки. В течение всей острой фазы Судетского кризиса польское правительство вело себя в отношении своих южных соседей, мягко говоря, недобро-желательно. Весь сентябрь 1938 г. из Варшавы в Прагу поступали настойчивые запросы относительно прежних польских претензий на Тешинскую область. 30 сентября польское правительство акку-мулировало эти требования в ультиматум, который Бенеш вынуж-ден был принять. Польские войска 2 октября пересекли границу и заняли город Тешин и около 1000 кв. км территории согласно делимитации, окончательно произведенной 1 ноября.

Но если поляки вели себя развязно и грубо, то не менее аг-рессивно действовали венгры, которые выступили с обширными требованиями и геополитическими притязаниями. В связи с этим у чехов и словаков возникли общие интересы по защите своей территории, хотя она и ограничивалась только Словакией. Задача определить новые границы Словакии и Венгрии сначала была поставлена на переговорах между сторонами, а затем ее решение было поручено арбитражу правительств Италии и Германии. Под-держка Италией венгерского ревизионизма привела к неутеши-тельным для словаков результатам. Им предстояло 2 ноября (пер-вый венский арбитраж) смириться с решением, согласно которому территория почти в 12 000 кв. км с населением почти в миллион жителей должна была отойти к Венгрии. Политический результат заключался в том, что сложившаяся ситуация толкала правитель-


Глава 4. Накануне войны



ство Братиславы в объятия Германии в надежде получить у нее защиту от угроз противников, окружавших Словакию.

Другое этническое меньшинство также способствовало разру-шению старой структуры Чехословакии. Речь идет о населении (украинского происхождении) Закарпатской Украины, региона исключительной важности в стратегическом отношении, потому что обладание им позволяло напрямую соединить Польшу и Вен-грию (отсюда планы полковника Бека о «поперечной» оси). Но русины Закарпатской Украины, которые пользовались широкой автономией на основе Сен-Жерменского договора, были мало­численной группой, насчитывавшей несколько сотен тысяч жите-лей, в большинстве своем крестьян, которые мечтали о большом государстве, связанном с Украиной.

В октябре представители населения Закарпатской Украины провозгласили свою независимость, и 9 октября создали прави-тельство, состоявшее из шести членов: трех русинов, двух украин-цев и одного «нейтрала». Среди населения Закарпатской Украины существовали большие расхождения относительно намеченных целей. Венгерское меньшинство составляло десятую часть населе-ния, а еврейское было немногим меньше. Именно эта внутрен-няя неразбериха сделала невозможным установление какой-либо устойчивой политической власти, пока Венский арбитраж не произвел территориальное разграничение: он передал равнины Закарпатья Венгрии и образовал провинцию с центром в большой деревне Хуст. Таким образом, Чехословакия оказалась разделена на три части: Богемию - Моравию, Словакию и Закарпатскую Украину.

Новое устройство оказалось чрезвычайно неустойчивым и непрочным. «Пражане» надеялись сохранить контроль над всем государством, но почти ежедневно они должны были реагировать то на проявления недовольства своих же сограждан, то на угро-жающие акции Германии. Власть премьер-министра Берана зави-села от воли Гитлера. 18 декабря в Словакии состоялись «свобод-ные выборы», в результате которых сформировалось большинство, выступавшее за независимость. Эмиль Гаха, недавно ставший президентом Чехо-Словакии, вновь поручил пост словацкого премь-ер-министра монсиньору Тисо. 21 января 1939 г. его правительство предстало перед парламентом Братиславы, не скрывая своего стремления к полной независимости. Возникло короткое столк-новение с правительством Праги, которое пыталось лишить влас-ти Тисо и сторонников независимости. 11 марта Гаха решительно отправил Тисо в отставку, но Гитлер сразу же вызвал словацкого лидера в Берлин и сообщил ему о своей воле.



Часть 2. Вторая мировая война


4. 2. 2 КОНЕЦ ЧЕХО-СЛОВАКИИ

Очень часто, когда говорят о вторжении Германии в Богемию и Моравию 15-16 марта 1939 г., то трактуют его как неожидан-ное и непредвиденное событие, как внезапную акцию, которая изменила характер германской политики и заставила, наконец, Чемберлена открыть глаза и увидеть реальное положение вещей. После Мюнхена германское военное вторжение казалось неиз­бежным: в какой-то степени его даже ждали, учитывая ситуацию распада государства, в которой оказалось правительство Праги. Вызванный в Берлин, Тисо почувствовал, что его подталкивают к провозглашению независимости Словакии. Сразу после возвраще-ния в Братиславу, 14 марта старая мечта, казалось, была осуществ-лена. Словацкий национализм, которому была суждена короткая жизнь, получил торжественное одобрение регионального парла-мента, провозгласившего в тот же день полную независимость.

В те же часы чешский президент Гаха, старый и больной, был вынужден в связи с экстренным вызовом прибыть в Берлин вмес-те с министром иностранных дел Швалковским. Гитлер принял их глубокой ночью, и, в соответствии со своими привычками (что он уже проделал годом раньше с Шушнигом), обрушил на них лавину упреков, обвинений и угроз. Они должны были со-гласиться «спонтанно» просить правительство Германии вступить в Богемию, чтобы восстановить порядок и прекратить антигер-манскую кампанию. Чешские деятели уступили и подписали об­ращение, которое легетимизировало германскую акцию.

16 марта Чехо-Словакия перестала существовать. Оставались протекторат Богемия и Моравия, «независимая» Словакия и За-карпатская Украина с неясной судьбой. Если верно, как не без основания утверждают, что монсиньор Тисо был, прежде всего, воодушевлен националистическими чувствами, то опыт несколь-ких недель правления его быстро разочаровал. Немецкие тиски сжимались медленно, но неумолимо. Гитлеру в тот момент нужен был неограниченный контроль над ситуацией в государстве, гра-ничащем с Польшей. Всякое противодействие словаков было сломлено, и 12 августа правительство Братиславы признало гос­подство Германии, еще раз «добровольно» подписав договор с Германией, который фактически перечеркивал любой намек на суверенитет и независимость в тот самый момент, когда было за-явлено об их признании.

Была решена и судьба Закарпатской Украины. Германия не могла занять ее, потому что Словакия отделяла Закарпатье от Бо-гемии. Хотя Закарпатская Украина - это очень небольшая, почти микроскопическая территория, но это был слишком аппетитный


Глава 4. Накануне войны



кусочек, чтобы оставлять его в мучительной неопределенности. Напрасно некоторые представители националистов пытались провозгласить независимость Закарпатской Украины. 13 марта Гитлер сообщил венграм свое пожелание, чтобы они завладели этой территорией, получив, таким образом, выход к границе с Польшей (что не входило в замыслы Германии, но в тот момент представлялось целесообразным). Венгерский ревизионизм был не удовлетворен результатами первого венского арбитража, но на этот раз он получал менее обширную, но стратегически значи-тельно более важную территорию.

Так, в течение нескольких дней Чехо-Словакия перестала су-ществовать: впервые Гитлер нарушил торжественные обязательства пангерманизма, оккупировав территорию, которая не имела ниче-го общего с германской. Хотя эти события ожидались и считались делом решенным, тем не менее, случившееся имело огромный резонанс и заставило глубоко задуматься другие европейские держа-вы и, даже, радикально пересмотреть свои позиции. Новые жертвы ожидали своей участи.

Германия в 1919 г. потеряла Мемель, порт на Балтийском море, который был превращен в свободную зону под эгидой Лиги Наций и под управлением президента, назначаемого Литвой. В последую-щие годы литовцы не смогли показать достойный пример уваже-ния прав меньшинства, и, более того, находились в постоянном конфликте с Польшей, так как оспаривали права на владение го-родом Вильнюсом. Итак, Мемель был небольшим германским анклавом внутри зоны, переживавшей кризис. После 1933 г. на-цисты, опираясь на Восточную Пруссию, завоевали доверие большинства населения этого анклава. В марте 1939 г. министру иностранных дел Литвы Йозасу Урбшису пришлось совершить мучительную поездку в Берлин. На следующий день после праж-ских событий, 22 марта, Риббентроп сообщил ему, что если Лит-ва не желает подвергнуться германской бомбардировке с воздуха, то она должна смириться и уступить Мемель Германии, согласно договору, который был подписан несколько часов спустя, в ночь с 22 на 23 марта.

4. 3. Конец политики «умиротворения»

4. 3. 1. ПРЕДВЕСТНИКИ НАПАДЕНИЯ НА ПОЛЬШУ

С октября 1938 г. стало очевидно, что следующим объектом нападения Германии станет Польша. Контроль над Польшей, по крайней мере, с конца XVIII века означал господство в Централь-



Часть 2. Вторая мировая война


но-Восточной Европе. Если европейцы, прежде всего, Англия и СССР, хотели положить конец свободе действий Гитлера, то на-ступил момент для принятия определенных решений. Еще в мар-те 1939 г., до оккупации Праги, Гитлер решил устранить Польшу «как политический фактор в Европе» посредством быстрой и огра-ниченной военной акции, что стало бы предпосылкой для войны на Западе, которая готовилась им с большой осторожностью.

21 марта Риббентроп представил польскому послу Липскому ультиматум. Прежде, чем правительство Варшавы смогло сооб­щить о своем решении оказать сопротивление угрозам Гитлера, 25 марта фюрер объявил главнокомандующему сухопутными сила-ми фон Браухичу свое намерение решить военным путем польский вопрос в целом (а не только спор о Данциге). 3 апреля он отдал приказ высшему командованию вермахта подготовить планы и предпринять соответствующие меры, чтобы осуществить нападе-ние на Польшу «в любой момент, начиная с 1 сентября».

Первыми отреагировали англичане. На следующий день после пражских событий они начали менять свою политику в отношении Советского Союза, противопоставив идеологическим предубеждени-ям и концепции «санитарного кордона» такой серьезный фактор, как необходимость сдерживания Германии. Начались перегово-ры, которые продолжались до августа и постоянно прерывались из-за сопротивления поляков, не доверявших, и не без основания, своему восточному соседу. Польша поставила англичан перед ди-леммой: прежде дать гарантии защиты Польши и лишь затем приступить к заключению соглашений с другими державами. Речь шла о выборе приоритетов: если в Лондоне признавали, что Советы теперь играют важную роль, то, следовательно, прежде необходимо успокоить поляков.

Такова была ситуация, в которой английское правительство в конце марта принимало решения. 31 марта 1939 г. Чемберлен, выступая в Палате общин, заявил: если какая-либо военная ак-ция, даже в обстановке дипломатических переговоров, будет явно угрожать независимости Польши, и поляки сочтут жизненно не-обходимым оказать ей силовое сопротивление, то Великобритания придет к ним на помощь, то же самое сделает Франция (с которой в предыдущие дни правительство Лондона провело соответствую­щие консультации).

Это был первый сигнал об изменении политической линии. Был ли это серьезный поворот? Нужно внимательно изучить сло-ва, использованные Чемберленом (следует учесть, что эти нюан-сы затем были использованы Черчиллем во время конференции в Ялте в 1945 г. ). Англичане гарантировали только «независимость»


Глава 4. Накануне войны



Польши, но, конечно, не целостность Польского государства. От-сюда следует вывод, что Чемберлен, еще не расстался с надежда-ми на «умиротворение», потому что не гарантировать целостность Польши означало оставить возможность для компромисса по вопросу о Данциге и «Польском коридоре».

После односторонней двойной гарантии 6 апреля состоялся визит полковника Бека в Лондон, и Чемберлен его заверил, что англичане готовы превратить одностороннее заявление в пакт о взаимопомощи. Переговоры начались сразу, но велись настолько медленно, что пакт был подписан только 25 августа после заклю­чения советско-германского пакта, когда это соглашение уже не имело какого-либо практического значения.

4. 3. 2. ПОСЛЕДНИЕ ПОПЫТКИ МИРНОГО КОМПРОМИССА

Эта медлительность была связана со сложностью и колебани-ями, возникшими на других фронтах дипломатических перегово­ров. В течение весны и лета 1939 г. вплоть до начала финального этапа кризиса не было недостатка в более или менее внушающих доверие официальных контактах между членами германского правительства (в частности, Герингом, фон Вайцзеккером и Шах-том) и представителями Лондона, стремившимися вернуться к идее, отброшенной Риббентропом, возобновления дипломатичес-ких переговоров и достижения компромисса по колониально-экономическим проблемам.

Стоит отметить ряд наиболее важных моментов, тесно связан-ных либо с окружением Чемберлена, либо с антивоенной фрондой, существовавшей в Германии. Главным участником одного из эпизодов был молодой германский аристократ Адам фон Тротт цу Зольц, тесно связанный с английскими интеллектуальными круга-ми и доверенный сотрудник Вайцзеккера. Юный дипломат был «убежденным противником внешней политики Гитлера и системы нацистского правления». Фон Тротт исполнял обязанности госу-дарственного секретаря по иностранным делам, т. е. был главным сотрудником Риббентропа, и занимал столь значимое положение, что надеялся содействовать предотвращению катастрофы, которая приближалась и к его стране, и, как он полагал, могла бы нанести серьезный ущерб, прежде всего, Германии.

Фон Тротт прибыл в Лондон в начале июня 1939 г., чтобы ре-ализовать замысел, разработанный вместе с Вайцзеккером и Вальтером Гевелом - одним из сотрудников Гитлера. Чемберлен выслушал его с вниманием и симпатией, поскольку у молодого че-ловека были весомые верительные грамоты, и он был выразителем



Часть 2. Вторая мировая война


интересов заслуживающих доверия кругов. Фон Тротт констати­ровал, что существуют возможности для переговоров. Однако возвращения в Германию его восхождение по иерархической лес­тнице было прервано Риббентропом, которому удалось сорвать готовившиеся козни соперников. Несмотря на то, что Гитлер был извещен о планах, обсуждавшихся в Лондоне, и в последующие недели фон Тротт получил разрешение на поездку в Великобри­танию, но доверие к нему в Лондоне рассеялось, и его стали при­нимать за нацистского агента, т. е. совершенно не за того, кем он был на самом деле.

В правительстве Великобритании и в Форин Оффис присту­пили к разработке новых планов. Англичане стремились устано­вить контакты с Герингом, который был деятелем номером два в рейхе, и которого в эти дни Риббентроп отодвинул на маргиналь­ные позиции, взяв в свои руки руководство переговорами с Итали­ей и Советским Союзом. Но Геринг не отказался ни от тех пози­ций, которые он занимал в системе власти, ни от своих намерений стараться избежать военного решения кризиса. В этой ситуации были предприняты три дипломатические акции, порученные ди­летантам и не имевшие большого успеха. Ведущим участником первой из них был шведский промышленник Аксель Веннер-Грен, который в конце мая встретился с Герингом и получил от него откровенное подтверждение его нежелания войны. Он тут же прибыл в Лондон и был принят Чемберленом. Но по неопыт­ности швед не смог выработать предложения, достойные доверия или хотя бы обсуждения, поэтому его миссия провалилась.

Участником второго эксперимента был более достойный че­ловек, Гельмут Вольтат, заместитель руководителя ведомства по осуществлению четырехлетнего экономического плана Германии и уполномоченный Геринга, связанный с ним личным сотрудни­чеством, участник многосторонних экономических и юридичес­ких переговоров разного рода (в частности, он участвовал в Бер­мудской конференции по вопросу о беженцах). К тому же он был личным другом сэра Горация Вильсона, руководителя государ­ственной гражданской службы и весьма авторитетного советника Чэмберлена. Вольтат при поддержке германского посла в Лондо­не фона Дирксена и по своей личной инициативе в июне-июле 1939 г. попытался пересмотреть содержание возможного англо­германского соглашения. Однако он запутался, надеясь найти выход из кризиса с помощью экономических методов. Геринг поддержал его, тем не менее миссия Вольтата протекала трудно и застопорилась в очень напряженной обстановке июля-августа; именно в те дни потерпел фиаско Веннер-Грен, что усилило не­доверие британцев.


Глава 4. Накануне войны



Участник третьей попытки - другой шведский промышлен­ник Биргер Далерус, в течение многих лет был личным другом Геринга. Он был убежден, что кризиса основан на недостаточном знании реальных намерений, и стремился восполнить этот про­бел с помощью разъяснений обеим сторонам. Он хотел убедить Геринга в британской решимости, а англичан в существовании возможностей для переговоров. Он также прибыл в Лондон в на­чале июля, и его миссия пересеклась со второй фазой дипломати­ческой акции Вольтата. Ему удалось организовать встречу между группой английских предпринимателей и Герингом, которая со­стоялась в начале августа на острове Силт (вблизи западного побе­режья Дании), но там не возникло серьезных предложений. В этих попытках не было ничего достойного внимания, и англичане, хотя и готовы были к обсуждению проблем, постепенно пришли к заключению, что никакой компромисс уже невозможен.

Как отмечает Д. С. Уотт, неудача этих последних усилий возоб­новить политику «умиротворения» была связана с ошибочными представлениями британцев. Предпринятые ими попытки осно­вывались на убеждении, что «поведение англичан серьезно беспо­коит немцев», которые, если и понимали, что не могут одержать бескровную победу, то согласны были пойти на компромисс. Это убеждение было глубоко ошибочным, поскольку не учитывалось то обстоятельство, что контакты англичан с Герингом утверждали Гитлера во мнении, согласно которому Великобритания не в со­стоянии прийти на помощь Польше. Считалось, что англо-гер­манские отношения являются стержнем европейской диплома­тии, а это было большим заблуждением, ибо вся международная жизнь в Европе пришла в движение. «Наконец, предполагалось -писал Уотт, - что перспектива кровавой победы чужда Гитлеру. Но он вовсе не отвергал ее, более того, он продолжал о ней раз­мышлять. Попытки договориться убеждали его, что англичане, не разделяя его стремления к войне, в последний момент дадут зад­ний ход».

4. 3. 3. ПОИСК ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КОАЛИЦИЙ

На дипломатическом фронте, действительно, все пришло в лихорадочное движение. Пассивное и боязливое отношение к ак­циям Гитлера постепенно сменилось рядом инициатив, не всегда скоординированных и зачастую противоречивых, которые в тече­ние весны и лета радикально изменили обстановку. Прежде всего, они лишили Гитлера возможностей для бескровного маневра и по­казали необоснованность его постоянных обещаний не начинать войну.



Часть 2. Вторая мировая война


Президент Рузвельт выступил, хотя и несколько обособленно, с инициативой, которая тогда казалась робкой и наивной. Захват Праги был для него тревожным сигналом относительно нацист-ских намерений, но он понимал, что любое решительное вмеша-тельство в европейские события в то время вызвало бы в США недовольство. Когда итальянцы вторглись в Албанию, он, исполь-зуя ситуацию, нарушил принцип невмешательства и отправил Гитлеру и Муссолини послание (14 апреля 1939 г. ) с требованием к ним продемонстрировать, что стремление к миру, о котором столь часто говорилось, являлось действительным курсом их меж-дународной политики. Поэтому он предложил двум правитель-ствам принять десятилетнюю гарантию отказа от любых агрессив­ных намерений и известить об этом 31 государство Европы и Ближнего Востока, их список прилагался. Если оба адресата по-слания присоединятся к предложению, добавлял Рузвельт, не-сколько преувеличивая значение ограничений, налагаемых Актом о нейтралитете, то Соединенные Штаты согласятся участвовать в переговорах о разоружении, о сокращении барьеров в международ-ной торговле и в рассмотрении текущих политических проблем.

Муссолини не ответил, но охарактеризовал предложение Руз-вельта как «абсурдное»; две недели спустя, Гитлер во время выступ-ления в рейхстаге, которое Рузвельт расценил как личный выпад, отрицал, что Германия питает агрессивные намерения. Акция американского президента была столь неожиданной и изолиро-ванной, что странно было бы ожидать другой реакции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.