Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 5 страница



Наиболее ощутимыми были трудности, с которыми Германия, Великобритания и в меньшей степени Франция, то есть три стра-ны, доминировавшие в европейской индустриальной жизни, пе-реходили к устойчивому подъему экономики. Только начиная с 1925 г. развитие производственной системы этих стран ускори-лось, хотя временами оно еще шло замедленными темпами. Если во Франции экономический подъем был отчетливо выражен, то в Великобритании и в Германии он происходил с гораздо больши-ми трудностями. Лишь в конце двадцатых годов, то есть накануне «великой депрессии» европейская индустриальная система, ка-залось, на время вернулась к довоенному динамизму, впрочем, несравнимому с динамизмом экономики Соединенных Штатов, Японии, а также и Советского Союза. Эти трудности проявля­лись в постоянной массовой безработице, которую уже не мог поглотить сельскохозяйственный сектор, поскольку рационализа-ция и механизация сокращали там потребность в количестве ра-ботников. В Германии безработица составляла вплоть до 1922 г. около 3% рабочей силы, в 1923 г. она поднялась почти до 10%, а в 1924 г. - до 13, 5%. В Великобритании она достигла 15% рабо-чей силы, а с 1924 г. оставалась на уровне 10%. Во Франции и в Италии она установилась на том же уровне. Таким образом, мож-но сказать, что стабилизация экономики, наметившаяся с 1924 г., оплачивалась в том числе тем, что безработица на уровне около 10% была признана нормальным фактором экономической жизни отдельных стран.

Не менее серьезным был вопрос инфляции. Более того, именно в этом пункте сходились в конечном итоге все другие явления. Если принять за основу 1913 год с индексом 100, то в 1922 г. в Вели-кобритании индекс цен в среднем равнялся 150, во Франции -420, в Италии - 580 и в Германии - 342 000. В 1923 г. в Герма-нии, когда французы оккупировали Рур, дело дошло даже до ги-перинфляции, почти совсем обесценившей немецкую марку, так что когда в ноябре немецкая валюта стабилизировалась, обменный курс между старой и новой маркой был зафиксирован на уровне одна к миллиарду.

Инфляция имела для Германии разрушительные последствия. Она сделала возможными огромные изменения в распределении реального капитала, поскольку позволила погасить старые долги и открыть дорогу новым инвестициям, которые все-таки финан-сировалась твердой валютой и, следовательно, способствовали росту самой инфляции. С социальной точки зрения инфляция сильно ударила по среднему классу. Поскольку она была напря-мую связана с французской оккупацией Рура, инфляция воспри-



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


нималась как еще одно доказательство стремления Франции пе-реложить издержки войны на одних немцев и таким образом в определяющей мере способствовала формированию взрывооопас-ного сочетания социальной деградации и франкофобии - иде-альной культурной почвы для националистического реваншизма, который со всей силой проявил себя только лишь в 1928 г. Вопре-ки надеждам, порожденным политикой Штреземана, начавшийся экономический кризис возродил в памяти немцев призрак 1923 г. В этом смысле можно признать правоту историков, указывавших на оккупацию Рурской области и связанную с ней немецкую ги-перинфляцию как на главную причину кризиса 1929 г., самого трудного момента, пережитого капиталистической системой.

1. 4. 2. РЕПАРАЦИИ И МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ ДОЛГИ

Вопрос о репарациях приводит нас к доминировавшей в эко-номической и финансовой жизни послевоенного периода про-блеме и к ее осознанию политико-экономическими элитами -вопросу о долгах. Во время и сразу же после войны, в непосред-ственной связи с финансовыми потребностями, порожденными войной, возникла совершенно особая ситуация, которую не так просто объяснить и которую следует поэтому представить нагляд-но. Данные, заимствованные из книги Дж. М. Кейнса «Экономи-ческие последствия Версальского мирного договора», опублико-ванной в 1919 г., складываются в убедительную общую картину (хотя и с оговоркой, что год публикации делает эти данные отча-сти неточными).

 

Предоставленные Соединенны- Велико- Фран-  
займы (в млн ми Штатами британией цией Всего
фунтов стерлингов)        
Великобритания
Франция
Италия
Россия
Бельгия
Сербия и Югославия
Другие
Всего

Из этой таблицы видно, что общая сумма межсоюзнических долгов достигала 4000 млн фунтов стерлингов; что Соединенные Штаты были единственной страной, которая была только креди-


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   57

тором; что Великобритания предоставила кредитов на сумму, вдвое превышавшую ту, что она получила; Франция получила втрое больше того, что она дала в долг. Другие союзники были только должниками.

Урегулирование этих долгов могло происходить разными пу-тями. По мнению Кейнса, Соединенные Штаты могли отказаться от выплат по своим кредитам при условии, что другие кредиторы сделают то же самое. Однако Франция теоретически получила бы в таком случае выигрыш в 700 млн (теоретически, поскольку зна-чительную часть ее кредитов составляли займы, предоставленные России, которые в тот момент невозможно было взыскать), а Италия - 800 млн. Британский экономист основывал свое пред-ложение об отказе американцев от выплаты им межсоюзнических долгов на оценке пропорциональности вклада Европы и Соеди-ненных Штатов в ведение войны. Но это было политическое со-ображение. Если американцы продолжали по-прежнему расцени-вать займы как инвестиции (они так и делали), то их выплаты должны были состояться в любом случае в определенные сроки.

Здесь вставала проблема германских репараций. В самом деле обе проблемы были связаны в политическом и в финансовом плане. В политическом - поскольку, только если бы побежден-ные оплатили ущерб, нанесенный войной, виновниками которой они были признаны, было бы возможно поставить с ними в один ряд займы, сделанные с целью борьбы за общее дело. В финансо-вом - поскольку немецкие выплаты могли бы облегчить бремя выплат взаимных долгов стран-победительниц. В этой корреля-ции просматривается также и главная проблема: Соединенные Штаты смогут получить платежи по своим кредитам, предостав-ленным Европе, только урегулировав финансовую ситуацию с Германией.

Во избежание дополнительных трудностей, помимо тех, что создавала немецкая сторона в процессе подписания сурового мирного договора и последующей его ратификации, вопрос о выплате репараций был решен Версальским договором в целом, а не с определением их точных сумм. Более детально он обсуждался на межсоюзнической конференции в Спа в июле 1920 г. В ходе конференции было достигнуто соглашения о следующем распре-делении немецких платежей: 52% - Франции, 22% - Велико-британии, 10% - Италии и 8% - Бельгии. Не было, однако, до-стигнуто соглашение относительно общей суммы, которую долж-на была определить комиссия по репарациям: в ее задачу входило установление общей цифры возмещения ущерба, нанесенного войной, основываясь на критерии платежеспособности Германии.



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


Комиссия завершила свою работу только в конце апреля 1921 г., постановив, что, помимо пошлины в 26% на германский экспорт в течение последующих 42 лет, Германия должна выплатить ре­парации деньгами и товарами на общую сумму 132 млрд золотых марок (или 31, 35 млрд золотых долларов). К определенным та­ким образом 132 млрд добавлялись 5, 5 млрд военного долга Бель­гии, однако вычитались 11 млрд - во столько было оценено го­сударственное имущество, оставленное Германией на утраченных территориях. Реальная общая сумма, следовательно, вырастала до 126, 5 млрд золотых марок.

Все репарации были, тем не менее, разделены на три вида долговых обязательств с различным сроком действия: категория А (12 млрд) категория В (38 млрд) - для них предусматривался точный календарь выплат - и категория С (76 млрд), для кото­рой не была точно определена дата эмиссии соответствующих ценных бумаг, что порождало неуверенность относительно ко­нечного результата всех предпринятых действий и той суммы ре­параций, которую в действительности заплатит Германия. Участ­ники переговоров со стороны Германии стремились противостоять фиксации столь высоких общих сумм, однако перед ультиматумом союзников в мае 1921 г. им пришлось уступить. Они смирились на словах, но на деле, конечно, собирались действовать в противопо­ложном направлении (и, следовательно, подверглась сомнению вся система межсоюзнических долгов), используя в том числе проти­воречия, существующие между странами-победительницами.

Это стало очевидным достаточно быстро. В январе 1922 г. немцам удалось добиться того, чтобы Верховный совет союзни­ков, собравшийся в Каннах, учитывая тяжелый экономический кризис, в который вступала Германия, обсудил требование мора­тория на платежи, и вырвать у союзников временный мораторий. В течение всего 1922 г. требование принять окончательное реше­ние сохранялось, вплоть до того момента, пока французская ок­купация Рура не поставила по-новому всю проблему в целом.

Вообще говоря, самое простое решение проблемы состояло в том, чтобы немцы могли и хотели платить, компенсируя полнос­тью или частично долги стран-победительниц Соединенным Штатам. Это стало неотложной необходимостью с того момента, когда американские власти, ведшие переговоры о выплате этих долгов, ввели норматив, категорически запрещавший снижение размера сумм, которые должны были поступать от союзников (февраль 1922 г. ). Именно это решение выявляло связь, суще­ствовавшую между двумя аспектами финансовых проблем, пере­живаемых тогда Европой. В самом деле, было очевидно, что чем


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   59

труднее будет получить немецкие платежи, тем более неохотно будут платить свои долги европейцы, что в целом приведет к за-путанной ситуации валютно-финансового беспорядка.

1. 4. 3. Генуэзская конференция и рапаппьский договор

Последней попыткой, предпринятой для того, чтобы старый континент вышел из сложившейся кризисной ситуации, стала Ге-нуэзская конференция (апрель 1922 г. ). Конференция была созва-на по инициативе Верховного совета союзников, собиравшегося в Канне, однако она являлась результатом более широкого и амби-циозного замысла по переосмыслению почти всех проблем евро-пейской международной жизни. Ее вдохновителем был прежде всего Ллойд Джордж, выдвинувший вместе с министром ино­странных дел Германии Вальтером Ратенау в качестве цели - по-иск совместного решения двух крупных проблем, в то время главных для Европы: проблемы полного включения Германии в европейскую жизнь, с тем, чтобы облегчить подъем производства, который сделал бы менее острым вопрос о репарациях, и пробле-мы Страны Советов, чей тотальный отрыв от Европы еще не счи-тался само собой разумеющимся. Напротив, начало проведения «новой экономической политики» (НЭП) позволяло надеяться на общий подъем экономики, в рамках которого многие проблемы могли бы найти решение, основанное на разумном компромиссе.

Этот амбициозный замысел не удался отчасти именно из-за его грандиозности, предполагавшей радикальные изменения французской политики в отношении Германии, отчасти посколь-ку поставленные вопросы были слишком сложны для того, чтобы их можно было решить посредством в общем-то импровизиро-ванных усилий. Как отмечает Дениз Арто, проекты Ллойд Джор-джа могли иметь успех, только если Генуэзская конференция рассмотрела бы также вопрос о репарациях, определявший пози-цию французов. Начиная с последних месяцев 1921 г. парижское правительство настаивало на приоритете выплаты репараций по отношению к выплате долгов и требовало, чтобы долги были свя­заны с репарациями категории C, что означало, что Франция не выплатит Соединенным Штатом ничего до тех пор, пока не по-лучит немецкие платежи. Чем меньше заплатит Германия, тем меньше выплатит Франция.

В такой ситуации принципиальных различий между француз-ской «политикой гарантий» и британской политикой «восста­новления экономики» соглашение было невозможно. Французы



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


почувствовали, что теряют влияние внутри коалиции, и пригото­вились к принятию односторонних решений. Поэтому наиболее важный результат Генуэзской конференции был достигнут не не­посредственно на самой конференции, а за ее рамками, что озна­чало победу политики национального интереса над политикой международного сотрудничества. В самом деле, 16 апреля дипло­матический мир был потрясен сообщением о том, что в этот день представитель Германии В. Ратенау и советский комиссар ино­странных дел Г. Чичерин подписали договор о взаимном отказе от платежей по репарациям и в связи с ущербом, нанесенным войной, и о взаимном дипломатическом признании, направлен­ный на нормализацию отношений между двумя странами. Это событие поубавило надежды правительств-кредиторов на получе­ние долгов царской империи, но прежде всего продемонстриро­вало эффективность, с которой Советы осваивали традиционные методы дипломатии, в частности, использование существующих в капиталистическом мире противоречий между побежденными и победителями для того, чтобы вбить между ними клин и цинично утвердить национальные интересы Советской России.

Односторонние действия Франции привели к оккупации Рура, юридически обоснованной признанием комиссией по репа­рациям постоянных несвоевременных выплат Германией репара­ций натурой и, в особенности, углем и телеграфными столбами (sic! ). В действительности действия Франции выражали ее стрем­ление навязать силой выгодное Парижу решение как по полити­ко-территориальным, так и по финансовым вопросам, поставив союзников и Германию перед твердой решимостью парижского правительства не утратить преимущества, полученные в результате войны и не уступить предложениям сомнительного, с его точки зрения, компромисса.

Однако политика «пассивного сопротивления», проводившаяся по приказу германского правительства, привела к катастрофичес­ким последствиям и сделала французскую акцию бессмысленной. Берлинское правительство взяло на себя обязательство возмещать неполученные платежи тем, кто отказывался от сотрудничества с французами. Французы, в свою очередь, должны были взять на себя финансовое бремя, связанное с эксплуатацией ресурсов Рур­ского бассейна, оказавшееся непредвиденно тяжелым. Несмотря ни на что, этот столь трудный для международной денежно-фи­нансовой системы момент имел по крайней мере один позитив­ный результат: он убедил не только английские правящие круги, уже осознавшие это, но также и американское правительство и финансовые учреждения США в необходимости определенного


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   61

реагирования во избежание краха системы с возможными не-предсказуемыми последствиями. В целом, речь шла о том, чтобы продемонстрировать, что при сохранении здоровой финансовой системы управление рыночной экономикой было все еще воз­можно, и о том, чтобы избежать преждевременного подтвержде-ния популярных тогда советских пророчеств о распаде капитали-стической системы.

1. 4. 4. План Дауэса

В декабре 1923 г. французы, англичане, немцы и американцы после закрытых переговоров пришли к соглашению об учрежде-нии двух комитетов экспертов. Один (не имевший, по мнению американского историка европейских финансов Чарльза П. Кин-дельбергера, никакого другого смысла, кроме удовлетворения французского самолюбия) во главе с британским банкиром Реджи-нальдом Маккена должен была следить за экспортом капиталов, осуществлявшимся немцами после окончания военных действий с целью избежать бремени платежей. Другой, чьим председателем стал Чарльз Г. Дауэс, глава United States Bureau of the Budget, должен был разработать способ осуществления контроля над германским бюджетом, стабилизации рынка и определения уровня ежегодных выплат в счет репараций, соответствующего платежеспособности Германии.

Важным аспектом создания двух комитетов было принятие на себя ответственности американской стороной. Назначение Дауэса председателем комитета официально поддержал госсекретарь Чарльз Э. Хьюз. С Дауэсом работал также другой американский финансист Оуэн Д. Юнг, позднее президент «Дженерал электрик» и директор Нью-Йоркского Федерального резервного банка, ко-торым помогали представители банка Моргана. Хотя госсекретарь настаивал на четком разграничении вопросов о репарациях и о межсоюзнических долгах, массированное присутствие американ-цев и их влияние на работу комитета подтверждали, что, несмот-ря на несостоявшуюся ратификацию Соединенными Штатами Версальского договора, взаимозависимость между европейской и американской финансовыми системами была уже столь сильной, что диктовала определенные требования.

План, представленный комитетом Дауэса в апреле 1924 г. после длительной и трудной подготовительной работы, явился промежуточным этапом на пути к окончательному урегулирова-нию рассмотренных вопросов. Тем самым он положил начало процессам огромного масштаба. План предусматривал, что Гер-



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


мания возобновит свои платежи в соответствии с ежегодно возрас­тающими квотами, которые начинались с миллиарда золотых ма­рок в первый год и достигали 2, 5 млрд к пятому году (не считая изменений, связанных с колебаниями цен на золото). Общий объем репараций, подлежавших изъятию из Германии, не уточ­нялся. Национальный немецкий банк подвергся реорганизации в целях поддержания новой немецкой валюты Reichsmark, заменив­шей Rentenmark. В Берлине было создано «Агентство по репара­циям», которое должно было осуществлять контроль за получе­нием сумм в счет репараций и вмешиваться в вопросы об отсрочке платежей в случае конъюнктурного кризиса.

Центральный момент компромисса представляло, однако, ре­шение разместить заем в 800 млн золотых марок в различных фи­нансовых столицах Запада под гарантии акций немецких желез­ных дорог («продуктивный залог», как того хотели французы) и ипотечных обязательств, обеспеченных доходами бюджета. Заем должен был размещаться также и на французском и английском рынках, что представлялось не очень легким делом, поскольку он превращался фактически в англо-французское финансирование Германии с тем, чтобы она возвращала его в виде «репараций». Давление американцев и то обстоятельство, что сами они обяза­лись разместить на своем рынке около половины займа, вынудили в итоге обе европейские державы подчиниться. Однако результат отличался от прогнозов. При квоте займа в ПО млн долларов, до­веренной банку Моргана и предназначенной для размещения на рынке Соединенных Штатов, была выпущена подписка на сумму в 10 раз превышающую сумму предложенных ценных бумаг. Заем, отмечает Киндельбергер, «стал водоразделом в финансовой дея­тельности Соединенных Штатов за границей». За ним последова­ла волна экспорта американского капитала: в Японию, еще до плана Дауэса, затем во Францию, затем в ряд германских про­мышленных предприятий (таких, как Тиссен и Крупп) и провин­циальные немецкие предприятия. Это был поворот, превратив­ший американское финансовое присутствие в доминирующий элемент европейской экономической жизни. Но еще в большей степени, в общеполитическом плане, это был поворот, благодаря которому Европа перестала видеть в экономических последствиях войны наследие, от которого было невозможно избавиться, и ста­ла представлять видеть в будущем перспективу возобновления всеобщего экономического роста.

В августе 1924 г., после обсуждения всеми заинтересованными сторонами, план Дауэса официально вступил в силу. В этой ситуа­ции Рейхсбанк, президентом которого стал X. Шахт, становился


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   63

независимым, хотя и с обязательством минимального покрытия 40% задолженности, на три четверти золотом и остальное - ва­лютой. Это предполагало проведение политики дефляции, кото­рая привлекла капиталы на немецкий рынок и впервые привела к заметному подъему германского промышленного производства.

В более свободной политической обстановке, возникшей вслед­ствие Локарнских соглашений, стабилизация немецкой экономики явилась главным признаком нормализации экономики в европей­ском регионе, где, наконец (благодаря взятию на себя ответствен­ности американцами) стала осуществимой задача возвращения к стабильности в денежно-финансовой сфере и урегулирования во­енных долгов. И здесь политический аспект поворота также прева­лировал над экономическим. В самом деле, хотя в краткосрочной перспективе план Дауэса представлял собой крупный успех, а в среднесрочной оказался маргинальным по отношению к большому экономическому кризису, разразившемуся в 1929 г., он свидетель­ствовал об осознании того, что благосостояние Европы - Европы, рассматриваемой как единое целое, без учета националистического соперничества, продолжавшего наносить ущерб - было необходи­мо также и для Соединенных Штатов, поскольку система рыноч­ной экономики — это комплекс взаимозависимых отношений, в рамках которого моменты кризиса могут и должны преодолеваться исходя из общего интереса.

Стабилизация Германии открыла путь британской стабилиза­ции. В то же время американское вмешательство оказалось первым сигналом опасности, указывавшим на то, что контроль над миро­вым финансовым рынком ускользает от Сити (то есть комплекса финансовых институтов, банков, страховых обществ и т. п., распо­ложенного в сердце Лондона) и перемещается в Нью-Йорк. Это было неизбежно в среднесрочном плане, как многие хорошо по­нимали, и это означало в будущем конец глобального господства Европы.

Однако в 1924-1925 гг. ситуация еще не претерпела таких из­менений. Поэтому главенствующее положение Лондона было не­изменной целью британской финансовой политики, которую со­бирались проводить в 1925 г., издав 14 мая Gold Standard Act, вновь определявший курс золотого фунта стерлингов на уровне его до­военных значений - 4, 86 доллара за фунт. Это был завышенный курс, который привел бы к росту цен на английскую продукцию на международном рынке, если бы он не сопровождался сильным давлением с целью ограничения издержек производства и зара­ботной платы, что было, однако, чревато усилением социальной напряженности. Однако главная причина этого решения была на­звана канцлером казначейства Уинстоном Черчиллем: «Я пола-



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


гаю, что было бы грубой ошибкой думать, что если английский фунт стерлингов перестанет быть мерой, которую все знают и ко-торой все доверяют, понятной каждому, служащей для всех еди-ной основой, то все трансакции в Британской империи и во всей Европе могут совершаться не в фунтах, а в долларах». Сохранение превосходства требовало больших жертв, но последние позволяли Великобритании продолжать реализацию глобальной политики.

Французы стабилизировали франк летом-осенью 1926 г. на низком уровне, сознательно заниженном по отношению к между-народному финансовому рынку, то есть на уровне пятой части своего довоеннного паритета, что составляло 124 франка по отно-шению к фунту стерлингов (3, 92 по отношению к доллару). На деле решение, вернувшее франк в число сильных валют, создава-ло диспропорцию между реальной стоимостью валют. В 1929 г. оно частично защитило Францию от кризиса, но при этом нанесло вред всей валютно- денежной системе в целом.

Менее важным с количественной точки зрения был процесс стабилизации итальянской лиры, проходивший синхронно с теми же процессами в двух крупнейших европейских странах. Стоимость лиры на мировом рынке снизилась вследствие более высокого уровня внутренней инфляции, и, несмотря на наблюдавшийся экономический рост итальянской промышленности, ухудшение положения в валютно-финансовой сфере в послевоенный период продолжалось. Здесь отрицательно сказывалась невыплата немец-ких и, прежде всего, австрийских репараций, а также бремя дол-гов Франции, Великобритании и Соединенным Штатам. Давле-ние американцев с целью стабилизации лиры осуществлялось в русле общих ориентации американской финансовой системы. Они настаивали на урегулировании вопроса о долгах, что и было сделано в конце 1925 - 1926 году. Тем самым был открыт путь для предоставления кредитов банком Моргана, который выпус­тил заем для стабилизации лиры. Однако совокупность обстоя-тельств, связанных с положением в промышленности и торговле, привела к растущему давлению на итальянскую валюту начиная с середины 1926 г., что вынудило Муссолини и, в особенности, ми-нистра финансов Вольпи радикально вмешиваться в этот процесс.

В августе 1926 г. Муссолини произнес в Пезаро речь, в кото-рой придал «битве за лиру» демагогический характер. В действи-тельности речь шла о том, чтобы выдать за общественно значимую меру то, что касалось в первую очередь финансового мира и что впоследствии вылилось в ощутимое снижение заработной платы. Было решено, что котировка лиры не должна опускаться ниже 90 по отношению к фунту стерлингов (в момент речи в Пезаро она составляла 149, 13). Цель была достигнута посредством увеличе-


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   65

ния уровня учетной ставки до 5% и принудительной конвертации государственного долга в долгосрочные обязательства. Ревальвации такого масштаба и дефляции, необходимой для ее достижения, как замечает Чарльз Майер, не желал никто, кроме Муссолини, но поскольку обменный курс был действительно доведен до 90, то на итальянское правительство не оказывали давление с тем, чтобы оно изменило политическую линию, которая была предвест-ником жертв, вызванных кризисом 1929 г.

Все это вместе взятое: план Дауэса, возвращение к «золотому стандарту» и финансовая стабилизация, хотя и сопровождалось сохранением ограничительных мер в торговле, распространяв­шихся практически на все страны мира, что противоречило ори-ентации Лиги наций на свободу торговли - решающим образом способствовало формированию обстановки оптимизма и надеж-ды, порожденной чисто политическими событиями. С другой стороны, хотя различные аспекты ситуации и излагались здесь по отдельности в целях их лучшего анализа, следует учитывать, что в реальности разнообразные сферы деятельности были всегда тесно связаны и часто зависимы друг от друга.

Нормализация франко-германских отношений, по крайней мере временное решение вопроса о репарациях, вопрос о межсо-юзнических долгах, возвращение Соединенных Штатов на евро-пейскую сцену составляли цепь, которую нельзя было разорвать (разве что a posteriori или абстрактно), и служили рамкой, внутри которой осуществлялся подъем производства, характеризовав­ший, хотя и не в равной мере, годы с 1924 по 1929. Составной частью этой цепи оставалось осуществление плана Дауэса.

За пять лет его реализации немцы без труда справлялись с возложенными на них растущими платежами. В 1927 г. Лига На-ций взяла на себя инициативу новой всеобщей дискуссии по эко-номическим проблемам и собрала в Женеве всемирную конфе-ренцию, посвященную вопросу о протекционизме. Конференция не дала никаких результатов, кроме того, что послужила фоном для выработки проекта договора Бриана–Келлога. Однако она стала свидетельством постоянного внимания к проблемам миро-вой экономической системы.

1. 4. 5. ПЛАН ЮНГА И ОКОНЧАНИЕ ВЫПЛАТЫ РЕПАРАЦИЙ

В 1928 г. верховный комиссар по репарациям С. Паркер Джильберт, работавший в Берлине в соответствии с договоренно-стями, принятыми в рамках плана Дауэса, подчеркнул в своем ежегодном докладе необходимость заново оценить ситуацию,



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


учитывая, что срок действия плана истекал, и что до сих пор не-мецкие платежи обеспечивались преимущественно внешними займами, а это ставило вопрос об определении реальной плате-жеспособности Германии в нормальных условиях. Заинтересо-ванность в наиболее полном решении вопроса была связана так-же с тем, что французы настаивали на определении общей суммы репараций, которые должны заплатить немцы, в то время как немцы надеялись на уменьшение своих ежегодных платежей и на получение, в конечном счете, политических уступок в отношении все еще осуществлявшегося над ними контроля и пребывания ок-купационных войск на их территории.

Именно совпадение этих устремлений облегчило созыв в Пари-же в феврале 1929 г. комитета экспертов во главе с американцем Юнгом, участвовавшим еще в разработке плана Дауэса. Доклад комитета Юнга обсуждался в августе 1929 г., был принят в январе 1930 г. и вступил в силу в апреле того же года. В политическом плане он предусматривал ликвидацию агентства и комиссии по репарациям; оккупационные войска, все еще находившиеся в Германии, должны были покинуть ее до июня 1930 г., на пять лет раньше предусмотренного Версальским договором срока. В эко-номическом плане он устанавливал, что в погашение оставшейся части репараций в 109, 6 млрд золотых марок немцы должны будут вносить платежи в течение 59 лет (вплоть до 1988 г. ). В течение первых 36 лет немцам надлежало выплачивать ежегодно немно-гим более 2 млрд - треть в виде обязательных платежей, другие две трети - при условии, что не будет трудностей, связанных с выплатой межсоюзнических долгов (это означало первое призна-ние американцами такой взаимозависимости, которую Соединен-ные Штаты всегда категорически отвергали). Впоследствии плате-жи должны были снизиться до ежегодных взносов в 1, 6-1, 7 млрд долларов, соотносимых с продолжением выплаты долгов (пункт, по которому, впрочем, отсутствовало согласие правительства Со-единенных Штатов). Для того, чтобы контролировать выполне-ние договоренностей и сделать технически возможным перевод валюты, был создан Банк международных расчетов, расположен-ный в Базеле; наконец, с целью запустить механизм новых плате-жей, был выпущен заем в 300 млрд. долларов, разделенный на две части - 200 млрд для стран-кредиторов и 100 - для немцев. Стоит отметить, что план Юнга обсуждался в 1929 г. Брианом и Штреземаном во время их последней встречи. Несколько месяцев спустя, в октябре 1929 г., министр иностранных дел Германии умер, как бы обозначив конец эпохи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.