Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие к русскому изданию 4 страница



Итало-французская идиллия, продлившаяся с декабря 1922 до середины 1924 г., была разрушена антифашистской позицией французских левых, занятой ими в связи с убийством Маттеоти, одного из виднейших представителей итальянского социализма, сомнительными личностями, представлявшими фашистский эк-стремизм, от которых Муссолини не удалось отмежеваваться.

1 Имеется в виду итало-греческий конфликт в августе-сентябре 1923 г., выз-ванный попыткой Италии захватить осторов Корфу, важный стратегический пункт на Адриатике. 31 августа итальянские войска оккупировали осторов. Гре-ция аппелировала в Совет Лиги Наций. Решительные противодействие Великоб-ритании вынудило Италию отступить и эвакуировать свои войска с осторова Корфу в конце сентября 1923 г. - Прим. переводчика.



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


Диктатура в Италии стала пускать корни, а Франция превращать-ся в убежище для преследуемых антифашистов. Между Италией и Францией все более четко проявлялось глубокое размежевание. Именно это подтолкнуло Муссолини к сближению с позицией Великбритании. В декабре 1924 г., в разгар кризиса в связи с убийством Маттеоти, Чемберлен, отправляясь в Рим для участия в Ассамблее Лиги Наций, встретился с Муссолини и продемонстри-ровал таким образом, что тот все еще пользуется доверием Вели-кобритании, получив взамен освобождение от трудной миссии -первым похоронить Женевский протокол. В самом деле, Мус­солини взял на себя эту тяжелую обязанность и в результате в Европе сложились тесные итало-британские отношения, про­длившиеся, хотя и с перерывами, вплоть до 1935 г., а по некото-рым аспектам вплоть до Второй мировой войны. Вместе с тем у французов появилась еще одна причина для обеспокоенности. Действительно, тема безопасности Франции возникала уже не только в связи с отношениями с Германией, но и в связи с про­блемой альпийской границы страны.

1. 3. 5. ЛОКАРНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Несостоявшаяся ратификация Женевского протокола привела к вакууму и вновь обострила опасность конфликтов. Чемберлен не считал, что следует вернуться к атмосфере января 1923 г. и что озабоченность французов должна быть хотя бы частично удовлетво-рена. В этом плане его международная деятельность в принципе сочеталась с деятельностью Штреземана. Если целью немецкого государственного деятеля была нормализация положения Герма-нии (нормализация, достижение которой Женевский протокол делал гораздо более сложным, если не невозможным), то в атмосфе-ре, сложившейся в результате политики, проводившейся Чембер-леном, возникали возможности для того, чтобы сделать еще один шаг вперед после компромисса по репарациям, предложенного планом Дауэса.

Такие соображения породили идею заменить проект всеоб­щей гарантии предложением частичной гарантии, ограниченной только Рейнской зоной. Инициативу вновь проявил Штреземан, который прислушался к совету британского посла лорда д’Аберно-на и выступил в благоприятный момент, когда Германия выходила из экономического кризиса. Франция должна была оправиться от только что перенесенных дипломатических поражений, но и быть готовой к отводу войск, предусмотренному самим Версальским договором, поскольку истек первый из трех пятилетних сроков для эвакуации Рейнской зоны.


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   45

В такой атмосфере в феврале 1925 г. Штреземан выдвинул идею, согласно которой после завершения освобождения Рура Германия может признать границу по Рейну, установленную в Версале, с возвращением Франции Эльзас-Лотарингии и обяза-тельством не стремиться к ее изменению применением силы. Речь шла о важных уступках, которые меняли внешние очертания германской территории и которые Штреземан предлагал допол-нить международными гарантиями. Франко-германский диалог оказался бы таким образом прямым, непосредственным и конт-ролируемым извне, в особенности Великобританией, чья посред-ническая функция была бы высоко оценена.

Предложение Штреземана представляло собой еще один шаг к созданию атмосферы взаимного доверия. Оно, однако, имело два неясных момента, поскольку не касалось вопроса о восточных границах Германии и умалчивало о ее южных границах. С такими ограничениями позиция Германии имплицитно содержала разъяс-нение стратегического смысла политики Штреземана. Впрочем, в письме, отправленном Штреземаном 17 сентября 1925 г. бывше-му кронпринцу, откровенно говорилось, что «рейнское» предло-жение - первый шаг на пути выжидательной тактики, благодаря которой можно будет восстановить свободу маневра в отношении возможного аншлюса Австрии и ревизии восточных границ. Это письмо отнюдь не было проявлением желания завоевать поддерж-ку германских монархических кругов, поскольку источники, от-носящиеся к немецкой дипломатии, позднее показали, что Штре-земан ясно представлял реальный масштаб своих проектов.

В действительности, отказаться от распространения гарантий на восточные и южные границы означало в некотором роде пойти навстречу требованиям англичан, то есть согласиться с британски-ми оговорками в отношении территориального урегулирования, которое никогда не было ими одобрено, оговорками, усиленными в 1925 г. столь недальновидной позицией доминионов, несоглас-ных с предоставлением гарантий территориям, находящимся да-леко от центра европейских конфликтов. Но это означало также, и прежде всего (как заметила итальянская дипломатия за месяцы переговоров, когда Муссолини в обмен на согласие Италии пытал-ся добиться как уступок в отношении колоний, так и распростра-нения гарантий на границу между Италией и Австрией на Брен­нере в преддверии вполне вероятного аншлюса), что в Европе могли существовать два типа территориального урегулирования. Первый из них - тот, что нуждался в особых гарантиях и, следо­вательно, не мог быть изменен без риска разжигания всеобщего конфликта. Второй - тот, что нуждался в простых гарантиях, га-



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


рантиях, предоставленных мирными договорами, и который, из-за того, что он не требовал дополнительных гарантий, был низведен до такого типа урегулирования, которое может быть изменено возможно даже ценой глобального конфликта, как это подтверди-ли события 1938 г., продемонстрировавшие стратегическую огра-ниченность британского видения европейской политики. В дей-ствительности, соглашение, предлагавшееся Штреземаном, могло показаться привлекательным для французов, было полезным для немцев, однако прежде всего оно представляло британское пони-мание проблем безопасности континентальной Европы.

Кроме того, Штреземану посчастливилось найти во Франции подходящего собеседника: им стал Аристид Бриан, бывший пред-седатель совета министров и министр иностранных дел в начале 20-х годов, а с апреля 1925 г. снова министр иностранных дел (в этой должности он пробыл до 1932 г. ) в правительстве Поля Пенлеве, сменившем правительство Эррио. Бриан верил в необ­ходимость примирения. Он думал, что, несмотря на недостатки германских предложений, было бы полезно предпринять шаги в направлении нормализации ситуации, поскольку считал, что Фран-ция сама по себе может двигаться в двух направлениях: предос­тавление односторонних гарантий странам Восточной Европы, не охваченным гарантиями, предусмотренными Штреземаном, с тем, чтобы укрепить свою ведущую роль в сфере европейской безопасности, и в то же время добиваться соглашения непосред-ственно с Германией, которое увело бы немцев как от пагубного влияния сотрудничества с Советами, так и от ориентации на пре-имущественное сотрудничество с Великобританией. Германия не должна была выступать европейским конкурентом французскому гегемонизму (согласно британскому видению), но должна была стать серьезным партнером Франции на европейском континенте, партнером, который сотрудничал бы в целях сглаживания проти-воречий, унаследованных от войны, и, следовательно, способство-вал бы в более общем плане укреплению безопасности Франции.

Переговорный процесс по главным названным темам разви-вался достаточно быстро. По вышеназванным причинам отказ Британии от распространения гарантий на восток Европы был благосклонно воспринят французами и гораздо менее благосклон-но - Муссолини, который еще накануне подписания соглаше-ний колебался относительно позиции, которую следует занять Италии. Однако ситуация с подписанием соглашений приобрета-ла значимость благодаря роли согаранта, придаваемой Италии, и в связи с тем, что в случае своего отсутствия Италия осталась бы в изоляции. Поэтому, в конце концов, фашистский диктатор преодолел свои колебания.


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   47

Итак, 16 октября 1925 г. для парафирования новых соглаше-ний о гарантиях в Локарно собрались Штреземан, Бриан, Остин Чемберлен, Муссолини и министр иностранных дел Бельгии Эмиль Вандервельде. Основной договор был торжественно подписан в Лондоне 1 декабря в обстановке, которую, казалось, стремились представить антитезой подписанию Версальского диктата. Фран-ция, и что было более важно, Германия брали на себя обязатель-ство не стремиться к изменению с помощью силы границы, уста-новленной между двумя странами, и между ними и Бельгией в 1919 г. Германия, кроме того, подтверждала свое согласие с деми-литаризацией Рейнской зоны. Великобритания и Италия должны были играть роль держав-гарантов соглашения. Каким образом они будут осуществлять эти гарантии предусмотрительно умалчи-валось; констатировалось лишь, что агрессия должна быть при-знана таковой Лигой Ниций. Кроме того, был подписан ряд ар-битражных договоров между Германией, с одной стороны, и Францией, Бельгией, Польшей и Чехословакией, с другой, - по сути почти пустые слова, за которыми скрывалось отсутствие подлинных гарантий. В обмен на эти договоры французское пра-вительство подписало договоры о союзе и взаимопомощи с Чехос-ловакией и Польшей, касавшиеся ситуации возможного нападения со стороны Германии. Это были два исключения по отношению к общему обязательству французов, выраженному в главном дого-воре - не нападать на Германию. Речь идет о детали, которую следует иметь в виду в связи с франко-советским договором 1935 г. Последний, доведя число исключений из обязательства не напа-дать на Германию до трех, позволил Гитлеру протестовать против нарушения Локарнского пакта. В целом это и был пакет докумен-тов, позднее получивший известность как Локарнские соглашения. Очевидно, что только первый из них имел реальное политическое значение. Другие же или являлись стыдливым прикрытием непри-ятной реальности или же — выражением плохо скрытых надежд или даже отступлением от существовавших ранее соглашений.

1. 3. 6. ПОСЛЕ ПОПАРНО

Эти соглашения положили начало этапу большого оптимизма в европейской жизни. Они явились еще одним компромиссом. По видимости, он также имел антигерманскую направленность, поскольку Германия теперь демонстрировала готовность добро-вольно отказаться от того, что было у нее отнято. В действительно-сти компромисс означал стремление возобновить диалог. Каждая держава-участница надеялась на то, что результаты такого диалога



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


позволят впоследствии проводить политику, стратегически вы­годную именно для нее.

Бриан предпринял в этом плане весьма решительные шаги для получения гарантий против британского превосходства. Он обещал немцам в 1926 г. досрочно вывести оккупационные войс-ка из Кельна в обмен на вступление Германии в Лигу Наций с постоянным местом для нее в Совете в качестве залога немецкого участия в системе всеобщей безопасности. Кроме того, он про­двинулся в направлении более тесного сотрудничества между дву-мя бывшими противниками и пробудил большие надежды, когда высказал намерение тайно встретиться с Штреземаном в местечке Туари, расположенном недалеко от Женевы на французской тер-ритории, во время сессии Лиги Наций, санкционировавшей вступ-ление в нее Германии. Это выглядело так, как будто он хотел продемонстрировать рождение соглашения между двумя страна-ми, имевшего совершенно особое значение для европейского бу-дущего. Однако нельзя умолчать о том факте, что для расшире-ния своей свободы маневра Германия 24 апреля 1926 г. подписала договор о нейтралитете и ненападении с Советским Союзом, по-казавший, что «дух Рапалло» вовсе не исчез. Об этом свидетель-ствовали и продолжавшие осуществляться сверхсекретные согла-шения о подготовке германских вооруженных сил на советской территории, подписанные так, будто они касались только военной техники.

Таким образом, 1925 год явился поворотным моментом в разви-тии европейских противоречий. Это был как бы момент триумфа воли к воссозданию (реконструкции) над силами саморазруше-ния. В начале 1926 г. Лига Наций, казалось, продвигалась к но-вой эпохе: она не являлась более инструментом победителей для контроля над побежденными, а действительно становилась фору-мом для созидания мира и международной безопасности. «Дух Локарно» стал формулой, использовавшейся и в последующих ситуациях для определения стремления к преодолению старых конфликтов.

В действительности, подлинное примирение было невозмож-но. Локарно явилось только паузой. Хотя в проектах Штреземана не было ничего похожего на крайний ультранационализм и став-ку на насилие, которые несколько лет спустя стали характерными для политики Гитлера, все-таки стратегическое направление дея­тельности Штреземана, хорошо известно, - оно предусматривало ревизию мирных договоров. А это влекло за собой, в качестве предпосылки и в качестве следствия, то, что Локарнские соглаше-ния могли трактоваться как момент формальной «нормализации»


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   49

европейской жизни, а не как момент принципиального «прими­рения». Соглашения не разрешили ни одного конфликта. Они лишь подтвердили, что, по крайней мере в течение некоторого времени, на рейнской границе не произойдет драматических со­бытий. Все другие конфликты, оставшиеся открытыми или свя­занные с завершением Первой мировой войны, так и оставались нерешенными. Более того, они в определенном смысле обостри­лись, поскольку нормализация ситуации в Рейнской зоне была оплачена ценой возросшего недоверия между Францией и Брита­нией в отношении взаимных намерений, связанных с контролем над европейским континентом; глубокой неудовлетворенностью Муссолини в связи с несостоявшимися гарантиями границы на Бреннере, в которой можно справедливо усмотреть отсутствие за­интересованности двух западных держав и, прежде всего, Вели­кобритании в будущей независимости Австрии; чувством тревоги и неуверенности, которое новое положение Германии, ставшей еще большим источником угрозы в результате обновления согла­шения с Советами, распространяло на всю Центральную и Вос­точную Европу, сконструированную Парижскими договорами.

1. 4. Изменения в мировой экономической системе.

Вопрос о репарациях в период с 1920 г.

до плана Дауэса

1. 4. 1. ПРЕДЕЛЫ ПОДЪЕМА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Во время дипломатических переговоров значение экономи­ческих и связанных с ними финансовых и денежно-валютных проблем проявилось со всей очевидностью не только для отно­шений внутри капиталистической системы, но также и в связи с серьезными вопросами, поставленными советским революцион­ным движением. Революция бросила вызов системе рыночной экономики. Протагонисты рыночной экономики должны были показать способность принять вызов, брошенный революцией в качестве альтернативной модели развития современного обще­ства, и на него ответить. Эта ситуация имела политические и фи­нансово-экономические, то есть структурные аспекты, вокруг ко­торых должна была развернуться настоящая схватка (по крайней мере в соответствии с марксистскими постулатами).

Послевоенное развитие стало периодом осознания этого вы­бора и попыткой ответить на него, конечно, не в форме теорети­ческого проекта, но посредством последовательных и продуман­ных действий, рациональных с точки зрения демонстрации того,



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


что полученный удар был не смертельным, а только раной, спо-собной зажить со временем. В течение какого времени и с каки-ми трудностями? Мало кто тогда отдавал себе отчет в том, что понадобится несколько пятилетий, и что трудности будут непред-виденными, связанными с проявлением противоречий внутри ка-питалистической системы, в отношении которых марксистская критика была обоснована (хотя марксистско-ленинская практика и, в еще большей степени, решение экономических проблем по-сталински вели лишь к отсталости экономики и общества).

Впервые с 1919 г. стало очевидно, что, помимо политико-дипломатических конструкций, смягчавших остроту некоторых коллизий и разрешавших старые противоречия в соответствии со сложившимся соотношением сил, экономические отношения между государствами были обусловлены не только конкретной экономической ситуацией отдельных стран, но также и системой торговых, денежно-валютных и финансовых отношений, сформи-ровавшейся в мире за период с последних десятилетий XIX века и до Первой мировой войны. Эта система оказалась в кризисе и отчасти была разрушена вследствие революции в России, однако сохранила свое значение в качестве фона, на котором развивались политические события.

Иными словами, концепция, по которой рыночная экономи-ка, в ее капиталистическом и реформистском вариантах, приоб­рела в силу своей природы масштаб, выходивший за пределы на-циональных границ (хотя ей и не удавалось разрушить их), и предполагала систему взаимозависимостей в соответствии с при-сущими ей правилами функционирования, нашла в эти послед-ние десятилетия свое подтверждение, как казалось, за пределами политико-экономического национализма. Противоречия, вызван-ные соперничеством национальных и финансовых групп интере-сов, сначала носили мирный характер или же перемещались в сферу колониальной конкуренции, а с начала века под давлением промышленной конкуренции обострились до крайности и приве-ли к войне 1914 г. Исследование причин Первой мировой войны шло и идет многими путями, однако нельзя игнорировать то об­стоятельство, что война была результатом противостояния эконо-мических систем, не интегрированных полностью в глобальную логику экономического развития и, напротив, вынужденных ис-кать свое собственное место за счет конкурентов.

В колониальных странах и Оттоманской империи финансовая мощь Германии противостояла мощи Британии и Франции; фи-нансовое влияние Соединенных Штатов постепенно охватывало всю Латинскую Америку и распространялось на Азию и Европу;


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   51

финансовое влияние Франции получило развитие в колониаль­ной сфере и в капиталовложениях, сделанных в России. Другими словами, это была по природе своей гомогенная система, разде­ленная, однако, на части в соответствии с националистическими мотивациями, которые невозможно было отделить от финансовых, поскольку финансиста, как, с другой стороны, политика, нельзя разделить на части: как человек он представляет собой единое це­лое и руководствуется не только профессиональной логикой, по­этому тема прибыли у него связывается - иногда слабо, иногда неразрывно — с национальной темой, в зависимости от силы внутренних импульсов.

В целом, подобно тому как в пролетарском интернационализме при испытании жизнью, обнаружились глубокие трещины, по­рожденные чувством национальной принадлежности (чувством, которое в конце концов более, чем какое-либо другое доминиро­вало в XX веке), в финансовой системе логика национальной принадлежности также смешивалась с логикой экономической целесообразности, хотя и не всегда первой удавалось одержать по­беду. Война обострила эти противоречия, и тем не менее она выя­вила наличие системы торговых, денежно-валютных и финансовых отношений, приведенной в расстройство военным конфликтом.

Это не означало, что из пепла схватки за соперничество между капиталистическими державами и нациями возник новый мировой экономический порядок, гомогенный и готовый сформироваться на основе общей задачи дать отпор наступлению коммунизма. Напротив, это означало, что возвращение к нормальной жизни проходило также и через выбор внутренней и международной экономической политики: выбор торговой политики, валютно-финансовой политики и способность системы рыночной эконо­мики возобновить свою нормальную деятельность с тем, чтобы обеспечить капиталистическим субъектам и потребителям расту­щие потребности и столь же растущие прибыли. А это предпола­гало преодоление немалого количества препятствий.

Можно было бы даже сказать, что надежда создать мировую революционнную систему во главе с русскими большевиками по­родила в противоположном лагере если не надежду, то стремле­ние со стороны протагонистов капиталистической экономики и политики, состоявший в способности сложить кусочки мозаики, разрозненные войной, для того, чтобы открыть путь к усилению интеграции, которая давала бы жизненные силы рыночной эко­номике. Существовали противоречия и проблемы, осложнявшие этот процесс. Он начался в двадцатые годы, но только после Вто­рой мировой войны его правила и направленность проявились достаточно ясно и однозначно.



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


Сразу же после Первой мировой войны все стало, напротив, более противоречивым из-за политических изменений, вызван-ных военным конфликтом, и возникновения новых ситуаций. Существовали проблемы культурного влияния и значения коли-чественного измерения; встал вопрос о неадекватности европей-ского «масштаба» задачам контроля над финансовыми рынками. Первенство Лондона, являвшегося вплоть до 1914 г. мировым финансовым центром, было поставлено под сомнение (по край-ней мере в перспективе) растущим значением Нью-Йорка; появ­ление новых субъектов за пределами старого континента, таких, как Соединенные Штаты или, в менее заметной степени, Япо-ния, создавало новые ситуации. Если «система» капиталистичес-кой экономики должна была возродиться как организационная модель мировой экономической жизни (что в начале двадцатых годов могло представлять, по меньшей мере, объект дискуссии, а в 1929 г. стало предметом для беспокойства и сомнения), то это могло произойти путем выработки направленных на достижение этого результата действий, которые политическая и экономическая власть разных стран (общественная или частная) могла бы реали-зовать. Центром этих событий оказались Соединенные Штаты, чья роль в предпринимавшихся попытках нормализации была до-минирующей, по крайней мере на первом этапе. Это противоре-чило в экономическом (то есть определяющем) плане изоляцио-низму, который республиканская партия стремилась навязать в политическом плане, то есть в дипломатии. И тем не менее третий из «14 пунктов Вильсона» подтверждал необходимость борьбы с торговыми барьерами и отстаивал политику «открытых дверей».

Изоляционизм в американской политике являлся следствием попытки европейских союзников сразу же переложить бремя уре-гулирования межсоюзнических долгов на Соединенные Штаты, заставив таким образом самих американцев заплатить германские репарации, отказавшись от требования выплат своих кредитов, предоставленных европейским странам-победительницам. В дей-ствительности американцы готовы были обсудить эту проблему, но при условии, что европейцы сразу же примут принцип «от-крытых дверей» в том, что касается торгового урегулирования. Европейцы, однако, переживали слишком серьезный финансо­вый кризис для того, чтобы приспосабливаться к американским схемам, и хотели, чтобы нормализация основывалась на соглаше-ниях, учитывавших этот фактор.

Такая позиция не принимала во внимание аспекты проблемы, связанные с внутриполитической ситуацией в Соединенных Штатах: США не имели возможности в 1919-1920 гг. взвалить на


Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   53

свои финансы издержки войны, начатой европейцами и нашедшей свое разрешение только благодаря американскому вмешательству именно в то время, когда экономика Соединенных Штатов пере-живала период спада, закончившийся лишь в конце 1921 г. Эконо-мический сепаратизм превалировал до тех пор, пока политико-экономический кризис 1923 г. в Европе не вынудил американский финансовый мир изменить свои приоритеты.

Это произошло после того, как стали очевидными европейские проблемы. В конце войны, в 1919 г., еще не встала общая про­блема реконструкции (восстановления экономики). Хотя война продолжалась так долго и проходила на стольких фронтах, про-блема реконструкции конкретно касалась только северной Фран­ции, Бельгии, и области Венето в Италии, а также территорий вдоль границы с Россией, вовлеченных в боевые действия и ос-тавшихся вне контроля большевиков. В последних, однако, пре-обладали задачи, вытекавшие из существования экономической системы с преобладанием экстенсивной сельскохозяйственной экономики, которая не всегда и весьма своеобразно ощущала на себе разрушения, вызванные военными действиями. Восстановле-ние в наиболее крупных масштабах понадобилось из-за много-численных последствий военных действий для инфраструктуры и промышленных предприятий, оказавшихся в тылу длительной окопной войны на Марне (около 100 км железных дорог, 6000 мос-тов, 9000 промышленных предприятий). Прошло очень немного лет, и материальные последствия войны были устранены.

Однако достигнуть устойчивого подъема производства, по край-ней мере вплоть до 1924-1925 гг., не удавалось (красноречивым и не случайным выглядит сопоставление с политико-дипломатичес-ким аспектом). Существовали проблемы, связанные с неполучен-ной прибылью в результате социальных волнений; проблемы конверсии предприятий с военного производства на гражданское, проблемы, связанные с возвращением мужской рабочей силы, за-нятой ранее на фронте. Наряду с этими конъюнктурными про-блемами появились и новые: возрастающее непосредственнное включение государства в экономическую жизнь; большая жест-кость рынка труда, где свободной контрактации в отношении за-работной платы, противостояли профсоюзы в обстановке, когда идея о необходимости определенной регламентации стала достоя­нием общественного сознания. Утвердились также новые произ-водственные потребности, выявившиеся в результате военного опыта и технологического прогресса, как, например, стремление к исследованиям в области синтетических материалов, что приве-ло к выдвижению на первый план химической промышленности



Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами


и должно было служить средством или амортизатором для регу-лирования колебаний цен на сырье на мировом рынке. Наряду с этим, появление новой продукции (соответственно и таких же новых отраслей производства), зачастую испытанной во время войны, но ставшей полезной, а со временем и необходимой в мирное время: автомобилей, самолетов, радиоприемников, материа-лов, связанных с электрической промышленностью и распростра-нением электрификации как главного энергетического ресурса в производственных процессах и в то же время товаром массового потребления также оказывало влияние на движение цен на рынке. Нижеследующая таблица, взятая из «World Economic Survey» Лиги Наций, иллюстрирует тенденции развития промышленного производства в странах, о которых в первую очередь идет речь. За понятным исключением Советского Союза, чей производствен­ный индекс изменялся под влиянием сначала политической ситуа-ции, а позднее — пятилетних планов, эти данные показывают, что за небольшим подъемом производства 1919-1920 гг., связан-ным главным образом с необходимостью восстановления товар-ных запасов, последовал ощутимый спад производства во всех ев-ропейских странах, за исключением Италии (демонстрировавшей постоянно растущий начиная с 1922 г. индекс производства), а за пределами Европы - Японии и Соединенных Штатов (не считая американской рецессии 1920 г. ).

Индексы промышленного производства с 1913 по 1930 г. (1913 г. = 100%)

 

 

Год

Страна

Весь США Герма- Велико- Фран- СССР Италия Япония
  мир   ния британия ция      
93, 2 122, 2 59, 0 92, 6 70, 4 12, 8 95, 2
81, 1 98, 0 74, 7 55, 1 61, 4 23, 3 98, 4 167, 1
99, 5 125, 8 81, 8 73, 5 87, 8 29, 9 108, 1 197, 9
104, 5 141, 4 55, 4 79, 1 95, 2 35, 4 119, 3 206, 4
111, 0 133, 2 81, 8 87, 8 117, 9 47, 5 140, 7 223, 3
120, 7 148, 0 94, 9 86, 3 114, 3 70, 2 156, 8 221, 8
126, 5 156, 1 90, 9 78, 8 129, 8 100, 3 162, 8 264, 9
134, 5 154, 5 122, 1 96, 0 115, 6 114, 5 161, 2 270, 0
141, 8 162, 8 118, 3 95, 1 134, 4 143, 5 175, 2 300, 2
153, 3 180, 8 117, 3 100, 3 142, 7 181, 4 181, 0 324, 0
137, 0 140, 0 101, 6 91, 3 139, 9 235, 5 164, 0 294, 9

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы   55



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.