Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УРОВНИ НИЖЕ 200 ЭГО 20 страница



Важность первоначальной работы была признана в одобрительном и обширном обзоре, опубликованном в бюллетене «Мозг и разум», а также в последующих презентациях, таких как презентация на Международной конференции по вопросам науки и сознания. Многие из них были сделаны в разнообразных организациях, на духовных конференциях, в церковных группах, для монахов и монахинь, в США и за рубежом, включая Оксфордский форум. На Дальнем Востоке доктор Хокинс признан «Учителем пути к Просветлению» (Тай Рионг Сан Как Доса).

Побужденный своими наблюдениями о том, что значительная часть духовной истины неправильно интерпретировалась на протяжении веков, доктор Хокинс представил ежемесячные семинары, на которых давались подробные объяснения, слишком длинные, чтобы быть помещенными в книжный формат. Записи этих семинаров доступны вместе с вопросами и ответами, которые предоставляют дополнительные пояснения.

Конечная цель этой работы длиною в жизнь состоит в реконтекстуализации человеческого опыта с точки зрения эволюции сознания и объединения постижений ума и духа как выражений внутренней Божественности, являющейся основой и неиссякающим источником жизни и Бытия. Это посвящение выражено фразой «Слава в вышних Богу! », с которой начинается и которой заканчивается данная работа.


 

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Доктор Хокинс — практикующий психиатр с 1952 года и пожизненный член Американской психиатрической ассоциации и множества других профессиональных организаций; участник телевизионных программ «Час новостей МакНейла и Лебера», «Шоу Барбары Уолтерс», «Шоу Сегодня», документальных научных фильмов и других телепередач.

Доктор Хокинс — автор множества научных и духовных публикаций, книг, видеозаписей и сборников лекций. Нобелевский лауреат Линус Паулинг был соавтором его знаменитой книги «Ортомолекулярная психиатрия». Разносторонняя подготовка доктора Хокинса как исследователя и учителя отмечена в его записи в «Кто есть кто в Америке» и «Кто есть кто в мире». На протяжении многих лет он был консультантом епископальных и католических епархий, монашеских орденов и дзенского монастыря.

Доктор Хокинс выступает с лекциями по всему миру, включая Вестминстерское аббатство, Университет Аргентины, собор Парижской Богоматери, университеты Гарварда и Фордама, Оксфордский форум. Он выступал с ежегодной лэндсбергской лекцией в медицинской школе университета Калифорнии в Сан-Франциско. Он консультирует иностранные правительства по вопросам международной дипломатии. Участвовал в разрешении долговременных конфликтов, угрожавших миру.

В знак признания его заслуг перед человечеством в 1995 году доктору Хокинсу присвоено звание рыцаря основанного в 1077 году Ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского.


 

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА

В то время как истины, представленные в этой книге, получены научным способом и логически организованы, подобно всем истинам, впервые они были пережиты лично. Повторявшиеся на протяжении жизни глубокие состояния осознания начались в очень раннем возрасте, пробудив и задав направление процессу субъективной реализации.

В возрасте трех лет неожиданно пришло полное осознание условий и состояния существования. За невербальным, но глубоким и законченным пониманием значения «существования» немедленно последовало понимание того, что «Я» могло и вовсе не существовать. Произошло внезапное пробуждение от забвения к сознательному пониманию, и в тот момент родилось личное «Я» и дуальность между «существует» и «не существует» вступила в субъективное осознание.

В детстве и ранней юности постоянно занимал вопрос о парадоксе существования и реальности «Я». Личное «я» начинало иногда сливаться с большим, безличностным «Я», и первоначальный страх несуществования — фундаментальный страх небытия — возвращался.

В 1939 году, будучи разносчиком газет, проделывающим 17-мильный путь на велосипеде, я оказался темной зимней ночью вдали от дома, когда началась снежная буря, а столбик термометра понизился до отметки 20 градусов ниже нуля. Велосипед упал на льду, свирепый ветер вырвал газеты из корзины, разбросав по ледяному, покрытому снегом полю. Я плакал от растерянности и изнеможения. Моя одежда обледенела и совершенно затвердела. Чтобы спастись от ветра, я проломил ледяную корку на высоком сугробе, выкопал ямку и забился в нее. Вскоре дрожь утихла, и пришло расслабляющее тепло, а затем — состояние неописуемой умиротворенности. Это сопровождалось изливающимся светом и присутствием безграничной любви, у которой не было ни начала, ни конца и которая была неотделима от моей собственной сущности. Физическое тело и окружающая его обстановка поблекли, когда осознанность слилась с этим всевмещающим, светящимся состоянием. Ум затих, все мысли остановились. Бесконечное присутствие было всем, вне времени и описания.

После этого безвременья внезапно пришло осознание того, что кто-то трясет мое колено, затем появилось встревоженное лицо моего отца. Присутствовало огромное нежелание возвращаться обратно — к телу и всему, что с ним связано, но благодаря любви и боли моего отца Дух оживил мое тело. Было сострадание к его страху смерти, и в то же самое время само понятие смерти казалось абсурдным.

Этот субъективный опыт ни с кем не обсуждался, потому что не было контекста, на который можно было бы опереться при его описании. Нечасто можно услышать о духовных переживаниях, отличных от тех, что происходили в жизни святых. Но после этого опыта общепринятая реальность мира стала казаться лишь условностью. Традиционные религиозные учения потеряли свою значимость. По сравнению со Светом Божественности, который освещал все сущее, Бог традиционных религий испускал лишь тусклое сияние; так духовность заменила собой религию.

Во время второй мировой войны опасная служба на минном тральщике часто заставляла пройтись по лезвию бритвы, но страха смерти не было. Как будто смерть потеряла свою подлинность. После войны интерес к тайнам ума привел к изучению психиатрии и поступлению в медицинское учебное заведение. Обучавший меня психоаналитик, профессор Колумбийского университета, был агностиком, мы оба скептически относились к религии. Психоанализ продвигался, то же происходило и с карьерой, затем пришел успех.

Однако я не удовлетворился спокойным течением профессиональной жизни. Возникла смертельная болезнь, которая не поддавалась никакому лечению. В возрасте 38 я подошел к самому краю: я знал, что скоро умру. Меня не волновало мое тело, но мой дух был в состоянии величайшего страдания и отчаяния. Когда последние мгновения приблизились, в уме сверкнула мысль: «А что, если Бог есть? » И я воззвал: «Если есть Бог, то сейчас я прошу его помочь мне», отдался тому, чем бы Бог ни был, и провалился в забытье. Когда сознание вернулось, произошла такая трансформация, что были лишь тишина и благоговение.

Бывшая ранее «личность» более не существовала. Не было ни личного «Я», ни себя, ни эго, только Бесконечное Присутствие неограниченной мощи, которая пришла на смену тому, что было «мной». Тело и его действия контролировались только Бесконечной Волей Присутствия. Мир был освещен ясностью Бесконечного Единства. Все открыло свою бесконечную красоту и совершенство как выражение Божественности.

Время шло, а это присутствие оставалось. Не было личной воли, физическое тело функционировало исключительно под управлением бесконечно могущественной, но удивительно мягкой Воли Присутствия. В этом состоянии не было необходимости думать о чем-либо. Вся истина была очевидна, не было необходимости, ни даже возможности какой-либо концептуализации. В то же время физическая нервная система была сильно перегружена, как будто она наполнилась гораздо большим количеством энергии, чем могла вместить.

Эффективное функционирование в окружающем мире не было возможным. Все обычные мотивы исчезли вместе со страхом и тревогой. Не к чему было стремиться, так как все было совершенным. Слава, успех и деньги не имели смысла. Друзья убеждали вернуться к клинической практике, но для этого шага не было мотивации.

Была способность воспринимать реальность, находящуюся за личностью, и то, что исток эмоциональных болезней лежит в убежденности людей в том, что они являются этими личностями. И так, сама собой, возобновилась клиническая работа и постепенно приняла огромные масштабы.

Люди прибывали со всех уголков Соединенных Штатов. Клиническая практика включала две тысячи пациентов, для которых были необходимы более 50 терапевтов и других служащих, здание, вмещавшее 25 офисов, а также исследовательские, клинические лаборатории и лаборатории, занимающиеся электроэнцефалографическими исследованиями. Каждый год приносил по тысяче новых пациентов. Кроме того, были выступления на радио и телевидении. В 1973 году клинические исследования были описаны в книге «Ортомолекулярная психиатрия», в написании которой в качестве соавтора принимал участие профессор Линус Паулинг. Эта работа на 10 лет опередила свое время и вызвала много разговоров.

В целом состояние нервной системы медленно улучшалось, а затем проявил себя другой феномен: приятное, восхитительное скопление энергии непрерывно поднималось по позвоночнику и втекало в мозг, где создавало сильное ощущение совершенного довольствия. Все в жизни разворачивалось синхронно, развиваясь в идеальной гармонии. Чудесное было повсюду. Истоком того, что мир назвал бы чудесами, было Присутствие, а не индивидуальное «я». От личного «я» осталось только осознание этого феномена. Высшее «Я», более глубокое, чем предшествующее «я» или мысли, определяло все происходящее.

Такое состояние описывалось и другими на протяжении истории; это привело к исследованию духовных учений, включая учения Будды, просветленных мудрецов, Хуанг По и более современных учителей, таких как Рамана Махарши и Нисаргадатта Махарадж. Так было подтверждено, что эти переживания неуникальны. Теперь Бхавад-Гита обрела смысл. Временами приходил религиозный экстаз, описанный Шри Рамакришной и христианскими святыми.

Все в мире светилось и было прекрасным. Все живые существа стали сияющими и выражали это сияние в спокойствии и великолепии. Стало очевидно, что все человечество мотивировано внутренней любовью, но просто не осознает этого; большая часть жизни проживается как будто во сне. Люди вокруг меня выглядели спящими и невыносимо прекрасными. Это напоминало влюбленность во всех.

Пришлось прекратить привычные часовые медитации по утрам и перед обедом, потому что они усиливали блаженство до такой степени, что становилось невозможным функционировать. Снова приходили переживания, подобные пережитому в детстве во время снежной бури, и становилось все труднее покинуть это состояние и вернуться в мир. Удивительная красота всего сущего излучалась во всей своей красоте, и там, где мир видел уродство, была лишь бессмертная красота. Духовная любовь заливала все восприятие и все границы между «здесь» и «там», тогда и теперь, и разделение исчезло.

За годы, проведенные во внутреннем молчании, сила Присутствия росла. Жизнь больше не была личной, индивидуальная воля более не существовала. Личное «я» растворилось и стало инструментом Бесконечного Присутствия и подчинялось ему. Люди чувствовали удивительную умиротворенность в ауре этого Присутствия. Ищущие стремились к ответам, но так как более не существовало того, кто был моим «я», то они на самом деле получали ответы от своего собственного «Я», которое никак не отличалось от моего «Я». То же «Я» излучалось каждым человеком.

Чудесное происходило неожиданно, превосходя любые принятые объяснения. Многие хронические заболевания, от которых тело страдало годами, исчезли. Зрение спонтанно восстановилось, и необходимость носить очки так никогда и не вернулась.

Время от времени чистейшая блаженная энергия Бесконечной Любви внезапно начинала исходить из сердца по направлению к месту, где произошло какое-либо несчастье, и производила чудесный эффект. Однажды во время езды по трассе эта прекрасная энергия начала исходить из груди. За поворотом оказалось, что произошла авария; колеса перевернувшейся машины все еще вращались. Энергия с силой ринулась в пассажиров машины, а затем сама по себе остановилась. В другой раз я шел по улицам странного города, и энергия начала стекать к месту на один дом впереди меня — к уличной драке, происходящей там. Дравшиеся люди откинулись назад и залились смехом, и снова энергия остановилась.

Глубокие изменения в восприятии приходили без предупреждения в невероятных обстоятельствах. Присутствие внезапно усиливалось, пока все существующее и каждый человек, которые казались отдельными при обычном восприятии, не сливались в бесконечном единстве. В неподвижной Тишине не было ни «событий», ни «вещей». Ничего на самом деле не «происходит», потому что прошлое, настоящее и будущее — это просто артефакты восприятия, как и иллюзия отдельности «я», подверженного рождению и смерти. Когда ограниченное, ложное «я» растворилось во вселенском «Я» своего истинного истока, пришло невыразимое чувство возвращения домой, к состоянию абсолютной умиротворенности и облегчения всех страданий. Когда человек понимает, что он есть вселенная, завершенная и единая со всем Сущим, вечная и бесконечная, страдание становится невозможным.

Пациенты приезжали из всех уголков мира, некоторые из них были безнадежнейшими из безнадежных. Нелепые, извивающиеся, завернутые в мокрые простыни для транспортировки из отдаленных больниц, они прибывали в надежде на излечение тяжелых психозов и неизлечимых психических расстройств. Некоторые страдали кататонией, многие молчали годами. Но в каждом пациенте из-за ущербной внешности светили любовь и красота, возможно, настолько незаметно для обычного зрения, что они стали нелюбимыми для этого мира.

Однажды в больницу привезли девушку в смирительной рубашке, в состоянии кататонии. У нее также было тяжелое неврологическое нарушение, и она не могла стоять. Она извивалась на полу, у нее начались судороги, ее глаза закатились. У нее были спутанные волосы, одежда изорвана, она издавала гортанные звуки. Ее семья была очень обеспеченной, поэтому на протяжении многих лет бесчисленное множество врачей и известных специалистов со всего света пытались ей помочь. Были испробованы все виды лечения, и, в конце концов, ее объявили безнадежной.

Пришел краткий невербальный вопрос: «Что ты хочешь, чтобы с ней было сделано, Господи? » Затем пришло понимание, что ей просто было необходимо быть любимой — и более ничего. Ее внутреннее «я» засияло сквозь ее глаза, и «Я» слилось с любящим Присутствием. В тот момент она излечилась — через свое собственное понимание того, кем она была на самом деле. То, что случилось с ее умом или телом, больше не имело для нее значения.

Это происходило бесчисленное множество раз с другими пациентами. Некоторые восстановились с мирской точки зрения, некоторые — нет, но клиническое восстановление уже не имело значения для самих пациентов. Их внутренняя агония прекратилась. Когда они начинали чувствовать любовь и мир внутри, их боль прекращалась. Этот феномен может быть объяснен только тем, что Сострадание Присутствия заново внесло контекст в реальность каждого пациента, поэтому они пережили исцеление на уровне, превосходящем мир и то, что его наполняет. Внутренний мир «Я» окружил нас вне времени и личности.

Было ясно, что вся боль и страдания приходят исключительно от эго, а не от Бога. Эта истина безмолвно сообщалась пациентам. Такой же ментальный барьер был у другого без- речевого кататоника, который не говорил многие годы. «Я» сказало ему через разум: «Ты винишь Бога в том, что с тобой сделало твое эго». Он вскочил с пола и начал говорить, шокировав медсестру, которая видела этот инцидент.

Работа становилась все более напряженной и тяжелой. Пациенты ждали мест в больнице, хотя для них был построен еще один дополнительный корпус. В растерянность приводило то, что человеческое страдание возможно облегчать лишь единично. Это напоминало попытку вычерпать море. Казалось, что должен быть какой-то другой способ обратиться к источникам основных болезней, бесконечного потока духовных страданий и человеческих несчастий.

Это привело к началу исследований в области тестирования мышц, что дало поразительные результаты. Между двумя вселенными — физическим миром и миром разума и духа — существовала «червоточина», граница между измерениями. В мире, полном слепцов, оторвавшихся от своего истока, появился способ восстановиться и показать всем, что связь с высшей реальностью была утеряна. Это привело к изучению каждого вещества, мысли и концепции, которые могли повлиять на ум. Студенты и лаборанты оказывали помощь в реализации этого замысла. Затем было сделано главное открытие: в то время как на испытуемых оказывали ослабляющее действие негативные стимулы, такие как флуоресцентные лампы, пестициды и искусственные подсластители, духовные ученики, которые продвинулись на более высокие уровни сознания, не были подвержены этому ослаблению наравне с обычными людьми. Нечто важное, имеющее решающее значение, переключилось в их сознании. Это произошло, когда они поняли, что не находились во власти мира, на них влияло только то, во что верил их разум. Возможно, само продвижение к просветлению может быть продемонстрировано, чтобы увеличить человеческую способность противостоять превратностям существования, включая болезни.

«Я» имело возможность изменять мир, просто представляя его себе. Любовь изменяла мир каждый раз, когда заменяла собой нелюбовь. Весь каркас цивилизации мог быть полностью изменен с помощью концентрации этой силы любви в определенной точке. Когда это происходило, история расходилась в новых направлениях.

К настоящему моменту стало понятно, что эти важнейшие идеи могут быть не только рассказаны миру, но и зрительно и неопровержимо продемонстрированы. Казалось, что величайшей трагедией человеческой жизни всегда было то, что психику так легко обмануть. Несогласие и борьба всегда были неизбежными последствиями неспособности человечества отличить истинное от ложного. Но был найден ответ на этот фундаментальный вопрос, способ восстановить природу сознания и сделать объяснимым то, что в другом случае могло лишь подразумеваться.

Затем пришла необходимость оставить прошлую жизнь в Нью-Йорке и все, что было в ней, включая квартиру и дом на Лонг-Айленде, заменив ее затворнической жизнью в маленьком городе. Следующие семь лет прошли в медитации и размышлениях.

Всепоглощающие состояния блаженства вернулись, и появилась необходимость научиться тому, как быть Божественным Присутствием и все равно функционировать в мире. Разум потерял контакт с тем, что происходило в большом мире. Чтобы проводить исследования и заниматься написанием трудов, было необходимо прекратить всю духовную практику и сфокусироваться на мире форм. Чтение газет и просмотр телевизионных передач помогли вспомнить, кто есть кто, узнать об основных событиях и социальной ситуации.

Исключительные субъективные переживания правды, которые являются достоянием мистика, оказывают влияние на все человечество, посылая духовную энергию в коллективное сознание. Такие состояния не доступны пониманию большинства людей и поэтому имеют смысл только для духовных искателей. Это заставило предпринять усилие к тому, чтобы быть обыкновенным, потому что быть обыкновенным — это само по себе выражение Божественности. Истина настоящего «я» может быть открыта в процессе повседневной жизни. Жить с заботой и добротой — это все, что требуется, остальное откроется со временем. Повседневность и Бог не отдельны.

Так после долгого окольного пути духа произошло возвращение к самой важной работе, которая заключалась в том, чтобы попытаться сделать Присутствие чуть более понятным для наибольшего возможного числа людей.

Присутствие хранит тишину и передает состояние умиротворенности — пространство, внутри которого и благодаря которому Все — Есть, существует и развертывается. Оно бесконечно мягко и в то же время как камень. С ним исчезают все страхи. Духовная радость проявляется на безмолвном уровне невыразимого экстаза. Ощущение времени пропадает, нет ни

опасений, ни сожалений, ни боли, ни предчувствий. Источник радости бесконечен и вечен. При отсутствии начала и конца нет ни потерь, ни горя, ни желаний. Не требуется делать ничего, так как все уже совершенно и закончено.

Когда время останавливается, исчезают все проблемы; они есть просто артефакты позиции восприятия. Когда Присутствие господствует, нет идентификации с телом или разумом. Когда разум затихает, мысль «Я есть» тоже затихает, и излучающаяся Чистая Осознанность освещает то, что человек есть, был и всегда пребудет — вне пределов всех слов и вселенных, вне времени и, следовательно, вне ограничений начала и конца.

Люди удивляются: «Как можно достичь такого состояния осознанности», но лишь немногие совершают необходимые шаги, потому что они очень просты. Во-первых, желание достичь этого состояния было всепоглощающим. Затем были усилия, чтобы постоянно действовать с милосердием и нежностью — без исключений. Человек должен быть сострадательным по отношению ко всему, включая самого себя и свои мысли. Затем пришла готовность отложить свои желания и отказаться от личной воли в каждое мгновение. Когда каждая мысль, чувство, желание и действие были отданы Богу, разум становился все молчаливее. Сначала он отпустил все истории и параграфы, затем идеи и концепции. Когда человек отпускает желание сохранить эти мысли, они больше не достигают такой усложненности и начинают распадаться, сформировавшись лишь наполовину. И, наконец, стало возможным отпускать энергию самого процесса мышления — еще до того, как мысль зарождалась.

Задача сохранения постоянной и неослабевающей сосредоточенности, при которой не позволялось даже минутное отвлечение от медитации, выполнялась во время повседневных занятий. Поначалу это требовало усилий, но со временем стало привычным и автоматичным, требующим все меньше и меньше усилий, пока, наконец, не стало абсолютно естественным. Данный процесс подобен ракете, покидающей землю. Первоначально запуск требует немыслимого количества энергии, но затем, когда ракета покидает гравитационное поле Земли, энергии необходимо все меньше и меньше — и постепенно она начинает двигаться благодаря силе собственной инерции.

Внезапно, без предупреждения произошло изменение в сознании. И Присутствие заполнило собой все — безошибочное и всепоглощающее. Было несколько моментов, окрашенных мрачным предчувствием, когда умерло «Я», а затем безграничность Присутствия породила восторг благоговения. Этот прорыв был впечатляющим и более сильным, чем что-либо, случившееся ранее. Ему не было аналогов в сфере повседневных переживаний. Глубочайший шок был смягчен любовью, которая есть Присутствие. Без поддержки и защиты этой любви человек был бы уничтожен.

Затем последовал момент ужаса, когда эго вцепилось в свое существование, боясь стать ничем. Но, когда оно умерло, его заменило «Я» как Все Сущее, где все было известно и очевидно в своем совершенном выражении собственной сути. Приходу нелокализированности сопутствовало осознание, что человек есть все, что когда-либо было, есть или могло бы быть. Он тотален и закончен, вне всей индивидуальности, вне пола, даже вне самой человечности. Ему никогда уже не нужно будет бояться страданий и смерти.

То, что происходит с этого момента с телом, нематериально. На определенных уровнях духовной осознанности все заболевания тела излечиваются или спонтанно исчезают, но в состоянии абсолютной действительности такие размышления не имеют смысла. Тело продолжит жизнь по своему предсказуемому курсу, а затем вернется туда, откуда пришло. Этот вопрос не важен, это не затрагивает Реальность. Тело — скорее «оно», нежели «я»; это просто еще один объект, подобно мебели в комнате. Лучше просто заняться своими делами, предоставив Провидению руководить социальным приспособлением. Однако когда человек достигает блаженства, очень сложно скрывать это состояние экстаза. Мир может ослепнуть, и люди будут приходить издалека, чтобы побыть в этой ауре. Духовные искатели и духовно любознательные люди будут привлечены, как и больные, ожидающие чуда; человек может стать магнитом и источником радости для них. Часто в этой точке существует желание разделить данное состояние с другими и использовать его ради всеобщего блага.

Экстаз, сопровождающий это состояние, не является абсолютно стабильным; остаются моменты агонии. Самые напряженные из них происходят, когда состояние колеблется и внезапно ослабевает по какой-либо причине. В эти времена приходит глубокое отчаяние и страх быть оставленным Присутствием. Эти падения усложняют путь, и преодоление этих моментов требует огромной воли. В итоге становится очевидным, что человек должен преодолеть этот уровень или постоянно страдать от мучительных «лишений благодати». Великолепие экстаза должно быть поэтому оставлено, как только человек берет на себя нелегкую задачу преодоления двойственности — до тех пор, пока не окажется вне всех противоположностей и их противоречивых влечений. Но счастье отказа от железных цепей эго сильно отличается от отказа от золотых оков экстатической радости. Кажется, будто человек отказывается от Бога, и возникает новый уровень страха, незнакомый прежде. Таков последний ужас абсолютного одиночества.

Для эго страх небытия ужасен, и оно снова и снова бежит от него. Тогда смысл страдания и темных ночей души становится понятным. Они настолько непереносимы, что их боль подталкивает человека к предельному усилию, чтобы преодолеть их. Когда колебания между раем и адом становятся непереносимыми, желание самого существования должно быть оставлено. Только тогда, когда это сделано, человек, наконец, может уйти от противоположностей Бытия и Небытия, наполненности и пустоты. Эта вершина внутренней работы является самой сложной фазой, предельным барьером. Преодолев его, человек осознает, что иллюзия существования, с которой он расстался, окончательна. Отсюда уже нет пути назад; призрак необратимости делает последнюю преграду самым страшным выбором из всех.

В этом финальном апокалипсисе «я» единственная, оставшаяся двойственность Бытия против Небытия растворяется во Вселенской Божественности, и не остается индивидуального сознания, которое могло бы сделать выбор. Последний шаг, таким образом, совершает Бог.

Дэвид Р. Хокинс

www. e-puzzle. ru

www. e-puzzle. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.