|
|||
Термины DUR и MOLLЗа время с конца античности и до ХVII столетия термины dur и moll[1] использовались для девяти сменявших друг друга или сосуществовавших различных музыкальных явлений: 1. для диатонического и хроматического родов, этос которых считался «твердым» или «мягким» и средние струны тетрахорда в которых были «твердо» или «мягко» напряжены; 2. для целого тона и полутона как характерных интервалов «твердого» диатонического или «мягкого» хроматического родов; 3. для большой и малой терций, которые соотносились друг с другом как «твердый» целый тон и «мягкий» полутон, а также для «твердого» тритона в противоположность «мягкой» кварте; 4. для ступеней звукоряда h и b, которые имеют под собой «твердый» целый тон a-h или «мягкий» полутон a-b и относятся к «твердому» диатоническому или «мягкому» хроматическому роду; 5. для графических знаков ступеней звукоряда h durum и b molle, применявшихся в качестве акциденций (h = #); 6. для ступеней звукоряда, которые окружены такими же интервалами, как «твердая» h и «мягкая» b; 7. для гексахордов g–e′ и f–d′, которые отличаются друг от друга наличием ступеней h durum или b molle; 8. для нетранспонированной шкалы с h durum (cantus durus) и транспонированной шкалы с b molle (cantus mollis); 9. для современных наклонений и трезвучий[2]. Предположив, что названия вещей свидетельствуют о связях, в которых виделись эти вещи[3], попытаемся сначала проследить производность друг от друга первых восьми случаев применения терминов dur и moll, т. е. показать их систематическую связь. Затем покажем, как при слиянии царлиновского учения о трезвучиях с употреблением понятий применительно к шкалам, терциям, ступеням звукоряда и акциденциям в XVII веке сложились обозначения dur и moll современных наклонений и трезвучий.
|
|||
|