Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. Работа с текстом



 

Урок чтения 8 класс 01. 04. 22 для Вертелы К.

Тема: А. П. Чехов. Биографические сведения. Рассказы «Лошадиная фамилия», «Пересолил».

Цель: учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, раскрыть

природу смешного в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». Выявить причины и последствия лжи главного героя рассказа «Пересолил». Разобраться, с помощью чего автор придает комизм рассказу.

1. Запиши в тетради дату и тему урока.

2. Прослушай рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова, перейдя по ссылке

https: //yandex. fr/video/preview/13286894463209604489

Свое творчество А. П. Чехов начинает с коротких юмористических рассказов. Эти рассказы обычно вызывают улыбку. Но они не так просты. Эти рассказы очень емкие по содержанию.

Какими приемами А. П. Чехов достигает емкости содержания своих коротких рассказов? (ярким заглавием, значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении, динамичным действием, выразительной деталью, сценичностью диалога, простой, ясной речью автора)

3. Прослушай рассказ, перейдя по ссылке

https: //yandex. fr/video/preview/9016661678368897825

Назовите героев рассказа. (генерал Булдеев, приказчик Иван Евсеич, поваренок Петька, генеральша, слуги, дети)

- Как начинается рассказ? Прочтите первые предложения. Какая часть речи употребляется чаще всего? ( «У отставного генерал – майора Булдеева разболелись зубы». Рассказ начинается стремительно. Нет описаний, нет подробностей, читатель сразу вводится в курс дела, в каждом предложении есть глагол или несколько глаголов, которые позволяют сделать события динамичными).

- Что происходит в это время в доме генерал-майора? (настоящий переполох, все суетятся вокруг генерала, предлагают ему помощь)

- Возможен ли такой переполох, если бы зуб заболел у поваренка Петьки? (нет, генерал барин, все пытаются ему угодить, Чехов нам говорит о том, что люди занимают неравное положение в обществе).

- Ситуация, в которой оказывается генерал, - необычная? (самая обыкновенная, многие люди страдают зубной болью)

- Что делают люди, если у них болят зубы? (идут в больницу у врачу)

- Что делает генерал? (слушает советы, ему вызывали врача, но он не стал вырывать зуб)

- Почему? (боится)

- Опишите генерала. Какой у него характер? Найдите в тексте слова, которые помогут нам понять характер генерала. (образованный, генерал, капризный, самоуверенный, с презрением относится к слугам; Чехов подчеркивает в его голосе повелительные недовольные интонации, бранные резкие выражения)

- У генерала зубная боль, он мучается, а мы сочувствуем ему? (нет, скорее смеемся над ним, над комическим положением, в котором оказался генерал).

- Почему? (генерал не лечит зубов у врача, а решается искать какого-то акцизного чиновника, который якобы лечит зубы заговорам, и не верит в заговоры, считает их ерундой, но соглашается на какие-то безрезультатные поиски).

-Почему жена соглашается на письмо к акцизному чиновнику? (генерал ее замучил, надоел своим нытьем, она что угодно готова сделать, чтобы успокоить его).

- Дайте характеристику генералу? ( он привык командовать, все вертится вокруг него, все решают его проблемы, а он только мнит себя главным, пупом земли, но как личность ничего собой не представляет).

- Что вы можете сказать о приказчике? (говорит много ненужного о семейном положении, о службе, о быте, образе жизни знахаря, а самое главное- фамилию – забыл).

-Когда приказчик вспоминает фамилию? (когда уже не нужно, зуб вырвали.

- Кто из слуг наиболее близок к барину? (приказчик)

- Каким человеком показан приказчик? (недалекий человек, он много о себе мнит, берет с на себя смелость подсказывать текст депеши).

- Какова речь приказчика? (неправильная, грубая, с ошибками, а он диктует письмо. Это говорит о его невежественности, ограниченности)

- Как меняется поведение приказчика? (он все более и более теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом, сознает свою вину – медленно вышел, виновато вздохнул, но вспомнил фамилию, ожил - снова может заслужить или вернуть расположение генерала).

- Что же это за люди приказчик и его генерал? (эти люди рабы, рабство, по мнению Чехова, самое отвратительное качество человека).

- В чем или как проявляется рабство в героях рассказа? (приказчик во все зависит от генерала, мнит себя знающим человеком, но на самом деле невежественный, необразованный, унижается перед генералом, пытается ему угодить, лезет в те дела, которые ему не нужны; а генерал унижает тех, кто ниже его по положению, заставляет всех крутиться вокруг него, угождать ему)

- Все ли герои рассказа появляются на сцене? (нет, например, дети)

- Но Чехов заставляет нас увидеть их. Как? (мы их слышим, так как они тоже заняты общим переполохом и ищут лошадиную фамилию)

- Почему рассказ юмористический? Как создается комическая ситуация?

(1) смешной сюжет - вся семь я занята поиском лошадиной фамилии; 2) смешно суеверие образованного человека; 3) смешны способы, которыми пытается генерал утихомирить зубную боль; 4) смешны лошадиные фамилии, которые придумывают обитатели дома;

5) смешна развязка рассказа).

- Каким можно назвать смех в рассказе- добродушным, уничтожающим, снисходительным? (снисходительный)

- Почему? (герои не сделали плохого никому, только себе, но Чехов видит их недостатки и говорит нам о них)

Запиши в тетради.

Секреты юмористического жанра.

1. Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия»)

2. Говорящие фамилии (Овсов)

3. Смешные названия станций, деревень (Девкино)

4. Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич)

5. Речь персонажей индивидуальна

Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное произведение Чехова – рассказ «Пересолил», который был написан в 1885 году и опубликован в журнале «Осколки».

Прослушай видеоурок по рассказу А. П. Чехова «Пересолил»

https: //yandex. fr/video/preview/4795138200056017294

Поразмышляй!

Для чего блюдо солят? (для вкуса) А если соли слишком много – это хорошо? (соль – уже вредно)

Соответствует ли название «Пересолил» содержанию рассказа?

Подумай, почему писатель использует именно этот глагол, а не иной?

 Почему не наврал, солгал, обманул, а именно пересолил? (Уже с самого начала Чехов вводит нас в заблуждение. Любой не читавший этот рассказ подумал бы, что речь пойдет о приготовлении пищи, или о поваре, или просто о житейской ситуации, но у Чехова не так всё просто)

Основная цель нашего урока-выявить причины и последствия лжи главного героя

4. Работа с текстом

1. Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Прочитайте. (Землемер – Глеб Гаврилович Смирнов; Клим)

Куда держал путь Смирнов? (В Девкино к генералу Хохотову)

Кто его вызвался довезти?

Мог ли рассказ закончиться в тот момент, когда Смирнов сел в возницу и приехал в Девкино? Было бы ли это в стиле Чехова?

Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет? (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

Где в рассказе завязка? (Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение).

Развитие действия? ( Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать).

Почему развитие действия – ложь? (именно ложь движет рассказом)

Кульминация? ( Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает).

Как бы вы одним словом обозначили композицию? (Пересолил)

Развитие действия? (Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться)

Развязка? (Землемер и возница продолжают путь)

Чеховским рассказам свойственна кольцевая композиция. (Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала). Соблюдается ли она здесь?  

 

2. Комизм в рассказах Чехова создается на основе несоответствий. Давайте постараемся найти такие несоответствия в рассказе «Пересолил».

Смирнов – Хохотов

Гнилушки – Девкино

Возница: у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Лошадь молодая – но выглядит как старая

Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул! ”

 

На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Какой вывод мы можем сделать на основе нашей работы? (писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение. )

Чему учит рассказ Чехова?

Чехов – мастер юмористических рассказов. Для него было главным, обличить ложь и трусость, ведь это качества, присущие большинству людей в мире.

Молодец, ты справилась!

 Домашнее задание. Читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.