|
|||
Холодно, страшно, местами – пусто… Но стильно!Холодно, страшно, местами – пусто… Но стильно! В конце сезона в театре–мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Чайки»! Наверное, каждая постановка трагической комедии Чеховаотражает отдельные глубинные смыслы этой странной и самой личной пьесы автора. Режиссура Кирилла Пирогова отсылает нас к воспоминаниям Лидии Авиловой, рассказавшей когда-то литературоведам, про свой прощальный подарок Чехову - кольцо с выгравированным посланием: «если тебе понадобится моя жизнь – приди и возьми её». Не посмев разрушить семейную жизнь любимой женщины с тремя детьми, писатель создал свою первую пьесу «Чайка» как ответ на это послание. Первое действие спектакля завораживало меня и принуждало внимательно следить за всеми героями незамысловатого, казалось бы, житейского сюжета, известного на весь мир. Своеобразный пролог от Нины Заречной (Мария Большова), летающей на тросах в образе Мировой Души, стал камертоном всего спектакля Кирилла Пирогова: «Холодно… Пусто… Страшно…» Восхитительно! Во втором действии накал страстей несколько не оправдался. Может быть, так было задумано режиссером: психологическая глухота, как своеобразное отражение современного стиля общения?.. Но в ответ и у зрителя возникало несколько отстраненное отношение к происходящему на сцене. От сопереживания к Заречной не подступал ком к горлу. Эффектные позы, изысканные наряды. Не навернулась слеза, когда юный Треплев решил застрелиться. Безупречной в спектакле оказалась горестная насмешка над богемой в образе Аркадиной, которую с тонким психологизмом играла Галина Тюнина и Евгений Цыганов в роли Тригорина, создавший своего персонажа беспощадными красками. Очень выразителен финал спектакля, решенный, как суд времени над Тригориным: часы громко отсчитывают секунды до того момента, как Аркадина узнает правду, что сын застрелился. Страшно… Точным решением в стиле трагической комедии стоит виновником по центру сцены нелепый от ужаса Тригорин. Заречная улетела отсюда, даже будучи на одном крыле, что, подчеркивается сценическим костюмом. В финальной сцене у Нины платье с одним рукавом и героиня все взмахивает обнаженной белой рукой, как птица. Помимо стильных, изящных костюмов (Мария Данилова) на сцене много и других безупречных профессиональных приемов. Среди актерских удач постановки - печально комичная Маша, отчаянно нюхающая порошок, в исполнении Серафимы Огаревой, и её возрастная матушка (Наталья Курдюбова), пылающая юными чувствами. И несмотря на яркий актерский состав, интересные придумки, мне не хватило ещё какой-то волшебной составляющей до того театрального потрясения, которого ждёшь от «Чайки», как истории про любовь, смерть и возрождение. Может быть, некоторое эстетство, излишняя красивость постановки помешала найти некоторую важную ноту искренности? Кирилл Пирогов актер необыкновенный – думающий. И его первая постановка Чехова, обостряет внимание к нему, как к режиссеру, способному расширять своим творчеством границы души. Предполагаю, что некоторая эмоциональная сухость спектакля может обогатиться со временем, и сам автор мог бы, стоя, аплодировать этому большому разговору об искусстве, нравственности, чистоте, которого так остро не хватает сегодня на театральных подмотках.
Ирина Кумова
|
|||
|