Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этот конспект надо распечатать на принтере, вложить в тетрадь и знать этот материал.



Этот конспект надо распечатать на принтере, вложить в тетрадь и знать этот материал.

Андрей Рублёв.

Андрей Рублев (1360-1428) — первый русский художник-иконописец, которого причислили к лику православных святых.

• из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.

• Он создал собственную иконописную школу (т. е. свой стиль) и отступил от византийских художественных канонов.

• Андрей Рублев жил в период междоусобиц и войн XIV-XV веков на Руси, его имя отмечалось в летописях рядом с информацией о возведении храмов.

• В 1380 году, когда произошла битва на Куликовом поле, он уже был работником в княжеской артели умельцев и украшал стены в церквях многих городов.

Принял монашеский постриг, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей;

• 1405 – роспись Благовещенского собора Московского Кремля (вместе с Феофаном Греком, Прохором с Городца);

• 1408 – роспись Успенского собора во Владимире (вместе с Даниилом Черным);

 

 

 

• Росписи Успенского собора были расчищены в 1918 году. Они жестоко пострадали от безграмотных реставраций и побелки. Фрески дошли до нас лишь частично, большинство из них безвозвратно погибло.

• Расчищенные части росписи являются фрагментами грандиозной композиции «Страшного суда», украшающей западные своды центрального и южного нефов, а также прилегающие столбы.

На западном своде центрального нефа, под хорами собора, мы видим фигуру Христа в ореоле из серафимов; правой рукой он указывает путь праведникам, левой — путь грешникам. В его образе нет ничего грозного, ничего устрашающего.

В полукружии, над примыкающей к своду западной аркой, представлен «престол уготованный». Христос, изображенный в центре свода, кажется как бы устремляющимся к престолу, чтобы занять на нем место в «страшный судный день». На престоле лежит книга, в которую вписаны деяния людей. К подножию престола припали на колени трепещущие Адам и Ева, виновники грехопадения человека.

• Слева и справа спешат к престолу Богоматерь и Креститель — заступники за род людской. Петр и Павел возглавляют два ряда апостолов, чьи фигуры размещены уже на склонах свода и на прилегающей восточной арке. За апостолами стоит несколько рядов ангелов.

• Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

• В 1420-х годах Андрей Рублёв с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — икону «Троица», написанную для иконостаса.

 

Икона «Троица» была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.

• На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

• Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

• В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

• В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей стала точка зрения, согласно которой явление Аврааму трёх ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

• Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.   

Средний из ангелов, символизирующий Иисуса Христа, склонив свою голову в сторону ангела справа от него, благословляет чашу, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих.

• На этот подвиг его вдохновляет Бог Отец (левый ангел), который также благословляет чашу. Дух Святой (правый ангел) присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как «утешитель».

• За ангелами изображены дерево, палаты, гора. За средним ангелом изображено дерево, которое переосмысляется не только как дуб Мамврийский, но и как «древо жизни», «древо вечности», которое могло быть символом воскресения. За левым ангелом возвышаются стройные палаты, что является образом домостроительства Божьего. За правым ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного (в Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события.

• Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

• В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства.

Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.                                           t. belozer@yandex. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.