Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 7. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.



Тема 7. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

1. Особенности профилактической работы органов

 б) прокуратуры.

Организация процесса профилактики преступлений должна осуществляться таким образом, чтобы соотношение его эффективности и затрачиваемых средств было оптимальным. Под эффективностью в данном случае понимается уровень достижения целей профилактики, и прежде всего предупреждения совершения новых преступлений. Следует учитывать, что подозреваемые и обвиняемые в подавляющем большинстве имеют стойкую антисоциальную либо асоциальную ориентацию, их поведение в той или иной мере отклоняется от существующих в обществе норм. Поэтому профилактика преступлений этих лиц представляется сложным делом. Речь идет не только о выполнении требований ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК РФ. На практике следователям зачастую приходится сталкиваться с игнорированием предъявляемых законных требований к должностным лицам, руководителям предприятий и учреждений по вопросу устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Одной из основных функций в деятельности следственных подразделений является предупреждение преступлений, правовое воспитание членов общества в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование законопослушного поведения, предупреждение возможности совершения как подозреваемыми и обвиняемыми, так и иными лицами новых преступлений.

Отсюда, органы предварительного следствия осуществляют не только уголовное преследование, но и профилактическое воздействие на преступность посредством индивидуальных мер воздействия, а также иных специальных криминологических мероприятий. Уголовно-процессуальный закон указывает на необходимость принятия профилактических мер, позволяющих оказать существенное воздействие на причины и условия совершения преступлений и на те негативные отношения подозреваемых и обвиняемых, которые непосредственно связаны с преступностью (пренебрежение к труду, человеку, обществу, нормам человеческого общежития и т. д. ).

В криминологической литературе такую разновидность профилактики принято называть социальной профилактикой, предметом которой являются не только правонарушения, преступления, но и иные социальные отклонения, включая пьянство, наркотизм, проституцию, политический, религиозный экстремизм, суицид, другие виды девиантного поведения, нарушающие правовые, моральные, иные нормы человеческого общежития. Она является наиболее предпочтительной в отношении подозреваемых и обвиняемых, поскольку отмеченные факторы стали причиной или условием их криминального поведения. Профилактика представляет собой самую раннюю и наиболее сложную стадию предупреждения, объектами которой выступает не криминальная деятельность сама по себе, а ее детерминанты. К их числу следует относить:

- внешние факторы, определяемые средой, в которой может развиваться преступная деятельность, а именно: характер межличностных связей, социально-ролевые особенности лиц, склонных к девиантному, делинквентному поведению, виктимологическая картина. Применительно к рассматриваемой проблеме следует подчеркнуть важное значение обеспечения неукоснительного соблюдения принципа законности, охраны прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых на досудебных стадиях. Неадекватные и несправедливые действия и требования руководства следственного органа и следователей могут вызвать резкую волну протестных настроений подозреваемых и обвиняемых и, как следствие, противоправных действий, преимущественно насильственного характера. Серьезную опасность представляют конфликты среди самих подозреваемых и обвиняемых, являющихся соучастниками по уголовному делу, либо вместе содержащихся под стражей. Подобные ситуации - питательная среда для противоправной деятельности, они делают процесс расследования преступлений контрпродуктивным. Объектами профилактической деятельности органов следствия должны быть:

- причины и условия, которые выступают детерминантами преступности;

- любое правонарушение, акт неповиновения и даже нестандартного поведения, поскольку они представляют собой обстоятельства, непосредственно продуцирующие криминальную активность;

- психологические особенности, ценностные ориентации, мотивация подозреваемых и обвиняемых, склонных к девиантному поведению, их установки, способности, возможности по реализации последних;

- состояние контроля со стороны официальных органов и лиц, в чью компетенцию входит организация и осуществление мер по предупреждению правонарушений, выполнение представлений следователя.

Как свидетельствует практика, профилактическая работа в органах предварительного расследования должна строиться с учетом криминогенной ситуации по месту расследования и тех преступлений, за совершение которых лицо привлечено в качестве подозреваемого и обвиняемого. Наиболее типичными преступлениями, совершаемыми подозреваемыми и обвиняемыми, являются: преступления против жизни, здоровья и половой свободы личности (убийство, причинение различной степени вреда здоровью, изнасилование и др. ); преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабежи, вымогательство и т. д. ); хулиганство, незаконный оборот оружия и боеприпасов, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Для правильной организации профилактической работы в период предварительного следствия недостаточно лишь установить причины, условия, а также иные детерминанты преступлений и правонарушений, необходимо также адекватно интерпретировать, объяснить, оценить, иными словами, подвергнуть научно достоверной криминологической диагностике соответствующие обстоятельства и события, явления и процессы с тем, чтобы доказать причинно-следственные связи там, где они непосредственно не даны в ощущениях. Например, совершение грабежей и разбоев, получившее в последнее время некоторую тенденцию к росту, следует рассматривать как факт, который должен быть сопоставим с другими социальными явлениями и событиями на макро-, микро- и индивидуальном уровнях. Это означает, что необходимо выявить не только типичные детерминанты, но и индивидуальное преломление последних, оказавшее непосредственное воздействие на систему мотивации подозреваемого и обвиняемого, совершившего данное преступление.

Особенность профилактической работы в период предварительного следствия заключается и в том, что причины, условия, иные детерминанты рассматриваемого типа преступности во многом связаны с сущностью предстоящего наказания в виде лишения свободы. Уже одно то, что наиболее криминально зараженные люди принудительно водворяются в деформированные сообщества, которые только по недоразумению можно назвать коллективами, в потенции содержит условия, способствующие реализации антиобщественной ориентации, которая у многих из осужденных, несмотря на применение наказания, сохраняется. Значительная часть осужденных обречена на длительное безделье, существование впроголодь в невыносимых бытовых условиях, на жизнь в изначально агрессивной среде, на беспросветное будущее.

Существенное ограничение социальной сферы, являющейся основой положительной мотивации для любого человека, чаще всего восполняется в период предварительного следствия особенностями отношений между подозреваемыми и обвиняемыми в местах содержания под стражей той жизнью, к условиям которой они вынуждены адаптироваться, приспособиться. Характер такого рода отношений во многом определяется традициями криминальной субкультуры. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых наполняемостью в тысячу и более человек с криминологической и управленческой точек зрения неэффективны, поскольку затрудняют проведение индивидуально-профилактической работы.

Таким образом, особенностью профилактической работы в период предварительного следствия является то обстоятельство, что в качестве профилактических мер выступает не только принудительно-репрессивное воздействие на подозреваемых и обвиняемых, составляющее сущность меры пресечения, но и дополнительные профилактические мероприятия, связанные с устранением или блокированием причин и условий преступности, вынесением представлений в адрес руководителей предприятий и учреждений.

В период предварительного следствия осуществляется общая и специальная, в том числе индивидуальная, профилактика. Общекриминологическая - реализуется персоналом следственных подразделений, представителями общественных организаций, религиозными учреждениями, отдельными гражданами и должностными лицами. Основное предназначение общекриминологической профилактики - недопущение рецидивной преступности.

Специально-криминологическая профилактика включает в себя мероприятия применительно к разным видам преступлений и криминального поведения, группам подозреваемых и обвиняемых. Их осуществляют службы безопасности следственных изоляторов, оперативные аппараты не только ФСИН России, но и ФСБ, МВД России и других ведомств. Специально-криминологический уровень профилактики должен органично дополнять и конкретизировать общекриминологическую профилактику.

Органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной информации сигнализировать о необходимости учета тенденций этих ситуаций в содержании крупномасштабных мер общепрофилактического уровня.

Индивидуальная профилактика осуществляется в период предварительного следствия, как правило, в отношении лидеров отрицательно настроенных группировок, «воров в законе», «авторитетов» преступного мира (организованной преступности), наиболее активных участников преступных групп и группировок отрицательной направленности и других категорий подозреваемых и обвиняемых, представляющих оперативный интерес.

 

2. Отношение адвоката к выявлению причин и условий преступления определяется рядом особенностей, состоящих в том, что они должны иметь уголовно-правовое значение, то есть влиять на уголовную ответственность обвиняемого, обязанности адвоката по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, в отличие от соответствующих обязанностей дознавателя и следователя установить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению (ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК РФ), «ограниченны — выполнение их не должно противоречить интересам подзащитного». Роль защитника в предупреждении преступлений.

Тем не менее перечисленные условия не препятствуют адвокату участвовать в процессе выявления, закрепления и исследования обстоятельств, детерминировавших преступление, вмененное в вину лицу, которое он защищает. Причем эту деятельность в интересах своего подзащитного адвокат должен осуществлять на всех стадиях уголовного судопроизводства. Именно такой подход к исследованию процессуальной деятельности адвоката по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, был характерен для конца 70-х и начала 80-х годов прошлого века. Этот подход верен методологически, приемлем практически и оправдан этически, невзирая на то, что в нем просматриваются определенные погрешности. Так, вряд ли можно согласиться с тем, что уголовно-правовое значение имеет повод к совершению преступления, поскольку повод не предусмотрен в законе в качестве обстоятельства, способствовавшего совершению преступления. Материальный закон закрепляет обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (ст. ст. 61 — 63 УК РФ), а процессуальный закон требует доказать по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ). Следовательно, применительно к деятельности адвоката по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, крайне важно и необходимо использовать терминологию, содержащуюся в законе, в основах предупреждения преступлений, приобретающий особую остроту применительно к индивидуальному поведению.

 

3. Федеральный закон от 23. 06. 2016 N 182-ФЗ " Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.