Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СУЛТАН ГАБЯШИ (1891 – 1942)



 

       Судьба С. Габяши поразительна. Это пример того, как музыкально одарённый человек, начинавший так обнадёживающе, закончил так трагично; пример того, как несмотря на все препятствия судьбы, человек смог стать основоположником двух культур – татарской и башкирской, смог написать композиторские сочинения, когда этого никто не делал, организовать тв. коллективы (хоры) и создавать многоголосие, собирать нар. песни, писать статьи в газеты и журналы, преподавать музыку. Он обладал очень широким кругозором, глубокими знаниями, поэтому он и смог стать универсальным муз. деятелем своего времени. Это была эпоха джадидизма (реформация в области мусульманского образования, когда в медресе наряду с религиозными предметами стали преподаваться и светские, такие как математика, физика, русский язык и литература, география, история, франц. язык и др., организовывали муз. коллективы – хор, симф. оркестр, театр. Такое медресе называли новометодным) и Габяши стал его порождением. Благодаря джадидизмуещё до революции 1917-го года, объективно началось развитие мусульманских культур, перешедшее в эпоху советского культурного строительства с его идеологическими нормами. С этим столкновением связана главная трагедия его жизни. С. Габяши – личность, сформировавшаяся до этого периода, один из многих репрессированных деятелей, несправедливо павших в эпоху сталинизма. В целом первое поколение баш. музыкантов – это поколение репрессированных людей, ведь в советском время главным критерием оценки произв. искусства был критерий идеолого-политический. Искусство в СССР подчинялось политическим идеям. При этом решающую роль играло социальное происхождение. Габяшис родителями и повезло, и не повезло.

 

Семья. Повезло в том, что его отец – Хасан-ГатаМухамметовичбыл не только образованнейшим, интеллигентным человеком, – не только крупнейший мусульманским общественным деятелем своего времени, но был и видным богословом – историком, автором статей об отношении ислама к музыке и нескольких книг по истории тюркских народов. Он трижды избирался казыем – судьёй Оренбургского магометанского духовного управления, в связи с чем с семьёй переезжал из родной д. Сулабаш Казанской губ. в Уфу. Поэтому их семья жила то в Казанской губ., то в Уфе. За одну из своих книгпо историитюркских народов в 1932 г. он был удостоен золотой медали Турецкой академии наук, за что был репрессирован советскими властями и сослан в Соловки. Хасан-ГатаГабяши имел муз. способности, хороший голос, организовал в своей родной дер. новометодное медресе. Из опубликованной автобиографии Султана Габяши узнаём, что в их библиотеке была известная монография С. Г. Рыбакова «Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта», где были нотные образцы баш. и тат. песен, увидев которые Султан захотел учиться музыке, нотам, чтобы сыграть эти мелодии. Отец Хасан-Гата купил сыну рояль и пригласил лучшего в Уфе педагога (это происходило в Уфе) Наталью Соколову.

    Прежде чем перейти к личности Султана Габяши, хочу сказать о чём же писал в своих статьях Хасан-ГатаГабяши. Самая известная его статья, переведённая недавно на русский язык, называется «Взгляды ислама на песню и музыку». Она написана в разгар споров среди мусульман по поводу концертов КамиляМутыги-Тухватуллина (первого профессионального татарского певца) по просьбе Уральского генерал-губернатора. Габяши детально анализирует правила поведения мусульман, освещая и допускающие правила, и запрещающие. Его итоговые утверждения: «Стихи, пение, слушание в целом – о них, об их основной сути, их воздействии может и должно быть ещё много написано… согласно приведённым доказательствам и ривайатам, и стихи, и пение в основе своей разрешены… (…) И сколько бы не находили слов об их «запретности», места для сомнения здесь нет… нельзя видеть законных препятствий для концертов КамиляМутыги-Тухватуллина. Если же принять во внимание возможное от них благо народу, это можно считать желаемым делом»[1].

Такие деятели и способствовали тому, что 100 лет назад в мусульманской среде постепенно менялось мировосприятие и жизненный уклад, пусть и в борьбе со старыми взглядами, но формировалось нац. искусство европейского типа. Не случайно активным и сознательным сторонником этого процесса и стал его сын Султан.

    В своём выступлении я хочу подчеркнуть ту роль, которую С. Г. сыграл для становления баш. муз. культуры. Если его значение для татарской музыки теоретически обосновано (благодаря трудам музыковеда Гульнур Губайдуллиной)[2], то для башк. – только в журнальных статьях. Надо отметить, чтона этапе зарождения национальной проф. музыки Башкирия, Татария и Оренбургская область были единой культурной зоной. Поэтому театр – драматический и музыкальный возник благодаря обоюдным усилиям башкирских и татарских деятелей искусства. Общими были национальные кадры актёров, режиссёров, певцов, композиторов, литераторов. Объяснить этот факт можно этнической, языковой, конфессиональной и географической близостью двух народов, а в области этномузыкальной – наличием единой ладовой системы – ангемитонной пентатоники.  

1. Исполнительская деятельность С. Габяшикак пианиста началась в Уфе. В 18 лет (1909) он начал выступать в татаро-башкирских муз-лит. вечерах. Это первый пианист, который на проф. сцене начал играть баш. нар. мелодии. Не на курае, а на рояле. Поэтому можно сказать, что он заложил традиции академического (по-европейски) национального фп-го исполнительства. Благодаря ему тоже, в самом начале ХХ века в Уфе зарождается такая форма муз. жизни как национальный концерт. Зарождается на основе русско-европейской академической традиции, потому что концерт – это форма европ. музыкальной практики, воспринятая восточными культурами на волне джадидизма.

2. Тогда же он выступает как композитор: сочиняет свои первые фп. пьесы «Юность», «Печаль», «Радость после печали», «Пикник» (1914), после чего поэт СагитРамиев называет его «первым нац. композитором». Поскольку происходило это в Уфе, можно считать, что Габяши влиял на формирование не только татарской, но и башк. музыки.

- Самое известное произв. Г. – песня «Кукушка» на народные слова (1922). Послушать в интернете. Так же известна песня «Май». Так он становится основоположником вокального жанра в тат. ибашк. музыке. Композиторские сочиненияГабяши не отличаются многочисленностью, это было время, когда каждая песня с фп. сопровождением или расписанная на несколько голосов  становилась событием. Делалось это всё по интуиции, муз. ощущениям. Он был одним из первых, и этим всё сказано.

- Тогда же в предреволюционные годы Габяши пишет музыку к театральным постановкам – спектаклям «Зулейха» Г. Исхаки, «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Бузджигит» К. Рахима, «Сак-Сок» татарской труппы «Сайяр» (остатки которой впоследствии войдут в состав Башкирского передвижного театра), где использовал подлинные мунажатные напевы, за что был подвергнут уничтожающей критике, обвинён в пантюркизме и панисламизме (мунажаты – это духовные стихи у мусульман, они напеваются на напевы старинных религиозных книг. В сов. времена напевы мунажатов во всех мусульманских республиках использовались в театральных жанрах (драмах, комедиях, операх, балетах) исключительно для негативной характеристики образов мусульманского духовенства, особенно мулл, потому что муллы были самым типичным характерным персонажем, высмеиваемым с помощью музыки); также шакирдов (учащихся медресе), верующих людей. Негатив достигался с помощью искажения мелодии, ритма, не характерного интонирования, или несоответствия содержания и сценической ситуации, как, например, в ариозо муллы из муз. комедии З. Исмагилова «Кодаса»; кроме того священнослужители в драме и балете «Черноликие» и т. д. С. Габяши – единственный композитор, применивший мунажатные напевы в позитивном плане.

- С. Габяши – один из соавторов первых татаро-башкирских опер «Сания» (1925)  и «Эшче» (1930), поставленных силами Казанского муз. техникума в Казани.

Материал опер скомпонован из баш. и татар. песен, протяжных, коротких. Вас. Виноградов гармонизовал и оркестровал вокальные номера. Муз. руководитель постановок – Александр Литвинов. Муз. материал – татарский и башк, оперы поставлены в Татарии, в Башкирии – отдельные вокальные номера, самим Альмухаметовым, когда он приезжал с концертами, и его учениками.

Так, в репертуарном плане башкирской оперной студии от 1938 года фигурирует опера «Эшсе» М. Гафури, с резкими замечаниями директора театра С. Кадырова и главного дирижёра П. Славинского: «Музыка требует очень значительных переделок, а ещё лучше – написания заново». Обозначена и дата премьеры – 1 сентября 1939 года[3]. Переписка С. Габяши и В. Виноградова по этому поводу, опубликованная Г. Б. Губайдуллиной, объясняет причины того, почему опера не была поставлена в Уфе: сначала соавторы долго выясняли, где найти ноты оперы, далее В. Виноградов заболел и надолго лёг в больницу (тем не менее, они договорились, что будут работать над их переработкой), потом началась война и Габяши был сослан вадминистративную ссылку, где через полгода умер. Для нас важно то, что перечисленные Габяши музыкальные фрагменты из оперы «Эшсе», были исполнены под управлением дирижёра О. С. Райцина на вечере-концерте в честь 60-летия со дня рождения МажитаГафури, состоявшемся в Башкирском оперном театре 24 ноября 1940 года. Это, как выяснила Г. Б. Губайдуллина, увертюра, вальс, мазурка, арии Али бабая, Салимы, дуэт Хамиды и Нигмата, ария Нигмата (всё – из I акта), песня Камили из II акта и квартет, ария Нигмата из III акта [СГ, с. 125 – 126].

Непосредственные музыкальные впечатления от «Эшсе», думается, помогали авторам первых башкирских опер, не говоря уже о том, что и башкирские слушатели были знакомы с ариями из этих опер. Это были не только, ставшие народными песнями, арии главных героев Зии и Нигмата в исполнении самого Альмухаметова, но и арии Сании, Гали бабая, Куплеты Камили из оперы «Эшче», о чём можно судить по газетным рецензиям. Следовательно, постановки опер «Сания» и «Эшче» исторически сыграли огромную роль в процессе становления не только татарского, но и башкирского музыкально-сценического искусства, что, кстати, признавали сами авторы[4]. Эта музыка вернётся в Башкирский оперный театр через целую историческую эпоху: 7 ноября 1995 года на юбилейном, в честь 100-летия со дня рождения Г. С. Альмухаметова концерте прозвучат фрагменты из обеих опер, и это станет данью памяти авторам первых национальных опер, так и не дождавшихся их новой постановки.

4. В 1931 г.  журнал «Яналиф» обратился к нескольким деятелям татарской музыки в том числе к Габяши с вопросами о путях её развития. Г. на все вопросы ответил честно, подробно, профессионально. В частности, он пишет об исторически самобытном месте нац. культуры в соотнесении с художественными тенденциями того времени, о соотношении национального и европейского. Его ответы осмысляются татарскими музыковедами до сих пор. В 30-е же годы его ответы расценили как националистические и в музыковедении возник термин «Габяшизм в музыке». Начались гонения, в результате чего он в 1932 г. вслед за своим другом Г. Альмухаметовым переехал в Уфу. Таким образом, С. Габяши выступает как думающий о судьбах национальной  культуры музыковед-теоретик.

Кроме того, именно Султан Габяши одним из первых употребил понятие «Книжное пение» в своём очерке «О татарской музыке» (1930). В тат. и баш. фольклористике это понятие стало научным термином, он творчески осмыслил и апробировал его музыкальные формулы (арузная ритмика, характерная для арабского стихосложения), вновь актуализировавшиеся в постсоветские десятилетия. Этим самым он выступил как фольклорист-теоретик.

- Выступает в качестве фольклориста-собирателя: то есть собирает и составляет сборники не только татарских, но и башк. песен: «100 баш. нар. песен» (не издан), «10 интернациональных песен» на баш. яз., один сб. баш. нар. песен был издан в 1935 году, я его искала в связи с энциклопедией «Салават Юлаев» (2004, мне нужно было написать о нотациях песни «Салават»), и я его не нашла. Видимо, этот сборник был уничтожен.

5. Педагогика. Габяши преподавал муз. -теоретические дисциплины: в Казанском муз. техникуме (об этом периоде его жизни мне рассказывал Х. Ф. Ахметов, учившийся там в 1931-32 гг); в фотоальбоме «Фарида Кудашева» имеется выпускное фото 1939 г. и среди преподавателей есть фото С. Габяши. Но самой выдающейся своей ученицей сам Габяши считал певицу и композитора Сара Садыкову, которая стала первой исполнительницей партии Сании в одноимённой опере, а потом по его ходатайству поехала учиться в Московскую консерватории, стала крупным деятелем татарского искусства.

Педагог-методист. Помимо составления фольклорных сборников, Габяши ещё занимался составлением программ по музыке для начальной школ на баш. яз. В 1938 г. такая программа в соавторстве с Хабибуллой Ибрагимовым и Иваном Салтыковым (первым директором УУИ) была издана. По сути они выполняли творческую программу своего соратника Г. С. Альмухаметова, изложенную в его брошюре «В борьбе за создание башкирской советской музыки», изданную в Уфе в 1933 г.

6. Музыкально-общественная деятельность. С. Габяши участвовал в организации СК БАССР. 1 ноября 1939 г. на общем собрании музыкантов Башкирии было организовано Оргбюро в составе М. Валеева (пред. ), С. Габяши (отв. секретаря, которому было поручено оформление всех орг-х дел в Москве) и М. Баширова (рядового члена СК). Официально СК БАССР организован 2 февраля 1940 г. Таким образом, С. Г. выступает и как муз-общ. деятель. Благодаря этой деятельности он, наконец, в начале 40-го г. получил однокомнатную кв. в знаменитом доме специалиста по К. Маркса, 32, делил её с семьёй ГабдуллыШамукова Жизнь, казалось, стала налаживаться. А ведь перед этим он потерял отца, умершего в 1936 г. и друга, соратника по борьбе Г. Альмухаметова. Радостью стало рождение сына Рустема.

Трагическая развязка наступила через полтора года с началом Великой Отечественной войны. В связи с начавшейся в Уфу эвакуацией из западных районов СССР, 12 августа 1941 года С. Габяши было предписано в течение 24 часов покинуть Уфу, его отправляли в административную ссылку в Бураевский район республики. Он с молодой женой и грудным ребёнком уезжает в с. ЧелкакБураевского р-на, преподаёт в местной школе музыку, простужается, когда едет лес за дровами и умирает от воспаления лёгких, а по сути, от паралича сердца. Его сердце не выдержало жизненных расстройств.

    Такова судьба Султана Габяши – одного из первых национальных музыкантов, делавшего так много для становления башкирской и татарской культуры.   

 


[1]Сайфуллина Г. Р. Ислам и музыка: взгляды татарских богословов: учебное пособие. Казань, 2013. С. 55.

[2]Султан Габяши: Материалы и исследования. (Вступит. ст., составление, публикация, комментарии и приложение – канд. иск. Г. Б. Губайдуллиной). Казань: Фикер, 2000. 240 с.

 

[3] Краткое описание намеченного репертуара для баш. оп. студии //Национальный архив РБ, ф. 122, оп. 18, д. 611, л. 32.

[4]Габяши, убеждая Виноградова выступить на конференции композиторов автономных республик РСФСР, проходившей в Казани в мае 1940 года с сообщением об их совместных операх, писал: «Это явление историческое» [228, с. 116]. В ответном письме Виноградов, оповещая, что на конференции с соответствующим докладом выступил его сын Юрий, написал: «Я глубоко уверен, что рано или поздно время сделает своё, и обе эти оперы, понятно в реставрированном и исправленном во всех отношениях виде, займут подобающее им место в репертуаре татарского и башкирского оперных театров» [СГ, с. 119 – 120].  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.