|
|||
1. Понятие общения. Психологическая структура общения. Виды и функции общения.
Рябов Артем ПОНБгос-11 1. Понятие общения. Психологическая структура общения. Виды и функции общения. Общение – многоплановый процесс, необходимый для организаций контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относиться к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.
Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.
В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяются такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно- коммуникативная. Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами. Содержание общения может быть различным: § передача информации § восприятие друг друга § взаимооценка партнерами друг друга § взаимовлияние партнеров § взаимодействие партнеров § управление деятельностью и т. д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть: § коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия) § информационная (обмен информацией между людьми) § когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии) § эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью) § конативная (управление и коррекция взаимных позиций) § креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними) В других источниках выделяют четыре основные функции общения: § инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия) § синдикативную (общение оказывается средством объединения людей) § самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста) § трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок) И дополнительные: § экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний) § социального контрол я (регламентации поведения и деятельности) § социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
|
|||
|