|
|||
Ход урока
РИСОВАНИЕ 5-е классы 24. 11. 2020 г. Тема урока: Каргопольская игрушка.
Цели урока: 1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки. 2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. 3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование: 1. Для учащихся: · модель для раскрашивания " Каргопольская игрушка" · гуашь · кисти · баночка для воды · лист бумаги · салфетка · простой карандаш · стирательная резинка 2. Для учителя: · плакаты «Каргопольская игрушка» · презентации «Каргопольская игрушка»
Ход урока Запись на доске: Сказочный мир Каргополя.
На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.
- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой. - Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом. - Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай. - Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. (Конец показа презентации. Учитель демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы и т. д. )
Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках? Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие. Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров? Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера? Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!
(На доске плакаты или презентации поэтапной росписи каргопольской игрушки).
Нарисовать КАРГОПОЛЬСКУЮ игрушку (пользуясь образцами росписи)
Литература: Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 2000. Искусство-детям. Каргопольская игрушка. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. Хвостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.
|
|||
|