Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Речь на предзащиту. Здравствуйте многоуважаемый Владимир Михайлович, уважаемые преподаватели, отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!



Речь на предзащиту

Здравствуйте многоуважаемый Владимир Михайлович, уважаемые преподаватели, отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!

Тема моей магистерской диссертации: «Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого».

Литературное творчество богослова и проповедника протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931), мало известно современному читателю и почти не изучено в литературоведении. Свенцицкий оставил после себя  не очень обширное, но весьма значимое наследие. Популярный и читаемый в начале ХХ века, оказавший значительное влияние на умы современников (в частности философов Н. А. Бердяева и И. А. Ильина), сегодня В. П. Свенцицкий оказался совершенно забыт. Творчество Свенцицкого отразило мучительные духовные искания начала ХХ в., трагическую расщепленность сознания, поиск идеала и невозможность поверить в него. Прозу прот. В. П. Свенцицкого часто сравнивали с произведениями Ф. М. Достоевского.  Оба писателя прошли очень тернистый жизненный путь и отразили в своих произведениях духовные и философские искания своего времени и способы решения  важнейших религиозно-философские проблем. Сопоставление их произведений вызывает неподдельный исследовательский интерес.

Актуальность темы моего диссертационного исследования определяется тем, что во-первых, творческое наследие протоиерея Валентина Свенцицкого еще только входит в научное пространство современного литературоведения, а потому нуждается в работах, осмысляющих его литературный и духовный путь; во-вторых, тема диссертации вписывается в контекст исследований, изучающих литературную рецепцию, диалог художественных традиций, творческие связи писателей.  

- во-первых, интересом современного литературоведения к творчеству и духовному пути протоиерея Валентина Свенцицкого;

- во-вторых, отсутствием научных работ, посвященных изучению рецепции творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого.

Цель моей магистерской диссертации  состоитв исследовании восприятия художественного мира Ф. М. Достоевского в творчестве протоиерея Валентина Свенцицкого.

Задачами исследования являются:

- изучить научные работы, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского и прот. В. П. Свенцицкого;

- осмыслить основные тенденции развития истории русской литературы конца XIX – начала XX века в религиозно-философском контексте;

- изучить биографии Ф. М. Достоевского и прот. Валентина Свенцицкого;

- проанализировать ключевые концепты художественной системы Ф. М. Достоевского и  протоиерея Валентина Свенцицкого;

- осуществить сравнительно-сопоставительный анализ произведений Ф. М. Достоевского и  протоиерея Валентина Свенцицкого, выявить особенности рецепции творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого;

- обозначить место творчества прот. Валентина Свенцицкого в литературном контексте эпохи.

Предмет исследования: рецепция творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого.

Объект исследования: произведения Ф. М. Достоевского (повесть «Записки из подполья», роман «Братья Карамазовы», «Идиот») и В. П. Свенцицкого (роман «Антихрист. Записки странного человека», «Второе распятие Христа», эпистолярное наследие).

Методологической базой работы выступают исследования С. М. Аскольдова, А. В. Харитонова, К. В. Касаткиной, А. А. Моторина, С. В Черткова, Л. Ф. Алексеева, Н. Ю. Богатыревой, Т. И. Лузиной  и др.

В магистерской диссертации использованы следующие методы: рецептивный, сравнительно-типологический, биографический, исторический, метод контекстуального анализа, метод мотивного анализа.

Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 85 наименований.

В первой главе«Творчество прот. Валентина Свенцицкого в литературном контексте эпох» рассматриваются основные тенденции развития и ключевые характеристики истории русской литературы конца XIX – начала ХХ века (синкретизм, выражающийся, например, в стремлении связать литературу с философией и религией, соединить разные религиозно-философские идеи; апокалиптичность, интерес к сфере подсознания, к проблеме двойственности человеческой личности и др. ). Во втором разделе главы анализируются особенности восприятия творчества Ф. М. Достоевского в художественном и философском дискурсе эпохи Серебряного века. Последний раздел главы посвящен характеристике литературной деятельности прот. Валентина Свенцицкого, в которой мы выделяем два этапа: ранний (1881-1917) и поздний (1917-19.. ).

Вторая глава диссертации «Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в ранних произведениях прот. Валентина Свенцицкого» открывается разделом, посвященном проблеме художественного метода Свенцицкого. По нашему мнению, самым важным «заимствованием» Свенцицкого у Достоевского становится метод – «реализм в высшем смысле» или «духовный реализм», предполагающий «художественное воссоздание реального мира в предельно объемном физическом и метафизическом измерении и изображение личности в максимально возможной онтологической глубине». В основной части 2 главы на материале романов Достоевского «Идиот" и Свенцицкого " Антихрист" анализируется художественное воплощение темы смерти и воскресения. Кроме того, проводится сравнительно-сопоставительный анализ образа подпольнго человека в повести Свенцицкого " Антихрист" и " Записках из подполья" Достоевского.

В третьей главе рассматривается диалог с Достоевским в позднем творчестве прот. В. П. Свенцицкого, в частности исследуется рецепция поэмы " Великий инквизитор" в повести Свенцицкого " Второе распятие Христа. Фантазия" Используя литературные приемы и систему образов Достоевского, Свенцицкий смог соединить евангельский сюжет с бытовым сюжетом из современной ему жизни.

Исследование проблемы художественного диалога Свенцицкого с Достоевским позволило заключить, что в поиске решения главных проблем и исканий своей эпохи отец Валентин обратился к литературе высочайшего уровня - творчеству Ф. М. Достоевского, который стал для него учителем. Рецепция творчества Достоевского явно прослеживается в произведениях Свенцицкого на самых разных уровнях текста – сюжетном, мотивном, идейно-тематическим, персонажном. Историческое значение литературной и публицистической деятельности Свенцицкого выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века и, несомненно, требует внимательного изучения.

  

   

 

 

 

В ходе проведенного в магистерской диссертации исследования были решены следующие задачи:

- были изучены научные работы, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского и прот. В. П. Свенцицкого: С. М. Аскольдова, А. В. Харитонова, К. В. Касаткиной, А. А. Моторина, С. В Черткова, Л. Ф. Алексеева, Н. Ю. Богатыревой, Т. И. Лузиной и др.

- в работе были рассмотрены

- были изучены биографии Ф. М. Достоевского и прот. Валентина Свенцицкого;

- были проанализированы ключевые концепты художественной системы Ф. М. Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого;

- во 2-й и 3-й главе диссертационного исследования был осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ произведений Ф. М. Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого: повесть «Записки из подполья», роман «Братья Карамазовы», «Идиот», роман «Антихрист. Записки странного человека», «Второе распятие Христа. Фантазия», эпистолярное наследие прот. В. П. Свенцицкого.

- выявлены особенности рецепции творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого через анализ художественного мира их произведений;

- в работе была сделана попытка осмыслить и обозначить место творчества прот. Валентина Свенцицкого в литературном контексте эпохи Серебряного века.

В итоге данного диссертационного исследования можно прийти к следующему выводу:

В корпусе своих произведений прот. Валентин Свенцицкий раскрывается как талантливый христианский мыслитель, это не вызывает никаких сомнений. В поисках решения главных проблем и исканий своей эпохи, эпохи серебряного века, отец Валентин обратился к литературе высочайшего уровня - творчеству Ф. М. Достоевского, который стал для него учителем. Рецепция творчества Достоевского явно прослеживается в произведениях Свенцицкого на самых разных уровнях понимания текста.

Действительно, творчество протоиерея В. П. Свенцицкого — это настоящий своеобразный диалог с Ф. М. Достоевским. Оба писателя прошли очень сложный жизненный путь и отразили в своих произведениях духовные и философские искания своего времени и способы решения важнейших религиозно-философские проблем, центральной из которых является власть «антихристова начала» над душами человеческими.

Путь религиозно-философских исканий и деятельности В. П. Свенцицкого был полон сомнений, страстей, заблуждений, покаяния и прощения, в целом, был крайне тернистым. Историческое значение его литературной и публицистической деятельности, безусловно, масштабно по объему и значимо, что выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.