|
|||
Речь на предзащиту. Здравствуйте многоуважаемый Владимир Михайлович, уважаемые преподаватели, отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!Речь на предзащиту Здравствуйте многоуважаемый Владимир Михайлович, уважаемые преподаватели, отцы, братья и сестры! Христос Воскресе! Тема моей магистерской диссертации: «Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого». Литературное творчество богослова и проповедника протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931), мало известно современному читателю и почти не изучено в литературоведении. Свенцицкий оставил после себя не очень обширное, но весьма значимое наследие. Популярный и читаемый в начале ХХ века, оказавший значительное влияние на умы современников (в частности философов Н. А. Бердяева и И. А. Ильина), сегодня В. П. Свенцицкий оказался совершенно забыт. Творчество Свенцицкого отразило мучительные духовные искания начала ХХ в., трагическую расщепленность сознания, поиск идеала и невозможность поверить в него. Прозу прот. В. П. Свенцицкого часто сравнивали с произведениями Ф. М. Достоевского. Оба писателя прошли Актуальность темы
Цель Задачами исследования являются: - изучить научные работы, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского и прот. В. П. Свенцицкого; - осмыслить основные тенденции развития истории русской литературы конца XIX – начала XX века в религиозно-философском контексте; - изучить биографии Ф. М. Достоевского и прот. Валентина Свенцицкого; - проанализировать ключевые концепты художественной системы Ф. М. Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого; - осуществить сравнительно-сопоставительный анализ произведений Ф. М. Достоевского и протоиерея Валентина Свенцицкого, выявить особенности рецепции творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого; - обозначить место творчества прот. Валентина Свенцицкого в литературном контексте эпохи. Предмет исследования: рецепция творчества Ф. М. Достоевского в произведениях протоиерея Валентина Свенцицкого. Объект исследования: произведения Ф. М. Достоевского (повесть «Записки из подполья», роман «Братья Карамазовы», «Идиот») и В. П. Свенцицкого (роман «Антихрист. Записки странного человека», «Второе распятие Христа», эпистолярное наследие). Методологической базой работы выступают исследования С. М. Аскольдова, А. В. Харитонова, К. В. Касаткиной, А. А. Моторина, С. В Черткова, Л. Ф. Алексеева, Н. Ю. Богатыревой, Т. И. Лузиной и др. В магистерской диссертации использованы следующие методы: рецептивный, сравнительно-типологический, биографический, исторический, метод контекстуального анализа, метод мотивного анализа. Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 85 наименований. В первой главе«Творчество прот. Валентина Свенцицкого в литературном контексте эпох» рассматриваются основные тенденции развития и ключевые характеристики истории русской литературы конца XIX – начала ХХ века (синкретизм, выражающийся, например, в стремлении связать литературу с философией и религией, соединить разные религиозно-философские идеи; апокалиптичность, интерес к сфере подсознания, к проблеме двойственности человеческой личности и др. ). Во втором разделе главы анализируются особенности восприятия творчества Ф. М. Достоевского в художественном и философском дискурсе эпохи Серебряного века. Последний раздел главы посвящен характеристике литературной деятельности прот. Валентина Свенцицкого, в которой мы выделяем два этапа: ранний (1881-1917) и поздний (1917-19.. ). Вторая глава диссертации «Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в ранних произведениях прот. Валентина Свенцицкого» открывается разделом, посвященном проблеме художественного метода Свенцицкого. По нашему мнению, самым важным «заимствованием» Свенцицкого у Достоевского становится метод – «реализм в высшем смысле» или «духовный реализм», предполагающий «художественное воссоздание реального мира в предельно объемном физическом и метафизическом измерении и изображение личности в максимально возможной онтологической глубине». В основной части 2 главы на материале романов Достоевского «Идиот" и Свенцицкого " Антихрист" анализируется художественное воплощение темы смерти и воскресения. Кроме того, проводится сравнительно-сопоставительный анализ образа подпольнго человека в повести Свенцицкого " Антихрист" и " Записках из подполья" Достоевского. В третьей главе рассматривается диалог с Достоевским в позднем творчестве прот. В. П. Свенцицкого, в частности исследуется рецепция поэмы " Великий инквизитор" в повести Свенцицкого " Второе распятие Христа. Фантазия" Используя литературные приемы и систему образов Достоевского, Свенцицкий смог соединить евангельский сюжет с бытовым сюжетом из современной ему жизни. Исследование проблемы художественного диалога Свенцицкого с Достоевским позволило заключить, что в поиске решения главных проблем и исканий своей эпохи отец Валентин обратился к литературе высочайшего уровня - творчеству Ф. М. Достоевского, который стал для него учителем. Рецепция творчества Достоевского явно прослеживается в произведениях Свенцицкого на самых разных уровнях текста – сюжетном, мотивном, идейно-тематическим, персонажном. Историческое значение литературной и публицистической деятельности Свенцицкого выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века и, несомненно, требует внимательного изучения.
|
|||
|