|
|||
Тема поэмы - единение с народом в страшные годы ежовщины, материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.
ТЕМА: «Реквием» А. А. Ахматовой Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любвидо потрясающего по своей глубине " Реквиема". К. Паустовский. Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся. Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о " серебряном веке" русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом " стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня. Мы будем читать " РЕКВИЕМ". «Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался " РЕКВИЕМ". Над лирическим циклом «Реквием» А. Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: " Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов? ", она ответила: " А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти". Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в " Реквиеме" поэтом скорби. Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать " Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " " Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России. " Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: " Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? " Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына. Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу своего мужа Николая Гумилева — за несколько дней до его смерти написала страшные строки: Не бывать тебе в живых, А потом горько раскаивалась в своем предвидении: Я гибель накликала милым, И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году: Рыжий львеночек (Сообщение учащегося) В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: " Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор " преступной группы" — Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал". Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей. Вы на уроках историиговорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России. Я сделаю небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени. Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте " внутренних эмигрантов", объявленных партией изгоями, числится лишь в " попутчиках", но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд " Усача" (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста. Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений. Спустя годы появляются " Один день Ивана Денисовича" и Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, " Софья Петровна" Лидии Чуковской, " Белые одежды" Дудинцева, " Дети Арбата" Анатолия Рыбакова. Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. — Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения. ) Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы, она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами. Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы. Тема поэмы - единение с народом в страшные годы " ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти. Обратим внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? " Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был". — " Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? ЧТЕНИЕ главы « Вместо ПРЕДИСЛОВИЯ» В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. Приметы времени в прозаическом предисловии - тюремные очереди, " опознал" вместо " узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы. В главе «Посвящение» Ахматова говорит не «я», а «мы». Зачем она делает этот акцент? В данном случае " Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением " МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду. Чтобы описать общее материнское горе поэтесса использует гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: " словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут". Читая знаменитые строки " Вступления", понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования. — Каким же рисует она этот город сейчас? " ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград" —Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора Звезды смерти стояли над нами, Требует расшифровки (" звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, " черными марусями" называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных, колоритный глагол " корчилась", по—видимому, означает мучительное несопротивление ) - Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава " Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».
|
|||
|