Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Племена Крыма



 

Работу выполнила: Зеленская Анастасия, 471гр
Некрашевич Есфирь, 471 гр

Племена Крыма

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.

Итак, сейчас мы кратко рассмотрим некоторые народы, населявшие Крым на протяжении многих веков в хронологическом порядке и узнаем интересные факты о них:

Киммерийцы
    Киммерийцы воинственные кочевые племена, населяли Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики в IХ-VII вв. до н. э. Характерным признаком этих племен было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений.

 

Причина перехода к кочевому хозяйству была связана с иссушением степей, которое привело к сокращению населения и отказу от земледельческо-скотоводческого образа жизни. Переход к кочевому скотоводству в это время произошел на огромных пространствах степной Евразии. Главной фигурой новой эпохи стал всадник-воин и пастух с вполне определённым набором конского снаряжения, оружия и украшений, очень близких функционально и похожих внешне на всём пространстве от Памира до Балкан и Венгерской равнины. Пастухи гнали стада по кочевым маршрутам, а их семьи следовали за ними на повозках. Воинственная племенная верхушка могла передвигаться на боевых колесницах.

В киммерийское время широко распространились такие элементы конской узды, как металлические удила из бронзы и железа, псалии (фиксаторы удил в виде стержней с отверстиями, к которым крепились ременные части уздечки), разнообразные бронзовые и костяные бляхи, украшавшие конскую упряжь. Воины носили кафтаны, перехваченные широким боевым поясом, к которому крепилось оружие.

 Во многих древних источниках есть упоминания об этом народе. К сожалению памятников их материальной культуры в Крыму очень мало. В VII в. до н. э. скифы вытеснили киммерийцев за пределы Северного Причерноморья. Но память о них надолго сохранилась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и другие)

Тавры
    Таврами древние греки называли племена, населявшие горную и предгорную части Крыма и все южное побережье. Из «Истории» Геродота мы знаем, что таврские поселения располагались в горах полуострова и тянулись от нынешней Евпатории до Боспора Киммерийского. Страбон рассказал о том, что тавры обитали между Феодосией и Балаклавой. Таким образом, науке известно, что они жили на Южном берегу и в Горном Крыму.

«Страна тавров» именуется разными топонимами. Сегодня употребляются названия Таврида, Таврия и Таврика. Но стоит заметить, что Тавридой чаще всего называли Крым уже после того, как в 1783 г. его присоединили к Российской империи, а о Таврии говорили, где-то с XV в.

Интересно, что древнее название полуострова веками продолжало существовать и после исчезновения тавров. Что же означает слово «тавры»? С древнегреческого языка – быки («таврос»). Сторонники происхождения этой народности от крымских аборигенов объясняют такое название культом быка, который существовал у предков.

Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Тавры занимались земледелием, скотоводством, охотой, иногда промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось тавры постепенно растворились в среде скифов, в результате чего появился новый этноним — «тавроскифы». Ко II-III веках они перестали существовать как этнос.

Скифы
    На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н. э. Киммерийцы, вероятно, не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи.

Ранние скифы (VII–VI вв. до н. э. ) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI – начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

Большие курганы IV в. до н. э. под Симферополем и Белогорском были местом захоронения скифской аристократии, обитавшей в предгорной части полуострова, которая при жизни держала в своих руках власть в Крыму. Люди, похороненные там, были рангом ниже правителей всей причерноморской Скифии, но могли претендовать на царский титул. Также известно, что некоторые представители скифской аристократии обитали в столице Боспорского царства. Там же, в Пантикапее, располагаются их курганы Патиниоти и Куль-Оба.

Скифы практически исчезли с территории Крыма в конце первой трети III в. до н. э. Их обидчики – сарматы – пришли из-за Дона, разрушили сотни населенных пунктов, не пощадили даже обитающих рядом греков. Казалось, что дни отважных скифских воинов сочтены, но они продолжали удерживать Нижнее Поднепровье и центральную часть крымского полуострова. В 130 гг. до н. э. скифы возвели укрепленное городище Керменчик. В 30–20-х гг. II в. до н. э. во главе Скифского царства на полуострове стоял Скилур. Период его правления – это расцвет позднескифскогогосударства, который ознаменовался покорением Ольвии и владений херсонеситов.

Конец обитания скифов в Крыму связан с ударом, нанесенным Понтийским царством. Но на этом история Скифии не закончилась. Малая Скифия просуществовала в Добрудже до начала IV в. и была уничтожена гуннами.

АнтичныеГреки
    Столько исторического наследия как греки, в Крыму не оставил ни один народ. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они живут здесь 2 500 лет. Греки основали немалую часть крымских поселений – здравствующих и давно превратившихся в жалкие руины. Следы их пребывания встречаются на каждом шагу, в том числе и в топонимах.

Интересно, что грекам никогда не принадлежал весь Крым. На протяжении всей истории они, тяготея к побережью и торговым путям, соседствовали с другими народами, населявшими полуостров – таврами, скифами, сарматами, аланами, готами и т. д. Оказывали на них серьезное влияние, но и сами менялись при общении с соседями.

Греки завезли в Крым оливковое дерево, виноград, грецкий орех, инжир, пирамидальный кипарис, лавр, розмарин без которых невозможно представить современный полуостров. Влияние греков прослеживается и в современной архитектуре — крымчане с удовольствием используют греческие мотивы не только при обустройстве городов, но и в своих жилищах.

В VII в. до н. э. эллины начали масштабное расселение в новые земли, в том числе обратили внимание на берега Понта Эвксинского (Черное море), где в отличие от гористой родины было достаточно площадей для выращивания зерновых. Они основали два государства: Боспорское царство и Херсонесскую республику. Расскажем о каждом подробнее.

Боспорское царство

    На Востоке Крыма на берегу пролива Боспор обосновались выходцы из Ионии. Они заложили город Пантикопей (Керчь), который вскоре стал столицей молодого государства, и еще десятки поселений, руины которых до сих пор опоясывают побережье Керченского полуострова от мыса Чауда до Арабатской стрелки:

• Казека;
• Киммерик;
• Китей;
• Акра;
• Нимфей;
• Тиритака;
• Мирмекий;

Подлинные названия большей части античных городищ нам неизвестны, но продолжаются раскопки и есть надежда, что новые находки помогут соотнести их с имеющейся информацией об античных городах и крепостях греков в Крыму.

Уже в 480 г. до н. э. владения греков простирались на большую часть Керченского и Таманского полуостровов, под власть Пантикопея попала и Феодосия. Затем несколько веков Боспорское царство, самостоятельно или будучи частью Понтийского царства, активно пыталось расширять свои территории и сферу влияния в регионе, поставляло в бывшую метрополию зерно и рыбу, получало оттуда керамику, оливковое масло и другие товары.

В III в. н. э. племена готов и аланов, несмотря на неистовое сопротивление захватили Восточный Крым. Погибла большая часть населения, примитивная роспись склепов говорит об упадке культуры, но еще три века в крупнейших городах Керченского полуострова продолжается жизнь. Здесь начинает распространяться христианство, строятся базилики. В 520—530-х годах власть над Боспором переходит к Византии, но уже 576 году ее отбирает Тюркский каганат.

В Западном Крыму, как и на востоке полуострова, вдоль берега сохранилось немало городищ античного периода:

  • Кара-Тобе;
  • Чайка;
  • Беляус;
  • Кульчук;
  • Калос-Лимен;
  • Панское.

Примерно 2500 лет назад была основана и Керкинитида (Евпатория). Об античных временах в городе напоминает небольшой участок стены и накрытый стеклянным куполом кусочек городского квартала у краеведческого музея.

Херсонес Таврический

Был основан дорийцами и довольно быстро разросся в большой город-крепость с мощными укреплениями, оживленным портом и сельскохозяйственной хорой, занимавшей весь Гераклейский полуостров, то есть чуть больше, чем территория современного Севастополя.

До сих пор в самых разных частях города можно увидеть руины античных усадеб, остатки дорог, которые вели от них к полису и каменных подпорных стенок для винограда.

В период расцвета Херсонес на равных конкурировал с Боспором, присоединив к себе все, расположенные севернее него греческие поселения, а также построив новые.

Сарматы
    Кочевые племена сарматов (роксоланы, аланы, языги, аорсы, сираки и другие) появляются в Крыму в IV — III веках до нашей эры, тесня скифов. Кочевники то сражаются со скифами и боспоритами, то вступают с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным населением.

Аланы
    Аланы — одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. Проникли в Крым во II веке нашей эры. Сначала Аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. В III-IV веках, из-за гуннской угрозы, они переместились в юго-западный регион полуострова, где принимают христианство и вместе с готами активно участвуют в этническом процессе, формируя этническую общность «готаланы».

Римляне (Римская империя)
    Римские войска впервые появились в Крыму (в Боспоре) в I веке до нашей эры после победы над царем Пантикапея Митридатом VI Евпатором. Во второй половине I века н. э. римские войска помогли отбить натиск скифов по просьбе херсонеситов. С этого времени Боспорское царство и Херсонес попадают в зависимость от Римской империи.
Римский войска находились в Херсонесе около 200 лет, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и другие). Но в IV веке, с развалом Римской империи, римляне окончательно покидают Крым.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.