«Игры на знакомство и многое другое»
Игры на знакомство в лагере
Отметим, что предложенные игры на знакомство, можно использовать и как игры на сплочение в лагере. То есть одним выстрелом в данном случае можно убить двух зайцев или даже трех, если учитывать, что играя в эти полезные игры, в том числе можно весело и интересно провести время.
Что я привез с собой
Это упражнение не только знакомит детей, но и помогает им найти товарищей со схожими интересами. Дети садятся в круг. Каждый участник по очереди представляет товарищам 1–2 важные для него вещи (книгу, фотографию, мягкую игрушку) из тех, что он взял с собой в лагерь, и рассказывает о своих ощущениях, связанных с этими предметами. После небольшого рассказа участника, дети могут задать ему вопросы об этой вещи.
Круг имен Все участники размещаются по кругу (круг дает ощущение общности, причастности к целому). Эффект можно усилить, взявшись за руки. Первый участник произносит свое имя, следующий говорит, как зовут его и предыдущего ребенка. И так по кругу, который завершается тем, что первый участник повторяет имена всех детей. К этой игре можно подключить и взрослых. Это поможет детям и вожатым почувствовать себя в одной команде. Также данное упражнение поможет детям снять напряжение и начать адаптироваться в новом коллективе. Если у детей будут трудности в запоминании имен ровесников или старших товарищей — им следует помочь. Главная цель упражнения — сплочение нового коллектива. Спустя некоторое время, упражнение можно дополнить короткими рассказами о себе на определенную тематику. При этом, дети должны повторять текст соседа используя первое лицо. Например: " Ты — Саша. Ты увлекаешься рисованием и футболом".
Кто позвал меня Дети становятся рядом. Один ребенок отходит от остальных и поворачивается спиной. Ведущий указывает на участника, который должен позвать отошедшего по имени. А ребенок должен отгадать, кто именно его окликнул. Например: " Меня позвала ты, Катя! ". Если участник по голосу угадал ребенка, но не может вспомнить, как его зовут, то ему следует уточнить это у того, кто его позвал. Важно не позволять, чтобы дети указывали пальцем. Чем больше они говорят и обращаются друг к другу по имени, тем быстрее закрепятся дружеские отношения.
Мальчишки и девчонки Дети делятся на команды мальчиков и девочек и рассаживаются напротив друг друга. Команда мальчишек называет любое женское имя. Обладательницы этого имени (если они имеются) из противоположной команды поднимаются и говорят о себе пару слов. Затем, команда девочек называет мужское имя. И тогда уже мальчики, чье имя было названо обозначают себя и рассказывают о себе. Игра завершается тогда, когда все имена участников произнесены.
Плечом к плечу Участники становятся на лавочку ногами. По команде вожатого дети должны расположиться на ней в алфавитном порядке первых букв своих имен. Передвигаться разрешено только таким образом, чтобы ноги не касались пола.
Шумная игра По команде вожатого, дети выкрикивают свои имена. Цель игры — быстрее других собрать команду своих тезок.
Шпаргалка-напоминалка Каждому ребенку вручается карточка, на которой написано его имя. Участники распределяются на несколько команд. Участники из команды №1 по очереди представляются и коротко рассказывают о себе. Затем передают свои карточки команде — противнику. Задача противоположной команды правильно вернуть их детям, чтобы каждый получил именную карточку обратно. Затем, команды меняются местами. За каждую правильно расставленную карточку команда получает один балл.
Кто есть кто Каждому ребенку выдается бумага и карандаш. Вожатый засекает пять минут. За это время дети должны познакомиться и узнать, кто кем хочет стать, когда вырастет. Собранные сведения нужно записать. Побеждает игрок, который опросил больше детей, чем остальные.
Эстафета Участвует две команды, каждой из которой выдается ватман. Игроки по очереди громко называет свои имя и фамилию, делая шаг вперед. Первый раунд: участники каждой команды по очереди записывают свою фамилию на листе, а возвращаясь на место, кричат свое имя. Во втором раунде нужно обменяться листами. Победителем становится та команда, которая записала имена напротив фамилий, допустив при этом меньше неточностей.
Служба доверия Дети рассаживаются в два ряда (ряд мальчиков и ряд девочек). Участник напротив — это напарник. Девочки по очереди шепчут напарнику свое имя. Задача первого в ряду мальчика — передать это имя своему соседу рядом. Второй мальчик должен передать имя первой девочки и имя своей напарницы. Третий – имена первых двух девочек и своей напарницы. И так до конца ряда мальчиков. Последний мальчик называет все имена девочек по порядку. Если он угадал имя, то девочка поднимается, если нет — продолжает сидеть. Далее девочки проделывают ту же процедуру с именами мальчиков. Победившей считается команда, которая меньше ошибалась.
Почтальон Дети распределяются на две команды. Напротив каждого игрока лежит конверт, на котором указано, кому его надо доставить (из противоположной команды). Увидев имя на конверте — игрок должен громко произнести его. Получателю необходимо поднять руку и сказать, что это он. Почтальон должен максимально быстро доставить письмо адресату. Победителем становится самая быстрая команда.
Счет Участники располагаются по кругу. Вожатый дает следующую инструкцию: " По кругу ведем счет. Тот игрок, на которого попадает число, которое делится на три, должен вместо цифры сказать, как его зовут". Упражнение отлично развивает внимание и память.
Назови себя Участники располагаются по кругу, вытянув вперед руки. Первый игрок бросает мяч любому ребенку, произнося свое имя. После этого, руки ему нужно опустить. Второй игрок бросает мяч кому-то еще, кто стоит с вытянутыми руками, называет свое имя и опускает руки. Когда у всех участников руки будут опущены, начинается второй этап. На этом этапе дети должны бросать мяч тому же участнику, что и в первый раз, не забыв представиться. На третьем этапе задача усложняется: участник, бросающий мяч, должен назвать имя того, от кого он мяч получил, свое имя и имя того, кому он передает мяч. Игрок, получивший мяч, делает то же самое. Данное упражнение прекрасно развивает детскую память и помогает познакомиться друг с другом.
Игры на выявление лидера в лагере
В первый же вечер полезно провести игры на выявление лидера в лагере, отряде. Хорошие организаторы из числа детей, которые самостоятельно могут подготовить небольшое мероприятие: сценку, песню, конкурс – подспорье для вожатых. Таких детей видно сразу. За ними охотно идут сверстники. Важно уже в первые дни смены выявить этих ребят и привлечь к сотрудничеству.
Стихи Барто Необходимо заранее подготовить карточки, на каждой из которой будет написано по одной строчке из стихотворений А. Барто из цикла " Игрушки". Эти стихи все дети точно знают наизусть. Каждый участник берет карточку, на которой написана одна какая-то строчка. По сигналу вожатого, дети начинают выяснять, у кого из товарищей недостающие строки. Задача ребят – как можно быстрее найти " свое" стихотворение целиком, объединиться в группу и прочесть его хором.
Фотография для семейного альбома Участники игры должны представить себя большой дружной семьей, которой предстоит фотосъемка для семейного альбома. Чтобы это сделать, ребятам надо определиться с тем, кто какую роль будет выполнять: кто станет фотографом, помощником фотографа, кто будет тем или иным членом семьи. Фотограф вместе с помощником помогают ребятам построиться для фотографии. Как правило, к роли фотографа и его помощника стремятся дети с лидерскими качествами. Фотограф считает до трех, " семья" весело кричит " Сыр" – фотография готова.
Большая игра Игра состоит из нескольких этапов, на каждом из которых участники получают задания. Сложность заданий увеличивается с каждым новым этапом. Ведущий разбивает участников на 5-6 небольших команд. Ребятам говорят, что это игра с секретом, но его они узнают только в конце игры. Секрет состоит в том, что ведущий по завершении каждого этапа будет выдавать участникам игры фишки, цвет которых будет зависеть от проявленной в игре активности. Ребятам не должно быть известно о значениях
фишек, а они следующие: белая фишка – для лидера-организатора; желтая – для лидера-вдохновителя; зеленая – для наблюдателя; красная – для исполнителя. Вначале дается самое простое и небольшое задание - для того, чтобы ребята привыкли к своей новой команде. Например, придумать для своей команды интересное название. На выполнение задания понадобится не больше 3-5 минут. Затем игрокам можно предложить следующие задания (их можно изменить или дополнить на усмотрение ведущего): Собрать пазл или мозаику – задание без ограничения по времени, побеждает та команда, которая раньше справится с заданием. Нарисовать рисунок на общую для всех команд тему. Время 5 минут. Сочинить стихотворение на заданные рифмы. На выполнение этого задания отводится 4 минуты. За 5 минут составить кроссворд, состоящий из 5 слов, на общую для всех команд тему. Примеры тем: страны и города, животные и растения, история и др. За 3 минуты написать небольшой рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву.
Сколько пальцев? Игроки рассаживаются в круг вместе с ведущим. По команде ведущий показывает участникам определенное количество пальцев. При этом встать со стульев должно столько человек, сколько пальцев показал ведущий. В этой игре игрокам необходимо быть быстрыми и внимательными. Как правило, раньше всех поднимаются со стульев дети, стремящиеся к лидерству, а позже – нерешительные и менее общительные.
Необитаемый остров В этой игре ребятам предстоит выступить в роли исследователей необитаемого острова. На небольшом, но быстром корабле, они отправятся в долгий путь к дальним и незнакомым берегам. Ведущий помогает участникам разбиться на 2-3 небольших команды. Каждая из команд дает название своему кораблю. Игра состоит из нескольких мини-игр. Игра первая. Отплытие. В этой игре команды получают задание дружно, всей командой произнести слово " Отчаливаем! ". Чтобы это сделать, игрокам придется заранее договориться друг с другом. Как правило, именно лидер берется за управление этим процессом. Игра вторая. Формирование экипажа. Чтобы отправиться в путь, ребятам нужно создать экипаж, а именно выбрать капитана судна, штурмана и " зайца". Остальные члены команды станут пассажирами. В распределении ролей на корабле наиболее активное участие принимают ребята, стремящиеся к лидерству; для себя они, как правило, выбирают роль " зайца". Игра третья. Ночлег на острове. После трехдневного плавания корабль, наконец, оказался у берегов необитаемого острова. Путешественники устали, им нужно расположиться на ночлег. Поскольку остров необитаемый, они предусмотрительно захватили с собой палатки. Членам экипажа и пассажирам нужно разместиться в палатках для ночлега. У каждой команды есть по две 2-хместные палатки, одна 3-хместная и одна 1-местная палатка. Если число игроков в команде не равно 8, ведущий должен изменить количество и вместимость палаток так, чтобы общее количество мест было равно числу участников, и чтобы при этом у каждой команды была одна 1-местная палатка, и были в наличии 2-х и 3-хместные палатки. По тому, кто в какой палатке разместится, ведущий может составить представление о том, какие группы есть в детском коллективе. В 1-местной палатке обычно остаются скрытые, непризнанные лидеры либо " отверженные".
Массовые игры
Игры с залом в лагере
В лагерях нередко бывают общие собрания в большом зале. Вместе детей сводит предстоящее кино, концерт, КВН. Если начало задерживается и ребятам становится скучно, они могут шумно вести себя – кричать и шалить. Избежать этого поможет занимательная игра с залом. Предлагаем несколько таких игр. Они помогут вам убедиться в том, что развлекательные игры для детей в лагере, организуемые вожатыми в зале, где дети вынуждены сидеть на одном месте, могут быть не менее разнообразными и интересными, чем проводимые на игровых площадках.
Три движения Выбирается ведущий, который должен показать детям три несложных движения. Например, следующие: Руки подняты и согнуты в локтях, пальцы рук на уровне плеч. Руки вытянуты вперед. Руки подняты вверх.
Каждому движению присваивается свой номер,
детям предлагается запомнить эти номера. Затем ведущий называет номер одного какого-то упражнения, а делать при этом может другое. Детям нужно повторять за ведущим только те движения, присвоенный номер которых был им назван правильно. Выявляется самый внимательный играющий.
Дорожный саквояж Ведущий предлагает детям назвать предметы, которые могут пригодиться в дальнем путешествии. Нужно предлагать вещи, которые понадобятся в первую очередь. Раз, два, три, начинаем сражение! (Победителем считается ребенок, назвавший действительно нужную вещь последним. )
Летает – не летает Ведущий называет группе детей разные слова. Если эти предметы могут летать, дети должны сказать " Летает! ". При этом взмахами рук изображают полет. Если ведущий называет предмет, который не может летать, нужно молчать. Слова ведущий должен произносить достаточно быстро. Названия " летающих" предметов, животных и птиц чередуются в случайном порядке с " не летающими".
Светофор А эта игра поможет проверить, насколько ребята дружные и внимательные. Им предлагается петь какую-то известную песенку. Ведущий держит в руках три больших круга желтого, красного и зеленого цвета. Когда ведущий показывает залу зеленый круг – все громко поют песенку. Если поднят желтый круг – песенка поется тихо. Красный круг – в зале воцаряется тишина, петь нужно про себя.
Футбольный матч Ведущий предлагает играющим представить, что они находятся на чемпионате по футболу. Одна половина ребят болеет за " Спартак", другая за " Динамо". Когда Ведущий поднял правую руку, команды кричат слово " ГОЛ! ", если поднята левая рука – нужно прокричать слово " МИМО! ". Если ведущий поднял сразу обе руки – слово " ШАЙБУ! ". Руки скрещены на груди – играющие кричат слово " ШТАНГА! ". Тик – так Ведущий игры рассказывает детям, что часы – это очень важная вещь, нужная каждому человеку. Затем просит всех вместе прислушаться и узнать, как же часы ходят, и что может произойти при неаккуратном обращении с ними. Правила этой игры следующие: если ведущий хлопает в ладоши один раз - левая половина зала кричит " Тик"; если звучат два хлопка в ладоши – правая половина игроков громко хором произносит " Так". Несколько раз в начале игры ведущий чередует хлопки правильно, затем начинает " запутывать", хлопая " не по порядку".
Черепаха Ведущий встает на сцену и называет разных животных. Дети отвечают ему звуком, который это животное издает: Кошка – " Мяу! " Собака – " Гав! " Когда ведущий говорит: " Черепаха! ", дети замолкают, голову опускают вниз, касаясь подбородком тела и обхватывают себя руками. Примечание: ведущий может называть любых животных, в том числе, диких, редких и сказочных.
Запрещенное число Ряды детей по очереди называют числа, а вместо запрещенного, например, оканчивающегося на " три" (3, 13, 23, 33 и т. д. ), хлопают в ладоши.
Песенка зверей Требуется спеть знакомую мелодию звуками какого-то животного. Например, промяукать " Чунга-чанга".
Подвижные игры в лагере
Вышибалы Выбирается двое водящих. Это вышибалы. Они встают по разным сторонам большой площадки. Остальные игроки перемещаются между ними, стараясь увернуться от удара. Вышибалы стремятся мячом выбить всех участников игры с поля. Неловкий выходит из игры. Двое самых быстрых становятся вышибалами.
Картошка Игра проводится в кругу. Участники играют мячом по правилам пляжного волейбола. " Картошка" — это уронивший мяч участник. Он должен сесть на корточки в центре и ждать, когда по нему попадут мячом (специально или случайно) — " соберут урожай". " Картошка" может поймать мяч в любой момент, не вставая с корточек. В таком случае на его место садится тот, с чьей подачи был перехвачен мяч. Все " картошки" при этом возвращаются в игру.
Шаги Игроки собираются рядом с водящим. Он высоко подбрасывает мяч, и за то время, пока он его не поймает, собравшиеся вокруг разбегаются в разные стороны. Овладев мячом, водящий останавливает разбегающихся выкриком: " Стоп! ". После чего оценивает расстояние до любого игрока и говорит, за какое количество шагов дойдет до него. Водящий выполняет объявленное и, если он действительно остановился у " жертвы", дотрагивается до нее. Это и есть новый водящий. Другой вариант: жертва вытягивает руки вперед, слегка сгибая их в локтях и сцепляя пальцы – водящий, после выполнения оговоренных шагов, должен попасть мячом в " кольцо". Если попал – " жертва" – следующий водящий.
Условие: шаги должны быть разные. Варианты шагов (кроме обычных):
" Гиганты" — большие шаги-прыжки; " Лилипуты" — мелкие, частые; " Зайчик" — прыжки на носочках ноги вместе; " Зонтик" — в прыжке нужно сделать полный поворот вокруг себя; " Ниточкой" — ступни ставятся вплотную пятка к носку; " Утята" — присесть и шагать, не выпрямляя ног, в приседе; " Лягушка" — высокие прыжки вперед из приседа. Шаги нужно объединять, группировать.
Фанты Ведущий выбирает помощника. Игроки передают ведущему одну свою вещь (фант). Помощник ведущего отворачивается — можно завязать ему глаза — и придумывает, какое действие должен совершить хозяин вытащенного ведущим фанта, чтобы вернуть свою вещь. Все прихоти помощника игроки обязаны выполнить. Интереснее, когда это будет не тривиальное " спеть, прочитать стихи", а придуманное с добрым юмором задание.
12 палочек Небольшая доска укладывается своей серединой на круглую опору. С одного края размещают 12 маленьких палочек, другой конец под тяжестью полочек поднимается вверх. По нему с силой ударяют. Палочки разлетаются. Пока водящий возвращает их обратно, игроки прячутся. Игра осложняется тем, что ведущий вынужден сторожить дощечку с палочками, потому что любой из ненайденных участников может подкрасться и, выкрикнув имя водящего, ударить по ее краю. Палочки разлетаются. Водящий прерывает поиски и снова складывает их. Но найденные водящим дети не должны приближаться к дощечке. В итоге роль ведущего переходит к игроку, которого не смогли найти дольше всех.
Город катастроф Игроки встают тройками. Двое строят " дом", высоко сцепляя руки. Между ними встает " житель". Один из них остается без дома — " бомж". В этом городе постоянно происходят бедствия: наводнение, пожар или землетрясение. Бомж объявляет, какое несчастье произошло на этот раз.
Действия игроков: При наводнении жители меняют дом. При пожаре жители остаются на месте, а " дома" перемещаются. При землетрясении передвигаются и дома, и жители. Бомж старается занять место того, кто замешкался. Роль бомжа достается медлительному.
Капканы Игра проводится по принципу " Ручейка". Несколько человек встают попарно, образуя капканы: поднимают сцепленные руки. Количество капканов зависит от числа игроков: во-первых, это меньшая часть играющих, во-вторых, учитывается то, что после первой остановки должно попасться в капканы четное число игроков. То есть капканов может быть 2, 4, 8 и так далее. Капканы не должны стоять далеко друг от друга. Остальные вереницей, держа предыдущего за талию, проходят под капканами, открытыми до команды ведущего. По условному сигналу " капканы" опускают руки и ловят зазевавшихся. Те образуют новый капкан. Последний из цепочки объявляется победителем.
Пчелы и змеи Часть участников — пчелы, остальные — змеи. У них есть короли, которые должны " накормить" подданных. Король пчел ищет для своей команды мед, король змей — ящерицу. Договариваются, какие предметы буду изображать мед и ящерицу. Когда короли выходят, вещи прячутся на глазах остальных игроков. Возвратившимся властителям в поисках помогают их подданные: одни шипят, другие жужжат. Шум усиливается, когда короли у цели. В итоге команда, которая лучше подсказывает королю, побеждает.
Рыбалка Перед игрой необходимо обозначить большой круг. Это море. Игроки — рыбы. Двое ребят — рыбаки, которые делают " сеть": берутся за руки. Ведущий отправляет рыбаков за рыбой. Сетью ловится рыба, а пойманный присоединяется к рыбакам, тем самым увеличивая сеть. Игра заканчивается, когда в море остается всего одна рыбка. Это и есть победитель.
|