![]()
|
|||
Группа ОП-191. Лекция.02. 11. 2021 г. Группа ОП-191 Лекция. Тема: Основы маршрутной технологии.
Использование того или иного вида транспорта, равно как и нескольких видов сразу, для перевозок пассажиров в населенных пунктах определяется многими факторами, в частности: - планировочные особенности населенных пунктов; - численность жителей; - природно-климатические особенности; - экономический потенциал; - уровень развития транспортной системы и т. д. Определяющим фактором при организации перевозок по маршрутам является планировочная структура города. Для всех населенных пунктов с численностью жителей свыше 2 тыс. человек должны разрабатываться комплексные транспортные схемы (планы) развития всех видов транспорта на проектируемый срок 10 – 15 лет с выделением первоочередных работ на ближайшие 5 лет. Транспортная схема населенного пункта – это совокупность дорог для транспортных передвижений в пределах населенного пункта. Комплексная транспортная схема рассматривается как элемент генерального плана населенного пункта. Генеральный план населенного пункта – это проектный документ, определяющий комплексное решение функциональных элементов населенного пункта и перспектив его развития, включая систему транспортного обслуживания. Его разработка ведется в две стадии: - обоснование технико-экономических основ развития населенного пункта (создание эскиза генерального плана); - разработка генерального плана населенного пункта. Для организации комплексного транспортного обслуживания населения и организаций вся территория населенного пункта разделяется на транспортные районы. Транспортные районы – это элементы территории населенного пункта, образуемые центрами массового тяготения грузов и пассажиров: административные, торговые, культурные центры города, промышленные и жилые районы, вокзалы, парки, стадионы и т. д. Транспортные районы населенного пункта связываются между собой магистральными улицами, которые обладают высокой пропускной способностью и развитой транспортной инфраструктурой для различных видов городского транспорта. Магистральные улицы должны проходить через центры транспортных районов. Основными принципами членения территории населенного пункта на транспортные районы являются: - транспортный район образуется центром тяготения и должен иметь связи по магистральным улицам с другими транспортными районами населенного пункта; - границы между транспортными районами представляют собой «нейтральные линии», отделяющие зоны тяготения к той или иной магистрали; - транспортный район должен быть, по возможности, однородным по своему функциональному назначению; - в каждом транспортном районе необходимо выделить центр тяжести, который представляет собой геометрический центр района, смещенный в сторону основных пунктов тяготения. В промышленных районах данный центр смещается в сторону расположения проходных, в жилых районах – в сторону многоэтажной застройки и т. п. Под технологией перевозок пассажиров понимают совокупность методов транспортного обслуживания, организации и осуществления перевозочного процесса, форм использования подвижного состава и линейных сооружений. Методы транспортного обслуживания подразделяют на групповые и индивидуальные. Индивидуальное обслуживание позволяет осуществлять доставку пассажиров буквально «от двери до двери» и реализуется с использованием легковых автомобилей-такси. Групповые методы учитывают совпадение интересов различных пассажиров по направлениям и времени передвижений и применяют в форме разовой или маршрутной технологии обслуживания. Разовая технология транспортного обслуживания основана на организации отдельных рейсов по разовым маршрутам. В основе данной формы группового обслуживания лежит запрос обособленной группы пассажиров, у которых совпадают интересы по направлению и времени передвижений. Практически разовая технология реализуется в форме заказных перевозок. Группа пассажиров выступает как единый заказчик перевозки и в этом отношении разовое обслуживание имеет сходство с индивидуальным. Маршрутная технология транспортного обслуживания применяется при устойчивых пассажиропотоках. То есть при организации маршрутных перевозок учитывается общность интересов достаточно большой группы пассажиров по направлениям передвижений в течение достаточно большого периода времени. Территориальная характеристика передвижений учитывается при выборе трассы маршрута, а временная – при составлении расписания движения. Сущность маршрутной технологии перевозок пассажиров состоит в организации движения подвижного состава по неизменному пути следования (маршруту) в виде последовательности повторяющихся циклов транспортировки – рейсов. Маршрут – это установленный и обустроенный в процессе организации перевозок путь следования пассажирского транспортного средства между начальными и конечными пунктами. Рейс (от нем. Reise – путешествие) – это законченный комплекс операций, необходимых для доставки пассажиров по маршруту в один конец. Трасса маршрута прокладывается по улицам и дорогам, техническое состояние которых соответствует установленным требованиям. Основные принципы маршрутной технологии заключаются в следующем: - определенность маршрута и стабильность его трассы; - регулярность движения транспортных средств по маршруту и преимущественная организация движения по расписанию; - совпадение интересов пассажиров, пользующихся маршрутом, выраженное в соответствии пассажирских корреспонденций и трассы маршрута; - предварительное, до начала движения, оформление маршрутной документации и обустройство маршрута; - контроль за работой транспортных средств на маршруте и осуществление диспетчерского управления. Маршруты разбиваются на участки, в зависимости от расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов. Началом и окончанием участка маршрута является остановочный пункт. Расстояние между смежными остановочными пунктами называется перегоном. На городских маршрутах длина перегона устанавливается от 300 – 500 метров и выше, на пригородных – свыше 800 метров. Технология маршрутных пассажирских перевозок предусматривает рациональную организацию движения подвижного состава на маршрутах на основе выявления и использования закономерностей передвижений пассажиров с целью полного и своевременного удовлетворения потребностей в перевозках при соблюдении действующих законодательных норм, устанавливающих требования безопасности дорожного движения, качества транспортного обслуживания, режима труда и отдыха персонала.
Список литературы: 1. Ларин О. Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с. 2. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Спирин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. Список используемых источников: 1. http: //www. consultant. ru Консультант Плюс.
Задание: 1. Изучить теоретический материал. 2. Записать лекционный материал в тетрадь. 3. Отчет проделанной работы присылаем в виде фотографий рабочей тетради.
Почта для обратной связи: https: //vk. com/id591038221 Письма на почту присылать подписанные: ФИО, группа, тема.
|
|||
|