|
|||
Лады народной музыкиЛадов в музыке много, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность. КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ СТАРИННЫХ ЛАДОВ До появления собственно мажора и минора, и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами народной музыки). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной. Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов. Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА СТАРИННЫЕ ЛАДЫ ТАКИЕ? Старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов: - лады мажорного наклонения; - лады минорного наклонения. ЛАДЫ МАЖОРНОГО НАКЛОНЕНИЯ Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором: ионийский, лидийский и миксолидийский. Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот: Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры: Давайте обобщим небольшой схемой: ЛАДЫ МИНОРНОГО НАКЛОНЕНИЯ Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский. Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры: Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень: Локрийский– этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры: И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой: ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ОФОРМЛЕНИЯ! Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких). То есть, например, если нам нужен миксолидийский от «ре», то мы, сравнивая его с Ре-мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий Ре-мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский Ре-мажор.
ИНТЕРЕСНАЯ ОСОБЕННОСТЬ №1 Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано: ИНТЕРЕСНАЯ ОСОБЕННОСТЬ №2 Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное: Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки.
|
|||
|