Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Купеческая столица Приладожья



      Купеческая столица Приладожья

Новая Ладога — купеческая столица Приладожья! «… Отсель грозить мы будем шведам…» — сказал, если верить всенародно любимому классику, Великий Петр и распорядился основать новую столицу под носом у главного геополитического соперника, прямо посреди болота. Однако для функционирования будущей Северной Пальмиры было необходимо одновременно отстроить массу оборонительных, гидрологических, фортификационных сооружений, обеспечивающих безопасность, развитие и инфраструктуру Санкт-Петербурга.

Рождение города.

Одним из таких городов-спутников и стала Новая Ладога. В 1702 году неподалеку от Ладожского озера, а вернее возле устья реки Волхов появилась новая судостроительная верфь, куда было свезено около 2000 корабельных мастеров, в основном с Севера. А уже в 1704 году (через год после основания Санкт-Петербурга) здесь же, по указу Петра Первого, был заложен город, получивший название Новая Ладога, тогда как находящееся в 15 км древнее русское поселение Ладога, с этого момента стало Старой Ладогой. В память об этом от благодарных потомков в канун празднования 300-летия Новой Ладоги в небольшом уютном скверике за перекрестком проспекта Карла Маркса и улицы Старый Канал установлен бюст основателя, также в городе вывешено очень много баннеров и установлено информационных стендов с изображением Петра.

Новая Ладога

Однако не только роль поставщика кораблей для российского флота была уготована молодому городу. По приказу Петра (то бишь насильно) сюда переезжает множество людей из окрестных населенных пунктов. И очень скоро им находится занятие: в 1719 году начинается строительство канала длиной 117 км вдоль берега Ладожского озера, соединяющего реки Волхов и Неву и получившего впоследствии название Петровский канал.

Дело в том, что Ладожское озеро является довольно сложным даже для современного судоходства, не говоря уже о кораблях 18-го века. У местных стариков есть пословица: «Кто по Ладоге не ходил – тот молиться не умеет».

 

Озеро характерно большим количеством перепадов глубин – «банок», когда большая глубина резко переходит в отмель. Также Ладожское озеро известно своими «перепадами настроений» и для него абсолютно нормально, когда штиль с безмятежно катящимися «барашками» в течение 10-15 минут превращаются в ураганный ветер с волнами в несколько метров высотой. Собственно, само слово «Ладога» на древнеславянском и древнефинском языках означало «волна». Для повышения безопасности судов, приходящих водных путями, именовавшимися в древности «из варяг в греки» и, соответственно улучшения условий торговли и был прорыт Петровский канал, стоивший гигантского напряжения огромного количества людей.

Позже, в 1861-1866 годах практически параллельно Петровскому, был прорыт Новый Канал (его ещё называли Екатерининский, после революции – Пролетарский) между Новой Ладогой и Шлиссельбургом (пригородом Санкт-Петербурга) с учетом кардинально изменившихся характеристик судов длиной 110 км.

Также в Новой Ладоге можно увидеть Петровские шлюзы, вернее то, что от них осталось. Это древнее гидрологическое сооружение, увы, частично разрушено.

Чарующая планировка города, в которой вместе с улицами на равных выступают четко очерченные с геометрической правильностью каналы, сразу приводит на ум сравнение с Венецией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.