|
|||
Е.Р. Разумова 4 страницаиз диоксида кремния и по существу различаются только размером частиц: глины имеют тонкодисперсную (порошкообразную) структу- ру, тогда как песчаники состоят из довольно крупных частиц. Из- вестняки (а это также мел и мрамор) имеют в своем составе главным образом карбонат кальция. Разумеется, это грубая классификация осадочных пород, геологи в зависимости от процентного содержания разных компонентов выделяют до 20 их типов. Большинство осадоч- ных пород имеет биогенное происхождение, т. е. это останки живых организмов, живших на Земле миллионы лет назад. Далее вглубь следуют магматические породы, из которых состояла первозданная Земля до появления гидросферы и биосферы. Это гра- ниты, базальты и туфы. На этом литосфера кончается. Дальше простирается горячая полужидкая оболочка Земли – ман- тия, состоящая в основном из расплавленных магматических пород. Иногда она дает знать о своем существовании при извержениях вул- канов, когда потоки раскаленной магмы стекают вниз по склонам, уничтожая все живое на своем пути и напоминая человечеству о том, что, несмотря на свое кажущееся всемогущество, люди еще очень беззащитны перед стихией. Толщину мантии оценивают примерно в 2900 км, а ее температуру – около 2000 К. Наконец, в центре Земли находится ядро, состоящее в основном из железа, обуславливающего магнитное поле Земли, с изрядной при- месью серы (недаром извержения вулканов сопровождаются обиль- ными выбросами сернистого газа – диоксида серы). Про состояние ядра и его температуру известно довольно мало, и здесь мнения уче- ных расходятся: одни считают земное ядро холодным и твердым, другие – горячим и расплавленным. В начале ХХ века ирландский ученый Д. Джоли предположил, что земные недра разогреваются за счет тепла, испускаемого радиоактивными элементами при их рас- паде. В 1909 году русский ученый В. И. Вернадский основал геохи- Разумова Е. Р. мию – науку об истории атомов Земли, их физико-химической эво- люции и распределении в земных недрах. Геохронологическая шкала Далее целесообразно привести геохронологическую шкалу, т. е. рассказать о геологической истории нашей планеты и о ее отдельных этапах (эрах). Согласно данным о периодах полураспада радиоак- тивных химических элементов, возраст Земли оценивается примерно 4, 5 млрд лет (это начало архейской эры). Она продолжалась до 2, 6 млрд лет. Итак, 4, 5 млрд лет – 2, 6 млрд лет – архейская эра. 2, 6 млрд лет – 600 млн лет – протерозойская эра (ранняя жизнь). 600 млн лет – 200 млн лет – палеозойская эра (древняя жизнь). 200 млн лет – 70 млн лет – мезозойская эра (средняя жизнь). От 70 млн лет назад – кайнозойская эра (современная жизнь). В архее первый миллиард лет шла химическая эволюция: образо- вывались тяжелые химические элементы и благодаря вращению Земли проникали все глубже и глубже в земную кору, легкие же ос- тавались вблизи поверхности. Далее в архее произошло важное со- бытие в геологической истории Земли: 3, 5 млрд лет назад в водной среде на ней зародилась органическая жизнь (об этом будет подробно рассказано в биологическом блоке). Поэтому в названиях всех после- дующих геологических эпох присутствует корень «зой», что по- гречески означает «жизнь». В протерозое жизнь продолжает развиваться в воде, происходит разделение на растительный и животный миры. Растения представ- лены водорослями, животные – разнообразными беспозвоночными. Благодаря жизнедеятельности растений сначала в воде, а затем и в атмосфере начинает скапливаться свободный кислород. В палеозое жизнь выходит на сушу – сначала растения, затем жи- вотные, которые представлены многообразными земноводными, а растения – споровыми, гигантскими древовидными папоротниками. При последующем вымирании и захоронении эти гиганты образова- ли месторождения угля. В мезозойскую геологическую эру среди растений преобладают го- лосеменные (хвойные), а животные представлены разнообразными рептилиями (пресмыкающимися): на суше это динозавры, причем среди них появляются зверозубые, т. е. хищные; в воде это ихтиозав- Концепции современного естествознания ры, в воздухе – птеродактили и археоптериксы – промежуточная форма между летающими рептилиями и современными птицами. Вымирая, живые организмы мезозойской эры после захоронения об- разовали месторождения нефти и природного горючего газа: боль- шинство этих месторождений приурочено к мезозойским отложени- ям. Некоторые геологи и астрономы выдвинули гипотезу о том, что в конце мезозоя – начале кайнозоя Земля претерпела космическую катастрофу: произошло столкновение с каким-то космическим телом. Удар был столь силен, что земная ось, которая была до этого перпен- дикулярна плоскости эклиптики, наклонилась, началась смена вре- мен года, которая до того отсутствовала, климат Земли сильно похо- лодал, а полюса покрылись ледяными шапками. Многие огромные рептилии мезозойской эры вымерли. Кайнозойская геологическая эра началась примерно 70 млн лет назад. Растительный и животный мир к этому времени приняли со- временный облик: среди животных стали преобладать млекопитаю- щие, среди растений – покрытосеменные (цветковые). Гипотеза тектоники литосферных плит и происхождения континентов В 1915 г. немецкий геофизик А. Вегенер предположил, исходя из очертаний континентов, что начиная с архейской до конца мезозой- ской эры существовал единый массив суши, названный им Пангеей (по-гречески – вся земля); в конце мезозойской и в кайнозойскую эру Пангея раскололась на две части: северный материк Лавразию и южный – Гондвану. Далее, уже в кайнозойскую эру Гондвана разде- лилась на Африку, Южную Америку, Австралию и Антарктиду, а Лавразия – на Евразию и Северную Америку. Примерно 40 млн лет назад Индостан, который тогда был не полуостровом, а островом, столкнулся с Евразийским материком, в результате чего появились Тибет и Гималаи – самые молодые горы на Земле. Так появилась гипотеза тектоники литосферных плит, плавающих в мантии, на ко- торых расположены континенты. Веским аргументом в пользу этой гипотезы стало экспериментально обнаруженное в конце 50-х годов ХХ века расширение дна океанов. Эту гипотезу подтверждают и био- логические данные о распространении животных на нашей планете. Ныне гипотеза дрейфа континентов, ставшая уже теорией, является общепризнанной в геологии. Разумова Е. Р. Водная оболочка Земли (гидросфера) Гидросфера образовалась, когда температура над поверхностью твердой земной оболочки упала ниже 100 градусов по Цельсию, и на Землю полились горячие ливни из сконденсировавшихся паров во- ды, которых было немало в первозданной атмосфере Земли. Гидро- сфера состоит из Мирового океана (в нем находится 97% всех земных запасов воды) и пресноводных источников (всего 3%), куда входят поверхностные воды суши (реки, озера, ручьи, болота), ледники и подземные воды. Средняя глубина Мирового океана составляет око- ло 3-х км, самая глубокая впадина – Марианская – около 12 км. Ис- следованию Мирового океана посвятил свою долгую жизнь выдаю- щийся французский ученый, изобретатель акваланга Ж. И. Кусто. Уже в конце ХХ века на Земле ощущался дефицит пресной воды, необходимой человечеству для жизни и хозяйственной деятельности, с течением времени этот дефицит будет только возрастать. Примеры различных проектов решения вопроса о пресной воде. Экологические проблемы Мирового океана будут рассмотрены в блоке «биология». Газовая оболочка Земли (атмосфера) Ближайшая в поверхности Земли часть атмосферы называется тропосферой и простирается до высот 9–17 км. Ее часто называют «фабрикой погоды», и она имеет следующий газовый состав: азот (79%), кислород (20%), на все остальные газы (углекислый газ, пары воды, инертные газы) приходится 1%. Такой состав газовая оболочка Земли имела не всегда: предполагают, что в архее в атмосфере пер- возданной Земли имелись кроме азота метан, аммиак, водород и много паров воды. Важно подчеркнуть, что свободного кислорода не было, т. е. среда была восстановительной, именно в ней и зародилась жизнь. В середине ХХ века американцы С. Миллер и Г. Юри взяли смесь перечисленных газов и пропустили через нее искровые элек- трические разряды (грозы на первозданной Земле были весьма час- тым явлением). В числе продуктов этой реакции С. Миллер Г. Юри обнаружили аминокислоты, основные составные части белков. К ре- зультатам опыта С. Миллера мы еще вернемся в блоке «биология». Выше тропосферы находится стратосфера (примерно до 50 км), га- зовый состав ее тот же, но газы сильно разрежены. В стратосфере находится озоновый слой (или экран) Земли. Молекула озона явля- ется модификацией химического элемента кислорода и состоит не из двух, как молекула кислорода, а из трех атомов, этот газ очень неус- Концепции современного естествознания тойчив и при обычных условиях быстро превращается в кислород. Толщина озонового слоя – не более километра, но он, в отличие от кислорода, поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение, предо- храняя от его губительного воздействия живые организмы Земли. Выше стратосферы расположена ионосфера, состоящая из заря- женных под действием солнечного излучения частиц, а далее – зона рассеивания (800–1000 км над поверхностью Земли). Таким образом, наша планета имеет три геосферных оболочки: ли- тосферу, атмосферу и гидросферу. В ХХ веке была обнаружена под- вижность континентов, которые плавают в мантии. Это открытие сыграло не только познавательную, но практическую роль: в местах тектонических разломов есть вероятность обнаружить полезные ис- копаемые. Контрольные вопросы по Теме 10: 1. Что такое литосфера, какова ее экологическая роль? 2. Что такое «Гондвана»? 3. Каково геологическое строение Земного шара? Литература: 1, 2, 23. Тема 11. Химические науки Химия – наука о веществах, из которых состоят физические тела, об их свойствах и превращениях друг в друга. Перед химией стоят две основные задачи – создание веществ с необходимыми свойствами и выявление способов управления этими свойствами. Решение этих двух задач зависит от 3-х основных факторов, влияющих на свойства получаемых веществ: 1. Состава вещества (элементный, молекулярный). 2. Структуры молекул. 3. Термодинамических и кинетических (определения и пояснения этих понятий см. далее) условий протекания химических реакций, в процессе которых эти вещества получаются. В соответствии с перечисленными факторами и развивались хи- мические знания о веществах. Вначале (примерно с XVII века) вы- яснили, что свойства вещества зависят от его состава (Р. Бойль). За- тем, уже в XIX веке, поняли, что свойства веществ зависят не только Разумова Е. Р. от их состава, но и от структуры, т. е. последовательности соединения атомов в молекуле. Особенно важным это оказалось для органиче- ских веществ, т. е. соединений углерода с водородом, кислородом, азотом и серой. Структурную теорию органической химии создал вы- дающийся русский ученый А. М. Бутлеров. Следующим этапом было изучение химических процессов и влияющих на них факторов. На- конец, в ХХ веке начался новый этап развития химии как науки: появилась эволюционная химия, основанная на том, что в процессе химической реакции образуется ее катализатор, что приводит к са- моорганизации химических систем (о процессе катализа см. далее). С понятием самоорганизации систем мы уже встречались (там, где речь шла о синергетике). Химическая связь Чем определяется реакционная способность веществ? Прежде все- го, тем, каким образом атомы связываются друг с другом, образуя молекулы. Ранее, когда мы говорили об электромагнитном поле, бы- ло сказано, что химические связи атомов в молекулах – это один из видов электромагнитного поля. Химические связи образуются при перекрывании внешних (валентных) электронных орбиталей взаи- модействующих атомов (орбитали – это траектории движения элек- тронов вокруг ядра – см. раздел о микромире). Различают несколько типов химических связей. Ковалентные связи осуществляются, когда внешние электроны двух атомов образуют общую электронную пару. Если атомы одина- ковые, то эта электронная пара в равной мере принадлежит обоим ядрам и никуда не смещена, центры положительных и отрицатель- ных зарядов совпадают. Такой тип связи называется неполярной ко- валентной и существует в двухатомных газах, например, в молеку- лах кислорода, водорода, азота, хлора. Таких соединений сравни- тельно немного. Если молекула состоит из разных атомов, то образующаяся общая электронная пара смещается в сторону атома с большим зарядом яд- ра, центры положительных и отрицательных зарядов не совпадают (эта конфигурация называется диполем – два полюса). Такая связь называется ковалентной полярной и осуществляется в молекуле во- ды, некоторых неорганических кислот и в большинстве органических соединений. Это самый распространенный тип химической связи. Концепции современного естествознания Обе разновидности ковалентной связи осуществляются, как правило, между атомами неметаллов. Если химическая связь образуется между атомами металла и не- металла, то, как правило, валентные электроны с внешних орбита- лей атомов металла полностью переходят к атому неметалла, обра- зуя положительно (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные частицы. Связь между такими частицами называется ионной. Она осуществляется в большинстве солей, оксидов и оснований, т. е. глав- ным образом в неорганических соединениях, например, в хлориде натрия (поваренная соль), фториде кальция, необходимом для укре- пления зубной эмали. Наконец, в чистых металлах за счет валентных электронов, легко отрывающихся от своих атомов, осуществляется металлическая связь, обуславливающая электро- и теплопроводность, а также и другие свойства металлов. Химический элемент. Неорганическая химия Весьма важным в химии является понятие химического элемента – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра (разумеется, это определение ХХ века, всю предысторию становления понятия «химический элемент» мы опускаем). В настоящее время известно 108 химических элементов, причем природа создала 92 (последним является уран), а остальные получе- ны искусственно. Во второй половине XIX века, когда проблемой сис- тематизации химических элементов занялся великий русский уче- ный Д. И. Менделеев, их было всего 65. До него все аналогичные по- пытки не имели успеха. Менделеев взял за основу не какие-либо фи- зические или химические свойства элементов, а их атомную массу (по Менделееву – атомный вес) – свойство, которым обладали все химические элементы, разложил карточки с символами и свойства- ми элементов в порядке возрастания атомной массы и получил пе- риодическую зависимость свойств элементов от атомной массы. Ог- ромное значение для утверждения периодического закона имел тот факт, что внутренняя логика построенной Менделеевым периодиче- ской таблицы требовала резервирования трех пустых клеток, в кото- рых, по его убеждению, должны были находиться еще не открытые к тому времени химические элементы. Менделеев предсказал величину их атомной массы и свойства. От- крытие еще при его жизни скандия, галлия и германия и наличие у Разумова Е. Р. них предсказанных Менделеевым свойств было несомненным три- умфом периодического закона. Его современная формулировка зву- чит так: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра, равного порядковому номеру химического элемента. Этот закон является теоретической основой неорганической химии, изучающей все химические элемен- ты и их соединения, кроме соединений углерода, которыми занима- ется органическая химия. Открытый Д. И. Менделеевым закон при- роды имеет также и общефилософское значение: он блестяще иллю- стрирует закон диалектики Гегеля о переходе количества в качество. Органическая и элементоорганическая химия. Полимеры Бурное развитие органической химии началось после создания русским химиком А. М. Бутлеровым ее теоретической основы – струк- турной теории. Бутлеров ввел понятие изомеров – веществ с одина- ковым составом и молекулярной массой, но с разной структурой и потому с разными свойствами. Именно возможность построения из одних и тех же немногих элементов большого числа изомерных структур объясняет существование огромного количества органиче- ских соединений (их более пяти миллионов, тогда как неорганиче- ских – около пятисот тысяч). Конец XIX – начало ХХ века – был пе- риодом триумфального шествия органического синтеза; в эти годы были впервые получены анилиновые красители, взрывчатые орга- нические вещества, многие лекарства. В ХХ веке начала интенсивно развиваться и другая область орга- нической химии – химия полимеров. Полимеры – это длинноцепо- чечные структуры, состоящие из повторяющихся звеньев, причем число этих звеньев может достигать нескольких десятков и даже со- тен тысяч. Такие большие молекулы называют макромолекулами. К полимерам относятся все пластмассы, синтетические каучуки, без которых было бы невозможно развитие автомобильной промышлен- ности и, наконец, искусственные (на природной основе) и синтетиче- ские волокна. ХХ век по праву можно назвать не только веком выхода в космос и освоения ядерной энергии, но также и веком полимеров. Были син- тезированы десятки тысяч новых веществ с полезными человеку свойствами, которые не создала природа. Оборотной стороной этих успехов полимерной химии явилось возникновение проблемы утили- зации отходов производства и быта. Концепции современного естествознания В ХХ веке появился еще один молодой раздел химии – химия эле- ментоорганических соединений. Это соединения, в состав которых, кроме углерода, водорода, кислорода, азота и серы входят кремний, фтор, бор, а также некоторые металлы. На основе кремнийорганиче- ских соединений созданы полимеры, обладающие уникальными свойствами, что делает их незаменимыми в авиации и энергетике. Фторорганические соединения обладают исключительной устойчиво- стью даже в кислотах и щелочах, из них изготавливают всевозмож- ные покрытия (фторопласты). Некоторые металлоорганические со- единения (например, ферроцен) используют в качестве лекарств и кровезаменителей. Огромный вклад в химию элементоорганических соединений внес выдающийся русский ученый академик А. Н. Не- смеянов. Реакционная способность веществ зависит, однако, не только от их состава и структуры, но также и от условий протекания химических реакций. В основе учения о химических процессах лежат химическая термодинамика, кинетика и катализ. Химическую термодинамику, т. е. метод управления химическим процессом с помощью температу- ры и давления, разработал в конце XIX века голландский химик Я. Вант-Гофф. Однако термодинамические методы позволяли управ- лять только направлением химического процесса, но не его скоро- стью. Учение о скоростях химических реакций – химическую кине- тику – создал в ХХ веке выдающийся русский ученый, лауреат Нобе- левской премии академик Н. Н. Семенов. В основе катализа (ускоре- ния химической реакции), разработанного еще в начале XIX века русским ученым академиком К. С. Кирхгофом, лежит активация мо- лекул реагентов при их контакте с катализатором (веществом, уско- ряющим химическую реакцию, но при этом сохраняющим свою мас- су). Эволюционная химия зародилась в 60-х годах ХХ века. Главная идея, лежащая в основе этого раздела, – построение принципиально нового управления химическими процессами, основанного на анало- гии с живой клеткой. Химики надеются создать катализаторы нового поколения, которые позволили бы, например, осуществлять преобра- зование солнечного света, аналогичное фотосинтезу, в химическую и электрическую энергию. Пути к этому уже намечены. Изучено мно- жество биохимических катализаторов – ферментов, найдены способы их стабилизации. В 50–60-х годах ХХ века русскими химиками Б. П. Белоусовым и А. М. Жаботинским были открыты автоколебательные химические Разумова Е. Р. реакции, в которых со временем происходят периодические измене- ния выхода продуктов реакции, т. е. необходимый продукт то выде- лялся в больших количествах, то прекращал выделяться совсем. Оказалось, что в некоторых случаях в ходе таких нестационарных реакций общее количество продукта было даже выше, чем в реакци- ях с постоянной скоростью. Любопытно, что нестационарные химиче- ские процессы обнаружены и в живой природе. Таким образом, развитие химии шло от выяснения состава и структуры вещества к выяснению условий и механизмов химических реакций и способов управления ими. Как мы увидим далее, без хи- мических знаний был бы невозможен столь стремительный рывок, который в ХХ веке совершила биология. Контрольные вопросы по Теме 11: 1. Что такое химическая связь? 2. Из каких разделов состоит химия и что они изучают? 3. Что такое полимеры и какие вещества к ним относятся? Литература: 3, 15, 19, 20, 24. Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи Биология – наука о живых организмах Земли Прежде всего, следует определить критерии живого: чем живые системы отличаются от неживых объектов? 1. Главный признак живого – способность к самовоспроизведению, т. е. к размножению. 2. Способность к росту. 3. Обмен веществ и энергией с окружающей средой. 4. Ответная реакция на внешние раздражители. 5. Способность к распространению по всей планете. Следует заметить, что для отнесения объекта к живому организму должны выполняться все пять критериев, а не какой-либо один или два. Например, к росту способны кристаллы, но они не являются жи- выми организмами. Концепции современного естествознания Весьма важным моментом в изучении живых организмов долгое время была их классификация. Как не утонуть в этом море разных летающих, прыгающих, плавающих и т. д. особей? Первым класси- фикатором живого в истории науки был Аристотель, разделивший все живые организмы на растения и животных. Человека он отнес к животным и дал ему очень любопытное определение: двуногое без перьев. В XVIII веке вершиной классификации стала система, созданная шведским ученым К. Линнеем. Он ввел двойные латинские назва- ния для более чем 8-ми тысяч растений, а также иерархию соподчи- нения их групп: тип – класс – отряд – семейство – род – вид. Подроб- ная «инвентаризация» животного мира содержалась в 44-томном труде Ж. Бюффона «Естественная история». Заметим, что в этот пе- риод (XVIII век) биология в основном носила терминологический, описательный характер. Подлинной революцией в биологии стало учение о клетке, создан- ное уже в XIX веке немецкими биологами Т. Шванном и М. Шлейде- ном. Вообще-то, первым увидел клетку в микроскоп в XVII веке Р. Гук, но до подлинной клеточной теории было еще далеко. Открытию Р. Гука предшествовало создание его современником, голландцем – самоучкой А. Левенгуком замечательного прибора – микроскопа. Это был прорыв в микромир живого (не путать с физическим микроми- ром)! Суть учения Шванна и Шлейдена состояла в следующем: 1. Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – функцио- нальная и структурная единица живого. 2. Все клетки сходны по строению и химическому составу и имеют оболочку (мембрану), ядро и полужидкую среду между ядром и мем- браной – цитоплазму. Чуть позже немецкий ученый Р. Вирхов вы- сказал идею о том, что все клетки возникают только в результате де- ления ранее существовавших клеток. Впоследствии в цитоплазме обнаружили многочисленные тельца, выполняющие различные функции (органоиды клетки). Далее выяснили, что клетки сложных многоклеточных организмов специализированы и выполняют раз- личные функции, образуя ткани. Именно клеточная теория лежит в основе современной естествен- ной классификации всего живого. Итак, живые организмы делятся на неклеточные (вирусы) и клеточные (все остальные). Вирусы были открыты в самом конце XIX века русским микробиологом Д. И. Ива- новским (вирус табачной мозаики). Впоследствии выяснилось, что Разумова Е. Р. эти организмы – типичные паразиты, самостоятельно не питаются и не размножаются, что заставило некоторых биологов призадуматься – а живые ли они вообще? Вирусу необходимо проникнуть в чужую клетку организма-хозяина, за счет нее он питается и размножается. Вирусными заболеваниями являются грипп, гепатит и СПИД, кото- рый справедливо считают «чумой ХХ и XXI века», поскольку лекар- ства от него пока не найдено. Все остальные организмы – клеточные, они подразделяются на безъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли. Основоположником науки о прокариотах (микробиологии) был французский ученый-химик Л. Пастер. Он первым создал экспери- ментальную технику работы с популяциями бактерий (штаммами), ему первому пришла в голову мысль о превентивных мерах борьбы с инфекционными заболеваниями (вакцинах) и методах лечения уже заболевших людей (сыворотки – это плазма крови уже переболевших животных, содержащая спасительные антитела). Л. Пастеру челове- чество обязано победой над чумой, холерой, сибирской язвой, бешен- ством. Большой вклад в микробиологию внес также соперник и оп- понент Л. Пастера немецкий врач Р. Кох. Продолжателем дела, начатого Л. Пастером, был его ближайший сотрудник, впоследствии лауреат Нобелевской премии русский уче- ный И. И. Мечников, открывший явление иммунитета. Следующий шаг в микробиологии был сделан английским ученым А. Флемингом, нашедшим «волшебную пулю» против многих бакте- рий – пенициллин. Началась эпоха антибиотиков – грибковых орга- низмов, убивающих бактерии. Трудно переоценить значение откры- тия А. Флеминга, за которое он был удостоен Нобелевской премии. Антибиотики победили пневмонию, туберкулез, многие гнойничко- вые инфекции. Огромные дозы специальных антибиотиков исполь- зуют ныне для лечения онкологических заболеваний (химиотера- пия). Ядерные клеточные организмы – эукариоты – могут быть однокле- точными (амебы, инфузории) и многоклеточными, которые в свою очередь подразделяются на три царства – растения, грибы и живот- ные. Растения состоят в основном из углеводов (о химическом составе живых клеток см. далее) и обладают уникальной способностью к синтезу органических соединений (клетчатка, крахмал) из неорга- нических – углекислого газа и воды. Побочным продуктом этой ре- Концепции современного естествознания акции является молекулярный кислород и называется она фотосин- тезом. Механизм процесса фотосинтеза изучил и описал выдающий- ся русский ученый К. А. Тимирязев. Грибы состоят наполовину из углеводов, а наполовину из белков, не обладают способностью к фотосинтезу и размножаются спорами, клетками, которые в неблагоприятных условиях создают удивитель- но прочную мембрану, надежно защищающую ее от внешних воздей- ствий. В таком состоянии спора может находиться продолжительное
|
|||
|