Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПИСЬМА, ПИСЬМА.



 

Повествование окончено. Автор сделал в меру творческих сил свое дело. Казалось, можно отойти от давно пережитого. Но нет! Скромные «Записки... », напечатанные в ленинградском журнале «Звезда» в 1972 году, вызвали отклики. Они дороги сердцу фронтовика.

Не скрою, мечталось, что первыми, откликнутся на публикацию фронтовые друзья — политотдельцы опергруппы, однополчане 7-й отдельной армии. Ведь война разбросала нас тогда по разным фронтам, и мы, немногие оставшиеся в живых, долгие годы ничего не знали друг о друге.

В канун нового, 1973 года пришло письмо из Куйбышева от Николая Томзова. Он писал:

«... Вот и нашелся один из шести, вернее, двое — ты да я. Много воды утекло с незабываемого «тихвинского» декабря 1941 года, а в памяти все свежо. Действительно, «этих дней не смолкнет слава!.. »

О себе: после отъезда из 7-й армии был послан комиссаром в мехбригаду. Участвовал в разгроме сталинградской группировки гитлеровцев. Окончил курсы при Академии, продолжал воевать в должности заместителя командира бригады. В июне 1944 года на реке Березине был тяжело ранен. Там и кончилась для меня война. В сентябре 1945 года вышел из госпиталя. Демобилизовали. Дали протез вместо ноги. Но комиссары не уходят в отставку. Началась новая жизнь, гражданская. Семь лет работал первым секретарем райкома партии в Куйбышеве. Сейчас — директор машиностроительного техникума. Вот «отчет» за двадцать лет.

Выросли две дочери, растут две внучки. Внучки живут у нас, и мы с Еленой Павловной воюем с ними... »

Так уже повелось: найдя друг друга, мы действительно в письмах прежде всего отчитывались о том, как каждый прошел войну, прожил послевоенные десятилетия. И радовались за успехи товарища, гордились друг другом.

Нашелся бывший военный комиссар Северной опер-группы полковник в отставке Т. Лесняк. После Тихвина он воевал комиссаром 272-й стрелковой дивизии. Сейчас живет в Москве, пенсионер.

Прислал письмо и бывший комиссар 368-й стрелковой дивизии Федор Михайлович Напалков. Он участвовал в формировании дивизии в далекой Тюмени, а в конце войны в ее рядах помогал освобождать от фашистских захватчиков Норвегию. Федор Михайлович и после войны остался таким же энергичным и неутомимым, каким был на фронте. Полковник в отставке, он, преодолев болезнь, явился инициатором создания интересной книги о дивизии — «От Тюмени до Киркенеса».

Михаил Ефимович Нинбург в декабрьских боях 1941-го был начальником штаба Северной опергруппы. Он сообщил, что после возвращения из Тихвина в свою 7-ю армию

короткое время был начальником штаба 67-й дивизии, а затем — и до конца войны — начальником штаба 368-й стрелковой Печенгской Краснознаменной дивизии.

Бывший начальник политотдела 7-й отдельной армии — тогда бригадный комиссар, ныне генерал в отставке Василий Михайлович Шаров рассказал о том, что после отъезда из 7-й армии и трехмесячной учебы на курсах был назначен начальником политотдела 5-й гвардейской танковой армии, с которой прошел по многим дорогам войны, начиная с Курской битвы. В составе 1-й гвардейской танковой армии участвовал в Одерской, Померанской и Берлинской операциях.

Помню, мы очень гордились бригадным комиссаром. Он начал войну с орденом Красного Знамени на груди. К нему потом добавилось много и других наград, в том числе высший орден Германской Демократической Республики — орден Карла Маркса.

Порадовал подробными письмами бывший заместитель Шарова — полковой комиссар Михаил Николаевич Вечер. Вскоре после тихвинских боев он получил назначение начальником политотдела в дивизию Напалкова и с нею дошел до Киркенеса.

Трогает простое душевное письмо бывшего сапера в тихвинских боях, политбойца Тимофея Афанасьевича Андреевских. Он прошел всю войну. Из поверженного Берлина вернулся в родной Каменск-Уральский к своей любимой работе. В письме сообщает: «Живем мы хорошо, готовимся встречать 275-летний юбилей нашего города, приглашаем в гости. Работаем, в свободное время занимаюсь садоводством. Помню обо всем, что было... »

Школьники Новолеславинской средней школы из Тамбовской области заинтересовались молодыми героями тихвинских боев: «Мы хотели бы узнать о дальнейшей судьбе юных разведчиков Саши Котова и Кости Пчелки и сделать в школе музей этих героев». Глубоко взволновало душевное письмо вдовы нашего Бати — комиссара Михаила Алексеевича Мартыненко.

Прислал дружеское письмо бывший старший лейтенант авиации, получивший за тихвинские бои звание Героя Советского Союза, ныне маршал авиации Александр Петрович Силантьев. Он помнит о тяжелых боях под Тихвином, о наших замечательных людях, сражавшихся там.

Приходят письма и из Тихвина. Пишут ветераны, работники музея, библиотек.

Радуют и волнуют эти письма.

Маршал Петр Кириллович Кошевой написал в своих воспоминаниях о 1941 годе: «Тихвин, город, о котором я до войны почти ничего не знал, — стал мне дорогим и близким, а освобождение его — смыслом самой жизни».

Дорог и близок Тихвин всем, кто сражался на этой земле, обильно политой кровью. Он — частица наших сердец, нашей жизни, славная страница Великой Отечественной войны, истории нашей Родины. Начиная с XVII века у стен Тихвина русские люди не раз давали отпор иноземным захватчикам, «не щадя живота своего», огнем и мечом сокрушая тех, кто на землю русскую приходил со злым умыслом. Ныне Тихвин награжден орденом Отечественной войны I степени. Это — свидетельство мужества, стойкости, героизма его жителей и его защитников.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.