Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Парящий в седле



Театры и киностудии пали под напорами пандемии одними из первых. Многие длинные кинопроекты встали, театры вообще разоряются один за другим. Театральные и кинотруппы пачками оказываются на улице. Многие актеры театра и кино нашли выход – преподают актерское мастерство он-лайн. Причем услуги их востребованы. Но есть в кинотруппах одна категория профессионалов, чьи услуги он-лайн не передашь. Это каскадеры и постановщики трюков. О том, как выживают представители этих редких профессий в период пандемии, мы и поговорили с профессиональным конным каскадером Евгением Богородским. Евгений Артемович – не просто каскадер. Он – гуру конного спорта. За сорок с лишним лет своей кинобиографии он снялся в нескольких сотнях картин, где исполнял самые разнообразные и головокружительные конные трюки. Он падал с лошадей, взрывался вместе с ними, опрокидывался вместе с каретами, повозками и тачанками, улетал под откос и в пропасть, падал с мостов в реку, волочился по земле вслед за летящим во весь опор конем, джигитовал…

Он и сейчас, будучи пенсионером, сидит в седле – и в прямом, и в переносном смысле. В конно-спортивном клубе «Вереск» деревни Валищево у него есть конь по кличке Агат – на котором он продолжает оттачивать мастерство. Несмотря на пандемию, у Богородского масса творческих планов. Он полон сил, энергии, надежд и фонтанирует новыми идеями.  

«А что, сказка для меня закончилась?... »

– Я, можно сказать, вырос на коне и рядом с конями, – рассказывает Евгений Артемович. – Мой отец всю жизнь с перерывом на войну (он фронтовик) выводил азово-черноморскую, донскую и буденновские породы лошадей. Он много лет был бригадиром элитного маточного табуна на военном конном заводе имени Фрунзе. Суперответственная, кстати, должность. Завод располагался на берегу реки Маныч – исконно казачьи места, где жили все мои предки…

Сам Евгений заниматься конным спортом начала еще до армии – на ростовском ипподроме. Его первым учителем был легендарный наездник Валентин Горелкин – чемпионе Европы и многократный чемпион СССР по конному троеборью. В армии Евгений, по его же словам, «приобщился к железкам» – турнику, штанге, гирям. После службы выполнил норматив кандидата в мастера спорта по тяжелой атлетике.

В июне 1978 в Сальск, где проживал в то время Евгений, на конный завод имени Буденного приехала съемочная группа «из самой Москвы». Здесь проходили съемки приключенческого фильма «Ищи ветра». Руководил группой режиссер Владимир Любомудров. По сценарию фильма страсти разгорались вокруг элитного табуна, который отступающие белогвардейцы хотели извести, чтоб те не достались Советам, а красноармейцы – наоборот, спасти. В фильме было много конно-трюковых сцен – скачки, погони и перестрелки на конях и тачанках, прыжки и падения с лошадей и бричек на полном скаку.

– В первые дни съемок постановщиком сцен был знаменитый каскадер Усен Кудайбергенов, – вспоминает Богородский. – Как-то раз он выехал на своем терце в степь и на полном скаку продемонстрировал актерам умопомрачительные трюки джигитовки. Я тогда глаз не мог от него оторвать. Меня буквально захлестнули эмоции. Вот бы мне так научиться!

Любомудров, лично ставивший трюковые сцены, заприметил невысокого местного крепыша, который умело управлялся с конями. Парня решили проверить «на слабо» – дали ему самого норовистого коня – сумеешь объездить? Евгений не раздумывая впрыгнул в седло. Конь очертя голову рванул в степь, высоко подбрасывая ноги, пытаясь стряхнуть со спины нежеланного наездника. Через минуту галопа всадник и лошадь скрылись за линией горизонта. Любомудров потом признавался, что в голову ему лезли самые черные мысли. «Лежит где-нибудь в степи паренек либо со сломанным позвоночником, либо с переломанными костями, а конь неподалеку мирно травку щиплет», – такие сумрачные предположения мысли мерцали в голове режиссера.

А через пятнадцать минут всадник, и конь вернулись в в конюшню. Конь вел себя на удивление послушно, сам же Богородский сидел в седле, как влитой, «с высоты своего положения» невозмутимо посматривая на «экзаменаторов».

…Фильм сняли. Съемочная группа начала сворачиваться.

– А что, для меня эта сказка теперь закончилась навсегда? – чуть не со слезами на глазах спросил Богородский у режиссера перед расставанием. Тот задумался. Рисковый местный паренек был явно ему симпатичен.

– Я постараюсь что-то сделать для тебя, – пообещал он.

А еще через пару недель в Сальск на имя Богродского из Москвы пришла телеграмма. Его официально приглашали в группу конных каскадеров, работающих в картине Станислава Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих».

И с этого момента для Евгения Богородского началась совсем другая жизнь.

«Двуконь, джигитовка, «пирамида» и все остальное…

Любимец миллионов российских зрителей красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни» обронил фразу в начале фильма, откапывая басмача Саида: «… и мотала меня судьба от Амура до Туркестана». Вот так же мотала судьба каскадера Богородского – по всей стране великой. Он работал практически на всех киностудиях Советского Союза – от киностудии Довженко до Таллинфильма. Учился своему непростому и рискованному ремеслу Богородский у самых известных каскадеров-конников страны – Петра Тимофеева, Усена Кудайбергенова, Ирбека и Мухтарбека Кантемировых. Снимался с ними в самых рискованных конно-трюковых эпизодах. Что ни кино, то событие – «Ищи ветра»", Первая Конная", " Эскадрон гусар летучих", " Тарас Бульба», «Год дракона», «В начале славных дел", «Легенда о Коловрате»" «Тихий Дон", «Цена сокровищ»... Все трюки каскадеры придумывали вместе с режиссером, разрабатывали и готовили сами. Среди них была масса оригинальных, которые никто не повторил до сих пор.

Богородский до сих пор помнит, как в Казахстане падал вместе с конем в бурную горную реку. Высота падения – почти двадцать метров. По сюжету каскадера, игравшего китайского воина, восставшие уйгуры сбрасывали с моста в речку вместе с конем. Когда всадник и лошадь стремительно вошли в воду, операторы чуть не поседели – им показалось, что конь накрыл собой каскадера.

– Намокший халат, как камень, потянул его на дно, – вспоминает Евгений Артемович. – Пришлось от него избавляться. Сапоги тоже сорвало с ног сильным течением. К тому же сам я влетел в локальный местный водоворот. Началась яростная борьба за жизнь с бурной водной стихией. Выныриваю – глядь, а конь мой на берегу уже мирно травку щиплет. У него, в отличие от меня, этот трюк прошел как по маслу…

Набравшись опыта и заматерев, Богородский при помощи своего «крестного отца» Любомудрова создал группу " Казаки-каскадеры". Фирменным знаком группы стало шоу с одноименным названием. Базировалась группа на территории конно-спортивного комплекса «Битца».

– В нашу команду входили лучшие каскадеры страны, – вспоминает Богородский. – Три Александра – Жизневский, Федин и Гизгизов, два Игоря – Новоселов и Багров, два Владимира – Степанов и Карпович, два Сергея – Базин и Емельянов, а также Геннадий Ламков, Артур Березин, Евгений Громов, Климентий Плохотнюк и Орлан Монгуш. Что ни имя ­– то легенда.

Были и девушки, которые украшали шоу «Казаки-каскадеры». Были у группы и свои лошади – двенадцать голов, что позволяло снимать казакам массовые трюковые сцены. Любимым выступлением группы стала джигитовка – головокружительные трюки на летящих во весь опор конях. Зрелище было захватывающим, и от заказов на конные шоу и показательные выступления у них не было отбоя. По словам Богородского, одним из наиболее запоминающихся трюков, в которых участвовала группа, стала так называемая " пирамида", когда группа из шестерых всадников несется на трех конях. В чистом поле этот трюк первыми сделали именно казаки-каскадеры. До этого этот трюк можно было увидеть только в цирке. Свою пирамиду каскадеры ставили для известной голливудской " Полицейской академии". Один из фильмов сериала снимался в России, и по сюжету «под занавес» фильма шестеро американских полицейских скакали на лошадях, стоя на плечах друг у друга. А лидер пирамиды жонглировал при этом шашкой. На этот сложный трюк для американских копов пришлось потратить два съемочных дня.

Шанхайский контракт

Сам Богородский тоже много лет проработал за рубежом. Одним из самых интересных этапов его карьеры стала работа в китайском центре «Фробеллэнд-парк". Парк был расположен в местечке Лю Шу, в 50 километрах от Шанхая. Хозяева парка – тайванцы – отстроили здесь целый город – наподобие американского Диснэйлэнда. Здесь Богородский со своими казаками-каскадерами работал бок о бок с монгольскими наездниками и американскими каскадерами. В его распоряжении было более двадцати коней. По сценарию шоу на площадке проводился рыцарский турнир, в финале которого выступали гости с Севера – казаки из России. Они рубили лозу, скакали стоя одновременно на дух конях и прыгали на них же через барьер.

Командовал казачьей командой и выступал вместе со своими коллегами и сам Богородский. Себе он выбрал мощного, но послушного монгольского коня, которому дал кличку " Бамбук". Этого Бамбука он с тихой грустью вспоминает до сих пор.

На тренировочной базе русские и монголы тренировались вместе. Монголы как-то предложили русскому и монгольскому «дарга» (начальник – И. М) побороться и в честном поединке выяснить, кто из них главный «батыр» (богатырь – И. М. ). Монгол был лет на пятнадцать лет моложе русского, на голову выше и к тому же знатоком национальной борьбы. Отказаться от поединка – ударить в грязь лицом. Богородский стал лихорадочно вспоминать, какие приемы ему показывали за два упорных месяца занятий по греко-римской борьбе в Сальске «на заре туманной юности». И вспомнил-таки самый простой и действенный прием – перевод руки и проход за спину. И умудрился им взять противника «на болевой-удушающий».

– Глаза у монгола закатились как у бешеной собаки, и он так замолотил ладонью по земле, что Чингис-хан в гробу слышал, – с улыбкой вспоминает Богородский. – В общем, упал я вместе с монголом каскадером, а поднялся уже «батыром»…

Трюки как наркотик

Каскадер – профессия интересная, но неблагодарная. Вся слава все равно достается не им, а тем, кого они дублируют. «Каскадеры – чернорабочие на чужом пиру славы», – ­так говорил про их известный югославский актер Гойко Митич. Тем не менее любая картина обогащается каскадерскими трюками. «Трюки картину обогащают, а люди, которые их исполняют, являются героями», – это золотое правило в том же Голливуде известно всем без исключения.

Кроме того, каскадер – очень опасная профессия. И опасность эта – порой запредельная. В творческой биографии Богородского тоже хватало и травм, и потрясений, и шрамов, и больничных палат. Но в самые страшные периоды его жизни всегда рядом с ним верный ангел-хранитель – его жена Наташа. Она и спасала, и выхаживала, дежурила стуками возле его постели и снова возвращала мужа к жизни. Она всегда мечтала о том, чтобы муж нашел себе более спокойную работу. Но, придя в себя, каскадер снова рвался в конюшню и на съемочную площадку.

– Бога не дал человеку крылья, но дал ему лошадь, – любит повторять сам Богородский. – А кто же откажется от счастья летать и парить на коне?

«Место конной силы»

В конно-спортивный комплекс Валищево к знаменитому «Артемычу» (так называют Богородского ученики) регулярно приезжают на мастер-классы любители и ценители джигитовки и конных трюков из Москвы и области.

– Надо обязательно передавать молодежи то мастерство, которое пришло ко мне от всех моих наставников и тренеров, – убежден сам Богородский. – У меня есть один 12-летний ученик с «говорящей» фамилией Матвей Каледин. Настоящая восходящая звезда. Я смотрю на него и вспоминаю себя молодого – как пробовал джигитовать по молодости в наших сальских степях….

 Два сына Богородского – Константин и Алексей – тоже пошли по отцовским стопам. Оба – опытные наездники, оба работают с конями. Старший стал ветеринарным врачом, младший – профессиональным каскадером.

Так что традиции не умирают. И пока живы такие, как «Артемыч», все его ученики и наследники, российское кино будет по-прежнему обогащаться новыми трюками. И эти трюки, как и прежде, будут делать для наших зрителей новые «настоящие герои».

Игорь Моисеев

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.