Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





эпоха зарождения скрипки. Саратов, 2020



 

 

эпоха зарождения скрипки

Подготовила: Логутова Алина,

учащаяся 3 «Б» класса

МБОУ Лицея № 15

Саратов, 2020

    «И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
и излишне что-нибудь говорить или писать об этом. »
М. Преториус

 

    Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталась история ее возникновения.

    Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.

    Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.

    Прародителями скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, испанская фидель, британская кротта, тар, ребек, слияние которых и образовало виолу - отсюда итальянское название скрипки violino.

    У скрипки много родственников. Самая близкая - виола. Во время игры ее держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.

     В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Беларуси, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации (ныне Югославии). В этих странах скрипка известна с девятого века. Тембр ее голоса напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому ее называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.

    В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры скоморошьего инструмента, который называется гудок. Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на колено и водили смычком по трем струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудило, гудище. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что «гудок» появился на Руси вместе с проникновением «восточных» инструментов — домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.

    История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии.

    Сейчас трудно с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем «скрипка». Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем «золотым веком», когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которое уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его «усовершенствовать».

    История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андреа Гварнери (1626—1698) и Антонио Страдивари (1644—1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джузеппе Гварнери (1687—1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния. Он приблизил звук скрипки к тембру голоса человека.

    А Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

    Период барокко - период расцвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом.

    Благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперед, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами - виртуозами были Д. Торелли и А. Корелли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда А. Вивальди (1675-1743).

    Однако самым виртуозным скрипачом был Николо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач-виртуоз, композитор. Признанный гений мирового музыкального искусства. Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Про него ходили слухи, будто бы его сам дьявол обучил игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне.

    Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. Для нее написаны сотни произведений - это и сольные пьесы, и сонаты в сопровождении фортепиано, и концерты в сопровождении оркестра.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.