|
|||
Первая часть.
Ксения Драгунская Рыжая пьеса
Люди: ТИМ, первокурсница, 18 лет СОНЯ, 13 лет. ЕГОР, 16-17 лет ЕГОР ВЛАДИМИРОВИЧ, папа Егора, 40 лет МАМА ЕГОРА, 36 лет НОРА ХАЛИ ПОТОМОК КРАСИВЫЙ ... Это большой город с широкой рекой, по реке ходят теплоходы и грузовые баржи, в городе много важных заводов, город растет, строится, теснит деревни и предместья, на окраинах — одичавшие яблони от сметенных садов, двадцатиэтажки и много железа, оставшегося от строек. Много ржавого железа. А еще — городской парк с лодочной станцией, маленькая речка, ивы, тарзанка с лохматой веревкой... Дело происходит весной. Между первой и второй частями проходит год. Всякий раз — весна, май. Первая часть. Разговор. Где-то. Еще не видно, где. Может, темно? Или светло, но никого не видно? Просто слышно, что два человека разговаривают. — Тимофеева? Что вы здесь?.. Занятия давно кончились. — Жду. Вас. — Зачем? Тишина. — Я вас внимательно слушаю. Тишина. — Вам что-нибудь непонятно на лекциях? — Мне все понятно... То есть, ничего не понятно... То есть... — Сумка у вас смешная... — Сама сшила. — Ну, всего доброго. Идите домой, Тимофеева. — Егор Владимирович... — Что? — Я вас так давно ждала. У меня даже волосы замерзли. — Послушайте, Тимофеева... Оля... — Я Аня. — Извините. Аня... Вы способный человек. Сессия на носу. Соберитесь как-то. Возьмите себя в руки. И перестаньте писать мне письма. Поверьте, мне нелегко говорить вам об этом. Перестаньте, пожалуйста. Ни к чему все это... Очень вас прошу... Ну, всего доброго. И шаги. Ушел человек. Окраина, маленькая речка, низкие ивы и старое могучее дерево на берегу. Тарзанка. По берегу в задумчивости бродит девушка. Это Тимофеева, по кличке ТИМ. На плече у нее смешная холщовая сумка с множеством разноцветных пуговиц. ТИМ качается на тарзанке, потом разувается, достает из сумки большой моток веревки, привязывает к дереву, долго примеривается, деловито сооружает петлю, всовывает в петлю голову... ТИМ не замечает, что на дереве, высоко на ветке, в листве прячется рыжая девочка. СОНЯ. СОНЯ. Эй! Вы что делаете? ТИМ (озирается, видит СОНЮ и говорит честно). Вешаюсь. СОНЯ. Зачем? ТИМ. Чтобы не жить. СОНЯ. А дерево-то тут при чем? Думаете, ему очень приятно, когда на нем мертвец болтается? ТИМ молчит. Думает, что дереву, конечно, неприятно. Лучше уж под дождем постойте, он вредный, от него тоже умереть можно. ТИМ. Так ведь не сразу. СОНЯ. Скажите, пожалуйста, вы случайно не видели мою собаку? ТИМ. А она какая? СОНЯ. Рыжая. Мы с ней вместе рыжие, вдвоем. Отличная собака. Настоящий друг человека. Такая большая, меховая, с ушами и с бородой. ТИМ. А как ее зовут? СОНЯ. Селедка. ТИМ. Хорошее имя. СОНЯ. Это потому, что она довольно длинная в длину и с хвостом. Куда же она девалась? Я везде хожу и зову: Селедка, Селедка! Селедка! Все, наверное, думают, что я — того. ТИМ смотрит на СОНЮ. Но вы-то, надеюсь, так не думаете? ТИМ. Ну что ты! СОНЯ. Это хорошо. Пожалуй, я разрешу вам потрогать уши моей собаки. У нее очень теплые уши. Главное, чтобы она нашлась. ТИМ. Найдется. Просто ушла по своим собачьим делам. С собаками это бывает. Не грусти. СОНЯ. Какая у вас смешная сумка! ТИМ. Сама сшила. СОНЯ. Надо же! А мы по труду компот проходим. ТИМ. Ну и как? СОНЯ. Компот? Легкотня! Вот алгебра с физикой — это да... ТИМ. А что? СОНЯ. Я когда эти цифры с буквами вижу, даже пугаюсь, такие они непонятные. Но зато я хорошо себя веду — тихо сижу на задней парте, стихи сочиняю. ТИМ. Стихи? СОНЯ. Про небо. Про траву и деревья. Вы любите деревья? ТИМ. Не знаю. СОНЯ. А вы подумайте. ТИМ (подумав, говорит убежденно и серьезно). Да. Люблю. Да. СОНЯ. Деревья живут очень долго. Они все видят и помнят. Только не всем рассказывают. По-моему, человек должен жить на дереве. Ну, хотя бы сидеть на дереве один час в день. Хотите, залезайте сюда? Деревья любят, когда на них сидят хорошие люди. ТИМ. Слушай! Я знаю! Тебе надо дать объявление. СОНЯ. Про собаку? Я уже давала. ТИМ. Нет, другое. Вот... Симпатичной девушке... Симпатичной рыжей девушке срочно требуется стройный юноша, волокущий в алгебре, геометрии и физике. СОНЯ. Вот это да! Как вы это классно придумали! Пожалуй, я разрешу вам даже поцеловать свою собаку, когда она найдется... Я непременно дам объявление... Но вдруг придет слишком много симпатичных юношей, волокущих в алгебре и физике? ТИМ. А зачем им приходить? Пусть сначала фотографии пришлют. И дневники с отметками. СОНЯ. А если наоборот, никто не отзовется? Ведь может же такое быть? ТИМ. Запросто. Мало ли, что у них на уме, у этих юношей. Потому что юноши, даже симпатичные, это тоже мужчины. СОНЯ. Мужчины? ТИМ. Да. СОНЯ. А. Ага. ТИМ. А мужчины — они знаешь, какие? СОНЯ. Какие? ТИМ. Они такие. Они умеют молчать. Они могут долго терпеть. Они могут не плакать, когда очень больно. Они могут сильно-сильно скучать, и никогда-никогда не звонить... Иногда у них бывают очень горячие руки. СОНЯ. Правда? ТИМ. Сто пудов. СОНЯ. Но я все равно дам объявление. (Ловко слезает с дерева. На ней стильные рыжие ботинки на грубой подошве). Мне надо идти дальше. Собаку искать. Селедка! Селедка! Селедка! Вы пока можете посидеть там, на моей ветке. ТИМ. Спасибо. СОНЯ. Только больше не вешайтесь. ТИМ. Не буду. СОНЯ. А то деревья не любят, когда на них вешаются. ТИМ. Я поняла. СОНЯ (отворачивается, приникает к стволу и шепчет скороговоркой). Дерево, милое дерево! Присмотри за ней, пожалуйста, сделай так, чтобы она не повесилась. Она добрая, и у нее смешная сумка. (Целует старый, широкий ствол и уходит, машет рукой, не оборачиваясь). ТИМ (смотрит ей вслед и вдруг кричит отчаянно). Девочка!!! СОНЯ оборачивается. ТИМ и СОНЯ смотрят друг на друга. Нет, ничего... Иди. Дома у ЕГОРА. На полу в позе «лотос» сидит МАМА ЕГОРА. Медитирует. МАМА ЕГОРА — красивая, статная женщина кустодиевского плана. Входит ЕГОР, тащит гладильную доску. Устанавливает. ЕГОР. Мам... Никакого впечатления. Мама... Заглядывает ей в лицо, она не реагирует. ЕГОР пожимает плечами. Входит ПАПА ЕГОРА с утюгом и рубашкой. ПАПА ЕГОРА — большой, высокий человек с хмурым лицом. Словно какая-то давняя печаль или усталость привычно и нещадно гложут его. ПАПА. Может, лучше в свитере? ЕГОР. Нет, в рубашке, в рубашке... ЕГОР и ПАПА принимаются довольно неловко гладить рубашку. МАМА сидит в позе «лотос». (Разговаривает по телефону). Ну и? Или! Полный улет! Да ладно, не гони шизуху... Это приколист известнейший... А мне-то что? Мне — фиолетово... Шнурки в стакане, ага. Сандалики навскидку, и вперед... Да уж такая тоска начнется... Ну, хоп! ПАПА. Что за белиберда такая? Ведь это же издевательство над русской речью, Егор. Надругательство над родной словесностью! ЕГОР. Дети, папа, имеют право говорить на своем языке. Декларация прав ребенка, папа. Пункт четыре, параграф семь... ПАПА. Дети! Ты. братец, не дети уже. У тебя борода растет, «дети». Кстати, ты что, сегодня не брился? ЕГОР. Брился. Просто у меня к третьему уроку опять отрастает. Стабильно. ПАПА. Я забыл — Зоя Тихоновна? ЕГОР. Пап, Жанна Тимофеевна, ну что ты! МАМА шевелится. ЕГОР и ПАПА смотрят, как она выпутывается из «лотоса», с удовольствием с хрустом потягивается. Мам, вот папа в школу собрался. С Жанной нашей побеседовать. А то у меня три двойки годовых наклевываются... МАМА. Погодите вы со всякой ерундой... Я должна срочно написать письмо Сай-Бабе. ПАПА. Что за баба еще? МАМА. Это гуру такой в Индии. Он интересовался, насколько часто и успешно я практикую медитацию. ПАПА начинает напевать «Светит месяц, светит ясный». ЕГОР. Пап, не волнуйся, ну ладно, пап... ПАПА выходит. МАМА садится за стол и задумывается. Листает русско-английский словарь, пишет письмо. Возвращается ПАПА в пиджаке и рубашке, прихорашивается перед зеркалом. МАМА (не отрываясь от письма, морщит нос). Чем это так понесло? ЕГОР. Это папа одеколоном набрызгался. ПАПА. Да не пиши ты ему! Все равно не ответит. Гуру, дел полно, не хвост собачий. Напиши лучше мне. Уж я-то отвечу... ЕГОР. Пап, ну ладно, ну не надо, пап... ПАПА. Дорогая Катя! Я живу хорошо. Работаю по шестнадцать часов в сутки! А дома есть нечего! В ванной белье скисло! У парня в школе черт знает что... С комсомольским приветом, твой муж Егор Владимирович. (Уходит, сердито хлопнув дверью). МАМА пишет письмо Сай-Бабе. ЕГОР. Мам, мама... Она машет рукой, не поднимая головы. Некоторое время ЕГОР молча смотрит на нее. Во двор пойду, зарежу, может, кого... Не отрываясь от письма, она кивает. ЕГОР уходит. МАМА некоторое время пишет, потом задумывается. МАМА. Кричит, шумит, злится, засоряет энергетическое поле нашего дома. Теперь вот ходи, сжигай злую энергию. (Зажигает свечку, ходит по квартире, делая таинственные пассы свечой). Сказал, что в школу пошел, а сам еще куда-то... Где худые девушки... К худым ведь пошел, точно... (Долго взвешивается). Вот похудею... Выйду замуж за правильного. Который не злится. (Опять ходит по квартире со свечкой, открывает барчик, берет большую темную бутыль, приглядывается, много ли осталось, капитально отхлебывает). Звонит телефон, МАМА вздрагивает. Телефон звонит долго. Да... Да, это три четыре пять девять восемь пять. Пожалуйста, я вас слушаю. Сумку? Какую сумку? Холщовую? С большими пуговицами? Нет, не теряли... Странно... Номер наш, да... Да. пожалуй, так будет лучше... Давайте через полчаса, возле булочной... На окраине — одичавшие черные яблони, уцелевшие от сметенных садов, и много железа, оставшегося от строек. Непонятные железные конструкции, арматура, опрокинутые фермы электропередачи, навороченная ржавчина. Среди яблонь и железа — ЕГОР и компания. НОРА — знойная девушка кавказской наружности. ПОТОМОК— длинноволосый долговязый парнишка, маленькая худая ХАЛИ, видный осанистый парень по кличке КРАСИВЫЙ, может быть, еще кто-то. На большом куске толстого пенопласта нарисован силуэт человека в полный рост. ХАЛИ мечет в пенопласт дротики, стараясь попадать строго в контуры. НОРА рассказывает историю. ХАЛИ давится от смеха. НОРА. А вот в шестьдесят четвертой школе тоже случай был... Одна девчонка влюбилась в обэжиста[1]. И когда писали контрольную по мерам безопасности при эпидемии сибирской язвы. она на обратной стороне написала, что она его любит. Только очень мелкими буквами, так что ему пришлось читать под микроскопом в кабинете биологии. И он ей ничего не сказал. А сам тоже в нее влюбился. И вот когда класс пошел в поход под руководством этого обэжиста. Ночью они остались вдвоем у костра, он накрыл ее своей штормовкой, и они вместе встречали рассвет и решили уплыть на байдарках далеко-далеко... Сели и уплыли. Но река была горная, с сильным течением... Байдарка перевернулась. И обэжист спас девчонку, а сам утонул... ХАЛИ. Это где же это у нас поблизости горная река? ПОТОМОК. Хали, отстань от нее... Ну. мало ли... ХАЛИ. Мне просто интересно, я, может, тоже хочу в горную реку. Где? НОРА. На правом берегу. ХАЛИ. В степи, что ли? Класс! Тут у нас в степи по случаю протекает горная река! Нормально! ПОТОМОК. Ты, Хали, расскажи лучше, чего в школе не была? Подростковые врачи приходили, медосмотр был... ХАЛИ. Что осматривали-то? ЕГОР. Да всего понемножку... ХАЛИ. В ментуру загребли, только в одиннадцать выпустили, не на четвертый же урок идти... КРАСИВЫЙ. Ты как в ментуру-то угодила с утра пораньше? ХАЛИ. Батя без работы у меня, дорожный отряд расформировали, а куда ему деваться со своим экскаватором? Он у меня только копать и умеет. Говорю ему, ты, батя. петь бы. что ли, выучился или плясать... ЕГОР. Ну, а ментура-то что? ХАЛИ. Я думаю, надо типа объяву дать про такое дело, может, надо кому. Утром рванула на Восточный тракт и из баллончика по всем рекламным щитам стала писать: «Экскаватор, телефон такой-то». Гаишники прицепились и в отделение свезли. КРАСИВЫЙ. Лучше бы сирени на продажу наломала... И то подспорье семье... ПОТОМОК. А то еще можно лягушек наловить и около офисов, где французы работают. продавать. Чирик — банка. Все посмотрели на него. Шутка. В восьмом микрорайоне стройка большая, может, там экскаватор нужен? ХАЛИ. Это в каком квартале, в «Б»? ПОТОМОК. В «Д». ЕГОР. Тошно у вас тут... Полгода живу, а все не привыкну никак... Микрорайон восемь. квартал «Д». корпус пятьсот тридцать шесть... По-человечески, что ли, улицы назвать нельзя»? Слова, что ли, кончились? КРАСИВЫЙ. А ты в центр поезжай, там все по-человечески — и Ленина тебе, и Дзержинского... ЕГОР. Мы раньше в Калуге жили, вот это город! Улицы нормально называются, то вверх идут, то вниз, потому что холмы. Ока рядом... ХАЛИ. Чего приехал тогда из своей Калуги? ЕГОР. Говорил же сто раз, отцу по службе назначение вышло, мост тут у вас строить. Он давно хотел мост построить, конкурс выиграл на лучший проект. Река у вас тут подходящая, широкая, судоходная, серьезный мост построить можно... КРАСИВЫЙ. Река, а что толку? Купаться нельзя, смертельные случаи были, вода плохая... ПОТОМОК. Заводы кругом злые. А раньше наша вода была — лучшая в губернии, ага. Рыбы водились — во! Где теперь пристань, рыбный базар был. И климат был хороший — летние жары не превышали двадцати семи градусов, снежный покров — толщиной не более двух аршин. ХАЛИ, ЕГОР и КРАСИВЫЙ (хором, хохоча). И все вокруг принадлежало купцам Дыркиным! ПОТОМОК. Ага, хохочите, хохочите. Моему прапрадеду князь Трубецкой до сих пор триста рублей серебром должен! КРАСИВЫЙ. Так слупил бы должок, в ресторацию бы сползали... ПОТОМОК. Мануфактура купцов Дыркиных, это теперь фабрика десятилетия Октября, и общественная библиотека Дыркиных, и фабрика зонтиков, и бани, самые в губернии клевейшие, а перед революцией прапрапрадед парк конки купил, да помер, бедный, а прапрадед парк тут же пропил и влился в ряды неунывающего пролетариата... КРАСИВЫЙ. Не свезло тебе, Потомок. Помолчали. Слушайте, люди, расскажите про Достоевского... Что там в «Преступлении и наказании» вообще, в чем там сермяга? Мне в четверг с литераторшей надо пообщаться... ХАЛИ. Так и пообщайся как следует, ты парень видный... КРАСИВЫЙ. Да ну тебя... Если я не отвечу — кранты. а как ответить, если я не читал? Ну не могу я это читать, вот открываю по-честному, как дойду до восемнадцатой страницы. сразу в животе как-то кисло становится... ПОТОМОК. А что там на восемнадцатой странице? КРАСИВЫЙ. Да всё трындят чего-то, трын-дят... Опять помолчали. ХАЛИ кидает дротики в облезлый памятник. ЕГОР. А у нас под Калугой дом есть, в селе Обожалово... НОРА. А мы раньше в Абхазии жили. Море совсем рядом было, вон как та свалка. Вокруг школы — сад, абрикосы растут. Директор школы Эдмонд Гамлетыч — добрый, всех называет «дочка», «сынок»... Всегда тепло, под Новый год розы цветут... А потом война началась, в школе госпиталь стал, все разъехались, кто куда... Там море было совсем рядом, представляете? ХАЛИ (вдруг с давнишней, накопившейся злобой). Глохни, чучма! Достала со своим морем! НОРА. Кто так говорит — сам чучма. У нас в Абхазии все вместе жили. Вместе кушать садились, вино пить, песни петь. А ты же сама татарка, Халида, а куришь — хуже русской, у нас к такой и не посватается никто... ХАЛИ (кривляется, дразнится). Вай, штидно, вай, как штидно, мы тут в Абхазии такие скромные девушки, жирные, как ишаки, и с усами... ЕГОР. Сеанс кошачьего бокса начинается. КРАСИВЫЙ. Без намордника не выпускать... ПОТОМОК. Да какая она татарка, вы чего? Татары — великая нация, они Русь покорили, а Хали у нас чучма правобережная... Ну-ка скажи, как по-вашему «здрасьте»? Ыксту-мыкыксту? ХАЛИ кидает в ПОТОМКА мелкие камушки. А как твою бабушку зовут? Говори, не стесняйся. Венера Сатурновна? Или все-таки Пыпындра Кыкындровна? А мы узнали от совы, что нет слов на букву «ы»! ХАЛИ кидает в него камешки покрупнее. ЕГОР. Слушайте, я вам лучше расскажу, какой тут прикол вышел... Сегодня мой папа первый раз пошел в школу. Произвести впечатление на Жанну и все такое. Он специально время высвободил, полдня мыл машину, брился и наряжался, запоминал адрес школы. В конце концов, он добрался до школы, но по дороге забыл имя-отчество Жанны, все напутал, не смог объяснить, куда идет, и чуть не подрался с охранником. Когда ему удалось проникнуть внутрь, учительница из восьмого почему-то приняла его за опоздавшего подросткового врача и затащила в класс, полный голых восьмиклассниц. Папе удалось отбиться, и он пошел уже прицельно к Жанне, но по дороге какой-то работяга, чинивший проводку, обсыпал его штукатуркой. А мой папа здорово молодо выглядит, и Жанна, увидев его, замахала руками и сказала: «Молодой человек, встреча выпускников в следующий понедельник... » Потом папа позвонил мне и долго кричал: «Дурдом! Дур-дом! Дурдом! » Все веселятся от души. КРАСИВЫЙ. Папа у тебя — приколист известнейший. ХАЛИ. Он в политехе, что ли, преподает? ЕГОР. Мост строит, ну и преподает чуток, как главный архитектор проекта. ПОТОМОК. У меня знакомые в политехе, говорят, в него там все студентки влюбились... Помолчали. КРАСИВЫЙ. Потомок, ну ты же любишь книжки читать, ну расскажи мне «Преступление и наказание», друг ты мне или нет... ПОТОМОК. Понимаешь, Крас, это жутко философский роман... ХАЛИ. Там один симпотный парень старушку кокнул. Старушонку. (Хихикает). Изер-гиль. Или Шапокляк. (Хихикает). КРАСИВЫЙ. Счас дошутишься... ЕГОР. Хорошо бы свой самолет иметь... Такой, в духе тысяча девятьсот десятого года. И летать над городом... Я бы сам построил, только чертежей нет... ХАЛИ. Ты, Красюк, сам Достоевский. Ага. Потому что достал. ЕГОР. Читай лучше Толстого. Там все просто. «Нет. жизнь не кончена! » — подумал князь Андрей и дал дуба под небом Аустерлица. Помолчали. ХАЛИ (кидает дротики). Вот наловчусь получше, пойду на пешеходку, фокусы показывать. Тебя, Красивенький, к пенопласту приставлю и дротиками обтыкаю. Хорошо! На Красивого смотреть интересней — попадет в него или не попадет. Не забоишься. Красюк? КРАСИВЫЙ. Я скоро на море поеду. Марина сказала. Летом поедем. На Кипр, вот. ХАЛИ. А тебя не пустят. Тебе восемнадцати еще нет. Чтобы тебя на море везти, справка от черепов нужна. КРАСИВЫЙ. Ну и что? ХАЛИ. Сейчас они тебе напишут. Мы согласны. Чтобы нашего сыночка старуха Шапокляк на морях до смерти затрахала. КРАСИВЫЙ. Никакая она не старуха. Ей тридцать шесть всего. С половиной. ХАЛИ. Ага. КРАСИВЫЙ. Сейчас поагакаешь у меня. ХАЛИ. Угу, угу. КРАСИВЫЙ. Чего хихикаешь? Она добрая. Я когда в тот раз на дискотеке со скинами метелился — чуть коньки не отбросил, пластом лежал, а она жалела, лечила, с ложки молоком выпаивала... А черепа вечно: «Сам виноват, сам виноват»... Мать с отцом по полгода без получки, а мне за подготовительные курсы платить надо... Марина сама предложила... ПОТОМОК. А все же тухло это как-то — за счет пожилой дамы... КРАСИВЫЙ. Это вам, благородным, тухло, а мы люди простые. Скажи-ка лучше, благородный, чего музыкой больше не занимаешься? ПОТОМОК молчит. В музыкальное училище, вроде, собирался? Передумал, что ли? ПОТОМОК не отвечает. ЕГОР. Красюк, отстань от него. КРАСИВЫЙ. До ре ми фа соль ля си — села кошка на такси. Потому что папенька, потомственный купец Дыркин, пианино в картишки просадил, да и пропил... Заведи себе какую-нибудь Марину, она тебе фоно купит... ПОТОМОК встает. Сейчас начнется драка. Стоят и молча смотрят друг на друга. ЕГОР. Ну хватит вам, ей-Богу. ХАЛИ. Да передушите уже друг друга наконец, мальчики. НОРА. Стыдно, стыдно... КРАСИВЫЙ (вдруг говорит испуганно). Ты чего? У тебя кровь из носа... ПОТОМОК (ладонью вытирает нос, смущается). Это у меня бывает. Ветер же сегодня из-за реки, с третьего комбината... НОРА. Тебе нервничать нельзя. КРАСИВЫЙ. Сходил бы ты, дурень, к врачу, что ли... ЕГОР. К подростковому. ПОТОМОК. Хорошо бы, конечно, поболеть. Так вот оттянуться, как в детстве... Капитально так, чтобы все жалели... Давно я так не болел. Помолчали. Вечер, конец весны, тепло, из окон ближних домов музыка. ХАЛИ. Слушайте, а давайте его казним? (Показывает на памятник). Кто он вообще такой? Стоит тут на нашей клумбе неизвестно кто... ЕГОР. Потомок, ты тут все знаешь, ты должен знать кому это памятник. ПОТОМОК. Вроде, космонавту, который однажды в степи на правом берегу приземлился. Крас, ты тут дольше всех живешь... КРАСИВЫЙ. Откуда я знаю? Всю дорогу стоит тут, облезлый, даже лица не разглядишь... ХАЛИ (обходит памятник). Нет, это не космонавт. Это тиран народов! Просто его забыли убрать, потому что это маленький памятник. Но час расплаты пришел! Сейчас мы отрубим ему голову! (Надевает на голову памятнику целлофановый мешок). КРАСИВЫЙ стучит железом по железу, словно барабанная дробь. Появляется рыжая девочка СОНЯ. У нее в руках венок из одуванчиков. СОНЯ. Селедка! Селедка! Селедка! Люди, эй! Вы что? (Срывает целлофановый мешок с памятника. заботливо гладит его по голове). Он же совсем старый, стоит тут один, с отбитым носом. А представляете, как ему скучно по ночам, особенно, если дождь... ЕГОР. Ты что, знаешь кто это? СОНЯ. Конечно знаю. Это Ленин. ХАЛИ и КРАСИВЫЙ ржут, остальные таращатся на СОНЮ молча. Вы что, не слышали про Ленина? Он был ужасно добрый, защищал детей, носил ботинки, как у Чарли Чаплина, и любил кошек. Я видела его фотографию в одной старинной книжке, он сидит на скамейке в таких классных ботинках, с кошкой на руках, и улыбается. Он хотел, чтобы все было бесплатно — и Барби, и лего, и чтобы лето длилось долго-долго, пока не надоест. Но его убили. То ли Робокоп, то ли инопланетяне. Пауза. (Надевает венок из одуванчиков на голову памятника). Люди, вы случайно не видели мою собаку»? КРАСИВЫЙ. Какую еще собаку? СОНЯ. Мою. Рыжую. Мы с ней вместе рыжие, она и я. Такая классная собака. Мохнатая и с бородой. Ее зовут Селедка. Девалась куда-то, нету уже три дня. Не видели? ЕГОР. Нет. ПОТОМОК. Нет. НОРА. Нет. КРАСИВЫЙ. И я нет. ХАЛИ. Ну-ка, девочка, становись сюда. (Показывает на щит из пенопласта с нарисованным силуэтом). Стой смирно, а я тебе расскажу, где твоя собака. Какие у тебя клевые ботинки! СОНЯ послушно становится. Она гораздо меньше силуэта. СОНЯ. Вы знаете, да?! Я дам вам вознаграждение! А хотите, я вам стихи почитаю? ХАЛИ. Какие еще стихи? СОНЯ. Мои. ХАЛИ. Хорошие? СОНЯ. Конечно. ПОТОМОК, НОРА и ЕГОР. Слышишь, Халида, отстань от нее! ХАЛИ. Твою собаку, девочка... (Берет дротик, прицеливается). Из твоей собаки... (Замахивается). ЕГОР, ПОТОМОК, НОРА и КРАСИВЫЙ. Хали!!! КРАСИВЫЙ хватает ее за руку. Держит крепко. Стоят близко друг к другу, смотрят. КРАСИВЫЙ молча поцеловал ХАЛИ в губы. ХАЛИ (опустила руку. дротик выбросила). Нервные все стали... Зачем ты меня поцеловал, Красюк, у меня же денег нет. СОНЯ. Говорите же, где собака? КРАСИВЫЙ. Да не знает она ничего. ПОТОМОК. Иди, девочка, домой, поздно уже. СОНЯ. Пожалуйста, если найдете мою собаку, скажите мне, ладно? ЕГОР. Ты где живешь? Давай я тебя провожу, поздно уже. НОРА. Она в пятьсот двенадцатом корпусе живет, я знаю. СОНЯ. В пятьсот пятнадцатом. ЕГОР. Как тебя зовут? НОРА. Ее Соня зовут, я знаю. Пошли, я тебя отведу. СОНЯ (оборачивается). Нашедшему собаку — вознаграждение! Ролики и Барби-беременная! Уходят. ЕГОР. Убежала, что ли, собака у нее? ХАЛИ. Да на шапку, наверное, застрелили. ПОТОМОК. Хорошая собака была, меховая, добрая, рыжая... КРАСИВЫЙ. Приманили вкусным и убили. ПОТОМОК. Ясный хобот... ЕГОР. До чего же тошно тут! Уеду я отсюда на фиг. честно, уеду... ХАЛИ. А у вас в Калуге или в этом Обожалове и собак не убивают? КРАСИВЫЙ. У них там все собаки — пуленепробиваемые. ПОТОМОК. Места у нас тут такие — никто до старости путем не доживает, ни деревья, ни собаки, ни люди. Помолчали. Каждый год хочу свой день рожденья на крыше встретить... Клево же — на крыше... Прямо вот чтобы стол накрыть... Каждый год! И ни фига!.. Опять помолчали. О! Класс! Акт гостеприимства! Чтобы нашему калужскому гостю так тошно не было, мы сейчас наш квартал «Г» как-нибудь красиво назовем... ХАЛИ. Как? КРАСИВЫЙ. Проспект купцов Дыркиных. ЕГОР. Точно! Класс! ХАЛИ. У меня как раз баллончик есть. КРАСИВЫЙ, ЕГОР, ХАЛИ и ПОТОМОК. Дыркин стрит, решено! Авеню, куда там!.. Веселятся, со звоном сшибают стеклянную вывеску с обозначением квартала, пишут из баллончика на стене дома, из раскрытого окна громко слышна музыка. Вечером ЕГОР ужинал со своими родителями. На ужин у них творог, сыр, салат, рис. МАМА толкла что-то полезное в старинной ступке. ПАПА. Ты бы, голубушка, чем в позах всяческих киснуть и гурам каким-то письма сочинять, сходила бы, что ли. в школу. Для разнообразия. Записалась бы в родительский комитет. Все-таки, единственный сын в одиннадцатый класс переходит... МАМА. Ты что. я не могу в школу, я там тут же кого-нибудь пришибу. Я школу до сих пор ненавижу. Она мне даже в страшных снах снится... ПАПА (не нашел, что ответить, и подлил к себе в стакан жидкости из кувшина). Скажи, а почему бы к ужину не подать немного вина? Почему за ужином надо пить это варево из листьев смородины и мяты? МАМА. Потому что это успокаивает на ночь. ПАПА. А ты уверена, что я хочу успокаиваться? МАМА. Листья смородины и мяты наполняют кровь витамином С, а душу — покоем и теплом... ПАПА. Ты, мой ангел, своей здоровой жизнью в могилу сведешь. ЕГОР молча жует салат. Глотает. Морщится. Жует немедленней, прислушивается к организму. ПАПА тоже кладет себе салат, разглядывает, сердито ковыряет вилкой. ЕГОР. Мам, что это? Ты что туда покрошила? МАМА. Это крапива и одуванчики. ПАПА. Я что, кролик, что ли? Или черепаха?! МАМА. Сейчас май, Егор! И надо благодарно пользоваться тем, что дает нам природа. Ведь одуванчик удивительно богат витаминами группы В, витамином А в огромных количествах! А так же купрум, феррум. кальций... ПАПА. Я хочу мяса! МАМА. Мясо — это трупы. ПАПА. Почему я, работая целыми днями как вол, не имею право дома по-человечески пожрать, блин! МАМА. Ну вот — блин. Опять блин. Почему блин?.. ПАПА. Потому что я воспитанный человек. МАМА. Егор. Тебе сорок лет. ПАПА. Что, правда?! МАМА. В этом возрасте уже нельзя есть что попало. Побереги сосуды головного мозга. ПАПА запел «Светит месяц, светит ясный... ». ЕГОР. Пап, ну не надо... Родители! Эй! Ну вы чего? МАМА. Егорушка, съешь яблоко. Зеленое яблоко на ночь очень полезно. Кровь разжижается. ПАПА. А если красное и с утра, то мозги. МАМА. Что — мозги? ПАПА. Разжижаются. МАМА (толчет в медной ступке что-то полезное). Да, послушайте, чуть не забыла. Тут сумку какую-то странную принесли. А на ней наш телефон написан. «В случае несчастья прошу известить три четыре пять девять восемь пять». ПАПА молчит. ЕГОР. Какую сумку? МАМА. Да вот. (Показывает сумку Тим с разноцветными пуговицами). ПАПА протягивает было руку, но передумывает. ЕГОР берет сумку. ПАПА. Что за ерунда? ЕГОР. Да. правда, смотрите, вот тут, на изнанке, — наш телефон. В случае несчастья прошу известить три четыре пять девять восемь пять... Маркером написано. ПАПА. Как это попало сюда? МАМА. Мужик какой-то позвонил. ПАПА. Пьяный? МАМА. Почему? Нормальный. Вот, говорит, сумку на пустыре нашел, вы случайно не теряли? ПАПА. Так. И что? МАМА. Ну, я подумала, мало ли что, ведь телефон-то наш, вышла к нему на угол, к булочной. ПАПА. Нет, это просто потрясающе! Катя, голубушка, да в своем ли ты уме, родная? А если бы тебя похитили? А если в сумке — бомба? Эдак кто угодно позвонит, наплетет какую-то чушь, и ты побежишь к первому встречному... МАМА смеется. Черт знает что! Черт знает что! ЕГОР держит в руках сумку, разглядывает, вытряхивает, в сумке ничего нет. МАМА. Я подумала, мало ли что. Все-таки, наш телефон. ПАПА берет у ЕГОРА сумку, разглядывает и молчит. МАМА и ЕГОР смотрят на ПАПУ. ПАПА. Это просто недоразумение. Недоразумение. Наверное, неправильный номер. Это, очевидно, номер предыдущих жильцов этой квартиры. ЕГОР. Каких предыдущих? Нам же телефон недавно поставили. У тебя же сначала только служебный мобильный был. ПАПА. Может, тут и мобильный мой где-нибудь написан? (Пожимает плечами, вертит в руках сумку). Егор, может, это тебе? ЕГОР. У наших ни у кого такой нет. Смешная торба. Я бы сразу заметил. ПАПА. Недоразумение. Ерунда какая-то, не стоит и внимание обращать. МАМА. А мне почему-то тревожно стало. Я даже в бюро несчастных случаев позвонила. ПАПА. И что? МАМА. Ничего не случилось. Вообще ни одного несчастного случая. ЕГОР. Одни счастливые. ПАПА. Ну, я же говорю. Ничего страшного. Пустяки. (Усаживается в кресло, вытягивает ноги, устраивается полулежа, берет пульт. голубоватый отсвет телевизора ложится на его лицо). МАМА (намазывает лицо чем-то вязким). Прошлогодняя бузина, глубоко проникая в поры, дезинфицирует и стимулирует. (Тоже усаживается и, закончив класть маску на лицо, замирает). ПАПА смотрит боевик. Приглушенно — автоматные очереди, крики, выстрелы, взрывы. ЕГОР (в задумчивости с сумкой в руках). В случае несчастья прошу известить... И наш номер... Чья же это может быть сумка? Мам... Мам... МАМА, замерев, подняв намазанное лицо, машет на ЕГОРА рукой. ЕГОР идет в противоположную сторону, где сидит перед телевизором Папа. Пап... Пап... ПАПА спит под звуки боевика, под выстрелы и вопли, вытянув ноги, расслабившись всем своим долгим, большим телом. И даже во сне его хмурое лицо выражает привычную усталость. Ничего, кроме усталости. Вечер. Рыжая девочка СОНЯ бродит в сумеречных дворах. СОНЯ. Извините, пожалуйста, вы случайно не видели мою собаку? Такая большая, меховая, рыжая собака. Мы с ней вместе рыжие, обе, она и я. Она очень добрая. Ее зовут Селедка. ЕГОР. В случае несчастья прошу известить... прошу известить... СОНЯ. Не видели? Нет? Извините... Пожалуйста, если увидите, помогите ей прийти ко мне... А я вам за это отдам свои ролики и Барби беременную. Вы случайно не видели мою собаку?.. Она такая классная, настоящий друг человека... ЕГОР. В случае несчастья... Прошу сообщить... три четыре пять девять... В случае несчастья... несчастья... СОНЯ. Скажите ей, пожалуйста, что я очень по ней скучаю и чтобы она возвращалась домой... ЕГОР. Прошу известить... Наш номер... Папа... Папа! ПАПА спит. Или притворяется спящим? Фонограмма боевика усиливается, и вот уже оглушительно звучат взрывы и выстрелы, детский плач, крики и собачий визг тонут в треске автоматных очередей, лязге танков, свисте вертолетных винтов... ЕГОР выключает телевизор и уходит. ПАПА спит. МАМА в полезной маске сидит, не шевелясь, с закрытыми глазами. Тишина. Ночь. СОНЯ. Пожалуйста, помогите мне найти мою собаку... Вы не знаете, где моя собака? А вы?..
|
|||
|