Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первая часть.



 

Ксения Драгунская

Рыжая пьеса

 

 

Люди:

ТИМ, первокурсница, 18 лет

СОНЯ, 13 лет.

ЕГОР, 16-17 лет

ЕГОР ВЛАДИМИРОВИЧ, папа Егора, 40 лет

МАМА ЕГОРА, 36 лет

НОРА

ХАЛИ

ПОТОМОК

КРАСИВЫЙ

... Это большой город с широкой рекой, по реке ходят теплоходы и грузовые баржи, в городе много важных заводов, город растет, строится, теснит деревни и предместья, на окраинах — одичавшие яблони от сметенных садов, двадцатиэтажки и много железа, оставшегося от строек. Много ржавого железа. А еще — городской парк с лодочной станцией, маленькая речка, ивы, тарзанка с лохматой веревкой... Дело происходит весной. Между первой и второй частями проходит год. Всякий раз — весна, май.

 œ


Первая часть.

Разговор. Где-то. Еще не видно, где. Может, темно? Или светло, но никого не видно? Просто слышно, что два человека разговаривают.

— Тимофеева? Что вы здесь?.. Занятия давно кончились.

— Жду. Вас.

— Зачем?

Тишина.

— Я вас внимательно слушаю.

Тишина.

— Вам что-нибудь непонятно на лекциях?

— Мне все понятно... То есть, ничего не понятно... То есть...

— Сумка у вас смешная...

— Сама сшила.

— Ну, всего доброго. Идите домой, Тимофе­ева.

— Егор Владимирович...

— Что?

— Я вас так давно ждала. У меня даже волосы замерзли.

— Послушайте, Тимофеева... Оля...

— Я Аня.

— Извините. Аня... Вы способный человек. Сессия на носу. Соберитесь как-то. Возьмите себя в руки. И перестаньте писать мне письма. Поверьте, мне нелегко говорить вам об этом. Перестаньте, пожалуйста. Ни к чему все это... Очень вас прошу... Ну, всего добро­го.

И шаги. Ушел человек.

Окраина, маленькая речка, низкие ивы и старое могучее дерево на берегу. Тарзанка. По берегу в задумчивости бродит девушка. Это Тимофеева, по кличке ТИМ. На плече у нее смешная холщовая сумка с множеством разноцветных пуговиц. ТИМ качается на тарзанке, потом разувается, достает из сумки большой моток веревки, привязывает к дереву, долго примеривается, деловито сооружает петлю, всовывает в петлю голову... ТИМ не замечает, что на дереве, высоко на ветке, в листве прячется рыжая девочка. СОНЯ.

СОНЯ. Эй! Вы что делаете?

ТИМ (озирается, видит СОНЮ и говорит чест­но). Вешаюсь.

СОНЯ. Зачем?

ТИМ. Чтобы не жить.

СОНЯ. А дерево-то тут при чем? Думаете, ему очень приятно, когда на нем мертвец болтается?

ТИМ молчит. Думает, что дереву, конечно, неприятно.

Лучше уж под дождем постойте, он вредный, от него тоже умереть можно.

ТИМ. Так ведь не сразу.

СОНЯ. Скажите, пожалуйста, вы случайно не видели мою собаку?

ТИМ. А она какая?

СОНЯ. Рыжая. Мы с ней вместе рыжие, вдвоем. Отличная собака. Настоящий друг человека. Такая большая, меховая, с ушами и с бородой.

ТИМ. А как ее зовут?

СОНЯ. Селедка.

ТИМ. Хорошее имя.

СОНЯ. Это потому, что она довольно длин­ная в длину и с хвостом. Куда же она дева­лась? Я везде хожу и зову: Селедка, Селедка! Селедка! Все, наверное, думают, что я — того.

ТИМ смотрит на СОНЮ.

Но вы-то, надеюсь, так не думаете?

ТИМ. Ну что ты!

СОНЯ. Это хорошо. Пожалуй, я разрешу вам потрогать уши моей собаки. У нее очень теп­лые уши. Главное, чтобы она нашлась.

ТИМ. Найдется. Просто ушла по своим соба­чьим делам. С собаками это бывает. Не грус­ти.

СОНЯ. Какая у вас смешная сумка!

ТИМ. Сама сшила.

СОНЯ. Надо же! А мы по труду компот про­ходим.

ТИМ. Ну и как?

СОНЯ. Компот? Легкотня! Вот алгебра с физикой — это да...

ТИМ. А что?

СОНЯ. Я когда эти цифры с буквами вижу, даже пугаюсь, такие они непонятные. Но зато я хорошо себя веду — тихо сижу на зад­ней парте, стихи сочиняю.

ТИМ. Стихи?

СОНЯ. Про небо. Про траву и деревья. Вы любите деревья?

ТИМ. Не знаю.

СОНЯ. А вы подумайте.

ТИМ (подумав, говорит убежденно и серьезно). Да. Люблю. Да.

СОНЯ. Деревья живут очень долго. Они все видят и помнят. Только не всем рассказыва­ют. По-моему, человек должен жить на дере­ве. Ну, хотя бы сидеть на дереве один час в день. Хотите, залезайте сюда? Деревья лю­бят, когда на них сидят хорошие люди.

ТИМ. Слушай! Я знаю! Тебе надо дать объяв­ление.

СОНЯ. Про собаку? Я уже давала.

ТИМ. Нет, другое. Вот... Симпатичной де­вушке... Симпатичной рыжей девушке сроч­но требуется стройный юноша, волокущий в алгебре, геометрии и физике.

СОНЯ. Вот это да! Как вы это классно приду­мали! Пожалуй, я разрешу вам даже поцело­вать свою собаку, когда она найдется... Я не­пременно дам объявление... Но вдруг придет слишком много симпатичных юношей, во­локущих в алгебре и физике?

ТИМ. А зачем им приходить? Пусть сначала фотографии пришлют. И дневники с отмет­ками.

СОНЯ. А если наоборот, никто не отзовется? Ведь может же такое быть?

ТИМ. Запросто. Мало ли, что у них на уме, у этих юношей. Потому что юноши, даже сим­патичные, это тоже мужчины.

СОНЯ. Мужчины?

ТИМ. Да.

СОНЯ. А. Ага.

ТИМ. А мужчины — они знаешь, какие?

СОНЯ. Какие?

ТИМ. Они такие. Они умеют молчать. Они могут долго терпеть. Они могут не плакать, когда очень больно. Они могут сильно-сильно скучать, и никогда-никогда не звонить... Иногда у них бывают очень горячие руки.

СОНЯ. Правда?

ТИМ. Сто пудов.

СОНЯ. Но я все равно дам объявление. (Ловко слезает с дерева. На ней стильные рыжие ботинки на грубой подошве). Мне надо идти дальше. Собаку искать. Селедка! Селедка! Селедка! Вы пока можете посидеть там, на моей ветке.

ТИМ. Спасибо.

СОНЯ. Только больше не вешайтесь.

ТИМ. Не буду.

СОНЯ. А то деревья не любят, когда на них вешаются.

ТИМ. Я поняла.

СОНЯ (отворачивается, приникает к стволу и шепчет скороговоркой). Дерево, милое дерево! Присмотри за ней, пожалуйста, сделай так, чтобы она не повесилась. Она добрая, и у нее смешная сумка. (Целует старый, широ­кий ствол и уходит, машет рукой, не оборачи­ваясь).

ТИМ (смотрит ей вслед и вдруг кричит отча­янно). Девочка!!!

СОНЯ оборачивается. ТИМ и СОНЯ смотрят друг на друга.

Нет, ничего... Иди.

Дома у ЕГОРА. На полу в позе «лотос» сидит МАМА ЕГОРА. Медитирует. МАМА ЕГОРА — красивая, статная женщина кустодиевского плана. Входит ЕГОР, тащит гладильную доску. Устанавливает.

ЕГОР. Мам...

Никакого впечатления.

Мама...

Заглядывает ей в лицо, она не реагирует. ЕГОР пожимает плечами.

Входит ПАПА ЕГОРА с утюгом и рубашкой. ПАПА ЕГОРА — большой, высокий человек с хму­рым лицом. Словно какая-то давняя печаль или усталость привычно и нещадно гложут его.

ПАПА. Может, лучше в свитере?

ЕГОР. Нет, в рубашке, в рубашке...

ЕГОР и ПАПА принимаются довольно неловко гладить рубашку. МАМА сидит в позе «лотос».

(Разговаривает по телефону). Ну и? Или! Полный улет! Да ладно, не гони шизуху... Это приколист известнейший... А мне-то что? Мне — фиолетово... Шнурки в стакане, ага. Сандалики навскидку, и вперед... Да уж такая тоска начнется... Ну, хоп!

ПАПА. Что за белиберда такая? Ведь это же издевательство над русской речью, Егор. Надругательство над родной словесностью!

ЕГОР. Дети, папа, имеют право говорить на своем языке. Декларация прав ребенка, папа. Пункт четыре, параграф семь...

ПАПА. Дети! Ты. братец, не дети уже. У тебя борода растет, «дети». Кстати, ты что, сегод­ня не брился?

ЕГОР. Брился. Просто у меня к третьему уроку опять отрастает. Стабильно.

ПАПА. Я забыл — Зоя Тихоновна?

ЕГОР. Пап, Жанна Тимофеевна, ну что ты!

МАМА шевелится. ЕГОР и ПАПА смотрят, как она выпутывается из «лотоса», с удовольствием с хрустом потя­гивается.

Мам, вот папа в школу собрался. С Жанной нашей побеседовать. А то у меня три двойки годовых наклевываются...

МАМА. Погодите вы со всякой ерундой... Я должна срочно написать письмо Сай-Бабе.

ПАПА. Что за баба еще?

МАМА. Это гуру такой в Индии. Он интере­совался, насколько часто и успешно я прак­тикую медитацию.

ПАПА начинает напевать «Светит месяц, све­тит ясный».

ЕГОР. Пап, не волнуйся, ну ладно, пап...

ПАПА выходит. МАМА садится за стол и задумывается. Лис­тает русско-английский словарь, пишет пись­мо.

Возвращается ПАПА в пиджаке и рубашке, прихорашивается перед зеркалом.

МАМА (не отрываясь от письма, морщит нос). Чем это так понесло?

ЕГОР. Это папа одеколоном набрызгался.

ПАПА. Да не пиши ты ему! Все равно не от­ветит. Гуру, дел полно, не хвост собачий. На­пиши лучше мне. Уж я-то отвечу...

ЕГОР. Пап, ну ладно, ну не надо, пап...

ПАПА. Дорогая Катя! Я живу хорошо. Рабо­таю по шестнадцать часов в сутки! А дома есть нечего! В ванной белье скисло! У парня в школе черт знает что... С комсомольским приветом, твой муж Егор Владимирович. (Уходит, сердито хлопнув дверью).

МАМА пишет письмо Сай-Бабе.

ЕГОР. Мам, мама...

Она машет рукой, не поднимая головы. Некоторое время ЕГОР молча смотрит на нее.

Во двор пойду, зарежу, может, кого...

Не отрываясь от письма, она кивает. ЕГОР уходит. МАМА некоторое время пишет, потом задумы­вается.

МАМА. Кричит, шумит, злится, засоряет энергетическое поле нашего дома. Теперь вот ходи, сжигай злую энергию. (Зажигает свечку, ходит по квартире, делая таинствен­ные пассы свечой). Сказал, что в школу по­шел, а сам еще куда-то... Где худые девуш­ки... К худым ведь пошел, точно... (Долго взвешивается). Вот похудею... Выйду замуж за правильного. Который не злится. (Опять ходит по квартире со свечкой, открывает барчик, берет большую темную бутыль, при­глядывается, много ли осталось, капитально отхлебывает).

Звонит телефон, МАМА вздрагивает. Телефон звонит долго.

Да... Да, это три четыре пять девять восемь пять. Пожалуйста, я вас слушаю. Сумку? Ка­кую сумку? Холщовую? С большими пугови­цами? Нет, не теряли... Странно... Номер наш, да... Да. пожалуй, так будет лучше... Да­вайте через полчаса, возле булочной...

На окраине — одичавшие черные яблони, уцелевшие от сметенных садов, и много железа, оставшегося от строек. Непонятные железные конструкции, арматура, опрокинутые фермы электропередачи, навороченная ржавчина.

Среди яблонь и железа — ЕГОР и компания. НОРА — знойная девушка кавказской наружности. ПОТОМОК— длинноволосый долговязый парнишка, маленькая худая ХАЛИ, видный осанистый парень по кличке КРАСИВЫЙ, может быть, еще кто-то. На большом куске толстого пенопласта нарисован силуэт человека в полный рост. ХАЛИ мечет в пенопласт дротики, стараясь попадать строго в контуры. НОРА рассказывает историю. ХАЛИ давится от смеха.

НОРА. А вот в шестьдесят четвертой школе тоже случай был... Одна девчонка влюбилась в обэжиста[1]. И когда писали контрольную по мерам безопасности при эпидемии сибир­ской язвы. она на обратной стороне написа­ла, что она его любит. Только очень мелкими буквами, так что ему пришлось читать под микроскопом в кабинете биологии. И он ей ничего не сказал. А сам тоже в нее влюбился. И вот когда класс пошел в поход под руко­водством этого обэжиста. Ночью они оста­лись вдвоем у костра, он накрыл ее своей штормовкой, и они вместе встречали рассвет и решили уплыть на байдарках далеко-дале­ко... Сели и уплыли. Но река была горная, с сильным течением... Байдарка переверну­лась. И обэжист спас девчонку, а сам утонул...

ХАЛИ. Это где же это у нас поблизости гор­ная река?

ПОТОМОК. Хали, отстань от нее... Ну. мало ли...

ХАЛИ. Мне просто интересно, я, может, тоже хочу в горную реку. Где?

НОРА. На правом берегу.

ХАЛИ. В степи, что ли? Класс! Тут у нас в степи по случаю протекает горная река! Нор­мально!

ПОТОМОК. Ты, Хали, расскажи лучше, чего в школе не была? Подростковые врачи при­ходили, медосмотр был...

ХАЛИ. Что осматривали-то?

ЕГОР. Да всего понемножку...

ХАЛИ. В ментуру загребли, только в одиннадцать выпустили, не на четвертый же урок идти...

КРАСИВЫЙ. Ты как в ментуру-то угодила с утра пораньше?

ХАЛИ. Батя без работы у меня, дорожный отряд расформировали, а куда ему деваться со своим экскаватором? Он у меня только копать и умеет. Говорю ему, ты, батя. петь бы. что ли, выучился или плясать...

ЕГОР. Ну, а ментура-то что?

ХАЛИ. Я думаю, надо типа объяву дать про такое дело, может, надо кому. Утром рванула на Восточный тракт и из баллончика по всем рекламным щитам стала писать: «Экскава­тор, телефон такой-то». Гаишники прицепи­лись и в отделение свезли.

КРАСИВЫЙ. Лучше бы сирени на продажу наломала... И то подспорье семье...

ПОТОМОК. А то еще можно лягушек нало­вить и около офисов, где французы работа­ют. продавать. Чирик — банка.

Все посмотрели на него.

Шутка. В восьмом микрорайоне стройка бо­льшая, может, там экскаватор нужен?

ХАЛИ. Это в каком квартале, в «Б»?

ПОТОМОК. В «Д».

ЕГОР. Тошно у вас тут... Полгода живу, а все не привыкну никак... Микрорайон восемь. квартал «Д». корпус пятьсот тридцать шесть... По-человечески, что ли, улицы на­звать нельзя»? Слова, что ли, кончились?

КРАСИВЫЙ. А ты в центр поезжай, там все по-человечески — и Ленина тебе, и Дзержинского...

ЕГОР. Мы раньше в Калуге жили, вот это го­род! Улицы нормально называются, то вверх идут, то вниз, потому что холмы. Ока ря­дом...

ХАЛИ. Чего приехал тогда из своей Калуги?

ЕГОР. Говорил же сто раз, отцу по службе назначение вышло, мост тут у вас строить. Он давно хотел мост построить, конкурс вы­играл на лучший проект. Река у вас тут под­ходящая, широкая, судоходная, серьезный мост построить можно...

КРАСИВЫЙ. Река, а что толку? Купаться не­льзя, смертельные случаи были, вода пло­хая...

ПОТОМОК. Заводы кругом злые. А раньше наша вода была — лучшая в губернии, ага. Рыбы водились — во! Где теперь пристань, рыбный базар был. И климат был хороший — летние жары не превышали двадцати семи градусов, снежный покров — толщиной не более двух аршин.

ХАЛИ, ЕГОР и КРАСИВЫЙ (хором, хохоча). И все вокруг принадлежало купцам Дыркиным!

ПОТОМОК. Ага, хохочите, хохочите. Моему прапрадеду князь Трубецкой до сих пор три­ста рублей серебром должен!

КРАСИВЫЙ. Так слупил бы должок, в рес­торацию бы сползали...

ПОТОМОК. Мануфактура купцов Дыркиных, это теперь фабрика десятилетия Октяб­ря, и общественная библиотека Дыркиных, и фабрика зонтиков, и бани, самые в губернии клевейшие, а перед революцией прапрапрадед парк конки купил, да помер, бедный, а прапрадед парк тут же пропил и влился в ряды неунывающего пролетариата...

КРАСИВЫЙ. Не свезло тебе, Потомок.

Помолчали.

Слушайте, люди, расскажите про Достоев­ского... Что там в «Преступлении и наказа­нии» вообще, в чем там сермяга? Мне в чет­верг с литераторшей надо пообщаться...

ХАЛИ. Так и пообщайся как следует, ты па­рень видный...

КРАСИВЫЙ. Да ну тебя... Если я не отвечу — кранты. а как ответить, если я не читал? Ну не могу я это читать, вот открываю по-че­стному, как дойду до восемнадцатой страни­цы. сразу в животе как-то кисло становится...

ПОТОМОК. А что там на восемнадцатой странице?

КРАСИВЫЙ. Да всё трындят чего-то, трын-дят...

Опять помолчали. ХАЛИ кидает дротики в об­лезлый памятник.

ЕГОР. А у нас под Калугой дом есть, в селе Обожалово...

НОРА. А мы раньше в Абхазии жили. Море совсем рядом было, вон как та свалка. Во­круг школы — сад, абрикосы растут. Дирек­тор школы Эдмонд Гамлетыч — добрый, всех называет «дочка», «сынок»... Всегда тепло, под Новый год розы цветут... А потом война началась, в школе госпиталь стал, все разъе­хались, кто куда... Там море было совсем ря­дом, представляете?

ХАЛИ (вдруг с давнишней, накопившейся зло­бой). Глохни, чучма! Достала со своим морем!

НОРА. Кто так говорит — сам чучма. У нас в Абхазии все вместе жили. Вместе кушать са­дились, вино пить, песни петь. А ты же сама татарка, Халида, а куришь — хуже русской, у нас к такой и не посватается никто...

ХАЛИ (кривляется, дразнится). Вай, штидно, вай, как штидно, мы тут в Абхазии такие скромные девушки, жирные, как ишаки, и с усами...

ЕГОР. Сеанс кошачьего бокса начинается.

КРАСИВЫЙ. Без намордника не выпускать...

ПОТОМОК. Да какая она татарка, вы чего? Татары — великая нация, они Русь покори­ли, а Хали у нас чучма правобережная... Ну-ка скажи, как по-вашему «здрасьте»? Ыксту-мыкыксту?

ХАЛИ кидает в ПОТОМКА мелкие камушки.

А как твою бабушку зовут? Говори, не стес­няйся. Венера Сатурновна? Или все-таки Пыпындра Кыкындровна? А мы узнали от совы, что нет слов на букву «ы»!

ХАЛИ кидает в него камешки покрупнее.

ЕГОР. Слушайте, я вам лучше расскажу, ка­кой тут прикол вышел... Сегодня мой папа первый раз пошел в школу. Произвести впе­чатление на Жанну и все такое. Он специаль­но время высвободил, полдня мыл машину, брился и наряжался, запоминал адрес шко­лы. В конце концов, он добрался до школы, но по дороге забыл имя-отчество Жанны, все напутал, не смог объяснить, куда идет, и чуть не подрался с охранником. Когда ему уда­лось проникнуть внутрь, учительница из во­сьмого почему-то приняла его за опоздавше­го подросткового врача и затащила в класс, полный голых восьмиклассниц. Папе уда­лось отбиться, и он пошел уже прицельно к Жанне, но по дороге какой-то работяга, чи­нивший проводку, обсыпал его штукатур­кой. А мой папа здорово молодо выглядит, и Жанна, увидев его, замахала руками и сказа­ла: «Молодой человек, встреча выпускников в следующий понедельник... » Потом папа позвонил мне и долго кричал: «Дурдом! Дур-дом! Дурдом! »

Все веселятся от души.

КРАСИВЫЙ. Папа у тебя — приколист изве­стнейший.

ХАЛИ. Он в политехе, что ли, преподает?

ЕГОР. Мост строит, ну и преподает чуток, как главный архитектор проекта.

ПОТОМОК. У меня знакомые в политехе, го­ворят, в него там все студентки влюбились...

Помолчали.

КРАСИВЫЙ. Потомок, ну ты же любишь книжки читать, ну расскажи мне «Преступ­ление и наказание», друг ты мне или нет...

ПОТОМОК. Понимаешь, Крас, это жутко философский роман...

ХАЛИ. Там один симпотный парень старуш­ку кокнул. Старушонку. (Хихикает). Изер-гиль. Или Шапокляк. (Хихикает).

КРАСИВЫЙ. Счас дошутишься...

ЕГОР. Хорошо бы свой самолет иметь... Та­кой, в духе тысяча девятьсот десятого года. И летать над городом... Я бы сам построил, то­лько чертежей нет...

ХАЛИ. Ты, Красюк, сам Достоевский. Ага. Потому что достал.

ЕГОР. Читай лучше Толстого. Там все про­сто. «Нет. жизнь не кончена! » — подумал князь Андрей и дал дуба под небом Аустерлица.

Помолчали.

ХАЛИ (кидает дротики). Вот наловчусь по­лучше, пойду на пешеходку, фокусы показы­вать. Тебя, Красивенький, к пенопласту при­ставлю и дротиками обтыкаю. Хорошо! На Красивого смотреть интересней — попадет в него или не попадет. Не забоишься. Красюк?

КРАСИВЫЙ. Я скоро на море поеду. Мари­на сказала. Летом поедем. На Кипр, вот.

ХАЛИ. А тебя не пустят. Тебе восемнадцати еще нет. Чтобы тебя на море везти, справка от черепов нужна.

КРАСИВЫЙ. Ну и что?

ХАЛИ. Сейчас они тебе напишут. Мы со­гласны. Чтобы нашего сыночка старуха Ша­покляк на морях до смерти затрахала.

КРАСИВЫЙ. Никакая она не старуха. Ей тридцать шесть всего. С половиной.

ХАЛИ. Ага.

КРАСИВЫЙ. Сейчас поагакаешь у меня.

ХАЛИ. Угу, угу.

КРАСИВЫЙ. Чего хихикаешь? Она добрая. Я когда в тот раз на дискотеке со скинами метелился — чуть коньки не отбросил, плас­том лежал, а она жалела, лечила, с ложки мо­локом выпаивала... А черепа вечно: «Сам ви­новат, сам виноват»... Мать с отцом по пол­года без получки, а мне за подготовительные курсы платить надо... Марина сама предло­жила...

ПОТОМОК. А все же тухло это как-то — за счет пожилой дамы...

КРАСИВЫЙ. Это вам, благородным, тухло, а мы люди простые. Скажи-ка лучше, благородный, чего музыкой больше не занимае­шься?

ПОТОМОК молчит.

В музыкальное училище, вроде, собирался? Передумал, что ли?

ПОТОМОК не отвечает.

ЕГОР. Красюк, отстань от него.

КРАСИВЫЙ. До ре ми фа соль ля си — села кошка на такси. Потому что папенька, по­томственный купец Дыркин, пианино в кар­тишки просадил, да и пропил... Заведи себе какую-нибудь Марину, она тебе фоно ку­пит...

ПОТОМОК встает. Сейчас начнется драка. Стоят и молча смот­рят друг на друга.

ЕГОР. Ну хватит вам, ей-Богу.

ХАЛИ. Да передушите уже друг друга нако­нец, мальчики.

НОРА. Стыдно, стыдно...

КРАСИВЫЙ (вдруг говорит испуганно). Ты чего? У тебя кровь из носа...

ПОТОМОК (ладонью вытирает нос, смуща­ется). Это у меня бывает. Ветер же сегодня из-за реки, с третьего комбината...

НОРА. Тебе нервничать нельзя.

КРАСИВЫЙ. Сходил бы ты, дурень, к врачу, что ли...

ЕГОР. К подростковому.

ПОТОМОК. Хорошо бы, конечно, поболеть. Так вот оттянуться, как в детстве... Капита­льно так, чтобы все жалели... Давно я так не болел.

Помолчали.

Вечер, конец весны, тепло, из окон ближних домов музыка.

ХАЛИ. Слушайте, а давайте его казним? (Показывает на памятник). Кто он вообще та­кой? Стоит тут на нашей клумбе неизвестно кто...

ЕГОР. Потомок, ты тут все знаешь, ты дол­жен знать кому это памятник.

ПОТОМОК. Вроде, космонавту, который од­нажды в степи на правом берегу приземлил­ся. Крас, ты тут дольше всех живешь...

КРАСИВЫЙ. Откуда я знаю? Всю дорогу стоит тут, облезлый, даже лица не разгля­дишь...

ХАЛИ (обходит памятник). Нет, это не кос­монавт. Это тиран народов! Просто его забы­ли убрать, потому что это маленький памят­ник. Но час расплаты пришел! Сейчас мы от­рубим ему голову! (Надевает на голову памятнику целлофановый мешок).

КРАСИВЫЙ стучит железом по железу, словно барабанная дробь.

Появляется рыжая девочка СОНЯ. У нее в ру­ках венок из одуванчиков.

СОНЯ. Селедка! Селедка! Селедка! Люди, эй! Вы что? (Срывает целлофановый мешок с па­мятника. заботливо гладит его по голове). Он же совсем старый, стоит тут один, с отбитым носом. А представляете, как ему скучно по ночам, особенно, если дождь...

ЕГОР. Ты что, знаешь кто это?

СОНЯ. Конечно знаю. Это Ленин.

ХАЛИ и КРАСИВЫЙ ржут, остальные таращат­ся на СОНЮ молча.

Вы что, не слышали про Ленина? Он был ужасно добрый, защищал детей, носил бо­тинки, как у Чарли Чаплина, и любил кошек. Я видела его фотографию в одной старинной книжке, он сидит на скамейке в таких клас­сных ботинках, с кошкой на руках, и улыба­ется. Он хотел, чтобы все было бесплатно — и Барби, и лего, и чтобы лето длилось дол­го-долго, пока не надоест. Но его убили. То ли Робокоп, то ли инопланетяне.

Пауза.

(Надевает венок из одуванчиков на голову па­мятника). Люди, вы случайно не видели мою собаку»?

КРАСИВЫЙ. Какую еще собаку?

СОНЯ. Мою. Рыжую. Мы с ней вместе ры­жие, она и я. Такая классная собака. Мохна­тая и с бородой. Ее зовут Селедка. Девалась куда-то, нету уже три дня. Не видели?

ЕГОР. Нет.

ПОТОМОК. Нет.

НОРА. Нет.

КРАСИВЫЙ. И я нет.

ХАЛИ. Ну-ка, девочка, становись сюда. (По­казывает на щит из пенопласта с нарисован­ным силуэтом). Стой смирно, а я тебе расска­жу, где твоя собака. Какие у тебя клевые бо­тинки!

СОНЯ послушно становится. Она гораздо мень­ше силуэта.

СОНЯ. Вы знаете, да?! Я дам вам вознаграж­дение! А хотите, я вам стихи почитаю?

ХАЛИ. Какие еще стихи?

СОНЯ. Мои.

ХАЛИ. Хорошие?

СОНЯ. Конечно.

ПОТОМОК, НОРА и ЕГОР. Слышишь, Халида, отстань от нее!

ХАЛИ. Твою собаку, девочка... (Берет дро­тик, прицеливается). Из твоей собаки... (За­махивается).

ЕГОР, ПОТОМОК, НОРА и КРАСИВЫЙ. Хали!!!

КРАСИВЫЙ хватает ее за руку. Держит крепко. Стоят близко друг к другу, смотрят. КРАСИВЫЙ молча поцеловал ХАЛИ в губы.

ХАЛИ (опустила руку. дротик выбросила). Нервные все стали... Зачем ты меня поцело­вал, Красюк, у меня же денег нет.

СОНЯ. Говорите же, где собака?

КРАСИВЫЙ. Да не знает она ничего.

ПОТОМОК. Иди, девочка, домой, поздно уже.

СОНЯ. Пожалуйста, если найдете мою соба­ку, скажите мне, ладно?

ЕГОР. Ты где живешь? Давай я тебя прово­жу, поздно уже.

НОРА. Она в пятьсот двенадцатом корпусе живет, я знаю.

СОНЯ. В пятьсот пятнадцатом.

ЕГОР. Как тебя зовут?

НОРА. Ее Соня зовут, я знаю. Пошли, я тебя отведу.

СОНЯ (оборачивается). Нашедшему собаку — вознаграждение! Ролики и Барби-беременная!

Уходят.

ЕГОР. Убежала, что ли, собака у нее?

ХАЛИ. Да на шапку, наверное, застрелили.

ПОТОМОК. Хорошая собака была, меховая, добрая, рыжая...

КРАСИВЫЙ. Приманили вкусным и убили.

ПОТОМОК. Ясный хобот...

ЕГОР. До чего же тошно тут! Уеду я отсюда на фиг. честно, уеду...

ХАЛИ. А у вас в Калуге или в этом Обожалове и собак не убивают?

КРАСИВЫЙ. У них там все собаки — пуле­непробиваемые.

ПОТОМОК. Места у нас тут такие — никто до старости путем не доживает, ни деревья, ни собаки, ни люди.

Помолчали.

Каждый год хочу свой день рожденья на крыше встретить... Клево же — на крыше... Прямо вот чтобы стол накрыть... Каждый год! И ни фига!..

Опять помолчали.

О! Класс! Акт гостеприимства! Чтобы наше­му калужскому гостю так тошно не было, мы сейчас наш квартал «Г» как-нибудь красиво назовем...

ХАЛИ. Как?

КРАСИВЫЙ. Проспект купцов Дыркиных.

ЕГОР. Точно! Класс!

ХАЛИ. У меня как раз баллончик есть.

КРАСИВЫЙ, ЕГОР, ХАЛИ и ПОТОМОК. Дыркин стрит, решено! Авеню, куда там!..

Веселятся, со звоном сшибают стеклянную выве­ску с обозначением квартала, пишут из баллончи­ка на стене дома, из раскрытого окна громко слышна музыка.

Вечером ЕГОР ужинал со своими родителями. На ужин у них творог, сыр, салат, рис. МАМА толкла что-то полезное в старинной ступке.

ПАПА. Ты бы, голубушка, чем в позах всяче­ских киснуть и гурам каким-то письма сочи­нять, сходила бы, что ли. в школу. Для разно­образия. Записалась бы в родительский ко­митет. Все-таки, единственный сын в одиннадцатый класс переходит...

МАМА. Ты что. я не могу в школу, я там тут же кого-нибудь пришибу. Я школу до сих пор ненавижу. Она мне даже в страшных снах снится...

ПАПА (не нашел, что ответить, и подлил к себе в стакан жидкости из кувшина). Скажи, а почему бы к ужину не подать немного вина? Почему за ужином надо пить это варе­во из листьев смородины и мяты?

МАМА. Потому что это успокаивает на ночь.

ПАПА. А ты уверена, что я хочу успокаивать­ся?

МАМА. Листья смородины и мяты наполня­ют кровь витамином С, а душу — покоем и теплом...

ПАПА. Ты, мой ангел, своей здоровой жизнью в могилу сведешь.

ЕГОР молча жует салат. Глотает. Морщится. Жует немедленней, прислушивается к организ­му. ПАПА тоже кладет себе салат, разгляды­вает, сердито ковыряет вилкой.

ЕГОР. Мам, что это? Ты что туда покроши­ла?

МАМА. Это крапива и одуванчики.

ПАПА. Я что, кролик, что ли? Или черепа­ха?!

МАМА. Сейчас май, Егор! И надо благодар­но пользоваться тем, что дает нам природа. Ведь одуванчик удивительно богат витами­нами группы В, витамином А в огромных ко­личествах! А так же купрум, феррум. каль­ций...

ПАПА. Я хочу мяса!

МАМА. Мясо — это трупы.

ПАПА. Почему я, работая целыми днями как вол, не имею право дома по-человечески по­жрать, блин!

МАМА. Ну вот — блин. Опять блин. Почему блин?..

ПАПА. Потому что я воспитанный человек.

МАМА. Егор. Тебе сорок лет.

ПАПА. Что, правда?!

МАМА. В этом возрасте уже нельзя есть что попало. Побереги сосуды головного мозга.

ПАПА запел «Светит месяц, светит ясный... ».

ЕГОР. Пап, ну не надо... Родители! Эй! Ну вы чего?

МАМА. Егорушка, съешь яблоко. Зеленое яблоко на ночь очень полезно. Кровь разжи­жается.

ПАПА. А если красное и с утра, то мозги.

МАМА. Что — мозги?

ПАПА. Разжижаются.

МАМА (толчет в медной ступке что-то по­лезное). Да, послушайте, чуть не забыла. Тут сумку какую-то странную принесли. А на ней наш телефон написан. «В случае несча­стья прошу известить три четыре пять девять восемь пять».

ПАПА молчит.

ЕГОР. Какую сумку?

МАМА. Да вот. (Показывает сумку Тим с раз­ноцветными пуговицами).

ПАПА протягивает было руку, но передумыва­ет. ЕГОР берет сумку.

ПАПА. Что за ерунда?

ЕГОР. Да. правда, смотрите, вот тут, на из­нанке, — наш телефон. В случае несчастья прошу известить три четыре пять девять во­семь пять... Маркером написано.

ПАПА. Как это попало сюда?

МАМА. Мужик какой-то позвонил.

ПАПА. Пьяный?

МАМА. Почему? Нормальный. Вот, говорит, сумку на пустыре нашел, вы случайно не те­ряли?

ПАПА. Так. И что?

МАМА. Ну, я подумала, мало ли что, ведь те­лефон-то наш, вышла к нему на угол, к бу­лочной.

ПАПА. Нет, это просто потрясающе! Катя, голубушка, да в своем ли ты уме, родная? А если бы тебя похитили? А если в сумке — бомба? Эдак кто угодно позвонит, наплетет какую-то чушь, и ты побежишь к первому встречному...

МАМА смеется.

Черт знает что! Черт знает что!

ЕГОР держит в руках сумку, разглядывает, вы­тряхивает, в сумке ничего нет.

МАМА. Я подумала, мало ли что. Все-таки, наш телефон.

ПАПА берет у ЕГОРА сумку, разглядывает и молчит. МАМА и ЕГОР смотрят на ПАПУ.

ПАПА. Это просто недоразумение. Недора­зумение. Наверное, неправильный номер. Это, очевидно, номер предыдущих жильцов этой квартиры.

ЕГОР. Каких предыдущих? Нам же телефон недавно поставили. У тебя же сначала только служебный мобильный был.

ПАПА. Может, тут и мобильный мой где-ни­будь написан? (Пожимает плечами, вертит в руках сумку). Егор, может, это тебе?

ЕГОР. У наших ни у кого такой нет. Смешная торба. Я бы сразу заметил.

ПАПА. Недоразумение. Ерунда какая-то, не стоит и внимание обращать.

МАМА. А мне почему-то тревожно стало. Я даже в бюро несчастных случаев позвонила.

ПАПА. И что?

МАМА. Ничего не случилось. Вообще ни од­ного несчастного случая.

ЕГОР. Одни счастливые.

ПАПА. Ну, я же говорю. Ничего страшного. Пустяки. (Усаживается в кресло, вытягивает ноги, устраивается полулежа, берет пульт. голубоватый отсвет телевизора ложится на его лицо).

МАМА (намазывает лицо чем-то вязким). Прошлогодняя бузина, глубоко проникая в поры, дезинфицирует и стимулирует. (Тоже усаживается и, закончив класть маску на лицо, замирает).

ПАПА смотрит боевик. Приглушенно — автоматные очереди, крики, выстрелы, взрывы.

ЕГОР (в задумчивости с сумкой в руках). В случае несчастья прошу известить... И наш номер... Чья же это может быть сумка? Мам... Мам...

МАМА, замерев, подняв намазанное лицо, ма­шет на ЕГОРА рукой.

ЕГОР идет в противоположную сторону, где сидит перед телевизором Папа.

Пап... Пап...

ПАПА спит под звуки боевика, под выстрелы и вопли, вытянув ноги, расслабившись всем сво­им долгим, большим телом. И даже во сне его хмурое лицо выражает привычную усталость. Ничего, кроме усталости.

Вечер. Рыжая девочка СОНЯ бродит в сумеречных дворах.

СОНЯ. Извините, пожалуйста, вы случайно не видели мою собаку? Такая большая, мехо­вая, рыжая собака. Мы с ней вместе рыжие, обе, она и я. Она очень добрая. Ее зовут Се­ледка.

ЕГОР. В случае несчастья прошу известить... прошу известить...

СОНЯ. Не видели? Нет? Извините... Пожа­луйста, если увидите, помогите ей прийти ко мне... А я вам за это отдам свои ролики и Барби беременную. Вы случайно не видели мою собаку?.. Она такая классная, настоя­щий друг человека...

ЕГОР. В случае несчастья... Прошу сооб­щить... три четыре пять девять... В случае не­счастья... несчастья...

СОНЯ. Скажите ей, пожалуйста, что я очень по ней скучаю и чтобы она возвращалась домой...

ЕГОР. Прошу известить... Наш номер... Папа... Папа!

ПАПА спит. Или притворяется спящим? Фонограмма боевика усиливается, и вот уже оглушительно звучат взрывы и выстрелы, дет­ский плач, крики и собачий визг тонут в трес­ке автоматных очередей, лязге танков, свисте вертолетных винтов... ЕГОР выключает телевизор и уходит. ПАПА спит.

МАМА в полезной маске сидит, не шевелясь, с закрытыми глазами. Тишина. Ночь.

СОНЯ. Пожалуйста, помогите мне найти мою собаку... Вы не знаете, где моя собака? А вы?..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.