Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 65. Саломия – желание превосходства



Урок 65. Саломия – желание превосходства

Матфея 20, Марк 10

 

Введение в урок

Почти на протяжении 3 лет ученики следовали за Иисусом повсюду. Вместе они делили кров, вместе ели, вместе путешествовали, вместе терпели неприятие религиозных лидеров. Иисус каждый день учил их, каждый день они видели Его дела милосердия. Иисус постоянно был в трудах, в молитве, в наставлении Израильтян, в обучении учеников и в спорах с религиозными людьми. А что ученики Иисуса? Какие вопросы волновали тех, кто всюду следовал за Спасителем?

От начала служения и до самого конца ученики были заняты вопросом: «Кто будет большим в Царстве Небесном? » Лк. 9: 46, Мр. 9: 34, Мф. 18: 1-4. Даже за несколько часов до ареста Иисуса, ученики все еще спорили, выясняя, кто из них больше. Лк. 22-24.

Иаков и Иоанн – два пылких и совсем не робких ученика Иисуса - в этот непрекращающийся спор решили подключить свою мать Саломию, чтобы с ее помощью раз и навсегда поставить точку, добившись желаемого первенства.

 

Основная часть

Ø Обсуждение в группе. Кем была Саломия? Что можно сказать об этой женщине Библии?

Саломия была женой Зеведея – достаточно зажиточного рыбака, можно сказать, бизнесмена того времени. Дело Зеведея шло настолько хорошо, что он нанимал работников. Мр. 1: 20. Отец Иоанна и Иакова был не просто богат, но еще и известен. Хотя он жил в Галилее, первосвященник в Иерусалиме был знаком с ним. Ин. 18: 15-16. Возможно, Зеведей был известен благодаря своему богатству или родословной. Существуют свидетельства, записанные в хрониках ранней церкви, что Зеведей был левитом и имел тесную связь с семьей первосвященника. (77, 102)

Из сравнения текстов Священного Писания предполагают, что Саломия была сестрой Марии, матери Иисуса. Мф. 27: 56, Мр. 14: 40, Ин. 19: 25. Если это так, то Иоанн и Иаков могли быть двоюродными братьями Иисуса Христа.

Благодаря своему небедному положению, Саломия сопровождала Иисуса и служилаЕму своим имением. Она следовала за Иисусом из Галилеи до Иерусалима. Саломия присутствовала на казни Христа и в первый день недели пришла к гробу, чтобы помазать Его тело вместе с другими женщинами. Саломия стала свидетельницей воскресения Иисуса, видя чудесное явление Ангелов.

 

Но более всего мать Иоанна и Иакова, сыновей Зеведеевых, знаменита среди читающих Библию своей необычной просьбой к Иисусу Христу. Иисус шел в Иерусалим, где должно было Ему умереть, о чем Он прямо сказал Своим ученикам. Оставалось совсем немного до того события, ради которого Он пришел на землю. Иисус не скрывал от учеников, что идет претерпеть поругание, смерть через распятие. Саломия же решила, что настало подходящее время для просьбы.

 

Ø Обсуждение в группе. Чего хотела Саломия?

Евангелие от Марка в 10 главе рассказывает нам эту же историю, опуская ходатайство матери за сыновей. Это дает нам предполагать, что инициаторами разговора были братья, а не сама Саломия. Но все равно, эта просьба вполне соответствовала ее желаниям.

Возможно, Саломия рассчитывала на родственные связи. На протяжении всех времен и во всех культурах одной из самых распространенных тактик к достижению успеха было использование связей. Возможно – на чувства Иисуса к Своей матери, чьей сестрой она была. Возможно – на лесть, поэтому Саломия подошла к Иисусу, кланяясь как Царю. (76, 277)

Скорее всего, просьба матери и сыновей была заранее обсуждена ими и слова специально подобранными. А сама манера, с которой был задан вопрос и организованна эта беседа – втайне от остальных – подталкивает на мысль, что Саломия и Иаков с Иоанном понимали, что их просьба не совсем законна. Поэтому Саломия сначала задала общий вопрос, прямо не называя просьбу, рассчитанный на необдуманное обещание: «Сделай нам, что попросим». Так поступают дети, пытаясь заручиться согласием родителей заранее, чтобы потом невозможным стал отказ.

Но Иисус не был тем, кто дает неразумные обещания. Иисус прямо спросил женщину: «Чего ты хочешь? ». Мф. 20: 21. Саломия хотела ни много ни мало, а самые высокие и престижные посты в Царстве Божием для своих сыновей. (40, 132)Не просто какого-то положения, какой-то почести, а второе и третье место для них после Иисуса Христа! «Дай сесть моим сыновьям одному по правую сторону от Тебя, другому по левую в Твоем Царстве! »

 

Ø Обсуждение в группе. Для чего просила Саломия почетные места?

Конечно, Саломия потакала эгоистичным желаниям сыновей. Но и она сама так же, как и они, хотела высокого положения. Если бы Иаков и Иоанн – ее сыновья – заняли самые престижные и влиятельные посты в Царстве, она могла бы косвенно наслаждаться их привилегиями. Это подняло бы и ее престиж, как матери двух самых великих «министров» в Царстве Божием. Положение ее любимых сыновей давало бы повод Саломии гордиться ими, хвалиться ими и наслаждаться их славой.

 

Ø Обсуждение в группе. Как просьба братьев характеризует их мысли о самих себе?

*Они были самонадеянные. Просьба Саломии и сыновей открыла их самоуверенность и дерзость. По сути, они заявили, что из всех верующих, из всех учеников, они заслужили занять эти места! Иаков и Иоанн, а так же Саломия, посчитали себя достойными этого высокого положения!

*Они жаждали престижа, почестей. Иаков и Иоанн, а так же Саломия хотели возвыситься над остальными. Они хотели первенствовать! Иаков и Иоанн интересовались не своими обязанностями в этом царстве, а мерой своего величия в нем. При этом, им нужно было быть не просто великими, а самыми великими, выше всех прочих.

«В основании этого прошения была гордость. Гордое мнение о собственных заслугах, гордое пренебрежение своими братьями и гордое желание почестей и привилегий». (52, 333)

 

Ø Обсуждение в группе. Как просьба братьев характеризует их отношение к другим?

*Они были ужасно эгоистичны и, благодаря этому, – ужасно слепы к ближним. Иисус шел на смерть и страдания, они же размышляли о почестях для себя и о своем личном повышении. Из-за своего эгоизма, Иоанн и Иаков оставались глухи к словам Иисуса. А Его учение о смирении не вмещалось в них. Их, как и Петра, мучил вопрос: «Мы оставили все, пошли за Тобой, что будет нам? »Мф. 19: 27. Учеников заботила лишь собственная выгода, и они не собирались ее упускать.

*Они превозносились над другими. Сыновья и мать хотели иметь преимущество над другими верующими в Царстве Христовом. Они были о себе очень высокого мнения, а о других – низкого.

*Они имели дух соперничества. Иаков и Иоанн наряду с Петром входили в тесный круг доверенных учеников. Их брал Иисус с Собой, когда воскресил дочь Иаира Мр. 5: 37, их взял на гору, где преобразился перед ними, явив Свою славу Мф. 17: 1. С ними Иисус наедине беседовал на горе Елеонской Мр. 13: 3. Вместе с этими учениками Иисус был в Гефсиманском саду Мр. 14: 33. Но для Иакова и Иоанна этого было мало. Похоже, главного соперника в первенстве они видели в Петре (78, 1523)и хотели воспользоваться ситуацией, чтобы опередить его и других учеников.

 

Ø Обсуждение в группе. Почему другие ученики Иисуса стали возмущаться, услышав просьбу братьев?

*Ученики сами желали быть больше. Все ученики Иисуса были виновны в честолюбии, эгоизме и желании первенствовать. Они нисколько не были лучше Иакова и Иоанна. Они так же завидовали, гордились и соперничали друг с другом.

*Ученики обижались за то, что Иаков и Иоанн попытались обойти их и получить власть и превосходство над ними. Каждый из них почитал себя ничуть не хуже сыновей Зеведеевых, а, может быть, и лучше. Иаков и Иоанн догадались первыми заручиться поддержкой Иисуса в этом постоянном споре между учениками. И у них было преимущество, как у родственников. Иаков и Иоанн догадались подключить свою мать, чтобы просьба выглядела «благородно» и хотели провернуть дело тайком. Это было нечестно, по мнению учеников.

 

Ø Чтение текста Мф. 20: 25-27. Обсуждение в группе. В чем заключался смысл урока Иисуса Христа, который Он дал Своим ученикам, подозвав их?

В мире неверующие люди хотят господствовать и властвовать. Каждый хочет, чтобы его интересы, его мнение стояло во главе угла. Каждый пытается оказывать давление на окружающих, кто чем может: силой, связями, богатством, престижем, популярностью, лестью, обаянием. Это общее для мира желание: превозносить себя, контролировать других, создавать себе имя, добиваться своей выгоды.

 

Но Царство Иисуса другое. Оно не такое, как в мире. В Царстве Иисуса другие законы и другое величие.

 

Ø Обсуждение в группе. Какого отношения друг ко другу ждет от Своих последователей Иисус Христос?

Чтение текста Мф. 18: 10а. Что значит презирать? Когда верующие презирают друг друга?

1)Долг настоящих учеников Христа – не призирать других верующих.  Презирать – это думать о ком-то низко. (76, 137). Презирать - это смотреть свысока, пренебрегать, проявлять неуважение.

Христиане презирают друг друга по-разному. Мы презираем друг друга, когда злоупотребляем своей свободой. Рим. 14: 3. Мы презираем друг друга, когда лишаем нуждающихся помощи, когда проявляем равнодушие, сплетничаем, осуждаем духовно слабых или претыкающихся. Гал. 6: 1-2. Мы презираем друг друга, когда лицеприятно судим о верующих. Ик. 2. Мы презираем верующих, когда используем их для своей выгоды. 1Фес. 4: 6.

 

«Тело Христово изобилует верующими, которые смотрят свысока на духовных братьев и сестер, считая их недостойными особой заботы и служения, и потому проявляют к ним пренебрежение, равнодушие и грубость». (76, 145)

Для неверующих естественно презирать христиан, считать их людьми второго сорта, смеяться над ними, обижать и даже притеснять. Но между верующими не должно быть такого же отношения.

 

Ø Чтение текста Ин. 13: 34. Обсуждение в группе. Чего хочет Иисус от Своих последователей?

2)Долг настоящих учеников Христа – любить друг друга. Иисус заповедал нам любить. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Ин. 13: 35. Эта любовь должна быть нежной и с уважением. Рим. 12: 10. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Эта любовь должна быть искренней, от чистого сердца. 1Пет. 1: 22.

 

Ø Чтение текста Мф. 20: 26-27. Обсуждение в группе. Чего хочет Иисус от Своих последователей?

3)Долг настоящих учеников Христа – служить другим верующим. Истинный великий верующий отличается жертвенностью для других во имя Иисуса Христа. Р. К. Г. Ленски сказал, что Божие «великие мужи не сидят верхом на менее значительных людях, а держат менее значительных на своих плечах». (27, 281).

 

Ø Обсуждение в группе. Кто же будет большим в Царстве Небесном?

Перед Богом велик не тот, кто властвует, манипулирует другими и подавляет ближних, а тот, кто служит. Дж. Райл писал в своих комментариях на это место Священного Писания так: «Истинное величие определяется не приобретением, а отдачей, не эгоистичным потреблением благ, а в предоставлении этих благ другим, не наличием слуг, а стремлением служить другим». (63, 220). Мэтью Генри вторит ему: «Те достойны наибольшего уважения и почтения в церкви, кто наиболее смирен и самоотвержен, кто более всего отдает себя на добрые дела, унижая при этом себя…»(52, 337)

 

Ø Чтение текста Мф. 20: 28. Обсуждение в группе. Какой пример подал Своим последователям Иисус Христос?

Иисусу никогда не служили, как служат какому-нибудь великому человеку. Он Сам сделался слугою всем немощным, больным и отверженным. Он всегда был внимателен к нуждам людей, пренебрегая Своими потребностями в пище и отдыхе. Иисус Христос, действительно достойный высших почестей, стал рабом для грешных людей. Он положил душу Свою за недостойных.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.