Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4.5.. Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями. Словари в обучении и воспитании младших школьников



 

Цели: формировать представление о словарях как средствах обучения и воспитания младших школьников; познакомить с методикой работы над непроверяемыми словами как одним из направлений орфографической работы в школе.

Задачи: охарактеризовать учебные словари, показать методику работы с ними в ходе обучения орфографии; уточнить понятие «слова с непроверяемыми орфограммами», определить условия эффективной работы со словами с непроверяемыми написаниями; охарактеризовать этапы и приемы работы над словарными словами.

 

План

1. Понятие о словах с непроверяемыми написаниями. Основы работы над словарными словами.

2. Методика знакомства со словом с непроверяемым написанием.    

3. Методика повторения и закрепления словарных слов.

4. Словари в обучении и воспитании младших школьников.

 

1.

Программой для начальных классов предусмотрено изучение слов с непроверяемыми орфограммами.

Слова с непроверяемым написанием – это слова, правописание которых устанавливается не на основе правил, а по орфографическому словарю. Традиционно такие слова называют словарными словами. А работу с такими словами – словарно-орфографической работой (кратко – словарной). Список этих слов представлен в конце учебника. Они также даются на его страницах.

Для этой работы отводится специальный этап урока. Как правило, он проводится после минутки чистописания или после оргмомента.  

Основной путь усвоения таких слов – запоминание их графического облика.

Чтобы добиться полного и прочного запоминания таких слов, необходимо, по мнению психологов, выполнение ряда условий.

1. Слово запоминается прочнее, если в его восприятии участвует большее количество анализаторов. Поэтому в усвоении словарного слова должны быть задействованы зрительная, слуховая, моторная память и сознание.

2. Запоминание словарного слова должно быть осмысленным и произвольным. Осмысленное запоминание достигается, если ученик понимает значение изучаемого слова, сущность и характер содержащейся в нем трудности, устанавливает связь между этим словом и ранее изученными словами. Произвольное запоминание характеризуется наличием установки на запоминание.

3. Запоминание протекает более эффективно при использовании специальных приемов: использование опорных слов, мнемонических приемов.

4. Обеспечение многократного повторения на последующих этапах урока и на других уроках, использование его в речевой практике.

5. Наличие интереса, потребности в запоминании данного слова.

6. Умственная активность в работе над словарным словом.

7. Регулярный контроль за усвоением трудных слов.

Работа над усвоением словарного слова включает 2 этапа.

1 этап – знакомство с новым словарным словом (уроке).

2 этап – повторение изученного слова /слов (течение нескольких уроков).  

2.

Этап знакомства со словарным словом:

1) предъявление слова детям на основе следующим приемов: загадка, показ предмета и его называние, доскажи словечко.

2) определение орфограммы в слове, запись слова с пропуском (с «окошком»).

Просим учащихся произнести слово с установкой: определить «опасное» место, а затем записать с пропуском этого места.

3) обращение к словарику учебника или отдельному орфографическому словарику для заполнения «опасного» места;

4) запоминание слова с помощью следующих приемов (так как это слово проверить нельзя):

– слуховое запоминание: орфографическое проговаривание слова (прочитайте слово так, как оно пишется);

– зрительное запоминание: показ карточки с этим словом, где орфограмма выделена;

– зрительно-моторное запоминание: запись данного слова в тетрадь;

–    поиск опорного слова для проверки среди «дальних» родственников, если такое есть; по-другому, работа с этимологической справкой (это обращение к истории слова; например: солдат – (ит. сольдо – монета) = получающий жалованье);

–  мнемонические приемы – приемы запоминания, основанные на установлении искусственных ассоциаций. К мнемотехнике относят: рассказы, рисунки, стихи, ребусы, группировки слов.

Например:

а) установление сходства безударной гласной с формой предмета

 

б) заучивание шутливых стихов:

Чтоб не обиделась корова

и не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой О.

В) аудиальные подсказки: связать слово с другим, которое подсказывает написание (Петя петушок, собака у Сони).  

См.: приемы запоминания словарных слов см. в сети Интернет по ключевым словам «запоминание словарных слов в начальной школе», а также по ссылке   

https: //urok. 1sept. ru/статьи/676222/

 

3.

Повторение изученного слова (слов).

Повторение происходит через включение слова в словарно-орфографические диктанты и  дидактический материал упражнений.

Слово активно повторяется на 3-4 следующих уроках, затем спустя 2 недели и через месяц.

Слова повторяются в системе. С этой целью используются различные группировки для отбора материала для повторения:

- по значению (растения, ягоды, птицы, животные…);

- по сходству графического облика орфограммы (все слова на о: овощи, обед, отец);

- по контрасту графического облика орфограммы (слова на о и на а: огурец, овощи, помидор – заяц, малина).

Основные приемы повторения словарных слов:

- выборочный диктант (из диктуемого текста выписать слова с непроверяемыми орфограммами);

- распределительный диктант (распределить слова на группы: А О);

- самодиктант (вспомнить и написать все изученные слова с безударной гласной «о» на тему …. );

- картинный диктант;

- дописывание орфографических таблиц, дополнение ряда слов;

- упражнения на контроль (исправление ошибок в словарных словах);

- игровые упражнения (кроссворды, загадки и др. )

4.

 Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении, весьма затруднительно. При столкновении с неизвестным написанием возможны разные типы поведения: один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй (если вопрос связан не с окончанием) – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступал ученик?!..

Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П. А. Грушникова, но и новые словари, причем не только орфографические. Так, например, изданы: Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Говори правильно: Орфоэпический словарик (М.: Просвещение, 1995); Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов (М.: Просвещение, 1996); Мережко Е. Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов (М.: «Флинта», «Наука», 1997); Курочкина И. В., Сдобнова А. П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы. Под ред. О. Б. Сиротининой (М., Дрофа, 2005) и др.

Разные виды словарей входят в состав учебников.

Однако этого недостаточно. Ребенка надо научить пользоваться словарем и обращаться к нему в случае затруднения.   

Для того чтобы ребенок обращался к словарю, необходима система заданий для накопления соответствующего практического опыта пользования им. Например, включение слова (а иногда нескольких) в тексты упражнений с пропуском буквы на месте непроверяемой орфограммы. Что должен сделать ученик, чтобы вставить букву? Конечно, обратиться к словарю. Причем, если на первых порах эта операция подсказывается, то в дальнейшем ребенок должен будет действовать на основе уже имеющегося собственного опыта.

Практическую работу со словарём на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с одной буквой, другой – со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ.

Орфографический словарь в конце учебника используется не только как справочник. Он может использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды упражнений. Одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, – составление «в помощь учителю» словарного диктанта.

Литература

Бондаренко А. А. Словари для малышей. //Начальная школа, 1993, № 10.

Бондаренко А. А. Словари на уроке. //Начальная школа, 2000, № 1.

Арямова О. С., Мали Л. Д. Развитие речи младших школьников на уроках грамматики и орфографии. – Пенза. 1988. с. 20-37.

Захарова И. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная шкрола. 1993. №11. с. 53. !

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.