Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вернуться в оглавление



 

· Химия перевозок: куда утекает метанол с аммиаком (статья)

 

Правительство России издало постановление о создании в Усть-Луге особой экономической зоны, в рамках которой предполагается создать газохимический кластер с прямым выходом к морю. В России к реализации заявлено еще довольно большое количество проектов в сфере газохимии, однако по-прежнему ощущается дефицит специализированных терминалов для перевалки соответствующей продукции.

В районе порта Усть-Луга официально образована особая экономическая зона промышленно-производственного типа, в рамках которой будут созданы крупные предприятия по сжижению природного газа и производству полиэтилена. Более подробно об этом проекте мы писали ранее.

Действительно, в условиях санкций поставки российского газа на экспорт будут ограничены. В этой ситуации высвобождающиеся объемы целесообразно использовать для создания продукции с добавленной стоимостью, стабильно востребованной на мировых рынках: карбамида, аммиака, метанола, водорода. Поэтому газопереработка – перспективное направление развития промышленности, дающее хорошие экспортные продукты с высокой добавленной стоимостью, такие как карбамид, полимеры и т. д.

В России заявлено к реализации достаточно большое количество таких проектов. Как рассказал в ход V Юбилейного конгресса и выставки «Азот Синтезгаз. Россия и СНГ» эксперт Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев, в России планируется создать около 20 газохимических производств с различным уровнем переработки. При условии их реализации производство аммиака должно к 2030 году увеличиться примерно на треть - до 28, 5 млн тонн в год, метанола в три раза - до порядка 16, 8 млн тонн в год. Кроме того, за счет роста производства аммиака ожидается увеличение поставок карбамида. Так, ввод новых мощностей на существующих аммиачных производствах ТОАЗ и Куйбышевоазот даст дополнительный объем в 1, 3 млн тонн карбамида в год.

По прогнозу аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго России, объем экспорта метанола к 2030 году вырастет в шесть раз, достигнув 12 млн тонн в год.

Так, ожидается, что к 2030 году в России будет реализовано шесть крупных проекта по производству метанола: АО «НЗМУ» (Приморский край, 1, 8 млн тонн в год к 2025 году), ГК «ЕСН» (Амурская область, 2, 2 млн тонн в год к 2028 году), «АЕОН» (Волгоградская область, 1, 5 млн тонн в год к 2025 году), два проекта на Балтике по 1, 8 млн тонн в год каждый к 2027 году, «Аммоний-2» (Татарстан, 500 тыс. тонн в год к 2028 году). Их совокупная мощность, таким образом, составит 9, 6 млн тонн в год.

По мнению Артема Лебедского-Тамбиева, инфраструктура по перевалке метанола развита в РФ слабо, но возможно перепрофилирование нефтепродуктовых терминалов. В настоящее время лишь незначительные объемы метанола перегружаются в портах Каказ и Темрюк, основной объем шел через финский порт Хамина-Котка.

Российский аммиак также перегружался через иностранные порты: Вентспилс (Латвия), Силламяэ (Эстония), Антверпен (Нидерланды), Южный (Украина).

По понятным причинам, логистика через европейские порты в настоящее время находится под угрозой, а через украинские – невозможна, и потому нуждается в замещении.

По данным выступившей в рамках конгресса главного специалиста «Морстройтехнология» Ольги Гопкало, через морские порты отгружается 60% экспортного метанола, по сухопутным маршрутам – около 40%.

Одним из вариантов решения проблемы нехватки отечественных терминалов для перевалки газохимии могло бы стать перепрофилирование терминалов сжиженного углеводородного газа (СУГ), однако их в России также мало (Усть-Луга, Тамань и Темрюк).

Имеется дефицит и в мощностях для перевалки карбамида навалом, более половины объема которого шло через иностранные порты (Силламяэ, Рига, Хамина-Котка).

Кроме того, в России отсутствуют навалочные терминалы для перегрузки аммиачной селитры, которая также перегружалась через навалочные терминалы в портах сопредельных государств, такие как Таллинн, Рига и Силламяэ. При этом до 60% экспорта шло в таре через Большой порт Санкт-Петербург.

По мнению Ольги Гопкало, одним из вариантов решения проблемы могло бы стать создание припортовых кластеров для перевалки таких грузов наподобие того, который создается в Усть-Луге.

Как, в свою очередь, прокомментировала присутствовавшая на конференции независимый эксперт Софья Каткова, быстро построить соответствующую портовую инфраструктуру практически невозможно, поэтому единственным выходом на краткосрочную перспективу может стать контейнеризация данных грузов.

Впрочем, если говорить о контейнеризации метанола и его перевозках в танк-контейнерах, то здесь имеются существенные сложности: хотя сделать это возможно и соответствующие танк-контейнеры существуют, такая логистика может оказаться слишком дорогой с учетом стоимости самого перевозимого продукта. Впрочем, как говорится, на безрыбье – и рак рыба.

Таким образом, «узким местом» для развития газохимической отрасли в России, как и по многим другим, является логистика и дефицит специализированных терминалов, которые теперь придется создавать ускоренными темпами.

PortNews 27 мая 2022 г.

вернуться в оглавление

 

Обзор подготовил: Андрей Филимонов тел. (495) 360-40-25, +7 903 233-00-05                           

mediaport2022@yandex. ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.