Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(Слайд 15)Представляю вашему вниманию использованный мною список литературы при написании работы.



 

(1 СЛАЙД) Здравствуйте, я Сухойванова Людмила Васильевна, студентка 45 группы заочного отделения Макеевского педагогического колледжа. Тема выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения». Примерной основной образовательной программой начального общего образования, важнейшей задачей, которой является: воспитания и формирование у детей гражданской позиции, «… создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде».

(2 Слайд) Актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения не вызывает сомнения ещё и потому, что многие ученые, методисты, учителя-практики (А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламов, М. М. Гей, А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко, Матвеева Л. И. ) исследовали эту проблему и понимали, что без познания культуры, традиций, прошлого своего народа эту задачу решить невозможно. Литературное чтение помогает подготовить ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Это решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

(3 Слайд) Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в процессе учебной деятельности на уроках чтения у детей формируется различные нравственные качества, современное общество нуждается в воспитании духовно-нравственного человека, гражданина и патриота. Чтение формирует умения строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей.

(4 Слайд) Целью исследования стало: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Объектом - нашего исследования стал процесс формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Предметом исследования послужили  педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

(5 Слайд) Поэтому, исходя из вышесказанного, в ходе исследования решались задачи:  

1. Рассмотреть сущность и задачи нравственного развития младших школьников.

2. Выявить критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей.

3. Экспериментально подтвердить эффективность выявленных методов и средств формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

4. Разработать систему уроков по формированию нравственных качеств младших школьников на уроках чтения.

(6 Слайд) В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

изучение педагогического опыта;

анкетирование;

беседы с использованием ситуаций морально-нравственного выбора;

педагогический эксперимент;  

анализ и обобщение результатов эксперимента.

( Слайд 7) Гипотезой исследования - формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения будет эффективным, если содержание уроков литературного чтения будет отвечать требованиям нравственного воспитания, а сами уроки проводится с учётом психофизиологических особенностей детей; а также будет предусматриваться использование комплексов средств (новых технологий, форм, методов, приёмов работы), позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения.

(((формирование нравственных качеств младших школьников должно происходить с учётом их психофизиологических особенностей;
-содержание уроков литературного чтения должно отвечать требованиям нравственного воспитания;
- использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей, на уроках литературного чтения. )))

 (Слайд 8) Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность проблемы, указан предмет и объект, определены гипотеза, цель и задачи исследования, перечислены методы исследования.

В 1 главе рассмотрена роль уроков литературного чтения как средства формирования основ нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, а также организация, методы и приемы работы учителя по нравственному воспитанию

Во 2 главе работы показаны результаты опытно-экспериментального исследования по влиянию детской художественной литературы, уроков чтения как средства формирования и развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

В заключении подведены общие итоги исследования.

В приложении представлены материалы диагностической работы, , методические рекомендации для учителей, конспекты уроков.

(Слайд 9) Формированию нравственного воспитания помогает система форм, методов и приёмов работы учителя на уроке:

1. метод убеждения, направлен на формирование смыслообразующих мотивов, а, следовательно, умений оценить себя, свои поступки или поступки героя.

2. метод разъяснения является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса.

3. методу внушения присуще некритическое восприятие педагогического воздействия. Внушение действует на личность, восполняя недостающие установки и мотивы поведения.

4. метод систематического и последовательного обсуждения знаний. Учитель выслушивает мнения и учитывает точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия.

5. диспут как метод формирования сознания личности часто приводится в педагогической литературе приводится. Диспут является активным спором на какую-либо тему, интересную ученикам.

6. пример. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

При использовании этих и других методов у младших школьников развивается смысловая память, словесно-логическое мышление, анализ, произвольное внимание, рефлексия содержания, оснований и способов деятельности, что потом и составит нравственный стержень, эмоциональную окрашенность воображения, восприятия.

( Слайд 10) В данном исследовании принимало участие 24 обучающихся МОО «Харцызская средняя школа № 22» 2-В класс.
Вторая часть нашей работы носила практический, исследовательская характер по проблеме формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения и проходила в три этапа:

первый этап – констатирующий,

второй этап - формирующий,

третий этап - контрольный.

( Слайд 11) Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, Средний и высокий уровни сформированности достаточно высокие – 30-35%, тогда, как низкий уровень имеют более 65-70%, а это почти каждый третий школьник.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по формированию и воспитанию нравственных качеств младших школьников. Жизненно необходимо содействовать и оказывать положительное влияние на общее умственное развитие детей, адаптировать их в современном обществе. Больше читать произведений, в которых показаны аспекты, формирующие доброту, сострадание, дружбу, помощь, уважение, патриотизми другие качества. Литературные произведения классиков Х1Х века (Л. Толстого, К. Ушинского, В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка) и ХХ века (С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина, Б. Заходера, И. Токмаковой) на обогащение нравственных норм и понятий младших школьников.

( Слайд 12)

Втором этап нашей работы – формирующий эксперимент. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2020 – 2021 учебного года с целью формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. За основу была взята программа «Литературное чтение», которая обеспечивается учебниками «Родная речь» авторов В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой и в дополнение к учебникам книги этих же авторов «Читаем сами, обсуждаем вместе», «Семейное чтение». Целью формирующего этапа стало воспитание ответственности и доброжелательности при изучении классиков русской литературы на примерах рассказов прочитанных детьми «Совесть» А. П. Гайдара и «Косточка» Л. Н. Толстого, которые помогли определить и другие качества детей. Нами был проведён комплекс мероприятий, бесед, конкурсы, викторины. Доброжелательность и ответственность формировались, как организация взаимопомощи между учащимися. Мы видим на данной диаграмме, как постепенно дети начинают понимать «что такое хорошо, а что такое плохо». Показатели высокого и среднего уровня стали 48%, а низкий уровень стал 52%. Эта диаграмма показала, что художественные произведения способствовали формированию у детей конкретных представлений и понятий о нравственных нормах  

(Слайд 13) Целью контрольного этапа стало определение эффективности проведённой работы в учебное и внеурочное время, направленной на повышение уровня сформированности нравственных качеств младших школьников.

Если сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов то, можно наблюдать, что высокий  увеличился на 4 %, а средний уровень увеличились на 10%, а низкий уровень стал меньше на 14%. Из чего следует вывод, что в ходе эксперимента нами были выявлены положительные изменения у младших школьников в формировании нравственных качеств подтверждены в данной диаграмме.

Подводя итог экспериментальной работы, следует отметь, что литературное произведение – основа формирования нравственных качеств учащихся. А уроки литературного чтения, как было экспериментально доказано, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательном и образовательном процессах.

(Слайд 14) Подводя итог экспериментальной работы, следует отметь, что литературное произведение – основа формирования нравственных качеств учащихся, повышающей уровень нравственности человека. А уроки литературного чтения, как было экспериментально доказано, являются основой формирования нравственных качеств и состоят в том, чтобы намечать перспективы учебной и воспитательной работы и осуществлять её с учётом особенностей младших школьников.

Формирование нравственных качеств на уроках литературного чтения обеспечивается: склонностью к игре, этическими беседами, содержанием изучаемого произведения, которое раскрывает нравственные проблемы добра и зла.

Беседы, диалоги, рассуждения, диспуты, викторины, конкурсы, театрализация – формы и методы, приёмы работы учителя.

Таким образом на основе  практического эксперимента качественных и количественных показателей можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

(Слайд 15)Представляю вашему вниманию использованный мною список литературы при написании работы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.