Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вернуться в оглавление



 

· Индексы контейнерных перевозок. Чем они полезны для инвесторов (статья)

 

Международная торговля невозможна без морских перевозок. Это долгий, но экономичный способ доставки грузов в разные уголки земного шара. Около 80–90% всего объема мировой торговли происходит морем, и лишь оставшиеся 10–20% — по земле и воздуху.

Найм судна для перевозок называется фрахтом. Себестоимость фрахта зависит от вместимости судна, параметров груза, стоимости топлива, дальности и длительности маршрута. Конечную цену для клиента определяют соотношение спроса и предложения.

Когда спрос на перевозки высокий, ставки фрахта растут. Это позволяет рассматривать цены на морские перевозки в качестве косвенного индикатора активности в сфере международной торговли и мировой экономики в целом.

Как узнать цены на фрахт

 Если поставщик регулярно отправляет большие партии через океан, то ему удобнее заключать с перевозчиком годовой контракт. Если же партии менее регулярны и не так велики, то можно найти перевозчика на спот-рынке под конкретный груз и маршрут.

Многие маршруты являются стандартными и на них ходят регулярные рейсы. На таких маршрутах участники рынка заинтересованы в прозрачном и эффективном ценообразовании. Чтобы дать участникам рынка ориентир, торговые площадки и аналитические агентства собирают информацию по всем заключенным сделкам и на регулярной основе публикуют соответствующие индексы.

Одним из наиболее популярных индексов является Baltic Dry Index (BDY), который отражает динамику ставок фрахта на широкий спектр сухих грузов по 20 основным маршрутам. Его рассчитывает Балтийская биржа — один из крупнейших посредников для участников рынка морских перевозок.

Широко распространенными стандартами в перевозках являются 20-футовый (TEU) 40-футовый (FEU) контейнеры. В количестве TEU и FEU измеряется вместимость судов или объем конкретных партий груза. Цена перевозки грузов по конкретному маршруту может измеряться в $ за один TEU или FEU.

Суда, которые перевозят контейнеры, называют контейнеровозами. Одно из таких судов весной 2021 г. всполошило рынок, сев на мель и перегородив Суэцкий канал. Это был огромный корабль вместимостью более 20 000 TEU.

По ценам на перевозку контейнеров также формируются индексы. Они называются индексами контейнерных перевозок и рассчитываются разными аналитическими агентствами мира. Рост индекса означает высокий спрос на перевозку и является свидетельством растущей экономической активности. Снижение индекса, наоборот, говорит о замедлении международной торговли и может стать опережающим индикатором рецессии.

Популярные контейнерные индексы

Можно отметить три важных индекса, которые лучше всего отражают общую картину.

Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) рассчитывается и публикуется Шанхайской судоходной биржей еженедельно. В Шанхае расположен один из крупнейших мировых логистических центров, что делает соответствующий индекс показательным для оценки мировых трендов.

World Container Index (WCI) рассчитывается и публикуется консалтинговой компанией Drewry еженедельно. Сводный индекс включает данные по ценам на перевозку 40-футового контейнера по 8 крупным маршрутам.

Freightos Baltic Index (FBI) рассчитывается группой Freightos совместно с Балтийской биржей. Публикуется еженедельно, но рассчитывается ежедневно. Отражает средневзвешенное значение по индексам на 12 маршрутах.

Что происходит с перевозками сейчас

 В 2020 г. на фоне общемирового карантина спрос на перевозки резко упал. Пытаясь сдержать распространение вируса государства закрывали порты и приостанавливали внешнеторговые операции, из-за чего ставки на контейнеры упали.

По сравнению со всплеском в 2021 г. этот провал на графике даже незаметен. Спрос начал расти быстрее, чем восстанавливалось производство и заново собирались разрушенные ранее логистические цепочки. В результате появилось множество дисбалансов.

На отдельных маршрутах узким местом стала портовая инфраструктура, которая не могла оперативно обслужить приходящие суда. В азиатском регионе наблюдалась проблема с доступностью контейнеров, которые мультиплицировалась на весь мир.

World Container Index в августе 2021 г. был в 6, 5 раз выше среднего значения за предыдущие 5 лет. Аналогичная картина наблюдается и по другим глобальным контейнерным индексам. Большинство индикаторов оказалось на исторических максимумах.

В конце 2021 г. индексы начали постепенно снижаться. С одной стороны, это было обусловлено ценовой коррекцией после резкого роста, с другой — в ноябре вновь усилились риски из-за омикрон-штамма COVID-19, что несколько охладило деловую активность.

В марте-апреле по всем индикаторам наблюдается устойчивое снижение. Падение в этот период характерно для сезонности рынка, однако в этом году оно было усилено уникальными факторами.

Существенное влияние оказал жесткий локдаун в Шанхае, где власти ввели многочисленные ограничения в попытках сдержать очередную вспышку коронавируса. Также негативное влияние оказали антироссийские санкции, которые сократили торговую активность на отдельных маршрутах.

WCI и FBI за два месяца потеряли 17%. Однако даже после снижения цены на контейнеры остаются очень высокими. Вопрос в том, как будет развиваться ситуации в дальнейшем. Карантин в Китае и снижение торговой активности из-за санкций имеет временный характер. Ограничения в Шанхае уже частично сняты, и этот процесс продолжается.

Антироссийские ограничения лишь на время охладили торговую активность. Спрос остался сильным, в то время как логистика вновь пострадала. Первый шок прошел, и участники рынка активно ищут альтернативные маршруты поставок, что приводит к новым дисбалансам. Таким образом, негативные факторы в ближайшее время могут ослабить свое влияние, и индексы могут частично восстановиться.

В дальнейшем, на протяжении оставшейся части 2022 г., индексы контейнерных перевозок и аналогичные транспортные индексы могут стать одним из важнейших индикаторов экономической активности в мире. Их динамика может выступать опережающим индикатором мировой экономики. В условиях, когда фондовые рынки находятся под давлением из-за рисков экономической рецессии, такие индикаторы могут дать много ценной информации для аналитиков и инвесторов.

Элитный трейдер 16 мая 2022 г.

вернуться в оглавление

 

Обзор подготовил: Андрей Филимонов тел. (495) 360-40-25, +7 903 233-00-05                               

mediaport2016@yandex. ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.