Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На региональном уровне



Закон Кировской области «Об административно-территориальном устройстве Кировской области » от 02 декабря 2005 № 387-ЗО

Закон Кировской области «О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области» от 04 декабря 2007 № 203-ЗО.

Реестр - систематизированный перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов области Реестр административно-территориального устройства области утверждается законом области. Внесение изменений в Реестр административно-территориального устройства области производится законом области. .

Закон Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения» от 07 декабря 2004 № 284-ЗО

 

Кировская область: административно-территориальное устройство на 15 июня 2008 года: [Справочник]/ Правительство Кировской области; подгот. А. В. Перескоков и др.. Ижевск, 2008. – 368 с.

Это последний такого рода справочник. Содержит краткую информация по Кировской области, историческую справку, данные о площади Кировской области, административных районов и крупных городов, списков городов и п. г. т., населённых пунктов в разрезе сельских округов по районам области с указанием расстояний по автодорогам до административного центра сельского округа и от административного центра до районного центра, расстояния до ближайшей железно дорожной станции, почтовые индексы, алфавитный указатель всех населённых пунктов.

Можно дополнить также и другими принципами АТД, предлагаемыми в региональной науке:

Многие особенности формирования административно-территориального устройства России отражены и проанализированы в книге Ю. Н. Гладкого «Россия в лабиринтах географической судьбы» (Спб, 2006) и статьях Тархова С. А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет. // География. – 2001. - №№ 15, 21, 28.

По мере укрепления и централизации государственной власти все больше внимания уделяется оптимизации АТД. В истории России первая попытка упорядочения АТД была предпринята в 1708 году при Петре I накануне превращения Российского государства в Российскую империю. На тогдашней территории России было выделено 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская), позже добавилась Воронежская, а с 1719 г. губерний стало 11. Губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. Хлынов относился первоначально к Сибирской губернии.

Затем последовали ещё несколько изменений пока при Екатерине II не сложилась стабильная сетка АТД в 1775 г.. После подавления пугачевского восстания правительство Екатерины II с целью укрепления центральной власти проводит реформу территориального деления. В соответствии с реформой размеры губерний были уменьшены, ликвидированы провинции и изменена нарезка уездов. Новая сетка административно-территориального деления составлялась так, чтобы в губернии проживало 300-400 тыс. человек, в уезде – 20-30 тыс. человек.

В 1785 году, после завершения реформы, Российская империя делилась на 38 наместничеств, 3 губернии и 1 область (Таврическую) на правах наместничества. Кроме того в состав империи входило Жилище Донских казаков, в котором было казачье самоуправление.

В 1780 году было учреждено Вятское наместничество, которое возглавлялось правителем. Территория региона заметно расширялась в юго-восточном направлении. В нём насчитывалось 13 уездов: Вятский, Слободский, Кайгородский, Котельнический, Орловский, Яранский, Царевосанчурский, Уржумский, Нолинский, Малмыжский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский. В 1780 г. был переименован главный город региона. Вятская наместничество сначала стало составной частью Нижегородского генерал-губернаторства, а затем Казанского. В 1797 году наместничество было переименовано в Вятскую губернию.

После революций 1917 года в 20-30-е гг. сетка территориального деления не отличалась стабильностью. Важным шагом развития административного деления было принятие Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепила статус следующих видов национально-территориальных единиц в составе РСФСР: автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области и национальные округа, которые с 1977 года стали называться автономные округами. Различия в статусе определялись вовсе не произвольно, а с учетом объективных соображений. Территории проживания самых многочисленных и компактно расселённых народов России получили статус АССР, они подчинялись непосредственно правительству страны. Территории народов с меньшей численностью и более низким уровнем экономического развития получили статус автономных областей, подчинявшихся краю, в состав которого они входили – например, Хакасская АО в составе Красноярского края. Наконец, территории малочисленных народов, в основном проживающих на севере страны и расселенных на огромных площадях при слабом уровне экономического развития, получили статус национальных округов – например, Чукотский национальный округ в составе Магаданской области, Ненецкий национальный округ в составе Архангельской области. Они подчинялись соответственно областям, в состав которых входили, или краям - как Эвенкийский округ Красноярскому краю. Количество автономных областей и национальных округов не было неизменным. Так, в предвоенные годы существовал в пределах тогдашней Калининской (ныне Тверской) области Карельский национальный округ с центром в Лихославле.

В годы Великой отечественной войны были ликвидированы некоторые автономные области на Северном Кавказе, а их титульное население (давшее название автономии) подверглось выселению (депортации). Коснулось это и некоторых других автономных республик – например, Немцев Поволжья. Продолжало меняться количество областей – по-прежнему в сторону разукрупнения. Часть из вновь образованных областей в 50-х гг. просуществовала недолго. Например, Арзамасская, Балашовская, Великолукская.

После распада СССР в 1991 году изменения АТД коснулись главным образом национальных территорий. Бывшие автономные области, кроме Еврейской, получили, как и АССР, статус республик в составе РФ. Все остальные области и края до недавнего времени сохраняли свой прежний статус, но бывшие АССР стали называться республиками в составе РФ. При этом они изменили свое официальное название. Так появились республика Северная Осетия – Алания, республика Саха (Якутия) и Ханты-Мансийский Югра автономный округ.

Современная Россия согласно ст. 65 Конституции является федеративным государством, объединяющим субъекты РФ. При этом федерацией наша страна стала в 1918 году (республика называлась РСФСР). Однако в условиях Советского Союза федеративное устройство страны было декларативным. Фактически наша страна стала федерацией после принятия Конституции 1993 г.

Хорошо или плохо, что РФ закрепила (фактически стала) федерацией в 1993 году? Как Вы считаете наш регион выиграл от такого перехода?

Важно отметить, что согласно Конституции все субъекты являются равноправными.

Таким образом, к началу XXI века в России существовало 89 субъектов федерации, в том числе двадцать одна республика, одна автономная область, десять автономных округов, шесть краев, сорок девять областей и два города федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург. В последние годы наметился процесс укрупнения единиц территориального устройства, главным образом за счет включения маломощных в экономическом отношении автономных округов в состав областей или краев. Эта судьба постигла Коми-Пермяцкий автономный округ, с вхождением которого в состав Пермской области образовался Пермский край (01. 12. 2005). С начала 2007 года утратили статус субъектов федерации также Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, включенные в состав Красноярского края, в который они входили до 1991 года. Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области с образованием Камчатского края, а затем (01. 01. 2008) Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа были включены в состав соответственно Иркутской и Читинской областей, что привело к образованию Иркутской области в новом составе и Забайкальского края. Упраздненные автономные округа стали называться муниципальными районами, а существовавшее раньше внутри них районное деление упразднено.

Существует перспектива вхождения Ненецкого автономного округа в Архангельскую область. Объединения Москвы и Московской области. Однако эти и другие потенциальные укрупнения регионов не столь очевидны как уже свершившиеся. Меньшие по размеру потенциальные кандидаты для объединения (чаще всего это оставшиеся автономные округа) мало заинтересованы в таком укрупнении, т. к. уровень жизни в этих регионах достаточно высок.

АТД в большинстве субъектов РФ совпадает с сеткой МО.

Муниципа́ льное образова́ ние — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Местное самоуправление является формой реализации власти на местах, обеспечивает самостоятельное решение проживающим населением вопросов повседневной жизни. С возрастанием значения местного самоуправления растёт ответственность властей перед населением, что отвечает общим принципам демократизации общественного устройства.

В соответствии в ФЗ №131 в РФ с 2006 года создана двухуровневая сетка МО.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

В области было создано 403 сельских, 64 городских поселения, 39 муниципальных районов и 6 городских округов. В настоящее время в Кировской области насчитывается 448 муниципальных образований – в т. ч.: муниципальных районов – 39, городских округов – 6, городских поселений – 53, сельских поселений – 350 (на начало 2010г. ).

1 уровень включает городские и сельские поселения, объединяющие соответственно либо город (или п. г. т. ) с прилегающей территорией, либо один или несколько сельских населённых пунктов.

сельское поселение – один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области. На начало 2010 г. 19 591 поселение.

городское поселение -город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; На начало 2010 г. 1739.

В настоящее время большинство из них соответствует вновь созданным муниципальным поселениям (один из видов МО), преобразованным из сельских и поселковых округов, п. г. т., городов. Число вновь созданных муниципальных образований (т. е. городских и сельских поселений) по районам области заметно различалось.

Больше всего их создано от 23 в Уржумском районе (сейчас 21), 22 в Котельничском (без Котельнича, т. к. он не входит в район) (сейчас 21) до 5 в Арбажском и Шабалинском. В Омутнинском районе было 6 городских поселений – в настоящее время из 3.

Некоторые небольшие сельские округа в ходе реформы были укрупнены (часто путём объединения с городскими поселениями), в результате чего число МО со статусом сельского поселения составило 350. Однако если в России средняя численность жителей в сельской администрации в 2006 году составляла 1650 человек, то в Кировской области – лишь 1050 человек.

Существовали малонаселённые Пуринский сельский округ (Афан. район) – 194 человека и Аникинский сельский округ (Лузский район) – 174 чел.

При этом в области существовало и другое МО «Город Киров», в которое включалось 130 населённых пунктов и население было почти 500 тыс. человек.

Тогда как ФЗ-131 предусматривает, что «границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав …. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях».

Целый ряд МО не соответствовал критерию доступности центра поселения. Наиболее яркие примеры характерны для Верхнекамского района. Так в состав Лесного городского поселения (Верхнекамский р-н) входят населённые пункты Бадья, Пелес, Чернореченский, удалённые от центра соответственно на 138, 105 и 115 км. В состав Кирсинского городского поселения входит посёлок Черниговский, удалённый от Кирса на 52 км. Лойнский сельский округ – включает дер. Лезиб (43 км), дер. Картасик (35 км), село Гидяево (34 км).

2 уровень включает муниципальные районы и городские округа.

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; На начало 2010 г 1829.

Район – административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах географически и экономически связанные между собой различные категории административно-территориальных единиц и населенных пунктов, имеющая единый административный центр

Все муниципальные районы являются также районами в рамках административно-территориального деления Муниципальные районы – создавались в границах административных районов Кировской области. В состав муниципальных районов включаются муниципальные поселения.

Также при определении границ муниципальных районов предусматривается, что границы муниципального района как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав». Понятно, что это положение не соблюдается, т. к. статусом муниципального района наделены образования, сформировавшиеся задолго до муниципальной реформы.

В Кировской области существует 39 районов. Это довольно много. Но есть регионы, где районов больше (в Алтайском крае 60) или меньше (Ненецкий округ – 1 район, появился недавно, ранее округ не имел районного деления).

Средняя людность составляет на начало 2011 г. 16, 88 тыс. чел. (в РФ 28, 8 тыс. ). Самый малонаселённый – Богородский – 4999 чел. и Сунский 6, 8 тыс. Больше всего жителей в Омутнинском районе – 44, 7 тыс. чел.

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; На начало 2010 г. 512

Городские округа – это бывшие города областного значения. Их было 5: Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Слободской, Котельнич.

6-й городской округ в рамках АТД является ЗАТО Первомайский (Юрья-2).

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – административно-территориальная единица, имеющая органы местного самоуправления, в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Из регионов РФ больше всего городских округов в Московской области - 38.

Выделяются также городские районы (в Кирове), но они муниципальными образованиями не являются.

Все муниципальные образования состоят из населённых пунктов – городских и сельских.

По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. На начало 2010 г 236. Границы которых совпадают с границами административных районов. При этом сами муниципальные образования не являются объектами административного деления.

При этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

Противоречия федеративного устройства

1. Наличие сложносоставных субъектов. После последних изменений на политико-административной карте России таких субъектов стало меньше, но они есть – это Тюменская, Архангельская области. Чукотский автономный округ в состав Магаданской области не входит.

2. Большое количество субъектов. Для сравнения: в ФРГ 16 земель, США 50 штатов и пр.

3. М. и Спб. – центры 2 субъектов РФ.

4. Межрегиональная ассиметрия.

социально-экономическая асимметрияустойчивые во времени и пространстве отклонения в условиях и результатах развития социальной сферы (относительно установленной системы социальных стандартов) и уровнях развития экономики муниципальных образований, сокращение которых обеспечивает выравнивание условий для более полной реализации конституционных прав граждан в удовлетворении социальных потребностей, а в долгосрочном плане способствует социальному и экономическому развитию региона в целом (Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997)

Якутия в 900 раз больше Ингушетии (а тем более Москвы и СПб. ), Москва в 300 раз больше Ненецкого АО. Москва и Ингушетия – в 384 раза по ВВП.

5. Наличие субъектов созданных по адм. -терр. и национальному признакам.

 

Сложившаяся в результате длительного периода истории сетка территориального устройства вызывает серьезную критику. Она идет по двум направлениям: во-первых, многие критики считают ошибочным создание при советской власти национально-территориальных формирований. Предлагают вернуться к губернскому дореволюционному делению, не учитывавшему интересы населяющих Россию народов. Критики утверждают, что существование национально-территориальных образований порождает сепаратистские настроения, стремление к сецессии (отделению). Если в отношении малочисленных титульных народов автономных округов еще можно пойти на включение их в русские области и края, то для всех остальных это было бы очень опасным решением. Создание национально-территориальных формирований ранга республик позволило завершить процесс формирования наций с высокой культурой, с национальной интеллигенцией, с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития. Из маленьких уездных дореволюционных городов сформировались благодаря новому статусу большие города, значительные экономические и культурные центры. Так, Царево-Кокшайск с его одной тысячей населения превратился в город с населением в четверть миллионов человек – столицу республики Марий Эл Йошкар-Олу. Многократно выросло население Чебоксар, Саранска, Майкопа, Сыктывкара, Улан-Удэ. Возникли новые города – Абакан, Элиста, Нальчик. Ликвидация национально-территориальных образований способна только обострить межэтнические конфликты и усилить сепаратистские настроения.

Второе направление критики связывает необходимость укрупнения с тем фактом, что многие экономически слабые и депрессивные субъекты федерации вынуждены обращаться за экономической помощью к федеральному правительству и живут во многом за счет регионов-доноров. Считается, что присоединение таких слабых регионов к сильным способно улучшить, ускорить, сделать более успешным их социально-экономическое развитие. Предполагается, кроме того, что сокращение числа субъектов федерации приведет и к сокращению аппарата управления. В принципе, поскольку сейчас преобладает частная собственность, и хозяйство работает самостоятельно, не нуждается в административном руководстве, идея укрупнения русских регионов кажется привлекательной. Однако и здесь видятся большие трудности. Нет уверенности, что сильный регион при присоединении к нему слабого сможет подтянуть его до своего уровня. Вполне возможно, что дело будет происходить как раз наоборот. Кроме того, недолгий опыт существования совнархозов в середине 50-х гг. XX века показал, что при общей нехватке ресурсов центральный город «тянет одеяло» на себя, используя административный ресурс, еще более ограничивая возможности подъема присоединенных слабых территорий. При этом возникает вопрос: какой из областных центров должен стать центром объединенного региона и явно получит преимущества от такого объединения. В этом случае лучше было бы избирать новым центром не самый сильный город. Допустим, центром объединенной Северо-Западной области сделать Великий Новгород (а не Санкт-Петербург). Опыт высокоразвитых государств показывает, что в условиях рыночной экономики принадлежность к тому или иному штату или другой единице административного деления не имеет большого значения, а гигантские города могут успешно развиваться, не занимая лидирующей позиции в административной иерархии. Так, центром штата Нью-Йорк является вовсе не мировой одноименный город, а относительно небольшой город Олбани (чуть более 100 тыс. жителей), центром Пенсильвании - не миллионные Питтсбург и Филадельфия, а Гаррисберг. В Калифорнии при наличии трех многомиллионных агломераций столицей является небольшой город Сакраменто. Но в условиях современной России сохранение статуса административного центра области или края дает значительный дополнительный ресурс для развития, а лишение такого статуса приводит к обратному результату. Опыт ликвидации многочисленных районных центров сельских районов в период бесконечных реорганизаций прошлых десятилетий показывает тяжелую деградацию «выведенных за штат» населенных пунктов.

Ясно, что к любым изменениям АТД на уровне существующих субъектов федерации нужно подходить очень осторожно и, безусловно, решать эти проблемы демократически, путем проведения референдумов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА

Несоответствие территориального устройства современным реалиям резко проявилось к концу 90-х гг. Это послужило причиной создания в 2000 году семи федеральных округов.

Первоначально - с начала нового века - субъекты РФ группировались в 7 федеральных округов. В настоящее время добавился еще один – Северо-Кавказский (с центром в г. Пятигорске), выделенный из Южного. При делимитации округов сохраняется принцип, используемый при экономическом районировании, а именно целостности составляющих округ субъектов федерации.

Охарактеризуем соотношение федеральных округов с известной вам сеткой социально-экономических районов. Здесь возможны варианты:

1. Экономический район полностью соответствует федеральному округу (Дальневосточный).

2. Округ составлен из двух СЭР (Центральный – из Центрального и Центрально-Черноземного районов; Северо-Западный – из Северного, Северо-Западного районов и Калининградской области).

3. Округ состоит из части одного СЭР (Северо-Кавказский – из Северо-Кавказского, но без республики Адыгея, Краснодарского края и Ростовской области).

4. Округ, образованный из частей двух экономических районов. Это Южный федеральный округ (три субъекта федерации из Северо-Кавказского СЭР и три из Поволжья), Сибирский округ (Восточно-Сибирский и большая часть субъектов Западно-Сибирского СЭР) и Уральский (восток Уральского и север Западно-Сибирского СЭР).

5. Наиболее сложно устроен Приволжский федеральный округ. В него включен целиком Волго-Вятский район, основная часть Поволжского и западная часть Уральского районов.

Существуют разные точки зрения на проблему объективности федеральных округов. Нет единства и среди географов. Разошлись мнения даже соавторов данного пособия. Одни ищут объективную основу их формирования, признавая при этом, что особенно в сложных районах нельзя еще говорить о сложившемся в их основе едином территориальном комплексе.

Другая точка зрения принадлежит В. Е. Шувалову (МГУ). Согласно этой точки зрения, состав федеральных округов содержит существенный элемент субъективности, поскольку они формируются волевым решением, по административному признаку, и могут меняться (пример чего мы имеем). Поэтому изучать географию корректнее в границах крупных экономических районов.

 

 

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

1. Какие Вы видите перспективы укрупнения регионов страны? Хорошо это или плохо?

2. Перечислить субъекты и столицы.

3. Названия областей обычно даются по названию их центра. Однако имеются случаи несовпадения. Назовите их.

4. Какие народы имеют не один субъект, а больше?

 

Перестройка 80-х завершилась еще одной сверхреформой – возвратом к капиталистическому способу производства.

Перестройка — цикл реформ с 1986 по 1991 годы

Перестройку условно можно разделить на четыре этапа.
1-ый (1985-86) перестройка декларируется как теоретическая программа.
2-ой (1987-88) попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии и кооперации, открыто заявляют о себе общественные движения.
3-ий (1988-90) конкретизируется программа перестройки, политической активности, усиление социально политического и национального кризисов.
4-ый (1990-91) переход к президентской форме правления, резкое ухудшение экономического положения, формирование многопартийной системы, политической борьбы. Кризис советской федерации. Провозглашается переход к рыночной экономике. Провал августовского путча с последующим развалом СССР.

Реформа российской экономики в 1990-е годы

К этим реформам, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация. Кроме того в тот период были произведены существенные преобразования в налоговой, земельной и ряде других сфер. Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.

19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

29 января 1992 — Указ о свободе торговли.

11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. »

июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.

с 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства.

Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3, 5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.

Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные — весной, а в Государственную думу — в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ.

Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций.

Были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем.

Говоря о революции и реформе в заключение, нужно сказать, что и у того, и другого вида преобразований есть свои достоинства и недостатки, разное отношение к которым ведет к разделению политической общности на реформаторов и революционеров, что, конечно, не исключает наличия в обществе и принципиальных противников вообще всяких перемен – консерваторов или ретроградов, т. е. людей, желающих, чтобы перемены вели не к обновлению общества, а к восстановлению прошлого, а также тех, кому выбор пути развития общества, в принципе, безразличен.

Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Именно в ходе поэтапных, более или менее растянутых во времени изменений формируется развитая способность учета всего многообразия объективных связей и тенденций, действующих в обществе. В рамках такого подхода сохраняется реальная возможность выбора разных вариантов перемен, присутствует одновременно несколько моделей, существуют условия их сопоставления в целях сравнения и выявления преимуществ и недостатков. Острота социальных противоречий в такого рода преобразованиях не доходит до апогея. Общество не раскалывается на непримиримые лагеря, сохраняется возможность продуктивного подключения к проводимым преобразованиям представителей бывших господствующих классов, а степень сопротивления намечаемым преобразованиям не доходит до критических состояний.

Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.