|
|||
Вкусовые товары1. Общие сведения о вкусовых товарах.
Вкусовые товары – это разнообразные пищевые продукты, вызывающие вкусовые ощущения у человека и способствующие усвоению пищи. В большинстве своём они не представляют питательной ценности, т. к. содержат в незначительных количествах белки, жиры и углеводы. Для вкусовых товаров характерно высокое содержание веществ, способствующих возбуждению аппетита и выделению пищеварительных соков: эфирных масел, органических кислот, ароматических веществ и других соединений. Излишнее потребление вкусовых товаров, особенно содержащих алкоголь, никотин и другие сильнодействующие токсические вещества, чрезвычайно вредно и опасно для организма человека. В торговой практике вкусовые товары принято делить на следующие группы: · Чай, кофе и кофейные напитки; · Пряности и приправы; · Безалкогольные напитки; · Слабоалкогольные напитки; · Алкогольные (спиртные) напитки; · Табачные изделия. 2. Чай – Является одним из наиболее популярных напитков в мире. Значение чая как вкусового продукта обусловлено его ароматическими, вкусовыми и тонизирующими свойствами. Наукой установлено положительное воздействие чая на пищеварение, кровеносную и нервную системы. Чай устраняет усталость, способствует восстановлению утраченной трудоспособности и улучшает самочувствие человека. Широко используют его как потогонное средство при простудных заболеваниях. В состав чая входят разнообразные органические и неорганические вещества: дубильные, азотистые, минеральные, кофеин, эфирные масла, углеводы, витамины, ферменты, органические кислоты и др. Важнейшими компонентами являются: - дубильные вещества (15, 9 – 19%) придают вяжущий вкус. - кофеин – 2 – 3, 5% - эфирные масла – 0, 006 – 0, 021% - витамины – С, В, В Р, РР. Чай получают путём специальной обработки молодых верхушечных побегов (флешей) вечнозелёного чайного растения. Качество чая зависит от возраста и времени сбора побегов. Основными производителями чая являются: Индия, Шри-Ланка, Китай. Япония, Азербайджан, Грузия, Краснодарский край и др. Переработка чайного листа в готовый продукт осуществляется на чайных фабриках, расположенных вблизи плантаций. Торговые сорта чая производят на чаеразвесочных фабриках, расположенных в районах потребления. Чай классифицируют: 1. по районам произрастания: Индийский, Цейлонский, Краснодарский и др. 2. по способу обработки: байховый (чёрный, зелёный) из молодых побегов; плиточный (путём прессования); быстрорастворимый ( получают выпариванием воды до 3 %); чай для разовой заварки (в специальных пакетах); экстрагированный (сиропообразный). Для оценки качества определяют однородность чаинок по цвету, размеру и степени скручивания, а также цвет, прозрачность, аромат и вкус настоя и т. д. Хранят чай при t 9-20 C и относительной влажности воздуха 65-70%. Гарантийный срок – 8 месяцев. 3. Кофе – Это семена (зёрна) плодов вечнозелёного кофейного дерева. Кофейное производство широко развито в Бразилии, Колумбии, Гватемале, Мексике, Индии и т. д. Семена кофе содержаться в сочной мякоти плодов. Плоды собирают после достижения ими соответствующей окраски и размера. После сбора зёрна освобождают от плодовой мякоти и внутренних оболочек мокрым или сухим способом. Для придания красивого гладкого вида их полируют. В зёрнах сырого кофе содержится: - кофеина – 0, 7-3% - белковых веществ – 9-18% - сахара – 8-12% - клетчатки – до 25% - липидов – 8-13% Кофеин оказывает возбуждающее и стимулирующее действие на организм человека. Умеренное употребление в пищу кофе способствует поддержанию бодрого состояния организма, повышает его работоспособность, улучшает общий обмен веществ. Сырые зерна ароматом и вкусом готового кофе не обладают, поэтому для получения готового к употреблению в пищу кофе зерна предварительно поджаривают при t 180-200С до приобретения ими коричневого цвета и появления стойкого аромата. В реализацию кофе может поступать следующих видов: сырой натуральный в зернах; натуральный жареный в зернах; натуральный жареный молотый без добавлений; натуральный жареный молотый с добавками; растворимый При оценке качества кофе определяют его внешний вид, цвет и форму, вид зерна на разрезе, а после заваривания - вкус и аромат напитка, нормируется также влажность, содержание кофеина, минеральных и органических примесей, степень помола. Хранят при относительной влажности воздуха 75% при t 9-20С. Гарантийные сроки хранения кофе от 3 – 10 месяцев в зависимости от вида кофе и его упаковки.
|
|||
|