|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ш.Г. НАСЫРОВ 2 страницаКонтроль качества технического обслуживания, ремонта Контроль за состоянием, установленного на предприятии оборудования осуществляет инспекторская группа СГМ. Наблюдение за состоянием находяще- гося в эксплуатации оборудования производят дежурные слесари и механики це- хов. Контроль предусматривает: - проверку качества технического обслуживания оборудования операто- рами (станочниками), его смазывания, чистки, соответствия применяе- мых режимов обработки установленным технологическим процессам; - выяснение причин преждевременного выхода оборудования из строя; - проверку качества режущего инструмента; - проверку правильности передачи оборудования от смены к смене; - проверку выполнения требований, занесенных в журнал передачи смен. При нарушении обслуживающим персоналом правил эксплуатации и ухода за оборудованием механик цеха и инспектор ОГМ принимают необходимые меры вплоть до остановки оборудования. Виды работ технического обслуживания и ремонта Для длительного сохранения оборудованием работоспособности и уменьшение затрат на поддержание (восстановление) и потерь основного производства, связанных с простоями оборудования из-за неисправности, требуется рациональная организация эксплуатации и обязательное выпол- нение комплекса работ по техническому обслуживанию[3, 5]. В деятельности службы главного механика (СГМ) предприятий техниче- ское обслуживание оборудования стоит на первом месте, а ремонт, кото- рый не рассматривается как самоцель, на втором. Рациональная организация технического обслуживания требует четкой регламентации и планирования по возможности всех входящих в него работ по их содержанию и периодичности выполнения, а также распределения их между раз- личными исполнителями. Однако регламентировать весь объем работ, входящих в состав техниче- ского обслуживания станков и машин, практически невозможно, так как для это- го необходимо непрерывное наблюдение за возникновением имеющих случайный характер отказов всех быстроизнашивающихся деталей и нарушений всех неответственных подвижных сопряжений и неподвижных разъемных соеди- нений. Организация такого непрерывного наблюдения в настоящее время эконо- мически неэффективна. Поэтому наряду с регламентированными (плановыми) обязательными работами техническое обслуживание включает случайные рабо- ты, выполняемые по потребности . Внеплановый (оперативный) ремонт выполняют по потребностям и к нему относят аварийный, ремонт, вызванный дефектами конструкции или изготовления оборудования, а также дефектами и нарушениями правил технической эксплуатации.
Рисунок 1. 2 - Структура ремонтных работ
Основные операции, входящие в состав планового (регламентированного) и непланового технического обслуживания действующего оборудования, и распределение их между исполнителями показаны в таблице 1. 1. Таблица 1. 1 - Плановое и неплановое техническое обслуживание [1]
* Функции смазчика может выполнять слесарь комплексной бригады. П р и м е ч а н и е - К шифрам операций обслуживания механической части добавляют справа индекс М, электрической части – Э, устройств ЧПУ – С.
Плановый осмотр (О) – операция планового технического обслуживания, выполняемая с целью проверки всех узлов оборудования и накопления информации об износе деталей и изменении характера их сопряжений, для подготовки предстоящих ремонтов. Выполняется по заранее составленному плану, через установленное нормами число часов, отработанных оборудованием, как правило, без разборки узлов, визуально или с помощью средств технической диагностики. При осмотре производиться устранение мелких неисправностей (зачистка забоин, задиров, царапин, заварка трещин). Ежесменный осмотр (Ое) – это операция планового технического обслуживания, выполняемая с целью: - выявления и фиксации изменений состояния отдельных наименее надежных деталей, сопряжений деталей оборудования и предотвращения их отказов; - наблюдения за выполнением правил технической эксплуатации и требований техники безопасности и предупреждения их нарушений. Ежесменный осмотр выполняется каждую рабочую смену в объеме, предусмотренном картой планового технического обслуживания, без остановки оборудования. По результатам осмотра производится устранение неисправностей. Периодический частичный осмотр (Оч) – это операция планового технического обслуживания, выполняемая с той же целью, что и ежесменный осмотр, для более широкой номенклатуры деталей и сопряжений. Оч производится через определенное число часов оперативного времени, отработанных оборудованием, в объеме, установленном картой планового технического обслуживания, без остановки оборудования. По результатам осмотра производится устранение мелких неисправностей. Ежесменное поддержание чистоты оборудования (Че) – это операция планового технического обслуживания, выполняется с целью: - предотвращения ускоренного изнашивания открытых рабочих поверхностей; - защиты рабочего (оператора) от травмирования; - повышения производительности труда; - соблюдения требований промышленной эстетики. Выполняется, как правило, в конце каждой рабочей смены, но при необходимости может производиться несколько раз в смену. Ежесменное поддержание чистоты помещений (Че), в которых установлено оборудование, – это операция планового технического обслуживания, выполняется с той же целью и в те же сроки, что и поддержание чистоты оборудования. Ежесменное смазывание (Се) – это операция планового технического обслуживания, осуществляемая с целью создания при запуске оборудования нормальных условий смазывания трущихся поверхностей взаимно перемещающихся деталей и поддержания таких условий на протяжении всей смены для предотвращения их ускоренного изнашивания. Пополнение смазочных материалов (Сп) в резервуарах и редукторах – производится с целью предупреждения ускоренного изнашивания трущихся поверхностей в связи с испарением и утечкой смазочного материала. Плановое – если выполняется через установленное картой смазывания число часов отработанных оборудованием, и неплановое - при выполнении по сигналу оператора (станочника) или по результатам осмотра до отработки установленного числа часов. Замена смазочных материалов (С3) в резервуарах, редукторах и корпусах – это операция планового технического обслуживания, выполняется с целью предупреждения ускоренного изнашивания трущихся поверхностей в связи с ухудшением действия смазочного материала в результате нагревания и загрязнения, через установленное картой смазывания число часов оперативного времени, отработанных оборудованием, и сопровождается промывкой всей смазочной системы. Промывка (ПМ) механизмов и смазочных систем – это операция планового технического обслуживания, осуществляется с целью предупреждения ускоренного изнашивания трущихся поверхностей в связи с загрязнением пылью и металлоабразивными продуктами обработки изделий. Промывка выполняется через установленное картой планового технического обслуживания число часов, отработанных оборудованием. Периодическая очистка от пыли – это операция планового технического обслуживания электрической (Чэ) и электронной (Чс) частей оборудования, осуществляемая с целью: - предупреждения отказов электрических и электронных систем в связи с замыканиями и утечками через пылевые перемычки; - предотвращения несчастных случаев в связи с механическими повреждениями изоляции и цепей заземления, скрываемыми слоем пыли; - соблюдения требований промышленной эстетики. Выполняется через установленное картой планового технического обслуживания число часов, отработанных оборудованием. Регулирование механизмов, устройств, элементов, замена быстроизнашивающихся деталей и затяжка крепежных деталей (Р) – это операция технического обслуживания, выполняемая с целью: - сохранения или восстановления первоначальной производительности, снижающейся в связи с изнашиванием и деформацией отдельных деталей; - сохранения или восстановления первоначальной точности обработки изделий, уменьшающейся по мере изнашивания трущихся поверхностей взаимно перемещающихся деталей; - сохранения или восстановления безопасных условий работы на оборудовании; - предупреждения прогрессирующего изнашивания и предотвращения поломок деталей, а также повреждений сопряженных деталей. Регулирование плановое, если выполняется через установленное картой планового технического обслуживания число часов, отработанных оборудованием, и неплановое при выполнении по сигналу оператора (станочника) или по результатам осмотра до отработки установленного числа часов. Проверка геометрической и технологической точности (Пр) – это операция планового технического обслуживания, выполняемая с целью предупреждения брака точных изделий и предотвращения аварий. Выполняется через установленное картой планового технического обслуживания число часов оперативного времени, отработанных оборудованием. Перечень Пр разрабатывается предприятием, эксплуатирующим оборудование. Профилактические испытания электрической (Иэ) и электронной (Ис) частей оборудования – это операция планового технического обслуживания, осуществляемая с целью: предупреждения отказов и сбоев; предотвращения несчастных случаев; соблюдения требований «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации установок потребителей». Выполняется через установленное картой планового технического обслуживания число часов оперативного времени, отработанных оборудованием. Бездействующее оборудование, которое в связи с изменением состава или объема продукции или технологии ее изготовления не подлежит использованию в планируемом году, но не демонтируется ввиду возможного использования в будущем, также нуждается в техническом обслуживании. Консервация (Ск) – это операция планового технического обслуживания бездействующего оборудования, осуществляемая с целью защиты его от коррозии во время бездействия. Выполняется в соответствии с ГОСТ 9. 014–78 в течение трех месяцев с момента остановки оборудования и повторяется через каждые шесть месяцев. Консервацию действующего редко используемого оборудования необходимо производить, если перерывы в его использовании превышают три месяца. Перед началом использования бездействующего законсервированного оборудования его необходимо подвергнуть промывке (Пм). Использование оборудования по назначению неизбежно связано с сокращением его ресурса, т. е. приближением к предельному состоянию, при котором продолжение эксплуатации становится невозможным, неэффективным или опасным для окружающих. Техническое обслуживание замедляет этот процесс и сокращает число отказов и связанные с ними потери основного производства. Однако рано или поздно наступает необходимость в ремонте оборудования для поддержания или восстановления его работоспособности и исправности. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей. Современное оборудование может состоять из трех частей: механической (включающей и гидравлические устройства), электрической и электронной. О постепенном приближении предельного состояния деталей механической части, как правило, можно судить по признакам, обнаруживаемым визуально, инструментальными замерами и с помощью специальной аппаратуры (увеличение износа поверхностных слоев, отдельные повреждения, усталостные трещины и т. п. ). Возможность прогнозировать приближение предельного состояния позволяет заменять детали в большинстве случаев заранее в плановом порядке. То же относится к взаимно перемещающимся деталям электрической части и отчасти к изоляции электропроводов и обмоток электродвигателей и электроаппаратов. Однако приближение отказа ряда неподвижных деталей и изделий, входящих в состав электрической части не сопровождается видимыми признаками и не может быть обнаружено до наступления отказа. Замена их возможна только в неплановом порядке, по потребности. Поэтому по способу организации ремонты подразделяются на два вида: плановый и внеплановый. Плановый ремонт (ПР) – это ремонт, предусмотренный Типовой системой и выполняемый через установленное нормами этой системы число часов оперативного времени, отработанных оборудованием или при достижении установленного нормами технического состояния. Плановые ремонты в зависимости от содержания и трудоемкости выполнения работ подразделяются на текущие, средние и капитальные (ГОСТ 18322-78). Текущий ремонт (малый) заключается в замене небольшого количества изношенных деталей и регулировании механизмов для обеспечения нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта. Как правило, он проводится без простоя оборудования (в нерабочее время). В течение года текущему ремонту подвергается 90-100 % технологического оборудования. Затраты на такой вид ремонта включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании. Средний ремонт заключается в смене или исправлении отдельных узлов или деталей оборудования. Он связан с разборкой, сборкой и выверкой отдельных частей, регулировкой и испытанием оборудования под нагрузкой. Этот вид ремонта проводится по специальной Ведомости дефектов и заранее составленной смете затрат в соответствии с планом-графиком ремонтов оборудования. Затраты на ремонты, проводимые с периодичностью менее 1 года, включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании, а с периодичностью более 1 года - за счет амортизационных отчислений. В течение года среднему ремонту подвергается около 20-25 % установленного оборудования. Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности оборудования и восстановления полного или близкого к полному ресурса. Как правило, производятся ремонт всех базовых деталей и узлов, сборка, регулировка и испытание оборудования под нагрузкой. Так же, как и средний ремонт, капитальный ремонт выполняется по специальной Ведомости дефектов, составленной при осмотре оборудования, а также по смете затрат и в соответствии с планом-графиком. Затраты на капитальный ремонт осуществляются предприятием за счет производимых им амортизационных отчислений. В течение года капитальному ремонту подвергается около 10-12% установленного оборудования. При капитальном ремонте восстанавливают предусмотренные стандартами геометрическую точность, мощность и производительность оборудования на срок до очередного планового среднего или капитального ремонта. Внеплановый ремонт (аварийный ремонт) - вид ремонта, вызванный аварией оборудования, или не предусмотренный годовым планом ремонт, выполняемый в неплановом порядке, по потребности. При правильной организации ремонтных работ в строгом соответствии с системой ППР внеплановые ремонты не должны иметь места.
Основные определения и структура системы ППР Все работы по плановому техническому обслуживанию и ремонту выполняются в определенной последовательности, образуя повторяющиеся циклы [1]. Ремонтный цикл (Цр) – это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняемых в предусмотренной последовательности через установленные равные числа часов оперативного времени работы оборудования, называемые межремонтными периодами. Ремонтный цикл завершается капитальным ремонтом и определяется структурой и продолжительностью. Структура ремонтного цикла (Сцр) – это перечень ремонтов, входящих в его состав, расположенных в последовательности их выполнения. Например, структуру ремонтного цикла, состоящего из четырех текущих, одного среднего и одного капитального ремонта, записывают так: КР–ТР–ТР–СР–ТР–ТР–КР, (1. 1) Продолжительность ремонтного цикла (Тцр) – это число часов оперативного времени работы оборудования, на протяжении которого производятся все ремонты, входящие в состав цикла. Простои оборудования, связанные с выполнением плановых и внеплановых ремонтов и технического обслуживания, в продолжительность ремонтного цикла не входят. Продолжительность ремонтного цикла изображают размерной линией между обозначениями капитальных ремонтов, которыми начинается и завершается цикл. Над размерной линией указывают продолжительность цикла (в часах), например: КР—ТР—ТР—СР—ТР—ТР—КР, (1. 2) I 2000 I Межремонтный период (Тмр) — это период оперативного времени работы оборудования между двумя последовательно выполняемыми плановыми ремонтами. Продолжительность межремонтного периода равна продолжительности ремонтного цикла, деленной на число внутрицикловых ремонтов плюс 1. Цикл технического обслуживания (Цо) – это повторяющаяся совокупность операций различных видов планового технического обслуживания, осуществляемых через установленные для каждого вида оборудования числа часов оперативного времени работы, называемые межоперационными периодами (Тмо). Цикл технического обслуживания определяется структурой и продолжительностью. Структура цикла технического обслуживания (Сцо) — это перечень операций планового технического обслуживания, входящих в состав цикла, с коэффициентами, показывающими число операций каждого вида в цикле. Структуру цикла технического обслуживания изображают в виде суммы входящих в него операций. Для обозначения числа операций тех видов технического обслуживания, которые выполняются ежедневно, в качестве коэффициента употребляют букву «Е» (ежедневно). Виды технического обслуживания, производимые неремонтным персоналом (станочниками, уборщиками), в структуру цикла технического обслуживания не включают. Например, структуру цикла технического обслуживания, включающего ежесменный осмотр, четыре пополнения смазочного материала, одну замену смазочного материала, один частичный осмотр, две профилактические регулировки и ежесменное смазывание, записывают так: ЕОе + 4СП + С3 + Оч + 2Р (1. 3) (ежесменное смазывание, выполняемое станочником, не показывают). Продолжительность цикла технического обслуживания (Тцо) и продолжительность межремонтного периода (Тмр) равны между собой, так как все операции планового технического обслуживания выполняются между двумя последовательными плановыми ремонтами. Межоперационный период обслуживания (Тмо) – это период оперативного времени работы оборудования между двумя последовательно выполняемыми одноименными операциями планового технического обслуживания. Период между двумя последовательными плановыми осмотрами называется межосмотровым периодом (Тос)
Карта планового технического обслуживания – это документ, высы- лаемый заводом - изготовителем в составе сопроводительной технической документации с каждой единицей оборудования и содержащий: - перечень всех подлежащих выполнению видов планового технического обслуживания с краткой характеристикой их содержания; - по операциям Ое, Оч, О, Пр, Иэ, Ис – число операций в цикле техниче- ского обслуживания; - по операциям Сп, С3, Р, Пм, Чэ, Чс – наибольший допустимый межоперационный период обслуживания – max Тмо; - трудоемкость выполнения каждой операции и состав исполнителей. Карта планового технического обслуживания может разрабатываться на каждую модель оборудования или на группу конструктивно близких моделей. Типовая система для различных видов оборудования и различных условий эксплуатации однотипного оборудования определены разные по структуре и продолжительности ремонтные циклы и числа плановых осмотров в циклах технического обслуживания. Структуры циклов технического обслуживания, кроме плановых осмотров, устанавливают по данным карт планового технического обслуживания. Структуры ремонтных циклов приведены в таблице 1. 2, а эмпирические формулы для определения продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов – в таблице 1. 3.
Таблица 1. 2 – Структура ремонтного цикла
Таблица 1. 3 – Эмпирические формулы для определения продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|